ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-9568/2011 от 23.12.2011 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ижевск Дело № А71-9568/2011

30 декабря 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 23 декабря 2011г.

Полный текст решения изготовлен 30 декабря 2011г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Бушуевой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Калининым Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Муниципального учреждения Администрации муниципального образования «город Ижевск»

к Управлению государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, г.Ижевск

об оспаривании предписания,

при участии в заседании представителей сторон

от заявителя - ФИО1 по доверенности от 18.01.2011г.

от ответчика - ФИО2 по доверенности от 11.01.2011г.

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального образования «город Ижевск» обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 17.06.2011 №113202.

В обоснование заявленного требования заявитель указал, что предписанием на Администрацию МО «город Ижевск» незаконно возложена обязанность по устранению несанкционированного пункта прибытия (отправления) пригородных пассажирских автобусов, расположенного по адресу: г. Ижевск, перекресток улиц Ленина и К.Маркса, рядом с «С Банк», в связи с тем, что полномочиями в решении этого вопроса Администрация города Ижевск не наделена. По мнению заявителя, решение вопроса по ликвидации несанкционированного пункта прибытия (отправления) пригородного маршрута может быть обеспечено исключительно Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики. Кроме того, заявитель указал, что им приняты меры по исполнению оспариваемого предписания. Направлены обращения в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики с просьбой принять соответствующие меры контроля по организации и осуществлению перевозок пригородных и междугородных перевозок автомобильного транспорта, а также с предложением привлечь перевозчика к административной ответственности. Направлено обращение в ГИБДД МВД Удмуртской Республики с просьбой установить дорожный знак «Остановка запрещена» на участке улицы К.Маркса от дома 13 по ул.Пастухова до перекрестка с улицей Ленина по ходу движения в центр, которое было отклонено в связи с нецелесообразностью установки данного знака.

Ответчик заявленное требование не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. В обоснование возражений указал, что обязанность по устранению несанкционированного пункта прибытия (отправления) пригородных пассажирских автобусов, входит в полномочия Администрации, на основании Устава муниципального образования "город Ижевск".

Из материалов дела следует, что 09 марта 2011г. Управлением государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ на основании приказа № 388 от 13.05.2011 проведена внеплановая проверка в отношении несанкционированных пунктов прибытия (отправления) пригородных, междугородных и международных пассажирских автобусов на территории муниципальных образований «Город Ижевск», «Малопургинский район» Удмуртской Республики.

По результатам проверки составлен акт № 113202 от 17.06.2011г. и выдано предписание № 113202 от 17.06.2011, согласно которому заявителю в срок до 17.08.2011г. предписано устранить нарушения п. п. 4.6 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утв. Приказом Минтранса РФ от 08 января 1997г. № 21, а именно: устранить в муниципальном образовании «Город Ижевск» несанкционированный пункт прибытия (отправления) пригородных пассажирских автобусов расположенный по адресу: г.Ижевск, перекресток улиц Ленина и К.Маркса, рядом с «С Банком».

Оценив представленные доказательства по делу, суд пришел к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 201 АПК РФ).

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. за N 398) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

Согласно статье 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997г. № 2 утверждены Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (далее Положения).

В силу п. 4.6 Положения выбор местоположения автобусных остановок производится владельцами автобусов в соответствии с действующими нормативными документами. При этом должны быть соблюдены условия обеспечения максимального удобства пассажиров, необходимой видимости автобусных остановок и безопасности движения транспортных средств и пешеходов в их зоне. Местоположение автобусных остановок согласовывается с дорожными, коммунальными организациями, главным архитектором города (района), органами Государственной автомобильной инспекции и утверждается органами исполнительной власти соответствующей территории. Обустройство автобусных остановок в городах осуществляется коммунальными, а на автомобильных дорогах - дорожными организациями в соответствии с действующими нормативными документами.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно статье 38 Устава Муниципального образования «город Ижевск», утв. Решением Городской Думы г.Ижевска от 16.06.2005г. №333 Администрация города (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Ижевск") наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики.

В силу ст. 9 Устава муниципального образования «город Ижевск» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопросами местного значения согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно подпунктов 7, 7.1 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что устранение несанкционированного пункта прибытия (отправления) пригородных пассажирских автобусов, расположенного в г.Ижевске, на перекрестке ул. Ленина и К.Маркса, рядом с «С-Банком», отнесено Законом N 131-ФЗ и Уставом муниципального образования «город Ижевск» к компетенции Администрации Муниципального образования «город Ижевск».

С учетом изложенного, судом отклоняется довод заявителя об отсутствии оснований для возложения на него обязанностей по устранению несанкционированного пункта прибытия (отправления) пригородных пассажирских автобусов.

Суд полагает, что обжалуемое предписание от 17.06.2011 № 113202 права заявителя не нарушает, принято законно и обоснованно, в соответствии с компетенцией Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике. Доказательств нарушения прав и законных интересов заявителем не представлено.

Факт обращения Администрации с просьбой о принятии соответствующих мер в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики и в ГИБДД МВД по Удмуртской Республике, не является основанием для признания оспариваемого предписания незаконным и освобождения от его исполнения Администрации МО «Город Ижевск», поскольку именно Администрация в силу возложенных на нее полномочий является органом местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

На основании вышеизложенного, предписание от 17.06.2011 № 113202 соответствует требованиям действующего законодательства, права и интересы Администрации МО «город Ижевск» не нарушает. Таким образом, в удовлетворении требований заявителю следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления Администрации города Ижевска о признании незаконным, несоответствующим Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предписания Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике от 17.06.2011 № 113202.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья Бушуева Е.А.