ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-10159/17 от 02.11.2017 АС Ульяновской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

432017, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14


Тел.(8422)33-46-09 Факс (8422)32-54-54 E-mail: info@ulyanovsk.arbitr.ru

 Сайт суда: www.ulyanovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                   Дело № А72-10159/2017                                                                                            

08 ноября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 ноября 2017 г., решение в полном объеме изготовлено 08 ноября 2017 г.

Арбитражный суд Ульяновской области  в составе судьи Котельникова А.Г.,

   при ведении протокола судебного заседания секретарем Даниловой Ю.В.,

   рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ОГРН 1077325000257,  ИНН 7325067064), г. Ульяновск

   к Администрации муниципального образования "Николаевский район" Ульяновской области  (ОГРН 1027300826728, ИНН 7311001056), р.п. Николаевка, Николаевский район, Ульяновская область, 

   о возврате неправомерно выданных бюджетных средств на улучшение жилищных условий  в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в размере 670 730 руб.,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований – Юртаев Павел Владимирович, Ульяновская обл., Николаевский район

с участием представителей:

от истца – Лисов Е.С., доверенность от 09.01.2017, удостоверение;

от ответчика – Пучкина Л.А., доверенность от 07.08.2017, паспорт;

от третьего лица – не явился;

                                                           У С Т А Н О В И Л :

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Николаевский район" Ульяновской области (далее – Администрация) о возврате неправомерно выданных бюджетных средств на улучшение жилищных условий  в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в размере 670 730 руб.,

         Определением от 14.08.2017 данное исковое заявление принято к производству арбитражного суда.

         Определением от 05.09.2017 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Юртаева П.В.

         Протокольным определением от 04.10.2017 суд принял от истца заявление об уточнении исковых требований.

         В судебном заседании представитель истца Министерства исковые требования поддержал, приведя в обоснование доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

         Представитель ответчика Администрации в судебном заседании иск не признал по доводам, указанным в письменном отзыве на иск.

         Третье лицо Юртаев П.В. в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. В предыдущем судебном заседании Юртаев П.В. исковое заявление Министерства не поддержал.

         В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

         Суд рассматривает спор в судебном заседании в порядке ст. 156 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.

         Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №598 утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (далее - Программа), одной из целей которой является улучшение жилищных условий граждан проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, обеспечение жильём категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.

          По условиям Соглашения Администрация использует субсидии из федерального и областного бюджетов в объемах согласно Приложению №1 к Соглашению, и средства местного бюджета МО «Николаевский район» на финансирование мероприятий Программы (п. 2.2.2); обеспечивает целевое и эффективное использование субсидий, перечисленных Министерством, в соответствии с Соглашением (п. 2.2.8); обеспечивает своевременность, полноту и достоверность представляемых в Министерство сведений и целевое использование субсидий (2.2.10).

          В рамках реализации мероприятий Программы и в соответствии с установленными сроками оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, Администрацией в Министерство  представлена копия свидетельства о государственной регистрации права Юртаева П.В. на жилое помещение, приобретённое ей за счёт социальной выплаты в рамках Программы: жилой дом, расположенный по адресу: Николаевский район, с. Барановка, ул. Верхняя, д.118, площадью 62,5 кв.м. Общая долевая собственность: Юртаев П.В. – ½ доля в праве, Саитова Г.А. – 1/6 доля в праве, Зайцева П.Д. – 1/6 доля в праве, Юртаева Е.П. – 1/6 доля в праве.

          Семье Юртаева П.В. с численным составом семьи 6 человек выдано свидетельство на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий в размере 674 100 руб., в том числе из федерального бюджета – 367 578 руб., из областного бюджета Ульяновской области – 303 152 руб., из местного бюджета – 3 370 руб., путём реконструкции жилого дома (возведение пристроя) до площади 62,5 кв. м.

          В соответствии с подпунктом «в» пункта 9 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим и работающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, жилое помещение, на приобретение которого предоставляется социальная выплата, должно быть не меньше размера, равного учётной норме площади жилого помещения в расчёте на одного члена семьи, установленной органом местного самоуправления.

          Согласно решению Совета депутатов муниципального образования «Барановское сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области от 21.09.2007 №108 «Об установлении учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» учётная норма площади жилого помещения для постановки граждан на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий составляет 12 кв. м общей площади на одного человека.

          В обоснование своего иска Министерство указывает, что использовать социальную выплату на приобретение жилого помещения площадью меньше учётной нормы, установленной Советом депутатов муниципального образования «Барановское сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области, на территории которого приобретается жилое помещение, не допускается. Таким образом, Администрацией допущено нарушение при перечислении социальной выплаты на улучшение жилищных условий за приобретённое жилое помещение Юртаевым П.В. ниже учётной нормы.

Министерство направляло в адрес Администрации требование о возврате неправомерно выданных бюджетных средств на улучшение жилищных условий в рамках Программы, что является соблюдением претензионной формы, предусмотренной ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

        Поскольку Администрация денежные средства не вернула, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.

        Свои исковые требования Министерство основывает на положении пункта 14 Порядка предоставления и расходования субсидий, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области бюджетам муниципальных образований Ульяновской области на софинансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Ульяновской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» на 2014-2020 годы, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 11.03.2015 №97-П, в котором указано, что в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области обеспечивает возврат субсидий. Учитывая, что после использования субсидий и возведения пристроя площадь жилого дома Юртаевых составляет 62,52 кв. метров, а в доме проживают 6 человек, на каждого из проживающих приходится менее 12 кв. метров, то есть меньше учетной нормы, в связи с чем семья Юртаева П.В. по-прежнему является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Следовательно, цели субсидии не достигнуты. 

        Однако указанные доводы истца судом отклоняются по следующим основаниям.

        В соответствии с п. 9 Приложения №4 Постановления Правительства РФ от 15 июля 2013 г. №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» жилое помещении (жилой дом), на приобретение (строительство) которого предоставляется социальная выплата, должно быть не меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на 1 члена семьи, установленной органом местного самоуправления.

        Согласно пунктам 43-44 этого же Приложения, в случае предоставления молодой семье (молодому специалисту) социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи (молодой специалист) и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты. Существенными условиями такого договора являются:

а) обязательство члена молодой семьи (молодого специалиста) работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты;

б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи (молодым специалистом) обязательства, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта.

        Таким образом, право на истребование в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) субсидии предоставлено органу исполнительной власти только в случае нарушение молодым специалистом срока, в течение которого специалист должен работать на территории соответствующего муниципального образования. Однако в данном случае Юртаевым П.В. указанных нарушений не допущено. 

          Как следует из пункта 3.1 Соглашения №1/8 от 29.05.2015 о порядке и условиях предоставления субсидий местному бюджету муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области на реализацию мероприятий Программы на 2015 год, субсидия, в случае ее нецелевого использования, подлежит взысканию в доход областного бюджета в порядке, установленном законодательством РФ.

          В рассматриваемом случае субсидия использована по целевому назначению – приобретение (реконструкция) жилья для молодого специалиста.

          Доказательств предоставления ответчиком истцу ложных или искаженных сведений при предоставлении субсидии в материалы дела не представлено.

          Как следует из документов, представленных в материалы дела ответчиком и третьим лицом, в настоящее время в жилом доме по адресу: Николаевский район, с. Барановка, ул. Верхняя, д. 118, зарегистрированы и проживают 5 человек: Юртаев П.В., Юртаева Г.А. (жена), Юртаев И.П. (сын), Юртаева Е.П. (дочь) и Зайцева П.Д. (падчерица). Ранее проживавшая в данной семье Саитова А.И., 2006 года рождения (дочь Юртаевой Г.А. от первого брака) 01.09.2017 выбыла на постоянное место жительства к своему отцу. Таким образом, в настоящее время на каждого члена семьи Юртаева П.В. приходится больше 12 кв. метров общей площади жилого дома.

          Постановлением Главы администрации МО «Барановское сельское поселение» №198 от 26.06.2015 был утвержден протокол №1 от 22.06.2015 заседания жилищной комиссии МО «Барановское сельское поселение» о снятии с учета по улучшению жилищных условий семьи Юртаевых в связи с получением сертификата на улучшении жилищных условий.

          Таким образом, семья Юртаевых больше не является нуждающейся в улучшении жилищных условий.   

          Кроме того, как пояснил в судебном заседании Юртаев П.В., кроме пристроя к жилому дому площадью 20,83 кв. метров (литера А1 на техническом паспорте жилого дома) им к жилому дому пристроена также веранда, которая пока не узаконена.   

          Однако, как следует из договора на оказание услуг №НК0009033 от 10.10.2017, заключенного Юртаевой Г.А. с УОГУП БТИ, в настоящее время Юртаевы предпринимают меры к узаконению данной постройки, в связи с чем общая площадь их жилого дома еще увеличится.

          Учитывая изложенное, ссылка истца на пункт 14 Постановления Правительства Ульяновской области от 11.03.2015 N97-П является необоснованной, поскольку судом не установлено нарушение получателем субсидии условий, необходимых для предоставления такой субсидии.

          Кроме того, суд учитывает следующее.

          Согласно части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.

          Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).

          В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

          Согласно части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

          Пункт 3 части 3 статьи 78 БК РФ предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

          Таким образом, субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Целевое назначение субсидии - безвозмездная и безвозвратная помощь товаропроизводителю по компенсации его затрат на определенную, признанную публичным образованием значимой, деятельность.

         Установлено, что цели субсидии ответчиком соблюдены. Доказательств того, что ответчиком субсидия была использована на иные цели, истцом не представлено.

         Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, а также вышеприведенные нормы закона, суд отказывает Министерству в удовлетворении исковых требований.

         В соответствии с положениями ст. 112 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при обращении в суд со своим иском, с ответчика в доход федерального бюджета не взыскивается.

         Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 181 Ар­битражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

 Р Е Ш И Л :

         В удовлетворении исковых требований Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области к Администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области о возврате неправомерно выданных бюджетных средств на улучшение жилищных условий в размере 670 730 руб. – отказать.

      Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке и сроки, установленные статьями 257-260 АПК РФ.

Судья                                                                                                  А.Г. Котельников