ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-9571/2012 от 10.09.2012 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск Дело № А71-9571/2012

11 сентября 2012г.

Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2012г.

Полный текст решения изготовлен 11 сентября 2012г.

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В. Иютиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.М. Саляховой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Медавтотранс», г.Ижевск

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска, г. Ижевск

о признании недействительным решения № 2263 от 15.03.2012

при участии представителей:

от заявителя: Авдеевой И.В. по доверенности от 16.08.2012,

от налогового органа: Чирковой Н.А. по доверенности от 10.01.2012,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Медавтотранс» (далее – ОАО «Медавтотранс», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения № 2263 от 15.03.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного Инспекций Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска (далее – ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска, налоговый орган, налоговая инспекция).

ОАО «Медавтотранс» заявленное требование поддержало в полном объеме, указав в обоснование, что не устранены сомнения в определении документов, которые могут служить основанием для определения налоговой базы по транспортному налогу. Заявитель ссылается на то, что на момент вынесения оспариваемого решения налоговой инспекцией не были получены ответы на запросы, направленные в адреса Управления Госавтоинспекции МВД по УР и ОАО «КАМАЗ». Также заявитель пояснил, что в ПТС серия 18 ЕР № 796800 06.05.2010 вносились изменения в связи с переименованием предприятия. Соответственно, как считает заявитель, органами МРЭО ГИБДД МВД по УР подтверждена актуальность данных, содержащихся в указанном ПТС о том, что мощность транспортного средства КАМАЗ-5511 составляет 70 лошадиных сил. По мнению заявителя, Общество правомерно полагало, что данные ПТС являются действительными и достоверными, и уплачивало транспортный налог исходя из содержащихся в них сведений.

Налоговый орган требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (т. 1 л.д. 58-60). Возражая против требований ОАО «Медавтотранс», налоговая инспекция указала, что оспариваемое решение является законным и обоснованным. Выявленные расхождения в мощности транспортного средства возникли в результате технической ошибки, допущенной в ПТС на КАМАЗ-5511, заявителю о данной ошибке было известно, поскольку у ОАО «Медавтотранс» имелись иные регистрационные документы (свидетельство о регистрации ТС), в которых мощность указана правильно - 210 лошадиных сил.

Как следует из материалов дела, ОАО «Медавтотранс» был подан в ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска уточненный налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу за 2 квартал 2010 год, сумма авансового платежа – 20234 руб.

Налоговым органом в период с 07.10.2011 по 10.01.2012 была проведена камеральная проверка уточненного налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу за 2 квартал 2010 год, в ходе которой налоговой инспекцией были выявлены расхождения в налоговой базе при исчислении налога на транспортное средство КАМАЗ-5511. По данным ОАО «Медавтотранс» его мощность составляет 70 лошадиных сил, по данным же, имеющимся в налоговом органе – 210 лошадиных сил.

С целью уточнения мощности двигателя транспортного средства КАМАЗ-5511 (рег. номер Е917АЕ18) ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска был направлен запрос в ГИБДД УР № 12010/17021 от 25.10.2011 с просьбой уточнить мощность двигателя транспортного средства марки КАМАЗ-5511 (т. 1 л.д. 94). На данный запрос налоговой инспекцией был получен ответ от УГИБДД МВД России по УР № 17/3-4151 от 10.11.2011, в котором сообщалось, что указанная в паспорте транспортного средства автомобиля КАМАЗ5511, государственный регистрационный знак Е917АЕ18, принадлежащем ОАО «Медавтотранс», мощность двигателя – 70 лошадиных сил, является недействительной. Согласно сведениям информационной базы РОИО ГИБДД МВД по УР «Автомобиль» в карточке учета транспортного средства указана мощность двигателя – 210 л/с. Данные сведения отражены и в свидетельстве о регистрации вышеуказанного транспортного средства (т. 1 л.д. 95).

В ответ на уведомление налогового органа заявителем были представлены письменные пояснения от 23.12.2011, согласно которым Общество определяло налоговую базу при исчислении транспортного налога на автомобиль КАМАЗ-5511, исходя из мощности, указанной в паспорте транспортного средства, так как именно он является документом, отражающим содержащуюся в технической документации информацию (т. 1 л.д. 41-42).

По результатам проверки налоговая инспекция пришла к выводу о занижении ОАО «Медавтотранс» суммы транспортного налога за 2 квартал 2010 год в размере 2450 руб.

17.01.2012 составлен акт камеральной налоговой проверки № 14345 (т.1 л.д. 42-43).

02.02.2012 ОАО «Медавтотранс» представило возражения по акту камеральной проверки (т.1 л.д. 44-45).

15.02.2012 ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска было вынесено решение № 435 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (т. 1 л.д. 47). В рамках данных мероприятий налоговым органом был направлен запрос № 07-10/03523 от 10.03.2012 в УГИБДД МВД России по УР о предоставлений пояснений по факту наличия расхождения в регистрационных документах на транспортное средство КАМАЗ 5511 рег.знак Е917АЕ18 (л.д. 93). Ответ на данный запрос поступил в ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска 23.03.2012. В нем сообщалось, что при перерегистрации 06.05.2010 в МРЭО ГИБДД МВД по УР автомобиля КАМАЗ 5511, государственный регистрационный знак Е917АЕ18, принадлежащего ОАО «Медавтотранс», в базе данных АИПС «Автомобиль» была произведена корректировка мощности двигателя вышеуказанного автомобиля, которая ранее была неправильно указана в паспорте транспортного средства 18ЕР796800 (исправлено на 210 л/с). В свидетельстве о регистрации ТС 18ТО743523 была указана аналогичная мощность. Факт несоответствия мощности двигателя, указанной в паспорте транспортного средства действительной мощности автомобиля не был замечен инспектором МРЭО ГИБДД МВД по УР ввиду большого количества поступивших на подпись регистрационных документов (т. 1 л.д. 99).

15.03.2012 налоговым органом принято решение № 2263 об отказе в привлечении ОАО «Медавтотранс» к ответственности за совершение налогового правонарушения, Обществу доначислен транспортный налог в сумме 2450 руб. (т.1 л.д. 48-50).

Не согласившись с данным решением, заявитель обжаловал решение в Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике (т. 1 л.д. 51-52).

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике №06-06/05206@ от 23.04.2012 решение № 2263 от 15.03.2012 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения (т. 1 л.д. 52-56).

Несогласие заявителя с решением ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.

Оценив представленные по делу доказательства, в части оспаривания пункта 1 решения № 2263 от 15.03.2012 об отказе в привлечении ОАО «Медавтотранс» к налоговой ответственности суд считает необходимым отказать в удовлетворении заявленного требования, поскольку данным пунктом права и интересы Общества никак не нарушаются.

В остальной части заявленных требований суд пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пунктом 1 статьи 70 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 названной статьи.

В соответствии со статьей 357 НК РФ ОАО «Медавтотранс» в 2010 году являлось плательщиком транспортного налога.

Статьями 14 и 356 НК РФ закреплено, что транспортный налог является региональным налогом, вводится в действие в соответствии с указанным Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате только на территории субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных упомянутым Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно пункту 1 статьи 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В соответствии с пунктом 2 данной статьи налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

На территории Удмуртской Республики транспортный налог введен Законом Удмуртской Республики от 27.11.2002 года № 63-РЗ «О транспортном налоге в Удмуртской Республике».

Данным Законом на территории Удмуртской Республики установлены:

- Налоговые ставки по транспортному налогу (Статья 2);

- Налоговые льготы по уплате транспортного налога (Статья 3);

- Сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу и сумм налога, подлежащих уплате по истечении налогового периода (Статья 4).

Согласно статье 2 Закона Удмуртской Республики от 27.11.2002 года №63-РЗ «О транспортном налоге в Удмуртской Республике» налоговая ставка для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. установлена 55 руб./л.с.

Согласно пункту 1 статьи 359 НК РФ налоговая база по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 359 НК РФ), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии со статьей 360 НК РФ, налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

В соответствии с пунктом 2. статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися организациями, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода. Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Согласно статье 4 Закона Удмуртской Республики от 27.11.2002г. №63-РЗ «О транспортном налоге в Удмуртской Республике», налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее 10 мая, 10 августа, 10 ноября года налогового периода. По истечении налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают сумму налога не позднее 10 февраля года, следующего за годом налогового периода.

Порядок и сроки представления налоговой отчетности по транспортному налогу установлен статьей 363.1 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 363.1 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу.

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.03 N БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Методические рекомендации). Согласно пункту 18 Методических рекомендаций в соответствии со статьей 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах. Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

В силу пункта 22 Методических рекомендаций в случае расхождения сведений, предоставленных государственным органам, осуществляющим государственную регистрацию соответствующих видов транспортных средств, с данными, содержащимися в технической документации на транспортное средство, принимаются данные, содержащиеся в технической документации на транспортное средство.

Порядок регистрации самоходных транспортных средств определен "Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Госгортехнадзора)" (далее - Правила), утвержденными первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 16.01.1995.

В соответствии с пунктом 2.8 Правил регистрация машин за юридическим лицом производится на основании их заявлений после отметок соответствующих военных комиссариатов, справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 2.12 Правил на зарегистрированную машину выдаются свидетельство о регистрации установленного образца и государственный регистрационный знак, а в паспорт машины заносится владелец или сведения об изменении владельца.

Пунктом 2.15 Правил предусмотрено, что свидетельство о регистрации служит регистрационным документом, подтверждающим принадлежность машины. Свидетельство о регистрации хранится у владельца. При использовании машины оно находится у водителя и предъявляется вместе с другими обязательными документами по требованию государственных инженеров-инспекторов и внештатных инспекторов Гостехнадзора, инспекторов и внештатных инспекторов ГАИ, военных автоинспекторов, работников милиции и железнодорожных переездов, а также дружинников. Эксплуатация машин без свидетельства о регистрации запрещается.

Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе наличие одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов").

Приказами МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств. До принятия данного акта действовало Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденное Приказами МВД РФ N 399, Государственного таможенного комитета РФ N 388, Госстандарта РФ N 195 от 30.06.1997.

В силу указанных Положений паспорта выдаются собственникам транспортных средств организациями, являющимися изготовителями транспортных средств, таможенными органами Федеральной таможенной службы или подразделениями Госавтоинспекции.

Согласно пункту 33 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств от 23.06.2005 в строке 10 указывается мощность двигателя в лошадиных силах (киловаттах).

Как следует из материалов дела, ОАО «Медавтотранс» имеет в собственности транспортное средство марки КАМАЗ-5511 регистрационный номер Е917АЕ18. В паспорте данного транспортного средства (серия 18 ЕР № 796800) мощность двигателя указана 70 лошадиных сил (т. 1 л.д. 100). Общество исчисляло транспортный налог, руководствуясь только этой записью и применяло налоговую ставку – 25 руб./л.с. Однако в свидетельстве о государственной регистрации транспортного средства (серия 18 ТО 743523) мощность двигателя обозначена 210 лошадиных сил (т. 1 л.д. 101). Таким образом, у заявителя имелись документы, содержащие различные сведения о мощности двигателя автомобиля КАМАЗ-5511, при этом заявителем не предпринималось никаких действий по устранению данных расхождений в документах на транспортное средство.

Генеральный директор ОАО «Медавтотранс» Стерхов А.А. при допросе указал, что ПТС хранится в бухгалтерии, а свидетельство о государственной регистрации транспортного средства – у водителей. Налоговая отчетность заполняется на основании ПТС, свидетельство о регистрации не является подтверждающим документом (т. 1 л.д. 97-98).

Однако суд считает, что факт отсутствия свидетельства о государственной регистрации транспортного средства в бухгалтерии не доказывает отсутствие у заявителя информации о действительной мощности транспортного средства КАМАЗ-5511. Свидетельство о государственной регистрации указанного транспортного средства имелось, находилось у водителей. При перерегистрации 06.05.2010 в связи с переименованием общества налогоплательщиком в заявлении, представленном в МРЭО МВД по УР, указана фактическая мощность двигателя спорного транспортного средства- 210 лошадинных сил.

Факт того, что бухгалтер общества не знал о том, что в свидетельстве указана мощность автомобиля КАМАЗ-5511 в 210 лошадиных сил, не свидетельствует о правомерности применения заявителем ставки налога 25 руб./л.с., исходя из мощности транспортного средства 70 лошадиных сил.

Суд не принимает довод заявителя о том, что на момент вынесения решения № 2263 от 15.03.2012 налоговой инспекцией не были получены ответы на запросы, направленные в адреса Управления Госавтоинспекции МВД по УР и ОАО «КАМАЗ», так как отсутствие данных ответов не привело к неправильным выводам, факт несоответствия указанной в паспорте транспортного средства мощности автомобиля КАМАЗ-5511 действительной его мощности налоговым органом был установлен. На момент вынесения решения ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска располагала ответом УГИБДД МВД по УР от 15.11.2011 о том, что указанная в паспорте транспортного средства автомобиля КАМАЗ 5511 мощность двигателя 70 лошадиных сил является недействительной, мощность двигателя указанного транспортного средства составляет 210 лошадиных сил. Также налоговая инспекция располагала сведениями о мощности двигателя транспортного средства КАМАЗ 5511 в 210 лошадиных сил, представленными ГИБДД УР в электронном виде в порядке ст. 85 и п. 4 ст. 362 НК РФ. Кроме того, ответ на запрос от 17.02.2012 ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска от УГИБДД МВД по УР был получен 23.03.2012, он только подтвердил уже имеющиеся у налогового органа сведения и прояснил причину возникновения расхождения.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2007 № 3355/07 по делу № А19-9947/06-18, документы, полученные налоговым органом по окончании камеральной проверки, подлежат исследованию наряду с обстоятельствами, указанными в оспариваемом решении.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что решение ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска № 2263 от 15.03.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения является законным и обоснованным. Требования заявителя удовлетворению не подлежат.

С учетом принятого решения, на основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

1. Отказать в удовлетворении заявления Открытого акционерного общества «Медавтотранс» о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска № 2263 от 15.03.2012 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья О.В. Иютина