ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А71-998/18 от 23.10.2018 АС Удмуртской Республики

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

426011, г. Ижевск, ул. Ломоносова, 5

http://www.udmurtiya.arbitr.ru

_________________________________________________________________________________________

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ижевск                                                                                Дело №А71-998/2018

14 ноября 2018 года  

Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2018 года. Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2018 года.          

Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Е.В.Коньковой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А.Епишкиной, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по искам Общественной организации «Воткинское районное общество охотников и рыболовов» и Общественной организации «Сарапульское районное общество охотников и рыболовов» к  Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, с участием третьих лиц: Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный  парк «Нечкинский» и Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области о разрешении разногласий, возникших при заключении охотхозяйственных соглашений,

при участии представителей:

от истца: ФИО1 – председатель Сарапульского районного общества охотников и рыболовов, ФИО2 – представитель по доверенностям от 23.01.2018 и 12.01.2018,

от ответчика: не явился (уведомление в деле),

от третьих лиц:

1) ФИО3 – представитель по доверенности №10-24/6-2018 от 17.04.2018,

2) ФИО4 – представитель по доверенности №1 от 09.01.2018,

дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети «Интернет» (пункт 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 №57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»), что подтверждается отчетом о публикации судебных актов,

установил: Общественная организация «Воткинское районное общество охотников и рыболовов» (далее – Воткинское общество охотников и рыболовов) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее – ответчик, министерство) об урегулировании разногласий, возникших при заключении охотхозяйственного соглашения (по пунктам 2.1.1., 9.2.7.) на право пользования земельными участками и лесными участками и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья Воткинского охотничьего хозяйства.

Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 августа 2018 года с настоящим делом в одно производство для совместного рассмотрения объединено дело №А71-1732/2018 по иску Общественной организации «Сарапульское районное общество охотников и рыболовов» (далее – Сарапульское общество охотников и рыболовов) к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики об урегулировании разногласий, возникших при заключении охотхозяйственного соглашения (по пунктам 2.1.1., 5.1., 5.2., 9.2.7.) на право пользования земельными и лесными участками и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья Сарапульского охотничьего хозяйства.

В судебном заседании представитель истцов поддержал уточненные требования (т.1 л.д.72 и т.2 л.д.99) и настаивает на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковых заявлениях и дополнительных пояснениях к иску.

Ответчик возражает против предложенной истцами редакции спорных пунктов по мотивам, изложенным в представленных в материалы дела отзывах и дополнениях к ним (т.1 л.д.56-59, 102 и т.2 л.д.52-56, 126).

Как следует из материалов дела, Воткинское и Сарапульское общества охотников и рыболовов являются обладателями долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира серии ХХ №0185 от 12 апреля 2001 года сроком действия по 12 апреля 2026 года и серии ХХ №0205 от 16 мая 2005 года сроком действия по 16 мая 2030 года, соответственно, с разрешенным видом пользования животным миром: охота.

Границы и площадь территории, необходимой для осуществления пользования животным миром, определены в приложениях к долгосрочным лицензиям.

На основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 26 июня 2000 года №623 Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики и Воткинское общество охотников и рыболовов заключили типовой договор о предоставлении в пользование территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты сроком на 21 год, общей площадью 124,7 тысяч гектар.

9 апреля  2008 года на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 4 февраля 2008 года №19 Управление охраны фауны Удмуртской Республики и Сарапульское общество охотников и рыболовов заключили договор №02/08 о предоставлении в пользование территорий и акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты сроком на 25 лет, общей площадью 164605 гектар.

В связи с принятием Федерального закона от 24 июля 2009 года №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об охоте) Воткинское общество охотников и рыболовов 7 февраля 2017 года и Сарапульское общество охотников и рыболовов 11 апреля 2017 года обратились в министерство с заявлениями на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона в отношении охотничьих угодий Воткинского и Сарапульского охотничьих хозяйств сроком на 49 лет.

7 ноября 2017 года министерство направило в адрес истцов для подписания проекты охотхозяйственных соглашений. Не согласившись с предложенной министерством редакцией отельных пунктов охотхозяйственных соглашений, истцы 7 декабря 2017 года направили в адрес ответчика протоколы разногласий.

Министерство отказалось от заключения охотхозяйственных соглашений на предложенных истцами условиях, направив ему протоколы урегулирования разногласий. После чего, возникшие при заключении охотхозяйственных соглашений разногласия переданы на рассмотрение арбитражного суда.

Всесторонне исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству Российской Федерации условий договора.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.

Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

В силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Согласно статье 438 Гражданского кодекса Российской Федерации акцепт должен быть полным и безоговорочным. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон.

В свою очередь, на основании пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям.

В соответствии со статьей 443 Гражданского кодекса Российской Федерации ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.

Таким образом, исходя из совокупного смысла положений статей 432, 438, 443 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что акцепт оферты должен быть полным и безоговорочным, а акцепт на иных условиях не допускается.

На момент рассмотрения спора по существу между сторонами остались не согласованными условия охотхозяйственных соглашений по пунктам 2.1.1., 5.1., 5.2., 9.2.7.

Указанные разногласия подлежат рассмотрению в рамках настоящего дела.

В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Пунктом 1 статьи 27 Закона об охоте предусмотрено, что в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.

По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2 статьи 27 Закона об охоте).

В границы охотничьих угодий Воткинского и Сарапульского охотничьих хозяйств входят земли особо охраняемой природной территории федерального значения Национальный парк «Нечкинский», в связи с чем пункт 2.1.1. охотхозяйственного соглашения, содержащий описание границ охотничьих угодий, предложен министерством в редакции, исключающей из границ охотничьих угодий земли национального парка «Нечкинский».

Соответственно, министерством уточнен размер платы за заключение соглашений, установленный в разделе V (пункты 5.1. и 5.2.) охотхозяйственных соглашений, уменьшенной пропорционально исключенной из границ охотничьих угодий площади земель национального парка «Нечкинский».

Кроме того, при определении размера платы за заключение охотхозяйственного соглашения с Сарапульским охотничьим хозяйством (пункты 5.1. и 5.2. соглашения) министерством исключена плата за предоставленные в аренду и расположенные в границах Сарапульского охотничьего угодья лесные участки.

Возражая против заключения охотхозяйственных соглашений в предложенной министерством редакции пунктов 2.1.1., 5.1. и 5.2., истцы ссылаются на то, что исключение земель национального парка «Нечкинский» из границ охотничьих хозяйств Воткинского и Сарапульского обществ охотников и рыболовов нарушает их права, установленные статьей 71 Закона об охоте; а также на то, что требование части 5 статьи 71 Закона об охоте о единовременном внесении платы за заключение охотхозяйственных соглашений не распространяется на Сарапульское общество охотников и рыболовов как на юридическое лицо, заключившего договор аренды лесного участка для ведения охотничьего хозяйства по результатам аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Между тем, согласно статье 6 Закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» (далее – Закон о животном мире) Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление в числе полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов полномочие по выдаче разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Указанная норма права содержит закрытый перечень переданных полномочий. Особо отмечено, что из ведения субъектов Российской Федерации исключены объекты, находящиеся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объекты животного мира, занесенные в Красную книгу Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон об особо охраняемых природных территориях) к числу особо охраняемых природных территорий отнесены национальные парки.

16 октября 1997 года Правительством Российской Федерации принято постановление №1323 «О создании в Удмуртской Республике национального парка «Нечкинский» Федеральной службы лесного хозяйства России».

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Минприроды России) от 27.06.2017 №322 утверждено Положение о национальном парке «Нечкинский» (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 3 Положения национальный парк, общей площадью 20753 гектаров, расположен на территории Воткинского, Завьяловского и Сарапульского муниципальных районов Удмуртской Республики.

В приложении №1 к указанному Положению установлены состав и описание границ функциональных зон национального парка «Нечкинский».

Границы и особенности режима особой охраны национального парка учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов, подготовке документов территориального планирования, проведения лесоустройства и инвентаризации земель (пункт 6 Положения).

В силу подпункта «е» пункта 2 статьи 15 Закона об особо охраняемых природных территориях на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе промысловая охота.

По сведениям карты-схемы функционального зонирования в границы национального парка «Нечкинский», помимо заповедной и особо охраняемой зон, входят рекреационная зона и зона хозяйственного назначения, на территории которых допускается спортивная и любительская охота, а также спортивное и любительское рыболовство (пункты 10.3. и 10.4. Положения, приложение №1 к Положению).

В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона об охоте любительская и спортивная охота осуществляется на особо охраняемых природных территориях в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Согласно подпункта 6 пункта 1 статьи 33 Закона об охоте Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по заключению охотхозяйственных соглашений (в том числе организацию и проведение аукционов на право заключения таких соглашений, выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также занесенных в Красную книгу Российской Федерации).

Выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов на особо охраняемых природных территориях осуществляется природоохранными учреждениями, предусмотренными законодательством об особо охраняемых природных территориях (подпункт «в» пункта 1 статьи 31 Закона об охоте, подпункт «д» пункта 3.2. Правил охоты, утвержденных Приказом Минприроды России от 16.11.2010 №512, пункт 3.1. Приказа Минприроды России от 29.08.2014 №379).

Согласно пунктам 5, 7 Положения национальный парк «Нечкинский» отнесен к ведению Минприроды России; управление национальным парком осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный  парк «Нечкинский» (далее – учреждение).

В соответствии с пунктом 13 Устава учреждения (утвержденного Приказом Минприроды России от 20.05.2011 №377) земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка, предоставляются учреждению в пользование (владение) на правах, предусмотренных федеральными законами.

Учреждение вправе оказывать услуги по организации спортивного и любительского рыболовства, а также по организации и проведению спортивной и любительской охоты (подпункты 14, 15 пункта 23 Устава учреждения).

При таких обстоятельствах охотхозяйственные соглашения не могут быть заключены с истцами в отношении земель особо охраняемой природной территории национального парка «Нечкинский».

Решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 14 марта 2017 года, оставленное без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 16 августа 2017 года, об отказе в удовлетворении требований учреждения о признании недействующими пунктов 3.23, 3.34 Приложения 2, пунктов 4.2, 17.1 Приложения к Схеме размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики, утвержденной Указом Главы Удмуртской Республики от 25 апреля 2016 года №82, и возложении обязанности по исключению из границ охотничьих угодий территории национального парка «Нечкинский», не противоречит вышеизложенной правовой позиции, поскольку в пределах установленных нормативным правовым актом охотничьих угодий земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка должны использоваться с учетом особенностей режима особой охраны национального парка в соответствии с предоставленными учреждению полномочиями.

Охотничьи угодья, являющиеся предметом спорных охотхозяйственных соглашений, включают в себя территорию национального парка «Нечкинский»,  относящейся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Поэтому, у ответчика отсутствуют полномочия на заключение с Воткинским и Сарапульским обществами охотников и рыболовов охотхозяйственных соглашений в отношении территории национального парка «Нечкинский».

 Судом также отклоняются доводы истцов о том, что требование части 5 статьи 71 Закона об охоте о единовременном внесении платы за заключение охотхозяйственных соглашений не распространяется на Сарапульское общество охотников и рыболовов, по следующим причинам.

По смыслу статьи 71 Закона об охоте при заключении в льготном порядке (без проведения торгов) охотхозяйственных соглашений с лицами, имеющими долгосрочные лицензии на право пользование животным миром в соответствии с ранее действовавшим законодательством, такие лица освобождаются от внесения платы за заключение охотхозяйственных соглашений, если ими уже внесена плата за заключение договоров аренды лесных участков для ведения охотничьего хозяйства, определенная по результатам аукциона.

Данные положения направлены на исключение внесения двойной платы за заключение соглашений, предоставляющих права на использование лесного участка для ведения охотхозяйственной деятельности, и реализацию принципов соразмерности и справедливости ее взимания.

В рассматриваемом случае, площадь арендованного Сарапульским охотничьим хозяйством лесного участка не соответствует (меньше) площади охотничьих угодий по охотхозяйственному соглашению, поэтому Сарапульское общество охотников и рыболовов от единовременного внесения платы за заключение охотхозяйственного не освобождается, исходя из принципа платности пользования охотничьими ресурсами. При этом, размер платы определяется с учетом площади охотничьего угодья Сарапульского охотничьего хозяйства, превышающей площадь арендуемого лесного участка.

 Размер платы за заключение охотхозяйственного соглашения с Воткинским охотничьим хозяйством установлен министерством с учетом исключения из площади охотничьих угодий территории национального парка «Нечкинский» (пункты 5.1. и 5.2. соглашения).

Размер платы за заключение охотхозяйственного соглашения с Сарапульским охотничьим хозяйством установлен министерством с учетом исключения из площади охотничьих угодий территории национального парка «Нечкинский» и исключения платы за предоставленные в аренду и расположенные в границах Сарапульского охотничьего угодья лесные участки (пункты 5.1. и 5.2. соглашения).

При указанных обстоятельствах, суд признал правомерным принять пункты 2.1.1., 5.1. и 5.2. охотхозяйственных соглашений в предложенной министерством редакции.

Кроме этого, между сторонами остались не согласованными условия охотхозяйственных соглашений по пунктам 9.2.7., которые предложены министерством в редакции, обязывающей охотпользователя «проводить внутрихозяйственное охотустройство и утверждать схему использования и охраны охотничьего угодья в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не реже 1 раза в 10 лет».

Истец просит принять пункты 9.2.7. в следующей редакции: «проводить внутрихозяйственное охотустройство и утверждать схему использования и охраны охотничьего угодья в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Согласно пунктам 1, 11-14 статьи 39 Закона об охоте вцелях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляются территориальное охотустройство и внутрихозяйственное охотустройство.

Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счет собственных средств.

Документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья.

В схеме использования и охраны охотничьего угодья определяются мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры.

Внутрихозяйственное охотустройство осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В обоснование своей позиции по спору министерство ссылается пункт 5 Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства, утвержденного Приказом Минприроды России от 23 декабря 2010 года №559 (далее – Приказ №559), согласно которому при осуществлении внутрихозяйственного охотустройства проводится комплексная качественная оценка указанных в Приказе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 августа 2010 года №335 «Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре» (далее – Приказ №335) элементов среды обитания, охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья с учетом биотических, абиотических и антропогенных факторов, влияющих на распространение и жизнедеятельность охотничьих ресурсов.

          Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации составляется на 10 лет (пункты 2, 3 Приказа №335).

Возражая против предложенных министерством условий, истец указывает на то, что Приказ №559 и иные нормативные акты не содержат требований относительно периодичности проведения внутрихозяйственного охотоустройства и утверждения схемы использования и охраны охотничьего угодья.

В соответствии с пунктом 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

Согласно пункту 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства.

Поскольку уже на стадии заключения охотхозяйственных соглашений у сторон фактически возникли разногласия относительно периодичности проведения внутрихозяйственного охотоустройства, суд признал необходимым внести в отношения сторон правовую определенность и урегулировать возникшие разногласия, установив согласно статье 314 Гражданского кодекса Российской Федерации и в порядке статей 445, 446 Гражданского кодекса Российской Федерации разумный срок для проведениялицом, заключающим охотхозяйственноесоглашение, внутрихозяйственного охотустройства.

Системное толкование пункта 5 Приказа №559 и пунктов 2 и 3 Приказа №335, пункта 6 Приложения 2 к Приказу №335, содержащего  требования к составу и структуре схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, в частности включения сведений о численности и размещении охотничьих ресурсов (данных за предыдущий период не менее 10 лет, представленных в виде таблиц, графиков и/или диаграмм); и информации о динамике использования охотничьих ресурсов на территории субъекта Российской Федерации (данных таблиц, графиков и/или диаграмм за предыдущие 10 лет); а также пункта 7 Приказа №559, рекомендующего при осуществлении внутрихозяйственного охотустройства использовать материалы аэросъемки и космической съемки поверхности Земли, имеющие давность не более 5 лет на момент разработки внутрихозяйственного охотустройства и отражающих реальное состояние экосистем, позволяет сделать вывод о том, что разумная периодичность осуществления внутрихозяйственного охотустройства с соблюдением порядка, установленного федеральным органом исполнительной власти, составляет не реже 1 раза в 10 лет.

С учетом вышеизложенного, применительно к фактическим обстоятельствам спора и специфики проведения мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, созданию охотничьей инфраструктуры, суд пришел к выводу о том, что пункт 9.2.7. охотхозяйственных соглашений надлежит принять в редакции министерства: «проводить внутрихозяйственное охотустройство и утверждать схему использования и охраны охотничьего угодья в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не реже 1 раза в 10 лет» как соответствующей справедливому равновесию (балансу интересов) между требованиями публичного порядка с одной стороны, и защиты прав охотпользователя – с другой.

С учетом принятого по делу решения и на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы отнесены судом на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 173, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Удмуртской Республики

Р Е Ш И Л:

Урегулировать разногласия, возникшие между Общественной организацией «Воткинское районное общество охотников и рыболовов» и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, при заключении охотхозяйственного соглашения на право пользования земельными участками и лесными участками и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья Воткинского охотничьего хозяйства.

Принять пункт 2.1.1. охотхозяйственного соглашения в редакции, предложенной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, исключив из границ охотничьего угодья земли особо охраняемой природной территории федерального значения Национальный парк «Нечкинский», земли населенных пунктов.

Принять пункт 5.1. охотхозяйственного соглашения в редакции, предложенной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики: «Охотпользователь при заключении охотхозяйственного соглашения единовременно вносит плату за заключение такого Соглашения, определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 490 «О ставках платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений», и площади охотничьего угодья, указанной в пункте 2.1.2. настоящего Соглашения, исключая площадь предоставленных в аренду и расположенных в границах охотничьего угодья лесных участков, указанных в пункте 2.2.1. настоящего Соглашения, площадь земель особо охраняемой природной территории федерального значения Национальный парк «Нечкинский».

Принять пункт 5.2. охотхозяйственного соглашения в редакции, предложенной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики: «Размер платы за заключение Соглашения составляет 1 149 470 (один миллион сто сорок девять тысяч четыреста семьдесят) рублей».

Принять пункт 9.2.7. охотхозяйственного соглашения в редакции, предложенной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики: «проводить внутрихозяйственное охотустройство и утверждать схему использования и охраны охотничьего угодья в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не реже 1 раза в 10 лет».

Урегулировать разногласия, возникшие между Общественной организацией «Сарапульское районное общество охотников и рыболовов» и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, при заключении охотхозяйственного соглашения на право пользования земельными участками и лесными участками и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья Сарапульского охотничьего хозяйства.

Принять пункт 2.1.1. охотхозяйственного соглашения в редакции, предложенной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, исключив из границ охотничьего угодья земли особо охраняемой природной территории федерального значения Национальный парк «Нечкинский», земли населенных пунктов.

Принять пункт 5.1. охотхозяйственного соглашения в редакции, предложенной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики: «Охотпользователь при заключении охотхозяйственного соглашения единовременно вносит плату за заключение такого Соглашения, определяемую как произведение ставки платы за единицу площади охотничьего угодья, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 490 «О ставках платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений», и площади охотничьего угодья, указанной в пункте 2.1.2. настоящего Соглашения, исключая площадь предоставленных в аренду и расположенных в границах охотничьего угодья лесных участков, указанных в пункте 2.2.1. настоящего Соглашения, площадь земель особо охраняемой природной территории федерального значения Национальный парк «Нечкинский».

Принять пункт 5.2. охотхозяйственного соглашения в редакции, предложенной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики: «Размер платы за заключение Соглашения составляет 1 582 080 (один миллион пятьсот восемьдесят две тысячи восемьдесят) рублей».

Принять пункт 9.2.7. охотхозяйственного соглашения в редакции, предложенной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики: «проводить внутрихозяйственное охотустройство и утверждать схему использования и охраны охотничьего угодья в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не реже 1 раза в 10 лет».

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Судья                                                                                                     Е.В.Конькова