426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
МОТИВИРОВАННОЕ РЕШЕНИЕ
по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства
г. Ижевск | Дело № А71- 9594/2020 |
23 октября 2020 года |
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В. Иютиной, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ижсвязьпроект» г. Ижевск к административной комиссии при Администрации города Ижевска об отмене постановления о назначении административного наказания от 14.07.2020 № 0000219209182007145515373, без вызова сторон, извещенных о начавшемся судебном процессе надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Ижсвязьпроект» г. Ижевск (далее заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к административной комиссии при Администрации города Ижевска (далее - ответчик, административная комиссия, административный орган) об отмене постановления о назначении административного наказания от 14.07.2020 № 0000219209182007145515373, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 11.10 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 №57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений».
В соответствии со ст.ст. 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление (л.д. 40-41), приобщенном к материалам дела с дополнительными документами, представленными ответчиком 03.09.2020.
08.09.2020 заявителем представлены в электронном виде возражения на отзыв ответчика (л.д. 54-55).
Согласно ст. 229 АПК РФ решение арбитражного суда по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается немедленно после разбирательства дела путем подписания судьей резолютивной части решения и приобщается к делу.
15.10.2020 подписана и 16.10.2020 размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» резолютивная часть решения по настоящему делу.
20.10.2020 от ответчика в электронном виде поступило заявление об изготовлении мотивированного решения по настоящему делу.
Из содержания оспариваемого постановления следует, что 23.06.2020 в 06 час. 52 мин. административным органом с применением в автоматическом режиме размещенного в установленном порядке в стационарном положении специального технического средства «ПаркНет-М», имеющего функции фото- и киносъемки, видеозаписи, без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, осуществляющего фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, по адресу: <...>, выявлено административное правонарушение, выразившееся в размещении на территории, занятой (предназначенной) для выращивания растительности, транспортного средства с государственным регистрационным знаком <***> марка (MITSUBISHIL200), что является нарушением п. 8.1.1 Правил благоустройства города Ижевска, утвержденных решением Городской думы города Ижевска от 28.06.2012 № 308. Собственником (владельцем) указанного транспортного средства является ООО «Ижсвязьпроект».
По факту выявленного нарушения 14.07.2020 административной комиссией вынесено постановление № 0000219209182007145515373 о назначении административного наказания, в соответствии с которым ООО «Ижсвязьпроект» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 11.10 Закона Удмуртской Республики от 13.10.2011 №57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» (далее - Закон №57-РЗ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей (л.д. 10, 42).
Копия постановления направлена заявителю регистрируемым почтовым отправлением 15.07.20202 и вручена 17.07.2020 (л.д. 43).
Считая привлечение к ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
В качестве основания заявленных требований заявитель указал, что в деле подлежит применению правовая позиция, изложенная в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Ответчик не представил письменного нормативного документа, регламентирующего установленный порядок размещения в стационарном положении «Паркнет-М»; из фотографий в постановлении видно, что комплекс не установлен стационарно - фото автомобиля сделаны с разных позиций (ракурсов). Таким образом, в данной ситуации «Паркнет-М» не было размещено в установленном порядке в стационарном положении; комплекс «Паркнет-М», хотя и является специальным техническим средством, но не является средством, работающим в автоматическом режиме. Оспариваемое постановление вынесено в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), то есть без составления протокола об административном правонарушении. Таким образом, при производстве по делу об административном правонарушении допущены нарушения процессуальных требований. Кроме того, заявитель сослался на то, что нарушение запрета в отношении автотранспорта, установленного пунктом 8.1.1. Правил благоустройства, позволяет привлекать к административной ответственности субъектов административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.11.10 Закона Удмуртской республики №57-РЗ от 13.10.2011 «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений», тогда как административная ответственность за нарушение правил остановки и стоянки автотранспортных средств предусмотрена КоАП РФ.
Возражая против заявленных требований, ответчик указал, что специальным техническим средством «Паркнет-М», работающим в автоматическом режиме с функциями фото- и киносъемки, видеозаписи, выявлено административное правонарушение на территории земельного участка, расположенного по адресу: <...> (местность определяется по спутникам), занятой растительностью. В примечании к ст. 11.10 Закона УР № 57-РЗ указано, что под озелененной территорией следует понимать территорию, определяемую в соответствии с генеральными планами и (или) правилами землепользования и застройки, и (или) документацией о планировке территорий как озелененную территорию, занятую зелеными насаждениями (травой, кустарниками, деревьями), в том числе дикорастущими, и (или) предназначенную для выращивания зеленых насаждений. Фотоматериалами зафиксировано, что автомобиль размещен на земельном участке, на котором произрастает травяной покров и растения, находящиеся на плодородном слое почвы. Элементы парковки отсутствуют.
Также административная комиссия отмечает, что объектом правонарушения в указанном случае являются отношения в сфере благоустройства. Закон УР №57-РЗ является нормативным актом субъекта РФ и ст. 11.10 данного Закона регулирует отношения, в данном случае, в сфере благоустройства. Следовательно, применимы требования ч.3 ст.28.6 КоАП РФ в части использования работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, вынесения постановления без составления протокола.
В соответствии с ГОСТ Р 57144 «Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования» (далее - ГОСТ Р 57144) Паркнет относится к специальным техническим средствам, работающим в автоматическом режиме, и предназначен для фотофиксации, в том числе, нарушений в сфере благоустройства городской территории (стоянка на газонах и т.п.). Согласно свидетельству об утверждении типа измерений комплекса Паркнет (Приложение) все измерения проводятся в автоматическом режиме. Защита записанных результатов измерений, фотоданных и служебной информации от преднамеренных и случайных изменений реализована использованием авторизации пользователей (через пароль или персональную карту доступа) и специального формата данных, не дающего возможности несанкционированного изменения. Из вышеуказанного следует, что Паркнет является техническим средством автоматической фотофиксации, осуществляющим фиксацию правонарушения без какого-либо непосредственного воздействия на него человека. Фотофиксатор комплекса Паркнет фиксирует правонарушение в автоматическом режиме в статическом (неподвижном) положении, что говорит о его нахождении в стационарном положении. В автоматическом режиме техническое средство работает в положении от 70 до 110 градусов относительно горизонтали.Таким образом, комплекс Паркнет осуществляет фиксацию в зоне своего обзора (зона контроля, контролируемый участок) всех административных правонарушений, для выявления которых он предназначен, независимо от усмотрения того или иного лица. Паркнет является техническим средством контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации и функционирующим с использованием технологии системы ГЛОНАСС/GPS.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд пришел к следующему.
В силу п. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
В соответствии с пунктами 2, 6 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок.
Решением Городской думы города Ижевска от 28.06.2012 № 308 утверждены Правила благоустройства города Ижевска (далее – Правила благоустройства).
Правила благоустройства города Ижевска устанавливают обязательные для исполнения требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения (п. 1.1 Правил благоустройства).
Настоящие Правила приняты в целях обеспечения права граждан на благоприятную среду обитания (п. 1.2 Правил благоустройства).
В соответствии с разделом 2 Правил благоустройства в целях применения Правил используются следующие термины и определения:
элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, наружное освещение, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые как составные части благоустройства;
зеленые насаждения - совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений естественного происхождения или посаженных на определенной территории;
газон - это земельный участок, являющийся элементом благоустройства, занятый зелеными насаждениями и (или) предназначенный для выращивания травяного покрова и древесно-кустарниковой растительности;
озелененные территории общего пользования - скверы, парки, бульвары, дороги, заезды, дворы, магистрали, объекты в соответствии с действующим законодательством;
озелененные территории ограниченного использования - территории предприятий, организаций и учреждений, территории земельных участков многоквартирных домов;
озелененные территории специального назначения - санитарно-защитные зоны, охранные зоны линейных объектов.
Разделом 8 Правил благоустройства установлены общие требования по благоустройству, обеспечению чистоты и порядка, связанные с содержанием и эксплуатацией транспортных средств.
Согласно подп. 8.1.1 Правил благоустройства в целях обеспечения чистоты и порядка на территории города Ижевска физическим и юридическим лицам независимо от форм собственности запрещается размещение транспортного средства, в том числе брошенного, разукомплектованного, бесхозяйного, и механизмов вне зависимости от времени года на территориях, занятых растительностью, и (или) территориях, определенных Правилами землепользования и застройки города Ижевска и документацией по планировке территорий в качестве зон зеленых насаждений и озеленения, пешеходных дорожках (не являющихся элементами дороги), детских игровых и спортивных площадках, колодцах и камерах систем инженерно-технического обеспечения города.
Выявление, перемещение, хранение, утилизация брошенных, бесхозяйных транспортных средств осуществляется в соответствии с постановлением Администрации г. Ижевска.
Статьей 11.10 Закона УР № 57-РЗ установлена административная ответственность за размещение механического транспортного средства на озелененных территориях, пешеходных дорожках (не являющихся элементами дороги), детских игровых и спортивных площадках, колодцах и камерах систем инженерно-технического обеспечения, расположенных вне дорог, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в том числе зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, за исключением случаев использования транспортных средств в целях выполнения аварийных, строительных, ремонтных работ, а также транспортных средств с установленными специальными световыми и звуковыми сигналами и нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, если эти действия повлекли нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований, что влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) механического транспортного средства в размере двух тысяч рублей.
Согласно примечанию к статье 11.10 Закона УР № 57-РЗ в целях применения настоящей статьи под озелененной территорией следует понимать территорию, определяемую в соответствии с генеральными планами и (или) правилами землепользования и застройки, и (или) документацией по планировке территорий как озелененную территорию, занятую зелеными насаждениями (травой, кустарниками, деревьями), в том числе дикорастущими, и (или) предназначенную для выращивания зеленых насаждений.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона УР № 57-РЗ административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 4 - 7.4, 11.1 - 13, 18, частями 3 и 4 статьи 19, статьями 21, 23, 26 настоящего Закона.
Как следует из материалов дела, заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 11.10 Закона УР № 57-РЗ за нарушение п. 8.1.1 Правил благоустройства, выразившееся в размещении 23.06.2020 в 06 час. 52 мин. транспортного средства с государственным регистрационным знаком <***> марка MITSUBISHI L200, на территории, занятой (предназначенной) для выращивания растительности, что отражено в постановлении о назначении административного наказания от 14.07.2020 № 0000219209182007145515373, вынесенном в порядке, установленном ст. 28.6 КоАП РФ.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что транспортное средство марка MITSUBISHI L200, государственный регистрационный знак <***>, принадлежит ООО «Ижсвязьпроект».
Частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ установлено, что в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса. Экземпляры постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в форме копии постановления на бумажном носителе, предусмотренной частью 7 статьи 29.10 настоящего Кодекса, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Указанные экземпляр постановления в форме электронного документа либо информация, содержащаяся в постановлении, также могут быть направлены лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при условии регистрации такого лица в единой системе идентификации и аутентификации и наличия согласия такого лица на получение указанных в настоящей части постановления либо информации с использованием иных средств информационных технологий, включая региональные порталы государственных и муниципальных услуг, и (или) с использованием подвижной радиотелефонной связи.
В оспариваемом постановлении указано, что правонарушение выявлено и зафиксировано с применением в автоматическом режиме размещенного в установленном порядке в стационарном положении специального технического средства «ПаркНет-М», заводской номер PN02-00814, свидетельство о поверке СП 1910004, поверка действительна до 01.10.2020, имеющего функции фото- и киносъемки, видеозаписи, без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, осуществляющего фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений.
Из имеющихся в постановлении фотоматериалов следует, что автомобиль с государственным регистрационным знаком <***> марка MITSUBISHI L200 23.06.2020 в с 06-52-30 до 06-52-58 находился на земельном участке, распложенном по адресу: <...>, занятом (предназначенном) для выращивания растительности.
В п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» изложены разъяснения, согласно которым статьей 26.1, частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ установлен особый порядок привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, либо работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи (далее - технические средства, работающие в автоматическом режиме). В указанных случаях протокол об административном правонарушении не составляется, постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия собственника (владельца) транспортного средства и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ. При этом под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица. С учетом того, что событие административного правонарушения характеризуется в том числе местом и временем его совершения, материалы, формируемые техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, должны содержать указанную информацию. При этом технические средства, работающие в автоматическом режиме, должны быть сертифицированы, в частности, в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с документами, регламентирующими порядок применения этих средств. В описании типа средства измерения должны быть определены метрологические характеристики, раскрыт алгоритм работы программного обеспечения по выявлению и фиксации административного правонарушения, определен перечень выявляемых правонарушений. В случае возникновения в ходе рассмотрения жалобы (протеста) на постановление о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающим в автоматическом режиме техническим средством, сомнений в корректности работы такого технического средства, в том числе в связи с доводами жалобы (протеста), судья вправе истребовать документы, содержащие указанные выше сведения. С учетом этого, если правонарушение в области дорожного движения было зафиксировано с помощью технических средств, которые не работали в автоматическом режиме, либо с использованием других технических средств (например, телефона, видеокамеры, видеорегистратора), то в данном случае особый порядок привлечения к административной ответственности не применяется, а должностным лицом согласно части 1 статьи 28.6 КоАП РФ выносится постановление по делу об административном правонарушении, либо составляется протокол об административном правонарушении в отношении водителя транспортного средства на основании части 1 статьи 28.2 КоАП РФ, либо выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке, предусмотренном статьей 28.7 КоАП РФ. Полученные с использованием названных технических средств материалы фото- и киносъемки, видеозаписи при составлении протокола об административном правонарушении могут быть приобщены к материалам дела в качестве доказательств совершения административного правонарушения, подлежащих оценке по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В материалы дела административным органом представлены:
- свидетельство о поверке № СП 1910004, дата поверки 02.10.2019, действительно до 01.10.2020, на средство измерений Комплекс измерительный с фотофиксацией «ПаркНет-М» рег. № 69080-17, заводской номер 00814, согласно которому комплекс поверен в соответствии с Методикой поверки РСАВ.402100.019МП (л.д. 44);
- сертификат соответствия № ТП 137-19 от 11.09.2019, действителен до 11.09.2022, на программное обеспечение «ПаркНет», согласно которому данное программное обеспечение соответствует ГОСТ Р 8. 654-2015, ГОСТ Р 8.883-2015, в составе комплекса измерительного с фотофиксацией «ПаркНет-М» и комплекса измерительного значений текущего времени с фотофиксацией «ПаркНет» предназначено для выявления и автоматической фиксации событий (в том числе административных правонарушений) в области дорожного движения и благоустройства на улицах населенных пунктов, посредством ношения пешим инспектором или размещаемом на транспортном средстве (л.д. 51);
- руководство по эксплуатации РСАВ.402100.019РЭ на «Комплекс измерительный с фотофиксацией «ПаркНет-М» (далее – Руководство по эксплуатации, РЭ), пункты 1.1-1.2.1 (л.д. 48-49).
Судом из содержания руководства по эксплуатации РСАВ.402100.019РЭ на «Комплекс измерительный с фотофиксацией «ПаркНет-М» (далее - РЭ), размещенного в свободном доступе на официальном сайте производителя комплекса «Паркнет-М» ООО «Технологии распознавания» в Информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу https://tr-soft.ru (файл размещен по ссылке https://tr-soft.ru/wp-content/uploads//2019/07/RE_ParkNet-M_2019_07_10.pdf), в разделе Документация, установлено, что в разделе РЭ «Введение» указано, что комплекс рассчитан на эксплуатацию техническим персоналом.
Пунктом 1.1. РЭ предусмотрено, что Комплекс предназначен для фотофиксации в автоматическом режиме следующих видов административных правонарушений, допускаемых транспортными средствами (ТС):
- нарушение правил остановки и стоянки (в соответствии с ПДД);
- нарушение правил оплаты парковки;
- нарушения в сфере благоустройства городской территории (стоянка на тротуарах, газонах и т.п.).
Комплекс также осуществляет определение текущего времени, синхронизированного с национальной шкалой времени Российской Федерации UTS (SU) и определение текущих координат своего местоположения. Комплекс обеспечивает формирование фотоматериалов с помощью встроенной фотокамеры, имеет встроенный осветитель для работы в темное время суток, обеспечивает обработку сигналов глобальных навигационных спутниковых систем, расчет координат Комплекса, формирование фотоматериалов со служебными отметками (датой, временем и другими данными). Все измерения проводятся в автоматическом режиме. Результаты измерений, служебная и фотоинформация могут передаваться на внешние накопители, в том числе по беспроводным каналам связи. В соответствии с ГОСТ Р 57144 Комплекс относится к специальным техническим средствам, работающим в автоматическо режиме и имеющим функции фото-и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением.
В силу п. 1.2.1 оборудование Комплекса состоит из следующих компонентов: 1) Фотофиксатор (см. Рисунок 1.1, Рисунок 1.2). Выполнен на базе планшетного компьютера под управлением операционной системы Android, с установленным специализированным ПО «ПаркНет». На обратной стороне Фотофиксатора размещается наклейка с маркировкой Комплекса; 2) дополнительный аккумулятор. В случае разрядки основного аккумулятора Фотофиксатора осуществляется замена основного аккумулятора на дополнительный; 3) зарядное устройство с USB разъемом для зарядки от сети 220В; 4) USB кабель для подключения Фотофиксатора к зарядному устройству или к персональному компьютеру; 5) сумка-чехол. Предназначена для хранения Комплекса в нерабочем состоянии и для ношения Комплекса в процессе эксплуатации.
В силу п. 1.2.2 РЭ. Комплекс предназначен для ношения оператором и фиксации административных правонарушений.
Оператор держит Фотофиксатор в руках в процессе эксплуатации. При определенном расположении Фотофиксатора (см. п. 2.3.3 настоящего РЭ) Комплекс автоматически формирует фотокадр от встроенной фотокамеры, определяет координаты местоположения оператора и передает данные на сервер, где производится распознавание ГРЗ (государственного регистрационного знака) ТС на полученных фотокадрах с помощью специализированного ПО. К каждому распознанному ГРЗ прикрепляется его фотоизображение, одно или большее (в зависимости от настроек) количество обзорных изображений ТС с данным ГРЗ, а также время и координаты места фиксации данного ТС. Такой пакет информации для каждого ГРЗ ТС сохраняется в памяти Фотофиксатора и впоследствии обрабатывается в зависимости от выбранного режима работы. В зависимости от выбранного режима работы Фотофиксатор фиксирует либо нарушения ПДД, либо нарушение оплаты парковки, либо нарушения в сфере благоустройства.
Пунктом 2.3.3 Руководства по эксплуатации предусмотрено, что в автоматическом режиме управление функциями Комплекса осуществляется изменением пространственной ориентации Фотофиксатора. Для фотографирования ТС необходимо навести экран Фотофиксатора на ГРЗ ТС и перевести Фотофиксатор в положение 2 и держать в этом положении неподвижно более одной секунды.
В результате оценки доказательств в их совокупности и взаимосвязи суд приходит к выводу, что с учетом правовой позиции, изложенной в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», комплекс измерительный с фотофиксацией «ПаркНет-М» не отвечает требованиям, установленным ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ для специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, работающих в автоматическом режиме.
Материалами дела, в частности, Руководством по эксплуатации, опровергается довод ответчика о том, что комплекс измерительный с фотофиксацией «ПаркНет-М» работает без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
Кроме того, материалы административного дела также не содержат сведений о том, что комплекс измерительный с фотофиксацией «ПаркНет-М» был размещен в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве. Напротив, из Руководства по эксплуатации и сертификата соответствия следует, что указанное техническое средство применяется посредством ношения пешим инспектором.
Оспариваемое постановление вынесено в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, протокол по делу об административном правонарушении не составлялся.
Между тем, в силу вышеизложенного, основания применения установленного ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ особого порядка привлечения к административной ответственности отсутствовали.
Согласно ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса;
6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
7) вынесения определения об истребовании сведений в соответствии с частью 5 статьи 26.10 настоящего Кодекса в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
В силу ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является одним из доказательств по делу об административном правонарушении, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно п. 10.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» по общему правилу сбор доказательств осуществляется в рамках дела о привлечении к административной ответственности: по правилам главы 26 КоАП РФ в рамках производства по делу об административном правонарушении административный орган осуществляет сбор доказательств для установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; равным образом право представлять доказательства (а также, в числе прочего, знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства) частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ дано лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В силу статьи 26.11 КоАП РФ лица, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Соответственно, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела на основе имеющихся доказательств, в силу пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ отражаются в постановлении по делу об административном правонарушении.
Из разъяснений, содержащихся в п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Поскольку особый порядок привлечения к административной ответственности не подлежал применению, протокол об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ст. 28.2 КоАП РФ, составлен не был, суд приходит к выводу, что при производстве по делу об административном правонарушении были допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Возможность устранения последствий допущенных административным органом нарушений при рассмотрении дела отсутствует.
На основании изложенного постановление о назначении административного наказания от 14.07.2020 № 0000219209182007145515373 подлежит признанию незаконным и отмене.
Иные доводы заявителя судом отклоняются на основании следующего.
Вопреки указанию общества, согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа.
Закон субъекта Российской Федерации (Закон Удмуртской Республики от 13.10.2011 № 57-РЗ «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений») предусматривает привлечение к ответственности за нарушение Правил благоустройства № 308, в том числе за нарушение пункта 8.1.1. указанных Правил, в случае размещение механического транспортного средства на озелененных территориях, пешеходных дорожках (не являющихся элементами дороги), детских игровых и спортивных площадках, колодцах и камерах систем инженерно-технического обеспечения, расположенных вне дорог, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, в том числе зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, за исключением случаев использования транспортных средств в целях выполнения аварийных, строительных, ремонтных работ, а также транспортных средств с установленными специальными световыми и звуковыми сигналами и нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, если эти действия повлекли нарушение правил благоустройства территорий муниципальных образований, что влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) механического транспортного средства в размере двух тысяч рублей (ст. 11.10 Закон № 57-РЗ).
Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно статье 208 АПК РФ, части 5 статьи 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики
РЕШИЛ:
1. Признать незаконным и отменить постановление административной комиссии при Администрации города Ижевска о назначении административного наказания от 14.07.2020 № 0000219209182007145515373, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «ИжСвязьПроект» г. Ижевск.
Решение может быть обжаловано в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения – со дня принятия решения в полном объеме.
Судья О.В. Иютина