АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5
http://www.udmurtiya.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ижевск Дело № А71-9973/2011
23 декабря 2011 г.
Резолютивная часть решения объявлена 16 декабря 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 23 декабря 2011 г.
Судья Арбитражного суда Удмуртской Республики Коковихина Т.С. при ведении протокола судебного заседания секретарем Пушкаревой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателю ФИО1, г.Ижевск
к Отделу надзорной деятельности Ленинского района г.Ижевска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике, г.Ижевск
об отмене постановления о назначении административного наказания
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2- по доверенности от 31.10.2011г., ФИО3- по доверенности от 23.09.2011г,
от ответчика: не явился, уведомлен (п/увед.26046),
Индивидуальный предприниматель ФИО1, г.Ижевск (далее- ИП ФИО1, заявитель) обратился в Арбитражный суд УР с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконным и об отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Удмуртской Республике Отдела надзорной деятельности Ленинского района г.Ижевска №03/476 (ПБ) от 23.08.2011г. о назначении административного наказания, предусмотренного частями 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Заявитель требования поддерживает в полном объеме. В обоснование требования заявитель указал, что из вынесенных протоколов и постановления невозможно точно определить место совершения правонарушения, к какому конкретному месту на территории, или к какому конкретному помещению относятся предъявляемые требования. Выявленные нарушения совершались субарендаторами, которые непосредственно владеют и пользуются помещениями, в которых также были проведены проверки, выявлены аналогично правонарушения и виновные привлечены к административной ответственности.
Ответчик в судебное заседание не явился, отзыв на заявление не представил.
Дело на основании ст.ст. 123, 156, 210 АПК РФ рассмотрено в отсутствие административного органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте http://www.udmurtiya.arbitr.ru Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Из представленных по делу доказательств следует, что при проведении внеплановой проверки противопожарного состояния территории и помещений ОАО «ОЗ ВЭМ», расположенных по адресу: <...> установлено, что ИП ФИО1, в арендуемых помещениях и на территории нарушил требования пожарной безопасности, а именно:
1) не установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим, в том числе:
не определены и не оборудованы места для курения;
не установлен порядок уборки горючих отходов и пыли;
порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
не регламентированы:
порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ;
порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
действия при обнаружении пожара;
не определены порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также не назначены ответственные за их прохождение (нарушение п. 15 ППБ 01-03);
2) в помещении на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (нарушение п. 13 ППБ 01-03), за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
3) Отсутствует журнал учета проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения (нарушение п.108 прил.3 ППБ 01-03);
4) допускается эксплуатация электронагревательных приборов без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара (п.60 ППБ 01-03), за что предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст. 20.4 КоАП РФ.
5) допускается загромождение путей эвакуации различными материалами (п.53 ППБ 01-03), за что предусмотрена административная ответственность по ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ.
По результатам проверки составлен акт проверки от 08.09.2011, которым зафиксированы выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
22 августа 2011 года в отношении заявителя составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1,3,4 статьи 20.4 КоАП РФ №03/476 (ПБ), №03/477 (ПБ) в присутствии ИП ФИО1
23 августа 2011 года в отношении ИП ФИО1 Отделом надзорной деятельности Ленинского района г.Ижевска МЧС по Удмуртской Республике вынесено постановление №03/476 (ПБ), в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1,3,4 статьи 20.4 КоАП РФ с наложением штрафа в сумме 30000 рублей.
Считая постановление незаконным, ИП ФИО1 обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании его незаконным.
Оценив представленные по делу доказательства, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению на основании следующего.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313.
В силу пункта 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что ответственность за нарушение требований правил пожарной безопасности должны нести собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (статья 1.5 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Вина предпринимателя в форме умысла или неосторожности в силу требований ст. 2.2 Кодекса и ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должна быть установлена и доказана административным органом.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом, суд не должен подменять административный орган в вопросе о наличии вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении постановления.
Административный орган при вынесении постановления о назначении административного наказания обязан установить обстоятельства, явно свидетельствующие о наличии вины заявителя в совершении правонарушения.
Из материалов дела следует, что при вынесении оспариваемого постановления административный орган ограничился лишь констатацией выявленного нарушения.
В нарушение ст. 29.10 КоАП РФ в оспариваемом постановлении административного органа не указано, в чем конкретно состоит вина предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, между ИП ФИО1 и ОАО «ОЗ ВЭМ» заключены договора аренды нежилого помещения №17 от 24.09.2010г., №18 от 24.09.2010г., №13 от 25.06.2011г., по условиям которых ООО «ОЗ ВЭМ» передает, а ИП ФИО1 принимает во временное пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>.
В свою очередь, все вышеуказанные помещения по адресу: <...> были сданы ИП ФИО1 по договорам субаренды нежилого помещения, указанным в списке от 15.11.2011г. (л.д. 59).
Согласно п. 2.2.3 указанных договоров субаренды субарендатор обязуется выполнять действующие правила и предписания органов государственного надзора (СЭС, ОВД, Пожарнадзор), правила ПУЭ и ПТБ на территории арендуемого помещения, а также правила ПЭЭП. Оборудовать арендуемое помещение необходимым количеством первичных средств пожаротушения.
Таким образом, из условий договоров следует, что обязанность и ответственность по соблюдению требований пожарной безопасности лежит на субарендаторах сданного в субаренду помещения.
Кроме того, положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления.
Судом установлено, что протоколы об административном правонарушении от 22.08.2011г. №03/476 (ПБ), №03/478 (ПБ) не содержат сведений о месте совершения административного правонарушения. Из указанных протоколов, невозможно установить в каких именно помещениях здания по адресу: <...> проводилась проверки и принадлежность данных помещений именно ИП ФИО1
Суд считает, что административным органом не представлены доказательства в подтверждение вины заявителя в совершении административного правонарушения, следовательно, привлечение ИП ФИО1 к административной ответственности по ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ неправомерно.
Так как в оспариваемом постановлении вина заявителя как обязательный признак состава административного правонарушения не установлена, суд приходит к выводу о недоказанности наличия в действиях (бездействиях) заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, что в силу п.2 ч.1 ст.24.5, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ и ч.2 ст.211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для признания постановления незаконным и его отмены.
При исследовании судом процедуры привлечения ИП ФИО1 к административной ответственности, каких-либо процессуальных нарушений судом не установлено. Протоколы об административном правонарушении и оспариваемое постановление о назначении административного наказания №03/476 (ПБ) от 23.08.2011г. составлены в присутствии ИП ФИО1, о чем свидетельствует его подпись в протоколах и постановлении.
Довод заявителя о том, что при проведении внеплановой проверки административным органом нарушен Закон №294-ФЗ от 26.12.2008г., судом отклоняется, поскольку в силу ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок при осуществлении контроля и государственного надзора в области связи, касающейся вида, предмета, оснований проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомления о проведении внеплановой выездной проверки, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении в частности федерального государственного пожарного надзора.
Следовательно, в данном случае Закон №294-ФЗ при проведении внеплановой выездной проверки противопожарного состояния территорий и помещений применению не подлежит.
На основании изложенного, постановление Отдела надзорной деятельности Ленинского района г.Ижевска №03/476 (ПБ) от 23.08.2011г. о назначении административного наказания следует признать незаконным и отменить.
Заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной согласно ст. 208 АПК не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
р е ш и л :
Постановление Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Удмуртской Республике №03/476 (ПБ) от 23.08.2011г., вынесенное в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО1, зарегистрированного по адресу: Удмуртская Республика, г.Ижевск, ул. Береговая, д.9 кв.98, ОГРН <***> признать незаконным и отменить в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд г. Пермь в течение 10 дней со дня принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья Т.С.Коковихина