ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-11666/15 от 27.11.2015 АС Ульяновской области


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

432017, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14 Тел.(8422)33-46-08 Факс (8422)32-54-54

E-mail: info@ulyanovsk.arbitr.ru   Интернет: www.ulyanovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ульяновск                                                             

«27» ноября 2015 года                                                   Дело № А72-11666/2015

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Е.Е.Каргина,

при ведении  помощником судьи Ю.Б.Айзен протокола  судебного  заседания   в  письменной   форме,

с  использованием   средства   аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело №А72-11666/2015 по заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области (433310, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Государственному учреждению здравоохранения «Сенгилеевская районная больница» (433380, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)               

о взыскании обязательных платежей,

при участии  до  перерыва  представителя налогового органа – ФИО1 по доверенности от 12.01.2015;

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №2 по Ульяновской области обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом его уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ) о взыскании с Государственного учреждения здравоохранения «Сенгилеевская районная больница» задолженности по налогу на прибыль организаций в ФБ РФ в сумме 1409 руб., штрафа по налогу на прибыль в ФБ РФ в размере 64 руб. 85 коп.; по налогу на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ в сумме 16000 руб. 09 коп., штрафа по налогу на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ в сумме 583 руб. 68 коп.; НДС в сумме 87792 руб., пени по НДС в сумме 14880 руб. 35 коп, штрафа по НДС в размере 2195 руб. 65 коп.; НДФЛ в сумме 9116443 руб.; пени по НДФЛ в сумме 1227143 руб. 16 коп. и штрафа по НДФЛ в сумме 396719 руб. 98 коп.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие Государственного учреждения здравоохранения «Сенгилеевская районная больница», надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного разбирательства, представившего ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины и  об уменьшении  размера  взыскиваемого  штрафа.

В судебном заседании суда первой инстанции в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 27.11.2015 был объявлен перерыв в пределах дня судебного заседания до 14 час. 20 мин., о чем вынесено протокольное определение.

Изучив материалы дела, доводы налогового органа, суд пришел к следующему.

Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы.

В силу статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Как усматривается из материалов дела, в отношении Государственного учреждения здравоохранения «Сенгилеевская районная больница»  проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2013 по 31.12.2014.

По результатам проверки инспекцией составлен акт от 10.04.2015 № 10-08/04560 ДСП, на основании которого принято решение от 14.05.2015 №10-08/06169 о привлечении ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщику направлено требование № 16113 от 07.07.2015 об уплате налога, пени, установлен срок для добровольного погашения задолженности до 27.07.2015.

Требование добровольно в предъявленной   заявителем  сумме  не исполнено.

В  рассматриваемом  случае по результатам выездной налоговой проверки налоговым органом выявлена неполная уплата учреждением налога на прибыль в результате занижения налоговой базы за 2013 год в сумме 25941 руб., в том числе: в федеральный бюджет в сумме 2594 руб., в бюджет субъекта в сумме 23347 руб.

Согласно статье 246 НК РФ российские организации признаются плательщиками налога на прибыль организаций, регулирование данного налога осуществляется в соответствии с нормами главы 25 НК РФ. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), при этом таковыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации доходами от коммерческой деятельности бюджетных учреждений, которые в отличие от доходов, получаемых ими в рамках целевого финансирования, для целей главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, отнесены к доходам от иных источников, признаются доходы, получаемые бюджетными учреждениями от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также внереализационные доходы.

Таким образом, средства, получаемые ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» в соответствии с договорами по оказанию платных медицинских услуг юридическим и физическим лицам, являются выручкой от реализации товаров, работ, услуг и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, определенном главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база бюджетных учреждений определяется на основании данных налогового учета как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС и акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

В результате нарушения требований статей п.1 ст. 252, п.2 ст.253НК РФ налогоплательщиком допущена неполная уплата налога на прибыль за 2013 год в сумме 25941 руб., в том числе: в федеральный бюджет 2594 руб., в бюджет субъекта РФ 23347 руб.

На  основании п.1 статьи 122 НК РФ инспекцией наложен  штраф, в соответствии со статьей 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога.

Кроме  того,  проверкой   выявлена неполная уплата налога на добавленную стоимость за 2013 год в результате нарушения требований п.1 ст. 153 НК РФ, п.1 ст. 146 НК РФ, пп. 2 п.2 ст. 149 НК РФ,  в сумме 87826 руб.

Согласно п.1 ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 153 НК РФ).

Ответчик в проверяемом периоде осуществлял деятельность по оказанию услуг медицинского освидетельствования в связи с  получением водительских удостоверений, а также  прав приобретения и ношения оружия.

Указанные услуги не  являются  льготируемыми  согласно ст. 149 НК РФ, перечню медицинских услуг,  утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2001 № 132.

За указанное правонарушение ответчик привлечен к ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа, согласно ст.75 НК РФ налогоплательщику на дату вынесения решения начислены пени.

Кроме  того, в проверенном периоде ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» допущено несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц с сумм выплаченной работникам заработной платы за период с 01.01.2013 по 31.12.2014 в размере 10110887 руб.

В соответствии с п.6 ст.226 НК РФ налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога,- для доходов полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

В соответствии с п.4 ст. 226 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Согласно платежным ведомостям за 2013 год, карточкам счета 70 «Заработанная плата» за 2013 год общая сумма налога на доходы физических лиц, исчисленного и удержанного с выплаченного дохода составляет 16046205 руб., сумма перечисленного налога за этот период составила 5935318 руб.

В ходе проверки установлено, что в течение проверяемого периода ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» несвоевременно, в нарушение  положений   пункта  6 статьи 226 НК РФ, перечисляло налог на доходы физических лиц.

За указанное правонарушение налогоплательщик привлечен к ответственности по статье 123 НК РФ в виде штрафа, начислены пени в соответствии со ст. 75 НК РФ.

Задолженность перед бюджетами    по   упомянутым  обязательным   платежам,   выявленная   налоговым органом, налогоплательщиком не оспорена, платежными документами не  опровергнута.

Таким образом, имеются основания для  взыскания предъявленных сумм.

Вместе с  тем, согласно пункту 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им в порядке, установленном статьей 114 названного Кодекса.

В постановлении от 15.07.1999 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, исходя из общих принципов права, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает дифференциацию наказания в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию наказания.

Положения   НК  РФ   не  ограничивают  арбитражный суд  в  праве при рассмотрении  дела  как признать  в  качестве смягчающих ответственность иные, не установленные налоговым   органом, обстоятельства,  так и с учетом тех же обстоятельств, признать необходимым дополнительное уменьшение размера штрафа.

Налоговая санкция, в отличие от пеней, носящих компенсационный характер,  является  мерой   предупредительного  характера, что требует учета действия принципов соразмерности наказания.

В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Суд, руководствуясь ст.ст. 112, 114 НК РФ, признает наличие у ГУЗ «Сенгилеевская районная больница» смягчающих ответственность обстоятельств (социально-значимый характер деятельности, учреждение является организацией с бюджетным финансированием)  и  уменьшает  размер  налоговых  санкций  до 399  руб. 56 коп.

Таким образом, заявление подлежит удовлетворению частично,  от государственной пошлины Государственное учреждение здравоохранения «Сенгилеевская районная больница» суд считает возможным в порядке пункта 2 статьи 333.22 НК РФ освободить, принимая во внимание, что учреждение является организацией с недостаточным бюджетным финансированием.

Руководствуясь статьями 112, 159, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции,        

РЕШИЛ:

Взыскать с Государственного учреждения здравоохранения «Сенгилеевская  районная   больница»  в пользу Межрайонной ИФНС России №2 по Ульяновской области для зачисления в соответствующие бюджеты  задолженность   по  налогу  на  прибыль  в федеральный  бюджет в  сумме  1409 руб.,  задолженность   по  налогу  на  прибыль  в бюджет  субъекта  РФ  в  сумме  16000 руб. 09 коп., задолженность  по  налогу  на  добавленную стоимость  в сумме  87792  руб.,  по  пеням  по  этому  налогу  в сумме   14880  руб. 35 коп.,  задолженность по  налогу  на  доходы  физических  лиц  в  сумме 9116443 руб.,  по   пеням  по этому  налогу в сумме 1227143 руб. 16  коп.,  налоговые  санкции  в  размере 399  руб. 56 коп.

В  остальной  части  заявление  оставить   без  удовлетворения.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение  вступает   в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если   не   подана   апелляционная  жалоба.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд  через Арбитражный суд Ульяновской области в течение  месяца после принятия решения.

Судья                                                                                         Е.Е.Каргина