ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-10372/09 от 17.12.2009 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Ульяновск

«17» декабря 2009 года Дело №А72-10372/2009

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А.Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания судьей М.А.Семеновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Жилищно-строительного кооператива «Уютный дворик», г.Ульяновск,

Общества с ограниченной ответственностью «ДомСтрой», г.Ульяновск,

к Мэрии города Ульяновска, г.Ульяновск,

3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска

о признании Градостроительного плана земельного участка №RU73304000-1145А от 25.05.2009 частично недействительным и обязании ответчика выдать градостроительный план с учетом устранения допущенных нарушений

при участии представителей в судебном заседании:

ЖСК - ФИО1, паспорт, доверенность от 19.08.2009,

Общество -ФИО1, паспорт, доверенность от 03.11.2009,

Мэрия г.Ульяновска – ФИО2, паспорт, доверенность от 13.01.2009,

Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г.Ульяновска – ФИО2, паспорт, доверенность от 06.02.2009,

установил:

Жилищно-строительный кооператив «Уютный дворик» (далее – ЖСК) и Общество с ограниченной ответственностью «ДомСтрой» (далее – Общество) обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Мэрии города Ульяновска, к Комитету архитектуры и градостроительства мэрии города Ульяновска (далее – КАиГ) о признании недействительным Градостроительного плана земельного участка №RU73304000-1145А от 25.05.2009 и обязании ответчика выдать градостроительный план в соответствии с требованиями действующих ненормативных актов.

02.12.2009 ЖСК и Общество заявили об изменении предмета требований, суд принял изменения предмета требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (деле – АПК РФ). Также 02.12.2009 суд исключил КАиГ по заявлению ЖСК и Общества из числа ответчиков и привлек его к участию в деле в порядке ст.51 АПК РФ.

В настоящем судебном заседании ЖСК и Общество также заявили об изменении предмета требований и просят:

1. Признать недействительным Градостроительный план земельного участка №RU73304000-1145А от 25.05.2009 в части:

- раздела 1 «Чертеж градостроительного плана земельного участка», а именно: минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта с северной, восточной и южной стороны;

- раздела 2 «Информация о градостроительном регламенте земельного участка», а именно: в части отсутствия указания на то, что предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства настоящим подразделом градостроительных регламентов не устанавливаются и определяются совокупностью требований уполномоченных органов управления в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия;

- раздела 3 «Информация о разрешенном использовании земельного участка», а именно: в части указания на предельное количество этажей - 3, указанное в градостроительном плане, как предельный параметр разрешенного строительства, а также в части требования из подраздела «архитектурно-планировочные требования» о непросматриваемости жилых помещений из окна в окно.

2. Обязать мэрию города Ульяновска внести изменения и выдать градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: город Ульяновск Ленинский район улица Рылеева, 17, содержащий:

- в разделе 1 «Чертеж градостроительного плана земельного участка» - минимальные отступы от границ земельного участка: с восточной стороны от жилого одноэтажного дома по ул. Радищева, 57а - 6м; с северной стороны от жилого дома по переулку Гоголя, 14 и с южной стороны по ул.Рылеева, 21 - 10 м;

- в разделе 2 «Информация о градостроительном регламенте земельного участка» - информацию о том, что «предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства настоящим подразделом градостроительных регламентов не устанавливаются и определяются совокупностью требований уполномоченных органов управления в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия»;

- в разделе 3 «Информация о разрешенном использовании земельного участка» - указание на предельное количество этажей – 9; исключить из подраздела «архитектурно-планировочные требования» требование о непросматриваемости жилых помещений из окна в окно.

Суд принимает изменения предмета требований в порядке ст.49 АПК РФ.

Как следует из материалов дела,

ЖСК в 2007 приобрел земельный участок с находящимся на нем одноэтажным жилым домом по ул.Рылеева, 15, Общество приобрело земельные участки с находящимися на них одноэтажными жилыми домами по ул.Рылеева, 17 и 19.

Ранее проживающие жильцы были расселены в благоустроенные квартиры. Указанные земельные участки находятся рядом и имеют общие границы, входят в зону расселения ветхого жилья и расположены на территории застройки жилого микрорайона, согласно утвержденному генеральному плану микрорайона.

ЖСК и Общество, планируя объединение земельных участков и совместное строительство, 22.04.2008 обратились в КАиГ с просьбой дать заключение о возможности строительства многоквартирного жилого дома на указанных земельных участках.

Письмом от 04.05.2008 № 01-13/1958 КАиГ сообщил, что согласно Правилам землепользования и застройки в г.Ульяновске, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90, земельные участки по ул. Рылеева, 15, 17 и 19 расположены в зоне застройки многоэтажными жилыми домами в зонах охраны объектов культурного наследия Ж5И. Многоквартирные жилые дома являются основными видами разрешенного использования земельных участков в указанной зоне.

25 апреля 2008 года КАиГ предварительно согласовал проект организации земельного участка с посадкой здания, 08.05.2008 эскизный проект, включающий фасады и посадку здания, был внесен КАиГ на обсуждение Градостроительного совета, где был одобрен с замечаниями и пожеланиями по снижению этажности.

Посадка планируемого здания выполнялась проектной документацией на основе нормативных документов СНиП, устанавливающих расстояние от проектируемого здания до соседних зданий. Генеральный план застройки квартала, в котором находятся указанные земельные участки, предусматривающий застройку многоэтажными домами, рассмотрен на Градостроительном совете и утвержден 19.01.2007.

В июне 2008 года ЖСК и Общество получили технические условия на подключение к инженерным сетям планируемого жилого дома, заказали переработку эскизного проекта с учетом пожеланий Градостроительного совета, частично изменив этажность.

22 июля 2008 года ЖСК и Общество обратились в мэрию г.Ульяновска с заявлением о подготовке градостроительного плана объединенного земельного участка по ул. Рылеева, 17, под строительство многоквартирного жилого дома, предоставив документы согласно перечню КАиГ.

07 августа 2008 года было зарегистрировано право общей долевой собственности ЖСК и Общества на земельный участок, расположенный по адресу: <...>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Письмом от 08.08.2008 № 01-13/3668 КАиГ указал на необходимость согласования предельных параметров планируемого строительства в Комитете Ульяновской области по культурному наследию, сообщив при этом, что после предоставления вышеуказанного документа градостроительный план земельного участка будет подготовлен.

08 августа 2008 года ЖСК и Общество обратились в Комитет Ульяновской области по культурному наследию за требуемым согласованием и 17.09.2008 эскизный проект внесен на обсуждение научно-методического экспертного совета.

23 сентября 2008 года Комитет Ульяновской области по культурному наследию, с учетом одобрения Научного совета, согласовал эскизный проект, включающий фасады и посадку здания.

23 сентября 2008 года ЖСК и Общество обратились в КАиГ с заявлением о подготовке градостроительного плана вышеуказанного земельного участка, предоставив согласование Комитета Ульяновской области по культурному наследию.

14 октября 2008 года по требованию КАиГ ЖСК и Общество дополнительно представили расчеты по инсоляции соседних жилых частных домов, выполненные проектной организацией, и копии нормативно-правовых актов, подтверждающих соблюдение противопожарных норм и норм освещенности соседних зданий.

21 октября 2008 года письмом № 01-13/5557 КАиГ сообщил о приостановлении подготовки градостроительного плана в связи с необходимостью предоставить нотариально заверенное согласие владельца соседнего земельного участка, на котором расположен жилой дом площадью 37 кв.м., по сокращению расстояния между проектируемым и существующим домом в соответствии с п. 2.12* СНиП 2.07.01-89*.

11 ноября 2008 года ЖСК и Общество вновь обратились в КАиГ с заявлением о подготовке градостроительного плана вышеуказанного земельного участка.

18 декабря 2008 года из КАиГ получен ответ № 01-13/6458, из которого следует, что к рассмотрению вопроса о подготовке градостроительного плана земельного участка по ул. Рылеева, 17, под строительство многоквартирного жилого дома неприменимы положения примечания п. 2.12* СНиП 2.07.01-89*.

Посчитав данные действия КАиГ незаконными, ЖСК и Общество 22.01.2009 обратились с заявлением в Прокуратуру Ульяновской области.

16 февраля 2009 года ЖСК и Общество обратились с жалобой к Министру строительства Ульяновской области на действия КАиГ по невыдаче градостроительного плана.

14 апреля 2009 года Министерство строительства Ульяновской области направило в адрес ЖСК и Общества письмо № 73-11-01/1511, из которого следует, что при рассмотрении жалобы установлено нарушение мэрией г.Ульяновска части 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ). Для устранения нарушения в адрес мэрии г.Ульяновска был направлен акт № 7 контроля и предписание № 7 об устранении нарушений по акту контроля.

По результатам проведенной на основании заявления ЖСК и Общества проверки, усмотрев в действиях КАиГ нарушение прав и законных интересов субъектов малого и среднего бизнеса в г.Ульяновске, Первый заместитель прокурора Ульяновской области (далее – Прокурор) на основании статьи 52, части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) 31.03.2009 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий органа местного самоуправления в лице КАиГ по невыдаче ЖСК и Обществу градостроительного плана земельного участка по ул.Рылеева, 17 и обязании Главы города Ульяновска выдать ЖСК и Обществу градостроительный план земельного участка по ул.Рылеева, 17 в г.Ульяновске.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 15.05.2009 по делу №А72-2802/2009 суд удовлетворил заявленные Прокурором требования.

В рамках настоящего дела (А72-10372/2009) заявители оспаривают Градостроительный план земельного участка №RU73304000-1145А от 25.05.2009, выданный Главой города Ульяновска - «по решению» Арбитражного суда Ульяновской области от 15.05.2009 по делу №А72-2802/2009».

В ходе рассмотрения настоящего дела (А72-10372/2009) Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 по делу №А72-2802/2009 было отменено решение суда первой инстанции от 15.05.2009, в удовлетворении заявленных Прокурором требований отказано по мотиву пропуска им срока для обращения в суд и отсутствия ходатайства о его восстановлении.

Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции от 08.10.2009 постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 по делу №А72-2802/2009 оставлено без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.

16.11.2009 Мэрия города Ульяновска и КАиГ представили в материалы дела постановление Главы города Ульяновска №8146 от 19.10.2009 о признании недействующим оспариваемого градостроительного плана – «во исполнение постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 (дело №А72-2802/2009)».

Заявители настаивают на рассмотрении заявления по существу, так как градостроительный план нарушает их права и законные интересы. Градостроительный план является основанием для разработки проектной документации и КАиГ, подготовив его с нарушениями, делает невозможным дальнейшее выполнение проектных работ здания с согласованными в Комитете Ульяновской области по культурному наследию предельными параметрами строительства, прошедшими обсуждение на градостроительном совете, соответствующими нормативным документам.

Представители ЖСК и Общества указали на следующие выявленные нарушения нормативных и законодательных документов, допущенных КАиГ мэрии при подготовке градостроительного плана:

1. По чертежу градостроительного плана земельного участка (Лист 1).

Минимальные отступы от границ земельного участка согласно п.2.12* СНиП 2.07.01-89* составляют:

- с восточной стороны от жилого одноэтажного дома по ул. Радищева, 57а – 6 мвместо 15 м по подготовленному КАиГ градостроительному плану;

- с северной стороны от жилого дома по переулку Гоголя, 14 и с южной стороны по ул.Рылеева, 21 (2-3 этажные жилые дома выходящие на торец планируемого здания по ул.Рылеева, 17) - 10 м вместо 15 м по подготовленному КАиГ градостроительному плану.

2. По информации о градостроительном регламенте земельного участка.

Решением №31 от 26.03.2008 Ульяновской Городской Думы внесены изменения в Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске (далее – Правила), утвержденные Решением №90 от 13.10.2004 Ульяновской городской Думы.

Градостроительный регламент земельного участка установлен в составе указанных Правил, согласно которым (п.3), для зоны Ж5И «Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства настоящим подразделом градостроительных регламентов не устанавливаются и определяются совокупностью требований уполномоченных органов управления в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия».

Данный пункт не отображен в градостроительном плане.

3. По информации о разрешенном использовании земельного участка.

Предельное количество этажей - 3, указанное в градостроительном плане, как предельный параметр разрешенного строительства, согласно градостроительного регламента в составе Правил для зоны Ж5И, устанавливается не КАиГ, а уполномоченным органом управления в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия - Комитетом Ульяновской области по культурному наследию на основании:

- п.7 ст.4 Закона Ульяновской области от 09.03.2006 №24-ЗО, согласно которого к полномочиям органа исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере государственной охраны объектов культурного наследия относится согласование проектирования и проведения работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий, в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (в ред. Закона Ульяновской области от 06.09.2007 №131-ЗО);

- пункта 3.2.17 Положения о Комитете Ульяновской области по культурному наследию, утвержденному Постановлением Правительства Ульяновской области №11/236-П от 27.05.2008, согласно которого Комитет в соответствии с основными задачами осуществляет согласование градостроительной документации, разрабатываемой для исторических поселений, и градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемых в правила застройки муниципальных образований регионального значения,

который согласовал предельное количество этажей - 9.

Мэрия города Ульяновска возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку подготовленный градостроительный план земельного участка №RU 73304000-1145А выполнен в соответствии с положениями статей 44, 46 ГрК РФ, Постановления Правительства РФ от 29.12.2005 №840 «О форме градостроительного плана земельного участка», Приказа Минрегиона РФ от 11.08.2006 №93 «Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка».

Ответчик считает несостоятельным довод заявителей о том, что с восточной стороны земельного участка (по ул.Крымова, 57а) минимальные отступы должны быть сокращены до 6 м, так как в соответствии с п.2.12* СНиП 2.07.01-89* между длинными сторонами жилых зданий высотой 2-3 этажа следует принимать расстояния (бытовые разрывы) не менее 15 м, а высотой 4-этажа - не менее 20 м, между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат - не менее 10 м.

Указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции и освещенности, если обеспечивается непросматриваемость жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.

Бытовые разрывы с северной и южной стороны, составляющие 15м, также соответствуют указанному СНиП, поскольку строения с той и другой стороны являются двухэтажными, соответственно, не могут быть сокращены до 10 м.

Ответчик подчеркнул, что в соответствии с действующими нормативными правовыми актами подготовка и выдача градостроительных планов земельных участков, определение условий относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.

Довод заявителей, о том, что КАиГ неправомерно указал в градостроительном
 плане предельное количестве этажей -3, поскольку данный параметр должен был
 устанавливаться Комитетом Ульяновской области по культурному наследию, ответчик так же считает несостоятельным по следующим основаниям:

- в соответствии с пунктом 9 статьи 3 Закона Ульяновской области от 09.03.2006 №24-ЗО (ред. от 31.03.2009) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ульяновской области», к полномочиям Правительства Ульяновской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и зон охраны объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия) на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Во исполнение Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 и Закона Ульяновской области №24-30 от 09.03.2006 Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 №256-11 утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия на территории МО «город Ульяновск» с описанием указанных границ. Таким образом, на момент подготовки градостроительного плана земельного участка 25.05.2009 границы зон объектов культурного наследия не были утверждены, соответственно, КАиГ являлся уполномоченным органом;

- в соответствии с п.3.2.17 Положения о Комитете Ульяновской области по культурному наследию, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.05.2008 №11/236-П, Комитет осуществляет согласование градостроительной документации, но не устанавливает предельные параметры разрешенного строительства.

Ссылку заявителей на согласованную схему планировочной организации земельного участка ответчик считает безосновательной, поскольку схема планировочной организации земельного участка выполнена в нарушение пункта 2 части 12 статьи 48 ГрК РФ, в соответствии с которой схема планировочной организации земельного участка выполняется в соответствии с градостроительным планом земельного участка, а не наоборот.

Ответчик уверен, что градостроительный план земельного участка, как ненормативный акт, не нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с признанием его Постановлением Главы города от 19.10.2009 №8146 недействующим; просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

КАиГ поддерживает доводы Мэрии города Ульяновска в полном объеме.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.

Согласно п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Как следует из пункта 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 №99, отмена оспариваемого ненормативного правового акта или истечение срока его действия не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.

Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушал законные права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Исходя из положений, содержащихся в пункте 2 Определения Конституционного Суда РФ от 20.12.2005 №518-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб общества с ограниченной ответственностью "Нефте-стандарт" на нарушение конституционных прав и свобод положениями глав 23 и 24, статей 153, 191, 192, 193, 197, 198, 199, 287, 292, 299, 301, 305 АПК РФ" следует, что при рассмотрении дел суды не вправе ограничиваться формальным установлением того, какой характер носит оспариваемый акт, а обязаны выяснить, затрагивает ли он права юридических лиц и предпринимателей, соответствует ли законам, и должны в каждом конкретном случае реально обеспечивать эффективное восстановление нарушенных прав, - иное означало бы необоснованный отказ в судебной защите, что противоречит статье 46 Конституции Российской Федерации.

Суд считает, что оспаривание градостроительного плана земельного участка, утвержденного мэром города Ульяновска, относится к подведомственности спора арбитражному суду, обжалуемый в оспариваемой части градостроительный план нарушает права и законные интересы ЖСК и Общества, в связи с чем суд рассматривает заявление по существу вне зависимости от факта принятияГлавой города Ульяновска Постановления №8146 от 19.10.2009 о признании оспариваемого градостроительного плана недействующим  в период разрешения спора в арбитражном суде.

В силу статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам (часть 1 статьи 44 ГрК РФ). Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (часть 2 статьи 44 ГрК РФ).

В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента).

При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (часть 3 статьи 44 ГрК РФ).

Согласно пунктам 17, 18 статьи 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

В случае если подготовка градостроительного плана земельного участка осуществлялась органом местного самоуправления на основании заявления физического или юридического лица, границы и размер земельного участка определяются с учетом требований настоящего Кодекса и земельного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Согласно статье 38 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетание, в том числе и минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, такие отступы указываются в составе градостроительного плана земельного участка (подпункт 3 части 3 статьи 44 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство среди прочих документов застройщик представляет в орган, уполномоченный выдавать такое разрешение, градостроительный план земельного участка. Требования к градостроительному плану предусмотрены в части 3 статьи 44 настоящего Кодекса, а согласно части 5 этой же статьи форма градостроительного плана земельного участка устанавливается Правительством Российской Федерации.

Форма градостроительного плана земельного участка утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840.

Инструкция о порядке заполнения данной формы утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 №93, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.11.2006 за №8456.

Как было указано выше, ЖСК и Общество не согласны в том числе с указанными КАиГ в 1 разделе градостроительного плана «Чертеж градостроительного плана земельного участка» минимальными отступами от границ земельного участка:

- с восточной стороны от жилого одноэтажного дома по ул. Радищева, 57а КАиГ установлено 15м, вместо 6м - как необходимо по мнению ЖСК и Общества; с северной стороны от жилого дома по переулку Гоголя, 14 и с южной стороны по ул.Рылеева, 21 (2-3 этажные жилые дома выходящие на торец планируемого здания по ул.Рылеева, 17) КАиГ установлено 15м вместо 10м – как необходимо по мнению ЖСК и Общества.

Документом, определяющим минимальные отступы, является СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Согласно п.2.12* СНиП 2.07.01-89*:

- минимальный отступ от жилого одноэтажного дома по ул. Радищева, 57а (восточная сторона): «Расстояния между жилыми ... зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с нормами инсоляции, приведенными в п. 9.19 настоящих норм, норм освещенности, приведенными в СНиП П-4-79, а также в соответствии с противопожарными требованиями, приведенными в обязательном приложении 1».

Расчеты по инсоляции дома по ул.Радищева, 57а, относительно планируемого многоэтажного жилого дома по ул. Рылеева, 17, были представлены ранее в КАиГ. Противопожарные требования устанавливают минимальный отступ 6м;

- минимальные отступы от жилых двух- и трех- этажных домов по пер. Гоголя, 14 и ул. Рылеева, 21 (северная и южная сторона): «Между длинными сторонами жилых зданий высотой 2-3 этажа следует принимать расстояния (бытовые разрывы) не менее 15м, между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами их жилых комнат — не менее 10 м».

Так как участок по ул. Рылеева, 17 ориентирован с севера на юг (длинная сторона вдоль ул. Радищева), то торцы проектируемого здания по ул. Рылеева, 17 ориентированы на север и юг, т.е. на соседние земельные участки по ул. Рылеева, 21 и пер. Гоголя, 14;

Таким образом, минимальные отступы от границ земельного участка согласно п.2.12* СНиП 2.07.01-89* составляют:

- с восточной стороны от жилого одноэтажного дома по ул. Радищева, 57а - 6м вместо 15м по подготовленному КАиГ градостроительному плану;

- с северной стороны от жилого дома по переулку Гоголя, 14 и с южной стороны по ул.Рылеева, 21 (2-3 этажные жилые дома выходящие на торец планируемого здания по ул.Рылеева, 17) - 10м вместо 15м по подготовленному КАиГ градостроительному плану.

В части других доводов ЖСК и Общества:

Решением №31 от 26.03.2008 Ульяновской Городской Думы внесены изменения в Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске(далее – Правила), утвержденные Решением №90 от 13.10.2004 Ульяновской городской Думы.

Для спорного земельного участка названными Правилами установлен градостроительный регламент – жилая зона Ж5И – Зона застройки многоэтажными жилыми домами в зонах охраны объектов культурного наследия. Строительство многоквартирных жилых домов является основным видом разрешенного использования (ст.21.1 Правил).

В соответствии с пунктом 3 ст.21.1 Правил «Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства настоящим подразделом градостроительных регламентов не устанавливаются и определяются совокупностью требований уполномоченных органов управления в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия».

Генеральный план застройки квартала, в котором находится спорный земельный участок, рассмотрен на Градостроительном совете и утвержден 19.01.2007.

В июне 2008 года ЖСК и Общество получили технические условия на подключение к инженерным сетям планируемого жилого дома.

ЖСК и Общество согласовали предельные параметры разрешенного строительства с Комитетом Ульяновской области по культурному наследию: заключение Комитета Ульяновской области по культурному наследию №1236 от 23.09.2009.

Выписка из протокола Заседания Научно-методического Экспертного совета от 17.09.2009, согласованные фасады планируемого дома переменной этажностью 5-9 этажей (предельное количество этажей – 9), согласованная схема планировочной организации земельного участка с посадкой здания, расчеты по инсоляции зданий на соседних участках, учитывающих посадку здания переменной этажности 5-9 этажей на земельном участке по ул. Рылеева, 17, были представлены ЖСК и Обществом в КАиГ 23.09.2009.

Заявители указали, что согласно ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Мэрия г.Ульяновска нарушает их права собственников земельного участка, не позволяет полноценно его использовать, что ведет к потере прибыли от строительства объекта и дополнительным неокупаемым затратам на его содержание. ЖСК и Обществом были понесены затраты на разработку документов по требованию КАиГ: схема планировочной организации земельного участка (согласно перечня документов для выдачи градостроительного плана); материалы к Градостроительному Совету (в том числе, переработка материалов по рекомендациям Градосовета); расчеты по инсоляции соседних зданий, материалы к научно-реставрационному Совету, сбору технических условий.

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Пунктом 13 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или  несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Таким образом, в настоящее время ЖСК и Общество не вправе предусмотреть размещение объекта строительства на спорном земельном участке на площади большей, чем это допускается градостроительным планом земельного участка, так как получат отказ в выдаче разрешения на строительство на основании п. 13 ст. 51 ГрК РФ.

С учетом обстоятельств дела, суд считает, что градостроительный план в оспариваемой части не соответствует вышеприведенным нормам права и нарушает законные права и интересы ЖСК «Уютный Дворик» и ООО "ДомСтрой», создает препятствия для осуществления ими предпринимательской деятельности по застройке земельного участка, расположенного по улице Рылеева, 17 в городе Ульяновске, поэтому его следует признать недействительным.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Расходы по госпошлине следует возложить на ответчика, но не взыскивать, так как он освобожден от ее уплаты.

В порядке ст.104 АПК РФ уплаченная Обществом с ограниченной ответственностью «ДомСтрой» госпошлина в сумме 2 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета по справке после вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 49, 110, 104, 200 - 201 Ар­битражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Принять изменения предмета требований.

Признать недействительным Градостроительный план земельного участка № RU73304000-1145А от 25.05.2009 в части:

- раздела 1 «Чертеж градостроительного плана земельного участка», а именно: минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения места допустимого размещения объекта с северной, восточной и южной стороны;

- раздела 2 «Информация о градостроительном регламенте земельного участка», а именно: в части отсутствия указания на то, что предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства настоящим подразделом градостроительных регламентов не устанавливаются и определяются совокупностью требований уполномоченных органов управления в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия;

- раздела 3 «Информация о разрешенном использовании земельного участка», а именно: в части указания на предельное количество этажей - 3, указанное в градостроительном плане, как предельный параметр разрешенного строительства, а также в части требования из подраздела «архитектурно-планировочные требования» о непросматриваемости жилых помещений из окна в окно.

В целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителей обязать мэрию города Ульяновска выдать градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: город Ульяновск Ленинский район улица Рылеева, 17, содержащий:

- в разделе 1 «Чертеж градостроительного плана земельного участка» - минимальные отступы от границ земельного участка: с восточной стороны от жилого одноэтажного дома по ул. Радищева, 57а - 6м; с северной стороны от жилого дома по переулку Гоголя, 14 и с южной стороны по ул.Рылеева, 21 - 10 м;

- в разделе 2 «Информация о градостроительном регламенте земельного участка» - информацию о том, что «предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства настоящим подразделом градостроительных регламентов не устанавливаются и определяются совокупностью требований уполномоченных органов управления в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия»;

- в разделе 3 «Информация о разрешенном использовании земельного участка» - указание на предельное количество этажей - 9; исключить из подраздела «архитектурно-планировочные требования» требование о непросматриваемости жилых помещений из окна в окно.

Обществу с ограниченной ответственностью «ДомСтрой» выдать справку на возврат государственной пошлины из федерального бюджета в сумме 2 000 руб. после вступления решения суда в законную силу.

Решение в силу ст.201 АПК РФ подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

Судья М.А.Семенова