ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-9686/2022 от 11.08.2022 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск

18 августа 2022 года

Дело № А71- 9686/2022

Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2022 года

Полный текст решения изготовлен 18 августа 2022 года

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи М.С. Сидоровой, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.И. Ворониной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного казенного учреждения комбината «Девиз» Управления Федерального агентства по государственном резервам по Приволжскому Федеральному округу п. Балезино о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике от 17.06.2022 №18ГКВ5640070622090008 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания по п.1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: директора Поскребышева А.Г. (представлен паспорт), Касимовой Н.Р. по доверенности от 10.08.2022, Дюкина Ш.А по доверенности от 10.08.2022,

от ответчика: Сюрсина И.С. по доверенности от 12.01.2022,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное казенное учреждение комбинат «Девиз» Управления Федерального агентства по государственном резервам по Приволжскому Федеральному округу (далее – ФГКУ комбинат «Девиз» Росрезерва, учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - Управление, административный орган, ответчик) от 17.06.2022 №18ГКВ5640070622090008 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания по п.1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

На основании ст.137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд с согласия сторон завершил 11.08.2022 предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в суде первой инстанции.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнениях к заявлению.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Из представленных по делу доказательств следует, что в период с 11.04.2022 по 12.05.2022 должностными лицами отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Удмуртской Республике проведена плановая выездная проверка в отношении отдельной команды ведомственной охраны Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Девиз» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому Федеральному округу, расположенной по адресу: Удмуртская Республика, Балезинский район, п. Балезино, ул. Русских, 15.

По окончанию проверки 12.05.2022 года в 17 час. 00 мин. составлен акт проверки № 564/9-797 согласно которому установлено, что юридическое лицо - ФГКУ комбинат «Девиз» Росрезерва по адресу: Удмуртская Республика, Балезинский район, п. Балезино, ул. Русских, 15 допустило нарушение правил учета и хранения оружия и патронов, установленных Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии, Федеральный закон № 150-ФЗ), постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ № 814), Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 (далее – Инструкция № 2881), а именно:

1) в нарушение требований ст. 25 Закона об оружии, п. 51 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 814, п. 124, п. 125 Инструкции №288, п. 27.8 Инструкции по делопроизводству в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 06.06.2017 № 160:

- в книге номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов за работниками (рer. № 96 от 15.06.2018), ведение которой предусмотрено п.п. «Г» п. 130 Инструкции (приложение 69 к Инструкции), в II части книги «Учет оружия и патронов» (запись 42 от 10.01.2022) допущено исправление в столбце 6 («патроны к 9 мм ПМ») в количестве патронов, не заверенное установленным порядком (нет даты заверительной записи);

- в книге выдачи и приема оружия и патронов (рer. № 4 от 21.03.2022), ведение которой предусмотрено п.п. «А» п. 127 Инструкции (приложение 61 к Инструкции), отсутствует точное время выдачи оружия в записях с № 2 по № 7 от 05.04.2022, с № 8 по № 10 от 06.04.2022, с № 6 по № 9 от 09.04.2022, с № 10 по № 12 от 10.04.2022, в столбце 5 (дата и время выдачи оружия) проставлены даты и часы выдачи оружия без указания минут; в записи № 5 от 06.04.2022 подчистка во времени выдачи оружия; нарушена нумерация книги (вместо номера, следующего по порядку за номером 9 указан номер 1 (лист 1), вместо номера, следующего по порядку за номером 11 указан номер 1 (лист 2), вместо номера, следующего по порядку за номером 16 указан номер 1 (лист 3), вместо номера, следующего по порядку за номером 16 указан номер 1 (лист 4), вместо номера, следующего по порядку за номером 12 указан номер 1 (лист 6);

- в книге выдачи и приема оружия и патронов (рer. № 10 от 02.12.2021), ведение которой предусмотрено п.п. «А» п. 127 Инструкции (приложение 61 к Инструкции), нет порядковых номеров предусмотренных столбцом 1 формы, утвержденной Инструкцией (лист 6 книги); отсутствует точное время выдачи оружия в записях с №№ 1 по 10 от 06.1.22021, с № 11 по № 15 от 07.1.22021 в столбце 5 (дата и время выдачи оружия) проставлены даты и часы выдачи оружия без указания минут; нарушена нумерация книги (вместо номера, следующего по порядку за номером 10 указан номер 1 (лист 2), вместо номера, следующего по порядку за номером 16 указан номер 1 (лист 3), вместо номера, следующего по порядку за номером 10 указан номер 1 (лист 4), вместо номера, следующего по порядку за номером 16 указан номер 1 (лист 8);

- в книге проверки наличия и технического состояния оружия и патронов (рer. № 97 от 19.07.2018), ведение которой предусмотрено п.п. «Б» п. 127 Инструкции (приложение 62 к Инструкции), допущено исправления в столбце 1 (порядкового номера) № 415 от 19.12.2021, № 449 от 19.03.2022; в столбце 3 (должность, ФИО, проверяющего оружие) в записи № 399 от 08.11.2021 исправления не заверены установленным порядком.

2) в нарушение требований п. 124, п. 125, п. 142 Инструкции, в книге выдачи и приема оружия и патронов (рer. № 10 от 02.12.2021), ведение которой предусмотрено п.п. «А» п. 127 Инструкции (приложение 61 к Инструкции), в столбце 4 (вид, модель, калибр, серия, номер оружия, количество патронов по типам и калибрам) на странице 7 не указаны серия и номер оружия, выданного 08.12.2021 Никулину Н.Б., Комелеву И.И., Горбушииу А.Д.

3) в нарушение требований п. 124, п. 125, и. 142 Инструкции в книге выдачи и приема оружия и патронов (рer. № 10 от 02.12.2021), ведение которой предусмотрено п.п. «А» п. 127 Инструкции (приложение 61 к Инструкции), не указаны сведения о виде оружия и патронов к нему.

4) в нарушение требований п. 55 Постановления, п. 169.5 Инструкции, входная дверь в КХО по состоянию на 11.04.2022 не оборудована приспособлениями для опечатывания.

5) в нарушение требований п. 55 Постановления, п. 169.7 Инструкции, 11.04.2022 на металлической дверце окна для выдачи оружия и патронов, оборудованной в стене, отсутствовал замок запираемый ее изнутри.

6) в нарушение требований п. 176 Инструкции, в КХО отсутствует опись с указанием количества размещенных в ней сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажей, их порядковых и инвентарных номеров.

7) в нарушение требований п. 176 Инструкции, в КХО отсутствует реквизиты пломбира инвентаризационной комиссии, предусмотренного п.п. «В» п. 151 Инструкции.

8) в нарушение требований п. 163 Инструкции на оружие, закрепленное за работниками, в сейфе и шкафу, отсутствуют бирки с указанием вида, модели и номера оружия согласно описи и книги номерного учета и закрепления оружия.

9) в нарушение требований п. 164 Инструкции в металлическом шкафу № 36 совместно с оружием и патронами хранятся кобуры и протирки.

10) в нарушение требований п. 130 Инструкции в подразделении охраны, в том числе в караульном помещении, график несения службы на март и апрель 2022г. не утверждены руководителем юридического лица (ведение данного документа предусмотрено п.п. «А» п. 130 Инструкции).

11) в нарушение требований п. 130 Инструкции в подразделении охраны, в том числе в караульном помещении отсутствует перечень постов по охране объектов (постов), маршрутов инкассации и сопровождения грузов с указанием видов и типов используемого оружия и патронов (ведение данного документа предусмотрено п.п. «В» п. 130 Инструкции).

12) в нарушение требований п. 125, п. 146 Инструкции результаты проведенных ежеквартальных (за отчетный период текущего года) сверок соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах, занесены не во все книги учета оружия и патронов, предусмотренные п. 127 Инструкции (ведется только в книге номерного учета и персонального закрепления - приложение 69 к Инструкции).

13) в нарушение требований п 161 Инструкции в отдельном учетном деле у лица, ответственного за сохранность оружия в организации, совместно с первыми экземплярами актов по результатам инвентаризации, инвентаризационными описями, описями номерного учета, сличительными ведомостями хранятся документы, не относящиеся к инвентаризации

14) в нарушение требований п. 147 Инструкции приказ о проведении инвентаризации по состоянию на 01.01.2022 издан более чем за 10 дней до ее начала (приказ от 07.12.2021 № 307).

15) в нарушение требований п. 124 Инструкции, в сличительной ведомости инвентаризации оружия и патронов (ведение и заполнение которой предусмотрено п.п. «Б» п. 151 Инструкции) при проведении инвентаризации по состоянию на 1 января 2022 г. не внесены сведения о номенклатурных номерах оружия.

16) в нарушение требований п.п. «Б» п. 151 Инструкции бланки инвентаризационных описей, описей номерного учета и сличительных ведомостей инвентаризации оружия и патронов, при проведении инвентаризации по состоянию на 01.01.2022 не зарегистрированы в установленном порядке.

17) в нарушение требований п.п. «А» п. 148 Инструкции из содержания инвентаризационных описей, описей номерного учета и сличительных ведомостей инвентаризации оружия и патронов следует, что инвентаризация проведена по состоянию на 11.01.2022, а не по состоянию на 01.01.2022.

18) в нарушение требований п. 168 Инструкции в шкафу металлическом № 36 (инв. № 0000001814) отсутствует опись.

19) в нарушение требований п. 168 Инструкции в шкафу металлическом № 35 (инв. № 0000001647) размещена опись оружия и патронов, не подписанная ответственным лицом на дату уточнения - «08.08.19».

20) в нарушение требований п. 124, п. 168 Инструкции в опись оружия и патронов, размещенных в шкафу металлическом № 34 (инв. № 0000001741), не внесены сведения об израсходовании 20 и 21 апреля 2021 г. по 12 штук патронов к боевому ручному стрелковому оружию калибра 9 мм.

21) в нарушение требований п. 124 Инструкции в книгу номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов за работниками (per. № 96) не внесены сведения об израсходовании 20 и 21 апреля 2021 г. по 12 штук патронов к боевому ручному стрелковому оружию калибра 9 мм.

22) в нарушение требований п. 124 Инструкции, в книге выдачи и приема оружия и патронов (рer. № 10 от 02.12.2021) в записи № 7 от 31.12.2021 содержатся сведения о сдаче в 15 час. 00 мин. Горбушиным А.Д. боевого ручного стрелкового оружия ПМ № 08А1074, калибра 9 мм в КХО и получение данной же единицы оружия Емельяновым В.А. 31.12.2021 в 14 час. 52 мин. (запись № 8 от 31.12.2021).

Таким образом, 12.05.2022 в 17 час. 00 мин. ФГКУ комбинат «Девиз» Росрезерва по адресу: Удмуртская Республика, Балезинский район, пос. Балезино, ул. Русских, 15 не обеспечило соблюдение требований законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия по учету и хранению оружия и патронов, в нарушение требований статьи 25 Закона об оружии, X и XI раздела Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.

В связи с выявленными нарушениями в адрес учреждения направлено уведомление от 13.05.2022 № 564/9-809 о необходимости явки 07.07.2022 в 15 час. 30 мин. для составления протокола об административном правонарушении. Уведомление получено 20.05.2022, что подтверждается подписью в уведомлении о вручении.

По указанным нарушениям инспектором по особым поручениям отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Удмуртской Республике 07.07.2022 в отношении юридического лица - ФГКУ комбинат «Девиз» Росрезерва в присутствии директора учреждения Посребышева А.Г. составлен протокол № 18ГКВ5640070622090008 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.20.8 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении от 07.07.2022 № 18ГКВ5640070622090008, в котором указаны дата и время рассмотрения дела об административном правонарушении, вручена директору ФГКУ комбинат «Девиз» Росрезерва Поскребышеву А.Г.

В ходе составления протокола от директора учреждения Поскребышева А.Г. поступили пояснения относительно выявленных нарушений, согласно которым большинство нарушений, выявленных в ходе проверки , устранены в ходе проверки. С учетом характера совершенного деяния, размера вреда и тяжести наступивших последствий правонарушение не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

17.06.2022 административным органом в присутствии представителя учреждения Касимовой Н.Р. вынесено постановление 18ГКВ5640070622090008 по делу об административном правонарушении, согласно которому ФГКУ комбинат «Девиз» Росрезерва признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило поводом для обращения с арбитражный суд с заявлением.

В обоснование требований заявитель указал, что большая часть выявленных нарушения устранена в ходе проверки. В настоящее время все нарушения устранены, предписание, выданное Управлением Росгвардии по Удмуртской Республике по итогам проверки, выполнено в полном объеме. Ранее учреждение к административной ответственности не привлекалось, выявленные нарушения совершены впервые, не причинили и не создали угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, считает, что факт совершения заявителем административного правонарушения материалами дела подтверждается, постановление вынесено в соответствии с требованиями законодательства и является законным и обоснованным. Собранными по делу доказательствами подтверждается факт не исполнения учреждением законодательства Российской Федерации, регламентирующего оборот оружия и патронов. Процессуальных нарушений не допущено. На момент вынесения оспариваемого постановления оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение не имелось, поскольку ст. 4.1.1 могла быть применена только к субъектам малого и среднего предпринимательства, каковым заявитель не является.

Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 6 статьи 210 далее АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Объективную сторону правонарушения образует нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Субъектом правонарушения являются должностные и юридические лица, ответственные за соблюдение вышеуказанных правил.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулирует Федеральный закон №150-ФЗ.

Согласно статье 1 Закона об оружии под оборотом оружия и основных частей огнестрельного оружия понимается производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации; производство оружия - исследование, разработка, испытание, изготовление, а также художественная отделка и ремонт оружия, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей.

Правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации. Сведения о владельцах оружия, об оружии и патронах, контроль за оборотом которых в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, учитываются в государственной информационной системе, оператором которой является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия (статья 25 Закона об оружии).

Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 №814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

Согласно пункту 51 Правил № 814 субъекты, имеющие право на приобретение оружия, указанные в пунктах 2 - 7 статьи 10 Федерального закона № 150-ФЗ и юридические лица, занимающиеся для выполнения своих уставных задач исследованием, разработкой, испытанием, изготовлением и художественной отделкой оружия и патронов к нему, а также испытанием изделий на пулестойкость, осуществляют учет оружия и патронов, обеспечение их сохранности, безопасности хранения и использования на основании настоящих Правил и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, на которые возложен контроль за оборотом оружия. Указанные юридические лица обязаны осуществлять все операции по перемещению и использованию оружия и патронов при наличии разрешающих документов, а также вести учет оружия и патронов в книгах учета, форма и порядок ведения которых устанавливаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации приказом МВД России от 12.04.1999 №288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.

Согласно пунктам 124, 125 Инструкции № 288 учету подлежит все оружие и патроны, имеющиеся у юридических лиц. Учет оружия или патронов ведется по нарядам, накладным, карточкам, ведомостям, актам и другим приходно-расходным документам, а также реестрам, книгам и журналам учета оружия и патронов.

Учетные документы юридических лиц составляются согласно требованиям по ведению делопроизводства в подразделениях лицензионно-разрешительной работы, при этом записи в реестрах, книгах и журналах учета производятся на основании подлинных и исполненных приходно-расходных документов с указанием лицензий и разрешений, выданных органами внутренних дел.

Реестры, книги и журналы учета оружия и патронов, предусмотренные в настоящей Инструкции, а также формализованные бланки для автоматизированного учета перед их использованием подлежат обязательной регистрации в подразделениях лицензионно-разрешительной работы.

Порядок ведения документов внутреннего учета и обязанности лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов в организациях и подразделениях по осуществлению ими контроля за наличием оружия, определяются приказами руководителей юридических лиц с учетом требований настоящей Инструкции.

Согласно п.147 Инструкции № 288 под инвентаризацией понимается полная проверка наличия оружия и патронов на соответствие учетным данным, порядка ведения их учета и обеспечения сохранности - проводится в организациях и учреждениях на основании приказа руководителя юридического лица либо в соответствии с указаниями руководителей соответствующих органов внутренних дел.

Приказом руководителя юридического лица за 10 дней до начала инвентаризации назначаются председатель и члены инвентаризационной комиссии, определяются сроки ее работы и порядок представления акта инвентаризации, сличительных ведомостей о проведении инвентаризации.

Инвентаризация оружия и патронов, выданных органами внутренних дел во временное пользование, производится в соответствии с порядком, установленным МВД России для данной категории оружия и патронов.

Пунктом 148 Инструкции № 288 предусмотрено, что инвентаризации проводятся: а) ежегодно (по состоянию на 1 января); б) при смене лица, ответственного за сохранность оружия и патронов, либо руководителя юридического лица (на день приема-передачи дел); в) в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в результате которых производилось перемещение оружия или патронов (для конкретного участника таких событий); г) при ликвидации или реорганизации юридического лица (в том числе при преобразовании государственного, муниципального унитарного предприятия) перед составлением ликвидационного или разделительного балансов.

Пунктом 151 Инструкции № 288 предусмотрено, что перед началом инвентаризации члены комиссии должны:

а) изучить требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, регулирующих порядок оборота оружия и патронов и проведение их инвентаризации;

б) подготовить бланки инвентаризационных описей (приложение 75), описей номерного учета (приложение 76) и сличительных ведомостей результатов инвентаризации оружия и патронов (приложение 77), зарегистрировать их в установленном порядке. При этом предварительное внесение остатков оружия и патронов в указанные документы не допускается;

в) проверить наличие средств пломбирования и пломбировочного материала, реквизиты которых должны отличаться от средств пломбирования, имеющихся у лиц, ответственных за сохранность оружия.

Согласно п. 163 Инструкции № 288 оружие должно храниться юридическими лицами в сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах и ящиках, установленных в специально оборудованных помещениях, в разряженном состоянии, со спущенным курком, поставленным на предохранитель, чистым и смазанным, отдельно от патронов. На оружие, закрепленное за работниками юридических лиц, в сейфе, шкафу, пирамиде, стеллаже или ящике крепятся бирки с указанием вида, модели и номера оружия согласно описи и книге номерного учета и закрепления оружия.

Пунктом 164 Инструкции № 288 предусмотрено, что в оружейных комнатах юридических лиц с особыми уставными задачами совместно с оружием разрешается хранить патроны в колодочках, магазинах, съемных барабанах или обоймах.

Оружие в заводской упаковке (коробках, ящиках) и патроны в укупорке (цинках, ящиках с цинками) могут храниться на стеллажах.

Патроны россыпью хранятся только в металлических ящиках, закрываемых на два замка, разные по секрету.

В соответствии с п.168 Инструкции на каждый сейф, пирамиду, шкаф, стеллаж и ящик заводится опись, в которой указываются виды хранящегося оружия, его количество и номера, а также прикрепляется бирка с указанием названия и порядкового номера согласно описи помещения, наименования подразделения (юридического лица), в пользовании которого находится оружие, а также фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность оружия, и номера его печати или оттиска пломбира.

Вышеуказанные описи подписываются ответственными лицами и уточняются по мере внесения в них изменений.

Согласно п. 55 постановления Правительства № 814 юридические лица после получения в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.

Оружие и патроны к нему подлежат хранению в помещениях для хранения оружия и патронов, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах (ящиках). Совместное с оружием и патронами к нему хранение иного имущества не допускается.

Оружие хранится в разряженном состоянии, со спущенным курком, поставленным на предохранитель (при наличии), отдельно от патронов. Юридическим лицам с особыми уставными задачами разрешается совместно с оружием хранить патроны в колодочках, магазинах, съемных барабанах или обоймах.

Допускается хранение оружия и патронов в помещениях для хранения оружия и патронов вне сейфов или металлических шкафов (ящиков) - на стеллажах (поддонах для размещения грузов) в заводских упаковках.

Хранение патронов россыпью допускается только в закрытых на замок сейфах или металлических шкафах (ящиках). Неисправное оружие и патроны, в том числе патроны, давшие осечки, подлежат хранению в отдельных сейфах или металлических шкафах (ящиках).

Допускается временное хранение оружия в стрелковых тирах и на стрельбищах в период проведения занятий с оружием в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах (ящиках).

Порядок и условия хранения оружия и патронов в процессе их производства устанавливаются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

Согласно п. 169.5 Инструкции № 288 входная и решетчатая двери должны иметь внутренние замки, разные по секрету, надежные крепления и устройства петель. Ригели замков или запирающих устройств по площади поперечного сечения должны быть не менее 3 см2. Входная дверь дополнительно оборудуется приспособлениями для опечатывания, а также стальными проушинами толщиной не менее 3 мм для запирания снаружи навесным замком либо вторым внутренним замком.

Пунктом 169.7 Инструкции предусмотрено, что для приема и выдачи оружия в стене комнаты либо во входной двери допускается оборудование окна с внутренней металлической дверцей толщиной не менее 3 мм, запираемой изнутри на замок. Рамка окна в стене изготавливается из стального профиля с толщиной стенок не менее 5 мм и шириной полок не менее 100 мм, размер которой не должен превышать 300 х 200 мм.

Пунктом 176 Инструкции предусмотрено, что в каждом месте хранения оружия и патронов вывешивается опись с указанием количества размещенных в них сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажей, их порядковых и инвентарных номеров, а также номеров печатей и оттисков пломбиров, которыми они опечатываются.

Описи сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажные ярлыки подписываются лицами, ответственными за сохранность оружия, и уточняются ими путем внесения в них изменений.

На входной двери места хранения оружия и патронов прикрепляется бирка с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность и противопожарное состояние помещения.

Факт совершения заявителем нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении судом установлен, подтвержден материалами дела и по существу не оспаривается заявителем.

Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела заявителем не представлено. Событие административного правонарушения в действиях заявителя административным органом доказано.

Как пояснил законный представитель учреждения в судебном заседании, нарушения после их выявления немедленно устранялись в ходе проверки.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, подтверждается материалами дела. Доказательства невозможности соблюдения требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, равно как и доказательства принятия заявителем всех необходимых и своевременных мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены.

Суд считает, что никаких препятствий для соблюдения требований законодательства у заявителя не имелось.

Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, в действиях заявителя административным органом доказан.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого проводилось производство по делу об административном правонарушении.

Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Оснований для признания допущенного обществом правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено. Наличие исключительных обстоятельств, которые свидетельствуют о малозначительности совершенного административного правонарушения с учетом положений п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», материалами дела не подтверждается. Характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности свидетельствуют об отсутствии малозначительности. Суд считает, что никаких препятствий для соблюдения правил учета оружия у заявителя не имелось. Совершению правонарушения способствовало пренебрежительное отношение заявителя к исполнению возложенных на него законом обязанностей.

Вместе с тем, суд считает возможным изменить меру административной ответственности на предупреждение, по следующим основаниям.

Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Конкретную меру ответственности, подлежащую применению, назначает лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, в настоящем случае - суд, с учетом названных обстоятельств.

В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 290 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в статью 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, касающиеся возможности применения административного наказания в виде предупреждения в отношении юридических лиц, не только являющихся некоммерческими или субъектами малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ (в редакции от 14.07.2022) за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

При таких обстоятельствах подлежат применению положения Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 290, поскольку положения ст. 4.1.1 КоАП РФ в его редакции применимы к заявителю, следовательно, улучшают его положение.

Доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ответчиком в материалы настоящего дела не представлены.

Исходя из представленных в материалы настоящего дела документов, правонарушение совершено впервые, обществом приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, суд считает возможным назначить административное наказание в виде предупреждения.

Факт устранения заявителем нарушений административный орган не оспаривает, против изменения меры наказания на предупреждение не возражает.

По мнению суда, данная мера административного наказания будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.

Согласно ст. 211 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения, если при рассмотрении дела установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.

В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 указано, что суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

При изложенных обстоятельствах, постановление Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике по делу об административном правонарушении от 17.06.2022 №18 ГКВ5640070622090008 подлежит изменению в части назначения наказания.

Заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК РФ не облагается.

Руководствуясь статьями 167-171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

РЕШИЛ:

Постановление Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Удмуртской Республике от 17.06.2022 №18 ГКВ5640070622090008 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания, вынесенное в отношении Федерального государственного казенного учреждения комбината «Девиз» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому Федеральному округу, п. Балезино изменить в части назначения наказания, назначив Федеральному государственному казенному учреждению комбинату «Девиз» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Приволжскому Федеральному округу, п. Балезино административное наказание в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья М.С. Сидорова