Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Ульяновск
«06» декабря 2012 года Дело№А72-10286/2012
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А.Семеновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.В. Фроловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД», г.Самара,
к Министерству экономики Ульяновской области, г.Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления №160-ц от 08.10.2012 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб. 00 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, паспорт, доверенность серия 77АА №7098185 от 16.08.2012;
от ответчика – ФИО2, паспорт, доверенность №2 от 10.01.2012;
установил:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» (далее- ОАО «РЖД») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом определения суда от 13.11.2012) к Министерству экономики Ульяновской области (далее – Министерство), которым просит признать незаконным и отменить постановление №160-ц от 08.10.2012 о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности по ч.1 ст.19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100 000 руб. 00 коп. за нарушение Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 №1140 за 2 квартал 2012 года.
Представитель ОАО «РЖД» настаивает на заявленном требовании по следующим основаниям:
-правонарушение совершено впервые и содержит признаки малозначительности правонарушения, так как отсутствует угроза охраняемым общественным отношениям;
-нарушена процедура привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности: юридическое лицо не было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении; протокол об административном правонарушении был составлен на должностное лицо подразделения филиала юридического лица, а не на юридическое лицо.
Представитель ответчика заявленное требование не признает, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным; процедура привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности соблюдена надлежащим образом, все документы по административному делу направлялись по трем адресам ОАО «РЖД»: в г. Москву, в г. Самару, в г.Ульяновск и были заблаговременно получены.
Представитель ответчика также считает, что совершенное ОАО «РЖД» административное правонарушение не может быть квалифицировано как малозначительное, так как исключительных обстоятельств, позволяющих применить к данному делу положения ст. 2.9 КоАП, не усматривается; в данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении предприятия к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Судом установлено, что Куйбышевская дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» является организацией коммунального комплекса, осуществляющей следующие виды регулируемой деятельности:
-горячее водоснабжение - тариф на горячую воду установлен приказом Министерства от 24.11.2011 № 06-850 «Об установлении тарифов на горячую воду для ОАО «РЖД» (Ульяновского территориального участка Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД») на 2012»;
-теплоснабжение - тариф на тепловую энергию установлен приказом Министерства от 24.11.2011 № 06-801 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО «РЖД» (Ульяновским территориальным участком Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению - структурным подразделением Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиалом ОАО «РЖД») потребителям, на 2012 год»;
-холодное водоснабжение - тариф на холодную воду установлен приказом Министерства от 15.11.2011 № 06-636 «Об установлении тарифов на холодную воду для ОАО «РЖД» (Ульяновского территориального участка Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД») на 2012 год»,
-водоотведение - тариф на водоотведение установлен приказом Министерства от 15.11.2011 № 06-653 «Об установлении тарифов на водоотведение для ОАО «РЖД» (Ульяновского территориального участка Куйбышевской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД») на 2012 год».
В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утверждёнными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в целях обеспечения прозрачности деятельности организаций коммунального комплекса, открытости регулирования деятельности организаций коммунального комплекса и защиты интересов потребителей организации коммунального комплекса обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о товарах и об услугах, цены (тарифы).
Свободный доступ к информации о регулируемых товарах и услугах обеспечивается организациями коммунального комплекса в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет», и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей регулируемых товаров и услуг.
В соответствии со ст. 3.1. Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Стандарты раскрытия информации утверждаются Правительством Российской Федерации по видам деятельности организаций коммунального комплекса и содержат состав и порядок предоставления информации о регулируемых товарах и услугах.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 № 1140 утверждены Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, разделом 2 которых определены в сфере теплоснабжения и передачи тепловой энергии.
Пунктами 18, 29, 40, 51 Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельности в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, утвержденных Постановлением РФ от 30.12.2009 №1140 (далее - Стандарты) определен перечень информации, подлежащий раскрытию ежеквартально.
Требования к раскрытию указанной информации, в том числе к форме и срокам её раскрытия, установлены пунктом 15, 24, 33, 41 Положения о порядке предоставления организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, информации, подлежащей свободному доступу, утверждённого приказом Министерства экономики Ульяновской области от 21.06.2010 №06-65.
Вышеуказанными пунктами установлено, что Информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам регулируемых организаций, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение к соответствующей системе раскрывается регулируемой организацией ежеквартально, в срок до 30 числа месяца следующего за последним месяцем отчётного квартала.
Таким образом, за 2 квартал 2012 года информация, подлежащая свободному доступу, должна быть размещена в срок до 31.07.2012:
на сайте в сети Интернет;
в официальных печатных изданиях.
Надлежащие официальные печатные издания и сайты в сети Интернет указаны в п. 3 Стандартов, п. 3 Положения.
Согласно п.п. 5, 7 Стандартов регулируемые организации в течение 5 рабочих дней со дня опубликования информации о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам в официальных печатных изданиях, со ссылкой на адрес сайта в сети Интернет на котором информация размещается в полном объёме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномоченный осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, о раскрытии соответствующей информации с указанием официального печатного издания и (или) адреса сайта в сети Интернет, которые используются для размещения этой информации.
В соответствии с п. 6. Положения (в ред. приказа № 06-496 от 13.09.2011), регулируемые организации в течение 5 рабочих дней со дня опубликования информации в официальных печатных изданиях (размещения на сайте в сети Интернет) сообщают в Министерство о раскрытии соответствующей информации с указанием официального печатного издания и адреса сайта в сети Интернет, которые используются для размещения этой информации, по Единой информационно-аналитической системе «ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования» (далее - ЕИАС) в формате шаблонов данной системы, в том числе с применением регионального сегмента системы.
Предоставленной считается информация, которая была направлена в
Министерство в электронном виде через ЕИАС с использованием юридически
значимой электронной цифровой подписи.
Таким образом, в срок до 08.08.2012 регулируемые организации должны были предоставить в Министерство сведения о раскрытии информации за 2 квартал 2012 года, с указанием используемой для размещения этой информации:
-официального печатного издания (с приложением заверенных копий номеров печатного издания, в которых опубликована информация, либо их подлинников);
-адреса сайта в сети «Интернет» (с приложением копии одной страницы (с адресной) данного сайта, на котором размещена информация).
Куйбышевская дирекция по тепловодоснабжению - структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиал ОАО «РЖД» обязана обеспечивать свободный доступ к информации о регулируемых товарах и услугах, в соответствии со стандартами раскрытия информации, путем её опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет».
Информация, подлежащая свободному доступу раскрыта ОАО «РЖД» в печатном издании «Ульяновск сегодня» от 24.08.2012 № 75.
В электронном виде через ЕИАС информация, подлежащая раскрытию за 2 квартал 2012 года, ОАО «РЖД» представлена 31.08.2012.
Таким образом, информация, подлежащая свободному доступу, раскрыта ОАО «РЖД» за пределами сроков, установленных п. 21, 32,43, 54 Стандартов, п. 15, 24, 33,41 Положения.
В ходе осуществления контрольных функций в сфере соблюдения организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, Министерством было установлено, что ОАО «РЖД» совершено административное правонарушение, установленное ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ОАО «РЖД» факт раскрытия информации, подлежащей свободному доступу, за пределами сроков, установленных п. 21, 32,43, 54 Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по теплоснабжению и передаче тепловой энергии, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 №1140, п. 15, 24, 33,41 Положения о порядке предоставления организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, информации, подлежащей свободному доступу, утверждённого приказом Министерства от 21.06.2010 №06-65.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.8.1 КоАП РФ непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса.
Общество, обжалуя постановление Министерства в судебном порядке, ссылается на такие основания для признания его незаконным и отмены как малозначительность правонарушения и допущенные ответчиком грубые процессуальные нарушения порядка привлечения его к административной ответственности.
Заслушав присутствующих лиц, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления, исходя из следующего.
12.09.2012 по факту совершения ОАО «РЖД» вышеназванного административного правонарушения, Министерством в отношении ОАО «РЖД» был составлен протокол об административном правонарушении №180/2012-пр.
На составление протокола ОАО «РЖД» приглашалось уведомлением, направленным по трем адресам ОАО «РЖД»:
1) юридический адрес - 107174, <...>;
2) адрес структурного подразделения в г.Самара - 433030, <...>;
3) адрес Ульяновского территориального участка структурного подразделения в г.Самара - 432006, <...>.
По всем трем адресам уведомление получено ОАО «РЖД» заблаговременно, что подтверждается имеющимися в деле тремя почтовыми уведомлениями №43202053037117, №43202053036998, №43202053037824.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом Министерства вынесено постановление от 08.10.2012 №160-ц о привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности по ч.1 ст.19.8.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Оспариваемое постановление вынесено в присутствии представителя ОАО «РЖД» - ФИО1, прибывшей с надлежащей доверенностью.
Таким образом, довод ОАО «РЖД» о существенном нарушении порядка привлечения его к административной ответственности, противоречит имеющимся в деле доказательствам.
ОАО «РЖД» просит суд, также, применить ст.2.9 КоАП РФ, признать совершенное правонарушение малозначительным.
Из представленных пояснений ОАО «РЖД» следует, что несвоевременное раскрытие информации за 2 квартал 2012 года произошло в связи с окончанием действия сертификата и долгим проведением процедуры проведения торгов на заключение нового договора, а также, несвоевременным финансированием заключённого договора на опубликование информации в печатном издании газеты «Ульяновск Сегодня».
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом пунктов 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По мнению суда, ОАО «РЖД» не представило доказательств, свидетельствующих, что правонарушение вызвано чрезвычайными, исключительными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.19.8.1 КоАП РФ носит формальный характер, т.е., по мнению законодателя, наступление каких-либо негативных последствий от содеянного правового значения не имеет.
Указанное свидетельствует о том, что законодатель придал особую значимость исполнению организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий публичной обязанности, и посчитал, что социальная опасность заключается как раз в не раскрытии информации.
Кроме того, применение статьи 2.9 КоАП является правом, а не обязанностью суда.
В рассматриваемом случае суд не усматривает в действиях ОАО «РЖД» признаков малозначительности.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Учитывая вышеизложенное, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном п.5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья М.А.Семенова