г. Ульяновск
30.09.2016 Дело № А72-11935/2016
Резолютивная часть определения оглашена 29.09.2016.
Полный текст определения изготовлен 30.09.2016.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Д.А. Леонтьева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Музашвили Н.Э. в письменной форме, с использованием средств аудиозаписи, в помещении Арбитражного суда Ульяновской области, <...>, кабинет № 207,
рассмотрев дело по заявлению
Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска (ОГРН <***>, ИНН <***>),
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ульяновской области,
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов субъектов РФ,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Общество с ограниченной ответственностью "Ульяновское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие" (ОГРН <***>, ИНН <***>);
- Ульяновская региональная общественная организация "Центр физического развития и патриотического воспитания "Платинум" (ОГРН <***>, ИНН <***>);
- Общество с ограниченной ответственностью "Волна и К" (ОГРН <***>, ИНН <***>);
- Общество с ограниченной ответственностью "Телесистемы и связь" (ОГРН <***>, ИНН <***>);
- Общество с ограниченной ответственностью "Ремонтно-строительные работы" (ОГРН <***>, ИНН <***>),
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 18.05.2016.
от ответчика – ФИО2, доверенность от 21.09.2015.
от ООО "Волна и К" – ФИО3, директор, Решение от 25.08.2016.
от ООО "Телесистемы и связь" – ФИО3, доверенность от 01.09.2016.
от иных лиц – не явились (уведомлены).
УСТАНОВИЛ:
Управление муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, в котором просит:
- признать отказ Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области» в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости, выраженный в решении от 28.06.2016 №73-00/2016-48981 незаконным;
- обязать Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области» осуществить кадастровый учет объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Аблукова, д. 19, помещения №1,2 на 1 этаже; <...> на 1 этаже; <...> на 1 этаже; г.Ульяновск, ул. Аблукова, д. 19, помещения №21-25,27 на 1 этаже; <...> на 1 этаже; г.Ульяновск, ул. Аблукова, д. 19, помещения №26,33-36,38 на 1 этаже; <...>, 40, 43 на 1 этаже; г.Ульяновск, ул. Аблукова, д. 19, помещения №30-32, 41, 42 на 1 этаже.
В ходе судебного заседания 29.09.2016 был заслушан свидетель ФИО4
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что 25.04.2016 между Комитетом по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска и обществом с ограниченной ответственностью «Ульяновское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» был заключен контракт № 09-66 на оказание услуг по проведению технической инвентаризации, в том числе (определение координат характерных точек постановка на государственный кадастровый учёт, заполнение декларации) на объекты муниципальной собственности. В соответствии с приложением № 1 к контракту технической инвентаризации подлежали 14 объектов муниципальной собственности, в том числе нежилые помещения общей площадью 632,64 кв.м., расположенных в здании по улице Аблукова, дом 19.
Исполнитель по контракту №09-66 от 25.04.2016 взял на себя обязательство изготовить на вышеуказанные помещения 8 технических планов и 8 кадастровых паспортов.
Решением Ульяновской Городской Думы от 27.04.2016 №40 Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска переименован в Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.
Во исполнение условий муниципального контракта кадастровым инженером в Филиал федерального государственного бюджетного учрежден «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области» было направлено заявление о постановке на кадастровый учёт объекта недвижимости №35-3869583 от 21.06.2016.
Решением Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области» от 28 июня 2016 № 73-00/2016-48981 в осуществлении государственного кадастрового учета объекта капитального строительства (помещений), расположенных по адресу: г. Ульяновск, ул. Аблукова, д. 19, помещения №1,2 на 1 этаже; <...> на 1 этаже; <...> на 1 этаже; г.Ульяновск, ул. Аблукова, д. 19, помещения №21-25,27 на 1 этаже; <...> на 1 этаже; г.Ульяновск, ул. Аблукова, д. 19, помещения №26,33-36,38 на 1 этаже; <...> на 1 этаже; г.Ульяновск, ул. Аблукова, д. 19, помещения №30-32,41,42 на 1 этаже отказано.
Заявитель считает, что отказ кадастровой палаты незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы.
Рассмотрев заявление Управления муниципальной собственностью Администрации города Ульяновска, суд считает его не подлежим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании п.3 ст.1 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), орган кадастрового учета уполномочен на ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета, а именно выполнение действий по внесению в государственный кадастр недвижимости (далее так же – ГКН) сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
В соответствии с п.1 ст.16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п.п.7,10-21 ч.2 ст.7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с п.5 ст.4 Закона о кадастре сведения вносятся в ГКН органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядка документов, если иное не установлено настоящим Законом.
В соответствии с ч.1 ст.45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
В ГКН содержатся сведения о ранее учтенном объекте капитального строительства -помещении с кадастровым номером 73:24:030205:2158, с назначением - нежилое, площадью 623,6 кв.м., расположенном по адресу: <...>, сведения о котором переданы в ГКН от органов технического учета и (или) технической инвентаризации в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 11.01.2011 №1 «О сроках и порядке включения в ГКН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости».
21.06.2016 в орган кадастрового учета поступило заявление ФИО4 о постановке на государственный кадастровый учет №35-3869583, на основании технического плана от 20.06.2016, подготовленный кадастровым инженером ФИО4 в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 8 помещений: №1, 2; №3-12; №13-20; №37, 39, 40, 43; №28, 29; №26, 33-36, 38; №30-32, 41,42; №21-25, 27, расположенных по адресу: <...> результате раздела помещения с кадастровым номером 73:24:030205:2158.
По результатам рассмотрения вышеуказанных документов органом кадастрового учета принято законное и обоснованное решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 28.06.2016 на основании ч.7 ст.27 Закона о кадастре в связи со следующим.
В соответствии с п.14 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" помещение - это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Согласно письма Министерства экономического развития Российской Федерации №ОГ-Д23-6667 от 24.12.2013 в законодательстве отсутствует определение понятия изолированности и обособленности помещений. Однако комплексный анализ законодательства позволяет сделать вывод, что под обособленностью понимается наличие стен (перегородок), под изолированностью - возможность исключить доступ в помещение других собственников (т.е. помещение имеет отдельный вход, не сообщается с иными помещениями в здании, за исключением мест общего пользования, которые образуются с целью обеспечения доступа в помещения лиц, обладающих ими на каком-либо праве).
В соответствии п.3 ч.1 ст.22 Закона о кадастре необходимыми для государственного кадастрового учета здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства являются технический план (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в п.15 или 16 ч.2 ст.7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства).
В соответствии с ч.1 ст. 41 Закона о кадастре технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства, необходимые для постановки на учет такого объекта недвижимости, либо сведения о части или частях такого объекта недвижимости, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о таком объекте недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.
В соответствии с ч.7 ст.27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет помещения также в случае, если такое помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении.
Осуществление учетных действий на основании технического плана, поступившего в орган кадастрового учета, для постановки на государственный кадастровый учет помещений в результате раздела помещения с кадастровым номером 73:24:030205:2158 не приводит к соблюдению условий об изолированности и обособленности помещений, т.к. доступ к помещениям, планируемым к отчуждению будет осуществляться посредством иных помещений, а именно:
- доступ к образуемому помещению №№21-25, 27 осуществляется через иные помещения (в №21-25 через №1, в №27 через №1, 25, 26).
- доступ к образуемому помещению №№26, 33-36, 38 осуществляется через иные помещения (через №1, 21, 25 либо через №43, 40, 37).
- доступ к образуемому помещению №№28, 29 осуществляется через иные помещения (через №1, 21, 25, 26);
- доступ к образуемому помещению №№30-32,41,42 осуществляется через иные помещения (в №30-32 через №1, 21, 25, 26: в №41, 42 через №43,40);
- образуемое помещение №№1, 2 имеет доступ в иные помещения здания;
- образуемое помещение №№37, 39, 40, 43 имеет доступ в иные помещения здания.
В соответствии с п.3 Требований к подготовке технического плана помещения, утвержденным Приказом Минэкономразвития России №583 от 29.11.2010 (далее -Требования к оформлению технического плана) технический план составляется в отношении помещения (в том числе представляющего собой совокупность нескольких изолированных (обособленных) и смежных помещений (например, часть жилого дома, состоящая из расположенных в ней комнат и помещений вспомогательного использования), которые в том числе могут располагаться на нескольких этажах здания либо сооружения один над другим и должны иметь доступ друг к другу без использования помещений общего пользования в таком здании либо сооружении).
В соответствии с графической частью технического плана помещения 27 и 24; помещения 26 и 34; помещения 34 и 36; помещения 30 и 32; помещения 30 и 31; помещения 32 и 41; помещения 39 и 40 не имеют доступ друг к другу без использования иных помещений, соответственно образуются с нарушением п.3 Требований к оформлению технического плана.
Кроме того из писем Министерства экономического развития Российской Федерации №ОГ-Д23-6667 от 24.12.2013, №Д23М-6062 от 24.12.2013, следует, что целесообразно рассматривать вопрос о формировании и осуществлении государственного кадастрового учета помещений, предназначенных для совместного использования собственниками иных помещений на этаже (этажах), так называемых «мест общего пользования». В письме Минэкономразвития №Д23И-501 от 24.02.2014, на которое ссылается заявитель, также упоминается о коридоре как о помещении, являющимся средством сообщения с другими помещениями, соответственно в случае раздела нежилого помещения должны быть также образованы места общего пользования (коридоры), посредством которых осуществляется проход в иные помещения, предполагаемые к отчуждению.
Согласно п.9 раздела I Требований к оформлению технического плана помещения, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 29.11.2010 № 583 раздел "Заключение кадастрового инженера" включается в технический план, в случае если в ходе кадастровых работ выявлено несоответствие кадастровых сведений о помещении и сведений, включенных в технический план по результатам кадастровых работ, а также в иных случаях, если, по мнению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ.
В заключении кадастрового инженера, содержащегося в техническом плане, подготовленном для осуществления раздела помещения с кадастровым номером 73:24:030205:2158 обоснование, подтверждающее образование в результате раздела помещений, являющихся местами общего пользования (коридоры), обеспечивающие проход в другие, предполагаемые для отчуждения помещения, отсутствует.
Таким образом, раздел помещения с кадастровым номером 73:24:030205:2158 на основании технического плана от 20.06.2016, подготовленного кадастровым инженером ФИО4, без соблюдения требований к изолированности и обособленности может привести к нарушению прав собственников помещений в случае продажи всех образуемых помещений разным лицам, а также нарушению прав субъектов предпринимательства.
На основании вышеизложенного следует, что вышеуказанные документы, поступившие в орган кадастрового учета для осуществления учетных действий в связи с разделом помещения с кадастровым номером 73:24:030205:2158 не соответствуют требованиям действующего законодательства, а именно осуществление учетных действий на основании указанного выше технического плана приводит к нарушению требований ч.7 ст.27 Закона о кадастре.
Кроме того, в судебном заседании свидетель кадастровый инженер ФИО4 пояснил, что на место не выходил и при изготовлении технических паспортов использовал только техническую документацию, представленную истцом.
В судебном заседании представитель третьих лиц ООО "Волна и К" и ООО "Телесистемы и связь" пояснил, что реальное расположение спорных объектов отличается от тех, которые указаны в технических паспортах, указанных кадастровым инженером.
В качестве доказательства представитель третьих лиц представил план помещений, составленный на 24.11.2006 и фотографии спорных объектов.
Истец данные обстоятельства не опроверг.
Так же представитель третьих лиц пояснил, что занимаемые арендатором помещения не соответствуют тем обособленным объектам, которые были выделены кадастровым инженером.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Согласно ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, поэтому расходы по госпошлине в деле отсутствуют. О наличии иных судебных расходов участвующими в деле лицами не заявлено.
Арбитражный суд Ульяновской области, руководствуясь статьями 110, 167-170, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ульяновской области в течение месяца после принятия решения.
Судья Д.А. Леонтьев