Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ульяновск
30.12.2009г. Дело №А72-11516/2009
Резолютивная часть объявлена 24.12.2009г.
Полный текст решения изготовлен 30.12.2009г.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.К.Малкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нуровым А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Открытого акционерного общества «УКСМ»
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвяжскому району г.Ульяновска
о признании ненормативных актов налогового органа недействительными
при участии:
от заявителя - Хайруллин Р.Р., доверенность от 20.09.2009г.,
от ответчика - Макаров Д.П., доверенность № 16-05-21/7 от 11.01.2009г.,
- Земскова О.В, доверенность №16-05-21/9111 от 20.06.2009г.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Ульяновский комбинат строительных материалов»обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, в котором просит признать не действительным требование Инспекции Федеральной налоговой службы по Засвяжскому району г.Ульяновска району г.Ульяновска №2580 от 24.06.2009г.
Заявитель уточнил заявленные требования и просит признать недействительными решение №16-15-39/45 от 27.04.2009г. в части предложения уплатить: земельный налог в размере 3790406 руб., соответствующие суммы пени и налоговые санкции по п. ст. 122 НК РФ в размере 758081руб.; налог на прибыль в размере 35269 руб. 20 коп. и соответствующие суммы пени; НДС в размере 160723 руб. 90 коп., соответствующие суммы пени и налоговые санкции по п.1 ст.122 НК РФ в размере 32144 руб. 78 коп.; НДФЛ в размере 968225 руб., соответствующие суммы пени и налоговые санкции по ст. 123 НК РФ в размере 193645 руб., налоговые санкции по ст.126 НК РФ в размере 2600 руб. и требование №2580 от 24.06.2009г в части в части предложения уплатить земельный налог в размере 3790406 руб., соответствующие суммы пени и налоговые санкции по п. ст. 122 НК РФ.
Уточнения приняты судом в порядке ст. 49 АПК РФ.
Налоговый орган заявленные требования не признает, считает ненормативные акты налогового органа законными и обоснованными.
Налоговым органом заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора: мэрии г.Ульяновска, Комитета по управлению земельными ресурсами и землеустройству мэрии г.Ульяновска, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ульяновской области.
В соответствии с п. 1 ст. 51 АПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
В рассматриваемом случае налоговым органом не представлено доказательств, что принятие решения по настоящему делу может повлиять на права или обязанности вышеперечисленных лиц по отношению к одной из сторон.
Кроме того, целью привлечения третьих лиц в ходатайстве названо истребование сведений о правообладании ОАО «УКСМ» спорным земельным участком.
В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что выездная налоговая проверка общества начата 18.03.2008 и закончена спустя 10 месяцев - 16.01.2009, что свидетельствует о наличии у проверяющих достаточного времени для осуществления контрольных мероприятий в полной мере.
Налоговый орган не воспользовался в рамках проведения проверки своими правами, предоставленными ему ст. 31 НК РФ.
Налоговым органом в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств предпринятых мер, направленных истребование у вышеуказанных органов документов в отношении спорного участка и отказа в их предоставлении.
Между тем, лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства (п.4 ст. 66 АПК РФ). Таковых ходатайств налоговым органом не заявлено.
Более того, в рамках рассмотрения настоящего спора, судом по ходатайствам истца истребованы сведения и документы в отношении спорного земельного участка, в том числе из Мэрии г. Ульяновска, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ульяновской области, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Ульяновской области, Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области.
На основании вышеизложенного, суд считает ходатайство не подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела усматривается:
Инспекцией Федеральной налоговой службы по Засвияжскому району г.Ульяновска на основании решения заместителя руководителя от 18.03.2008г. №1154/17 была проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налога на прибыль с 01.01.2005г. по 31.12.200г., НДС за период с 01.01.2005г. по 31.12.2007г., ЕСН за период с 01.01.2005г. по 31.12.2007г., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005г. по 31.12.2007г. водного налога за период с 01.01.2005г. по 31.12.2007г., земельного налога за период с 01.01.2005г. по 31.12.2007г., налога на игорный бизнес за период с 01.01.2005г. по 31.12.2007г., налога на имущество за период с 01.01.2005г. по 31.12.2007г., транспортного налога за период с 01.01.2005г. по 31.12.2007г., платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых за период с 01.01.2005г. по 29.02.2007г., ЕНВД за период с 01.01.2005г. по 31.12.2007г., НДФЛ за период с 11.09.2005г. по 17.03.2008г.
По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом составлен акт от 16.03.2009 года №16-15-39/23/10 и вынесено решение №16-15-39/45 от 27.04.2009г. «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».
В соответствии с решением №16-15-39/45 налогоплательщик к привлечен к налоговой ответственности по п.1 ст. 122, ч. 1 ст. 123, ч. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 999046 руб. 00 коп., начислены пени в сумме 1794363 руб. 06 коп., предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль за 2005г. зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 11337 руб., налогу на прибыль за 2005г. в бюджет субъектов РФ в сумме 30524 руб., НДС за 2005г. в сумме 639295 руб., НДС за 2006г. в сумме 170988 руб., НДС за 2007г. в сумме 128883 руб., транспортный налог за 2006г. в сумме 1170 руб., земельный налог в сумме 1895203 руб. , земельный налог за 2007г. в сумме 1995203 руб., ЕСН в ФБ за 4 кв. 2005г., в сумме 1 719 руб., НДФЛ в сумме 968 225 руб.
В целях исполнения решения налоговым органом выставлено требование №2580 от 24.06.2009г.
Решение ИФНС по Засвияжскому району г. Ульяновска было обжаловано налогоплательщиком в УФНС России по Ульяновской области в части доначисления земельного налога в общей сумме 3790406 руб., соответствующих сумм пени и налоговых санкций, и в части завышения убытков при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в сумме 1908763 руб.
Решением УФНС России по Ульяновской области от 08.06.2009г. № 16-15-12/08150 апелляционная жалоба ОАО «УКСМ» была удовлетворена частично, уменьшена сумма полученного убытка при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль за 2006г. в сумме 2275919 руб. В остальной части решение ИФНС по Засвияжскому району г. Ульяновска №16-15-39/45 от 27.04.2009г. оставлено без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа №16-15-39/45 от 27.04.2009г. в части предложения уплатить: земельный налог в размере 3790406 руб., соответствующие суммы пени и налоговые санкции по п. ст. 122 НК РФ в размере 758081руб.; налог на прибыль в размере 35269 руб. 20 коп. и соответствующие суммы пени; НДС в размере 160723 руб. 90 коп., соответствующие суммы пени и налоговые санкции по п.1 ст.122 НК РФ в размере 32144 руб. 78 коп.; НДФЛ в размере 968225 руб., соответствующие суммы пени и налоговые санкции по ст. 123 НК РФ в размере 193645 руб., налоговые санкции по ст.126 НК РФ в размере 2600 руб.
Налоговым органом в ходе проверки установлено неправильное исчисление земельного налога в связи с занижением обществом кадастровой стоимости земельного участка. Доначислен земельный налог за 2006г. в сумме 1895202 руб. 52 коп., за 2007г. в сумме 1895202 руб. 52 коп.
Как утверждает налоговый орган, налогоплательщику на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 73:24:03:1501:5, общей площадью 194662 кв.м. (свидетельство на право постоянного бессрочного пользования №3129 от 15.12.1992г.
Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения представляются в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области в соответствии с приказом от 20.06.2005г. №75н «Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу» и рекомендаций по ее заполнению» утвержденный Минфином РФ. Данные сведения представляются в Управление Федеральной налоговой службы и передаются в инспекции федеральной налоговой службы по районам области.
В представленных органами Роснедвижимости сведениях о земельных участках .признаваемых объектами налогообложения, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 73:24:03 15 01:5 составляет 431760316 руб.
Налогоплательщик в представленных декларациях за 2006-2007г. отразил кадастровую стоимость участка в размере 242240064 руб.
Для подтверждения кадастровой стоимости в Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области был направлен запрос от 15.12.2008г. № 16-15-25/15100, ответ получен 24.12.2008г. №09/3736, в котором подтверждена кадастровая стоимость.
Вышеизложенное повлекло за собой неполную уплату земельного налога за 2006г., 2007г. в результате занижения налоговой базы, т.е. предприятием совершено налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена п.1. ст. 122 НК РФ.
Оспаривая решение в части земельного налога, заявитель исходит из следующего:
Действительно, ОАО «УКСМ» было выдано свидетельство №3129 от 15.12.1992г., на основании Постановления Мэра г.Ульяновска №1218 от 26.11.1992г., на право бессрочного пользования земельным участком площадью 194662кв.м.
Однако в дальнейшем Постановлениями Мэра г.Ульяновска внесены изменения в пп.3 п.1 Постановления Мэра г.Ульяновска №1218 от 26.11.1992г. в части площадей землепользования.
Таким образом, ОАО «УКСМ» пользовался земельными участками общей площадью 108978,2 кв.м. с 01.01.2006г. до 01.08.2006г., после 01.08.2006г. - 108210,3 кв.м., а не 194662 кв.м.
Соответственно кадастровая стоимость земельных участков площадью 108978,2кв.м., находящихся у общества до 01.08.2006г., составляет 241713647,6 руб. а сумма земельного налога за 2006г., должна составлять 2410039,8руб. Сумма земельного налога за 2007г. должна составлять 2400104,45руб. (240010445,4 х 1%).
Поскольку в декларации по земельному налогу за 2006г. и 2007г. сумма налога исчислена обществом в размере 2422400,64руб., то занижение сумм налога не произошло.
ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска не согласна с заявлением ОАО «УКСМ».
Как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Таким образом, ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска при начислении земельного налога правомерно руководствовалась данными о кадастровой стоимости земельного участка, полученными от Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области.
Указанный земельный участок принадлежит ОАО «УКСМ» на основании свидетельства
В проверяемый период каких-либо изменений в свидетельство на право постоянного бессрочного пользования №3129 от 15.12.1992г. ОАО «УКСМ» путем регистрации изменений права собственности на спорный земельный участок не вносилось.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.
Следовательно, налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в т.ч. в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли, вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
Общество доводы налогового органа отклонило в полном объеме.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 388 НК РФ, ОАО «УКСМ» является плательщиком земельного налога.
Пунктом 1 ст. 389 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 390 НК РФ).
Статьей 391 НК РФ установлен порядок определения налоговой базы
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с п.п. 1-2 ст. 396 НК РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав (п. 7 ст. 396 НК РФ).
Пунктом 12 ст. 396 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Как следует из материалов выездной налоговой проверки основанием для доначисления спорной суммы земельного налога послужило, по мнению налогового органа, занижение обществом кадастровой стоимости земельного участка. Вышеуказанный вывод сделан налоговым органом на основании сведений Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ульяновской области, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка площадью 194662 кв.м., правообладателем которого является общество, составляет 431760316 руб.
Применение вышеуказанной кадастровой стоимости налоговый орган мотивирует, в частности, положениями Постановления Пленума ВАС РФ №54 от 23.07.2009г. "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога".
Действительно, в пункте 3 вышеуказанного Постановления отражено, что при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании пункта 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие названного Кодекса.
Вместе с тем, в пункте 4 вышеуказанного Постановления отражено, что на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
В соответствии со статьей 29 Земельного Кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно Свидетельства №3129 от 15.12.1992г., выданного на основании Постановления Мэра г.Ульяновска №1218 от 26.11.1992г., общество стало обладателем права на бессрочное пользование земельными участками площадью 194662кв.м. по адресу: г. Ульяновск, ул. Хввткова,18 для размещения производства (т. 3, л.д.53).
В материалы дела представлены Постановления Мэра г. Ульяновска №1180 от 19.05.1999г. и №1169 от 17.06.2003г., согласно которым внесены изменения в пп.3 п.1 Постановления Мэра г.Ульяновска №1218 от 26.11.1992г. в части площадей землепользования. Согласно данных постановлений площадь землепользования по адресу г. Ульяновск, ул. Хваткова,18, предоставленная обществу, вместо 194662кв.м. составила 108978,2кв.м., в том числе участок №1 - 89863,1кв.м. и участок №2 - 19115,1кв.м. (т.2, л.д.114-115).
Впоследствии Постановлением Мэра г.Ульяновска №971 от 09.06.2005г., принятого на основании извещения ФГУ «Федеральная кадастровая палата» по Ульяновской области и в связи с присвоением адресов согласно справкам УОГУП БТИ от 01.05.2005г. №№2029-А, 2030-А, пп.3 п.1 Постановления Мэра г.Ульяновска №1218 от 26.12.1992г. изложен в новой редакции и обществу предоставлено в пользование 108978,2 кв.м., из них: участок по ул.Хваткова,18-В площадью 89863,1 кв.м. и участок по ул.Хваткова,18-Д площадью 19115,1 кв.м (т.2, л.д.79).
Далее Постановлением Мэра г.Ульяновска №3306 от 14.08.2006г. площадь земельных участков, находящихся у общества на праве постоянного пользования земельными участками, вновь уменьшена на 767,9 кв.м., и составила 108210,3 кв.м., из них: участок по ул.Хваткова,18-В площадью 89863,1 кв.м. и участок по ул.Хваткова,18-Д площадью 18347,2 кв.м (т.2, л.д.77-78).
Суд соглашается с доводами налогоплательщика о том, что вышеуказанные акты, принятые уполномоченным ст.29 Земельного Кодекса РФ органом и выданные обществу, удостоверяют право пользования ОАО «УКСМ» земельными участками до 01.08.2006г. - общей площадью 108978,2 кв.м., после 01.08.2006г. - 108210,3 кв.м., а не 194662 кв.м. кадастровая стоимость которого применена налоговым органом в расчетах земельного налога. Соответственно кадастровая стоимость земельных участков площадью 108978,2кв.м., находящихся у общества до 01.08.2006г., составляет 241713647,6 руб. (431760316руб.: 194662 кв.м. X 108978,2 кв.м.), после 01.08.2006г. - 240010445,4 руб., а сумма земельного налога за 2006г., с учетом положений п.7 ст.396 НК РФ, должна составлять 2410039,8руб. ((241713647,6 х 1% х 7/12) + (240010445,4 х 1% х 5/12)). Поскольку в декларации по земельному налогу за 2006г. сумма налога исчислена обществом в размере 2422400,64руб., то занижение сумм налога в 2006г. не произошло.
Поскольку с 01.08.2006г. право на постоянное бессрочное пользование сохранило свою силу у общества на земельные участки площадью 108210,3кв.м. и иные площади не предоставлялись обществу на правах бессрочного пользования либо в собственность, то сумма земельного налога за 2007г. должна составлять 2400104,45руб. (240010445,4 х 1%). Поскольку в декларации по земельному налогу за 2007г. сумма налога исчислена обществом в размере 2422400,64руб., то занижение сумм налога в 2007г. также не произошло.
Представленный расчет инспекцией не оспорен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Земельного Кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 статьи 53 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 18.12.2006г. №232-Ф3, предусматривалось, что при отказе лица от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение данным земельным участком осуществлялось исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса.
Представленные в материалы дела Постановления Мэра г.Ульяновска свидетельствуют о распоряжении соответствующим уполномоченным органом частью земельных участков путем прекращения за обществом права бессрочного пользования на данные части земельных участков.
Пунктом 4 статьи 53 Земельного Кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 18.12.2006г. №232-Ф3) определено, что при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.
В соответствии с пунктом 5 статьи 53 Земельного Кодекса РФ «право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи».
С учетом вышеизложенного, право общества на бессрочное пользование земельными участками площадью 85683,8кв.м. (194662 - 108978,2) и площадью 767,9 кв.м. прекращено с момента принятия Постановлений Мэра г.Ульяновска №1169 от 17.06.2003г. и №3306 от 14.08.2006г. соответственно.
Согласно пункту 8 статьи 3 Федерального закон от 25.10.2001г. №137-Ф3 «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что ненормативные акты полномочных органов о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам, не указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам, являющимся индивидуальными предпринимателями, изданные после введения в действие ЗК РФ (30.10.2001), должны признаваться недействительными в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) либо не подлежащими применению в соответствии со статьей 12 ГК РФ как противоречащие закону.
Применительно к настоящему делу, после введения в действие Земельного Кодекса РФ, никаких решений, принятых уполномоченным органом и имеющих отношение к проверенному налоговым органом периоду, о предоставлении обществу земельных участков в бессрочное пользование (за исключением сохраняющего свою силу право бессрочного пользования земельными участками площадью 108978,2кв.м. до 01.08.2006г. и 108210,3кв.м. после 01.08.2006г.) либо в собственность не принималось, и в материалах дела не имеется.
Таким образом, общество не может являться плательщиком земельного налога в отношении земельных участков в части площадей, превышающих 108978,2кв.м. до 01.08.2006г. и 108210,3кв.м. после 01.08.2006г., так как налоговым органом не представлено правоустанавливающих документов о соответствующем праве на участки, превышающие вышеуказанный размер.
Имеющиеся в материалах дела акты выбора дополнительного земельного участка от 21.09.2006г. не свидетельствуют о принадлежности дополнительно выбранных земельных участков ОАО «УКСМ» до принятии полномочным органом решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или аренды.
Из статей 30 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что утверждение акта о выборе земельного участка свидетельствует лишь о принятии органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта и относится к первому этапу при решении вопроса о предоставлении для строительства земельного участка из состава земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Довод налогового органа о том, что ОАО «УКСМ» не зарегистрировало в установленном порядке изменение площади земельных участков, не принимается судом, поскольку обязанность регистрации изменений, вносимых в акты органов местного самоуправления на общество не возложено.
Не основан на материалах дела вывод инспекции о несовпадении адреса земельного участка площадью 194662кв.м. (г.Ульяновск, ул. Хваткова,18), и адресов вновь образованных земельных участков (г.Ульяновск, ул. Хваткова,18-В и 18-Д), в связи с чем речь идет о разных участках. Как усматривается из Постановления Мэра г.Ульяновска №971 от 09.06.2005г., в связи с присвоением адресов согласно справкам УОГУП БТИ от 01.05.2005г. №№2029-А, 2030-А, ОАО «УКСМ» подтвержден земельный участок по адресу г.Ульяновск, ул. Хваткова,18 площадью 108978,2 кв.м., из них: участок по ул.Хваткова,18-В площадью 89863,1 кв.м. и участок по ул.Хваткова,18-Д площадью 19115,1 кв.м.
Кроме того, налоговому органу было известно об уменьшении площади земельного участка, принадлежащего заявителю. Налоговым органом и в акте предыдущей проверки, и в акте настоящей проверки самостоятельно отражается, что общество до 17.06.2003г. является плательщиком земельного налога с земельного участка площадью 194662 кв.м., а с 17.06.2003г. по 31.12.2005г. с земельного участка 108978,2 кв.м. (т. 4, л.д.46, 138).
Утверждение инспекции о том, что площадь земельного участка в выписке из государственного земельного кадастра в размере 194662 кв.м, указано справочно, в связи с чем кадастровая стоимость 431760316 руб. может полностью относится к уменьшенному земельному участку, является бездоказательным.
При таких обстоятельствах решение №16-15-39/45 от 27.04.2009г. и требование №2580 от 24.06.2009г в части в части предложения уплатить земельный налог в размере 3790406 руб., соответствующие суммы пени и налоговые санкции по п. ст. 122 НК РФ подлежат признанию недействительными.
Налогоплательщик оспаривает также решение налогового органа №16-15-39/45 от 27.04.2009г. в части предложения уплатить налог на прибыль в размере 35269 руб. 20 коп. и соответствующие суммы пени; НДС в размере 160723 руб. 90 коп., соответствующие суммы пени и налоговые санкции по п.1 ст.122 НК РФ в размере 32144 руб. 78 коп.; НДФЛ в размере 968225 руб., соответствующие суммы пени и налоговые санкции по ст. 123 НК РФ в размере 193645 руб., налоговые санкции по ст.126 НК РФ в размере 2600 руб.
В соответствии со ст. 138. НК РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.5 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
Решение №16-15-39/45 от 27.04.2009г. ИФНС по Засвияжскому району г. Ульяновска в вышеназванной части налогоплательщиком на момент подачи заявления в суд не обжаловано.
Таким образом, заявителем не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, установленный НК РФ.
Согласно подпункта 2 п. 1 ст. 148 АПК РФ, арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Следовательно, требования общества в части признания недействительным решения налогового органа №16-15-39/45 от 27.04.2009г. в части предложения уплатить налог на прибыль в размере 35269 руб. 20 коп. и соответствующие суммы пени; НДС в размере 160723 руб. 90 коп., соответствующие суммы пени и налоговые санкции по п.1 ст.122 НК РФ в размере 32144 руб. 78 коп.; НДФЛ в размере 968225 руб., соответствующие суммы пени и налоговые санкции по ст. 123 НК РФ в размере 193645 руб., налоговые санкции по ст.126 НК РФ в размере 2600 руб. следует оставить без рассмотрения.
Оснований возложения расходов по государственной пошлине на заявителя суд не усматривает.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 148, 167-170, 197-199, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Ходатайство ИФНС по Засвияжскому району г. Ульяновска о привлечении третьих лиц оставить без удовлетворения.
Уточнение заявленных требований принять к производству. Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение ИФНС по Засвияжскому району г. Ульяновска №16-15-39/45 от 27.04.2009г. в части предложения уплатить земельный налог в размере 3 790 406 руб., соответствующие суммы пени и налоговые санкции по п. ст. 122 НК РФ в сумме 758 081 руб. В остальной части заявленные требования в отношении признания недействительным решения налогового органа №16-15-39/45 от 27.04.2009г. оставить без рассмотрения.
Признать недействительным требование ИФНС по Засвияжскому району г. Ульяновска №2580 от 24.06.2009г. в части предложения уплатить земельный налог в размере 3 790 406 руб., соответствующие суммы пени и налоговые санкции по п. ст. 122 НК РФ в сумме 758 081 руб.
Открытому акционерному обществу «Ульяновский комбинат строительных материалов» выдать справку на возврат госпошлины из федерального бюджета в сумме 5000 (Пять тысяч) рублей после вступления решения суда в законную силу.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.
Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Судья О.К.Малкина