Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
04.10.2016 Дело № А72-11037/2016
Резолютивная часть определения оглашена 30.09.2016.
Полный текст определения изготовлен 04.10.2016.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Д.А. Леонтьева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Музашвили Н.Э. в письменной форме, в помещении Арбитражного суда Ульяновской области, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, д. 14, кабинет № 207,
рассмотрев дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Национальный центр устойчивого развития и экологической безопасности" (ОГРН 1107327002386, ИНН 7327055339),
об оспаривании решения №416 от 19.05.2016,
заинтересованные лица:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области,
с участием представителей:
от заявителя – Андреева Н.А., доверенность от 15.08.2016.
от ответчика – Алкарева К.А., 05.09.2016.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Национальный центр устойчивого развития и экологической безопасности" (далее так же – заявитель, ООО «НаЦЭБиУР») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, в котором просит:
1. Признать отказ Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от 19.05.2016 в предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности незаконным.
2. Обязать Управление Росприроднадзора по Ульяновской области устранить нарушение прав и законных интересов ООО «НАЦЭБиУР» путем выдачи лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
В судебном заседании 30.09.2016 представитель ответчика представил дополнение к отзыву с приложениями во исполнение определения суда.
В судебном заседании 30.09.2016 исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
Материалами дела установлено, что 19.05.2016 руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере природного пользования по Ульяновской области Каплиным А.Е. было вынесено решение №416 об отказе в предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Правовым основанием для отказа в предоставлении лицензии явилось наличие в представленном соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документах недостоверной информации (п.1 ч.7 ст.14 ФЗ от 04.05.2011 №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»), несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям (п.2 ч.7 ст.14 ФЗ от 04.05.2011 №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Заявитель считает отказ Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от 19.05.2016 в предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности незаконным и просит обязать ответчика устранить нарушение прав и законных интересов ООО «НАЦЭБиУР» путем выдачи лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Суд отклоняет доводы заявителя на основании следующего.
В соответствии с Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», Управление Росприроднадзора по Ульяновской области является органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
В ходе проведенной проверки установлено несоответствие лицензионным требованиям, а именно:
- подп.«б» п.3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства
РФ от 03.10.2015 № 1062 (далее так же – Положение о лицензировании) -.отсутствие у соискателя лицензии оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям, в т.ч. транспортного средства-автомобиля марки МАЗ 437041-262, 2007 года выпуска, идентификационный номер Y3M43704170005898, цвет кузова - белый, номерной знак Р733 АС 73;
- подп.«а» п.3 Положения о лицензировании - отсутствие у соискателя лицензии необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I-IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.
Названные нарушения отражены в акте проверки от 19.05.2016 № 150 и послужили основанием для принятия решения об отказе ООО ООО «НаЦЭБиУР» в предоставлении лицензии.
В связи с этим согласно п.6 ст.14 Закона о лицензировании указание в уведомлении об отказе в предоставлении лицензии от 19.05.2016 № 01-27/2904 реквизитов акта проверки от 19.05.2016 № 150 является достаточным и соответствует вышеуказанным требованиям законодательства.
Суд отклоняет довод заявителя о наличии у него на момент проверки необходимого оборудования для осуществления заявленных видов деятельности по обращению с отходами производства и потребления, о наличии на его производственной территории в ходе проведения проверки установки для утилизации замазученных грунтов «УЗГ-1Мм».
В силу ч.1 ст.14 Закона о лицензировании установлено, что принятию решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении предшествует процедура проверки полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений (т.е. документарная проверка), в том числе проверка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям (т.е. выездная проверка.
Согласно ч.5 ст.19 Закона о лицензировании установлено, что предметом внеплановой выездной проверки соискателя лицензии или лицензиата в случаях, предусмотренных ч.7 и 9 ст.18 Закона о лицензировании, являются состояние помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, которые предполагается использовать соискателем лицензии или лицензиатом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, и наличие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности работников в целях оценки соответствия таких объектов и работников лицензионным требованиям.
Аналогичные требования установлены ч.1 ст.12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Поскольку в ходе проведения выездной проверки установка для утилизации замазученных грунтов «УЗГ-Шм» (заводской № 15, дата выпуска 17.11.2004 согласно паспорта на установку) по адресам осуществления деятельности ООО «НаЦЭБиУР» лицу, проводившему проверку, представлена не была, проверка ее состояния на возможность осуществления лицензируемого вида деятельности была невозможна. Наличие только правоустанавливающих документов на указанную установку не позволили лицу, осуществляющему проверку, сделать вывод о наличии ее у ООО «НаЦЭБиУР» в натуре и, как указано выше, дать оценку ее состояния на предмет возможности осуществления лицензируемого вида деятельности.
Кроме того, согласно представленным заявителем сведениям вышеуказанная установка предоставлена ООО «НаЦЭБиУР» на основании договора аренды оборудования от 07.09.2015. Арендодателем по названному договору указан собственник установки - ООО «Вита-М» (ИНН 7325117879).
После принятия решения от 19.05.2016 об отказе в предоставлении ООО «НаЦЭБиУР» лицензии соискатель лицензии вновь обратился в Управление с заявлением от 12.08.2016 № 7289 о предоставлении лицензии, в составе приложений к которому представлен договор аренды оборудования от 01.07.2016 №0-1/2016.
Согласно данному договору Арендодатель - ООО «Экоинвест-Урал» предоставил во временное владение и пользование Арендатору - ООО «НаЦЭБиУР» мобильную установку для утилизации замазученных грунтов «УЗГ-1МЖ», заводской № 29, дата выпуска 04.2008.
Таким образом, вышеприведенные факты свидетельствуют о фактическом отсутствии на момент принятия обжалуемого решения у ООО «НаЦЭБиУР» установки для утилизации замазученных грунтов «УЗГ-1Мм» (заводской № 15, дата выпуска 17.11.2004).
Относительно изложенного заявителем довода о возможности обезвреживания и утилизации заявленного перечня отходов с использованием оборудования - флотатора ФД-5, сообщаю следующее.
Согласно Руководства по эксплуатации Модуля напорной флотации для локальной очистки сточных вод, разработанного организацией-изготовителем ООО «ЭКО-С», данный модуль предназначен для очистки сточных вод от взвешенных частиц, жиров, масел, нефтепродуктов, от ПАВ и частично растворенных органических веществ (п.1.1. Руководства).
Кроме того, в ответ на запрос Управления от 18.05.2016 № 02-08/2878, разработчик названного оборудования - ООО «ЭКО-С» в письме от 19.05.2016 № 037 подтвердил, что модуль напорной флотации ФД-5 предназначен для удаления из сточных вод взвешенных веществ, нефтепродуктов, масел, жиров, гидроксидов металлов и других загрязнений, а также существенного снижения показателей БПК/ХПК в сточной воде.
Из анализа дополнительных возражений, а также возражений на отзыв ООО «НаЦЭБиУР» следует, что заявитель подменяет понятие «сточные воды» понятием «отходы», что является недопустимым.
Сточные воды согласно действующему законодательству это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади (п.19 ст.1 Водного кодекса РФ).
В ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» приведено понятие отходов производства и потребления (отходы) -вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с указанным Федеральным законом.
Таким образом, понятия «сточные воды» и «отходы производства и потребления» не являются тождественными.
В связи с этим в письме ООО «ЭКО-С» от 19.05.2016 № 037 указано, что модуль ФД-5 предназначен для очистки сточных вод, в которых, как правило, концентрации загрязнений не превышают граммы на литр (десятые доли процента).
В указанном письме обозначено, что модуль ФД-5 не предназначен для обезвреживания и утилизации жидких концентрированных отходов производства и потребления II и III классов опасности и, тем более, твердых отходов.
ООО «ЭКО-С» указало, что модуль ФД-5 может быть применен для очистки сточных вод, содержащих жидкие отходы, при условии обязательной предварительной химической нейтрализации жидких отходов и разбавлении жидких отходов другими стоками воды до определенных концентраций.
В информационной справке ООО «НаЦЭБиУР» от 06.05.2016 № 3168 предназначение оборудования - флотатора ФД-5 - модуля напорной флотации заявлено как для очистки сточных вод и жидких отходов, что противоречит данным руководства по эксплуатации названного оборудования и пояснениям организации-разработчика.
Для сведения суда отмечаем, что большинство указанных в перечне отходов, заявленных ООО «НаЦЭБиУР» в качестве планируемых к обезвреживанию и утилизации с использованием модуля напорной флотации ФД-5, не являются жидкими отходами.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).
С целью конвертации отходов по действующему ФККО с отходами по ФККО в прежней редакции Федеральной службой по надзору в сфере природопользования разработан Конвертер видов отходов ФККО-2002 (2003) в виды отходов ФККО-2014, в котором даны разъяснения, в т.ч., структуры кода отхода.
Так, девятый и десятый знаки кода используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы отхода.
В конвертере приведен кодификатор агрегатного состояния и физической формы, использованный для кодирования видов отходов, включенных в ФККО-2014 - таблица 2, из анализа которого следует, что отходам, имеющим жидкое агрегатное состояние/физическую форму, присвоены знаки (коды) 10 и 31 (дисперсная система - состояние жидкое в жидком).
Однако, из анализа перечня отходов II-IV классов опасности, заявленных ООО «НаЦЭБиУР» к обезвреживанию и утилизации с использованием модуля напорной флотации для локальной очистки сточных вод ФД-5 (информационная справка ООО «НаЦЭБиУР» от 06.05.2016 № 3168), следует, что не все приведенные в нем отходы имеют жидкое агрегатное состояние. Среди них указаны также отходы, имеющие твердое состояние, а также агрегатное состояние в виде порошка, сыпучего материала, дисперсной системы (в т.ч., состояние: твердое в жидком).
Таким образом, вышеуказанный факт свидетельствует о несоответствии заявленных ООО «НаЦЭБиУР» утверждений о намерении осуществлять обезвреживание и утилизацию жидких отходов с использованием вышеназванной установки.
В дополнительных возражениях заявитель указывает, что отсутствие паспорта на транспортное средство - автомобиль марки ГАЗЕЛЬ 3302 2834DJ, 2012 года выпуска, идентификационный номер (VIN) XU 42834DJC0002898, цвет кузова синий, номерной знак А 912 РМ 73, зарегистрированный 03.07.2012 в МРЭО ГИБДД УМВД г. Ульяновска, с использованием которого ООО «НаЦЭБиУР» намеревалось осуществлять лицензируемый вид деятельности, не может свидетельствовать о нарушении с его стороны лицензионных требований.
Однако, кроме паспорта транспортного средства заявитель не представил для проверки само спорное транспортное средство, в связи с чем, у ответчика отсутствовала возможность проверить соответствие этого транспортного средства заявленному виду деятельности.
Довод заявителя о его намерении использовать в целях осуществления лицензируемого вида деятельности только складские помещения, предоставленные в пользование по договору аренды нежилого помещения № 1-07т от 30.07.2015 площадью 200 кв.м, судом также не принимается.
В ходе проведенной проверки установлено и зафиксировано в акте от 19.05.2016 № 150 намерение ООО «НаЦЭБиУР» использовать помимо указанных другие складские помещения в здании склада по адресу: Ульяновская область, Сенгилеевский район, р.п. Силикатный, ул. Мокрая поляна, д. 31, в отсутствие документов, подтверждающих наличие законного основания. Указанный факт подтвержден материалами дела.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
При вынесении Решения суд так же учел, то, что ранее заявитель обращался в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании отказа Управления Росприроднадзора по Ульяновской области в предоставлении лицензии, вынесенного по аналогичным основаниям.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.08.2016 по делу №А72-5584/2016 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Суд считает необходимым возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Национальный центр устойчивого развития и экологической безопасности» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 (три тысячи) руб. 00 коп., в связи с тем, что требование заявителя об обязании Управления Росприроднадзора по Ульяновской области устранить нарушение прав и законных интересов ООО «НАЦЭБиУР» путем выдачи лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности не является самостоятельным требованием, подлежащим оплате государственной пошлиной.
Арбитражный суд Ульяновской области, руководствуясь ст.ст.205, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Национальный центр устойчивого развития и экологической безопасности» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 (три тысячи) руб. 00 коп.
Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения суда в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.
Судья Д.А. Леонтьев