г. Ульяновск Дело №А72-12359/2015
19.05.2016
Резолютивная часть решения объявлена 12.05.2016
Решение изготовлено в полном объеме 19.05.2016
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Корастелева В.А., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Герусом А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «СЛТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Администрации города Ульяновска (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным постановления от 14.07.2015 № 3730 и обязании устранить допущенные нарушения
и объединенное в одно производство дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «СЛТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Администрации города Ульяновска (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о признании недействительным постановления от 19.11.2015 № 5883 «О предварительном согласовании Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Ульяновска предоставления земельного участка в Ленинском районе г. Ульяновска»
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска (ОГРН <***>, ИНН <***>); Муниципальное бюджетное учреждение «Стройзаказчик» (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности б/н от 25.01.2016 сроком на 1 год, паспорт,
от ответчика – ФИО2 по доверенности №20-01-12 от 22.03.2016 без указания срока полномочий, удостоверение,
от Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска- ФИО3 по доверенности №19 от 05.05.2016 сроком до 31.12.2016, паспорт,
от Муниципального бюджетного учреждения «Стройзаказчик» - ФИО4 по доверенности б/н от 12.05.2016 сроком на 1 год, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «СЛТ» (далее – заявитель, ООО «СЛТ», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлениями, принятыми судом к рассмотрению в рамках дел № А72-12359/2015 и № А72-18836/2015, объединенных определением от 26.01.2016 в одно производство для совместного рассмотрения в деле №А72-12359/2015, к Администрации города Ульяновска (далее – ответчик, Администрация).
С учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ, Общество просит:
1. Признать недействительным постановление Администрации от 14.07.2015 № 3730 «О признании утратившим силу постановления администрации города Ульяновска от 27.02.2015 № 1350».
2. Обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в постановление Администрации города Ульяновска от 27.02.2015 № 1350 в части утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, а именно: утвердить схему расположения земельного участка ООО «СЛТ» на кадастровой плане (карте) города в соответствии с решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу № А72-4313/2013 в следующих координатах:
Точки | X | Y |
Т.1 | 510328.21 | 2254955.91 |
Т.2 | 510389.46 | 2254961.09 |
Т.3 | 510390.56 | 2254986.21 |
Т.4 | 510369.77 | 2254987.69 |
Т.5 | 510328.18 | 2254990.65 |
Т.6 | 510328.21 | 2254955.91 |
и обязать Администрацию передать ООО «СЛТ» в аренду земельный участок площадью 1850 кв.м, расположенный северо-восточнее гаражного комплекса по ул.Репина, 37В в Ленинском районе города Ульяновска под размещение объекта торговли, досуга и развлечений.
3. Признать недействительным постановление Администрации от 19.11.2015 № 5883 «О предварительном согласовании Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Ульяновска предоставления земельного участка в Ленинском районе г. Ульяновска».
Определением суда от 25.12.2015 в соответствии со ст.51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечен Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Ульяновска.
Определением от 18.04.2016 также в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено Муниципальное бюджетное учреждение «Стройзаказчик».
Протокольным определением от 12.05.2016 в связи с изменением наименования Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г.Ульяновска, третьим лицом в деле определено считать Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал, настаивая на их удовлетворении по доводам поданных в суде заявлений и дополнений к ним.
Представитель ответчика в судебном заедании возражал заявленным требованиям по доводам отзыва и дополнения к нему.
Представители третьих лиц также возражали заявленным требованиям.
В судебном заседании допрошен свидетель ФИО5 – начальник Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска.
Протокольным определением от 12.05.2016 судом отказано в удовлетворении ходатайства представителя заявителя о проведении землеустроительной экспертизы по спорному земельному участку, предоставленному Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Ульяновска.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющие юридическое значение доводы сторон в соответствии с обстоятельствами, подлежащими доказыванию по делу, и представленными в доказательствами, суд считает, что требования заявителя надлежит оставить без удовлетворения по следующим основаниям.
В силу частей 4 и 5 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения, действий (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления заинтересованного лица без удовлетворения.
По правилам статьи 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 АПК РФ).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 АПК РФ доказать заявитель.
Как следует из материалов дела, 11.02.2013 ООО «СЛТ» обратилось в Администрацию с заявлением об обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта торговли, досуга и развлечений на земельном участке, расположенном северо-восточнее гаражного комплекса по адресу: ул. Репина, 37В, в Ленинском районе города Ульяновска, ориентировочной площадью 1850 кв.м. Заявление было подано с приложением схемы расположения испрашиваемого земельного участка на выкопировке из плана г. Ульяновска (л.д. 56-57 т.1).
Письмом Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска от 27.02.2013 № 01-13/847 Обществу было отказано в выборе земельного участка для строительства по указанному адресу.
Заявителем данный отказ был обжалован в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу № А72-4313/2013 от 11.04.2014 (л.д. 33-39 т.1) были удовлетворены требования ООО «СЛТ»; признан незаконным отказ Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 27.02.2013 № 01-13/847.
В качестве восстановительной меры нарушенного права судом на Администрацию возложена обязать в порядке части 4 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г.Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90, обеспечить публикацию соответствующего информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка согласно заявлению Общества с ограниченной ответственностью «СЛТ», поступившего в Администрацию г. Ульяновска 11.02.2013 № 5628-01, в срок не более двух недель с даты вступления в силу решения.
Также на Администрацию возложена обязать в установленные сроки в соответствии с частями 5-7 статьи 12 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске, утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90, принять одно из решений (с учетом обстоятельств, наступивших к дате опубликования вышеуказанного информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, с учетом существующей застройки и иных имеющих правовое значение обстоятельств): решение о предварительном согласовании места размещения объекта, или решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, или решение о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения.
Решение суда от 11.04.2014 по делу № А72-4313/2013 не обжаловалось и вступило в законную силу.
При принятии решения по указанному делу были, в том числе, учтены выводы проведенной по делу судебной экспертизы. Как указано в решении Арбитражного суда Ульяновской области от 11.04.2014 по делу № А72-4313/2013: «Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
1) Возможно ли формирование земельного участка площадью 1850 кв.м северо-восточнее гаражного комплекса по ул. Репина, 37В, в Ленинском районе г. Ульяновска с учетом генерального плана г.Ульяновска и проекта планировки территории Ленинского района г.Ульяновска, с учетом прохождения планируемых дорог, охранной зоны теплотрассы и водопровода?
2) Если формирование возможно, то какой будет площадь формируемого земельного участка?
3) Накладывается ли земельный участок, испрашиваемый ООО «СЛТ», согласно приложенной к заявлению №5628-01 от 11.02.2013 схеме расположения земельного участка (согласно указанным местоположению, площади и конфигурации) на территорию зеленых насаждений общего пользования, а также на территорию, предназначенную под городские магистральные улицы и дороги согласно Генерального плана города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 №83?
4) Накладывается ли земельный участок, испрашиваемый ООО «СЛТ, согласно приложенной к заявлению №5628-01 от 11.02.2013 схеме расположения земельного участка (согласно указанным местоположению, площади и конфигурации) на территории, планируемые для развития инженерной и транспортной инфраструктуры (на застроенных территориях) по решениям Генерального плана г.Ульяновска, утвержденного Городской Думой (Постановление №83 от 27.06.2007) согласно Проекту планировки территории Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск»?
Экспертом Автономной некоммерческой организации «Поволжский центр экспертиз» ФИО6 сделаны следующие выводы:
1. Формирование земельного участка площадью 1850,0 кв.м. северо-восточнее гаражного комплекса по ул.Репина,37В, в Ленинском районе г.Ульяновска с учетом генерального плана г.Ульяновска и проекта планировки территории Ленинского района г.Ульяновска с учетом прохождения планируемых дорог, охранной зоны теплотрассы и водопровода невозможно.
2. Формирование земельного участка северо-восточнее гаражного комплекса по ул.Репина, 37В, в Ленинском районе г.Ульяновска с учетом генерального плана г.Ульяновска и проекта планировки территории Ленинского района г.Ульяновска, с учетом прохождения планируемых дорог, охранной зоны теплотрассы и водопровода возможно, площадь формируемого земельного участка составит ориентировочно 1365 кв.м.
3. Земельный участок, испрашиваемый ООО «СЛТ» (площадью 1850 кв.м.), согласно приложенной к заявлению №5628-01 от 11.02.2013 схеме расположения земельного участка (согласно указанным местоположению, площади и конфигурации) накладывается на территорию зеленых насаждений общего пользования, а также на территорию, предназначенную под городские магистральные улицы и дороги согласно Генерального плана города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 №83.
4. Земельный участок, испрашиваемый ООО «СЛТ» (площадью 1850,0 кв.м.), согласно приложенной к заявлению №5628-01 от 11.02.2013 схеме расположения земельного участка (согласно указанным местоположению, площади и конфигурации) накладывается на территории, планируемые для развития инженерной и транспортной инфраструктуры (на застроенных территориях) по решением Генерального плана г.Ульяновска, утвержденного Городской Думой (Постановление №83 от 27.06.2007) согласно Проекту планировки территории Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск».
В судебном заседании был опрошен эксперт, который пояснил, что если испрашиваемый земельный участок развернуть, то его можно сформировать в размере испрашиваемой площади без наложения на территорию зеленых насаждений общего пользования, а также на территорию, предназначенную под городские магистральные улицы и дороги».
В связи с изложенным в решении Арбитражного суда Ульяновской области от 11.04.2014 по делу № А72-4313/2013 сделан вывод, что: «… является существенным то обстоятельство, что Администрацией г.Ульяновска не исполнена установленная частью 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ обязанность органа местного самоуправления обеспечить выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Какие-либо иные варианты размещения земельного участка Администрация и Комитет заявителю не предлагали, несмотря на имевшуюся у них фактическую возможность предоставления земельного участка заявителю».
На основании исполнительного листа № АС 003853475, выданного 13.05.2014 Арбитражным судом Ульяновской области по указанному выше делу, МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области возбуждено исполнительное производство № 12442/15/73017-ИП от 27.06.2014 по исполнению этого решения.
22.08.2014 в газете «Ульяновск сегодня» № 75 Администрацией было опубликовано информационное сообщение о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства объекта торговли, досуга и развлечений северо-восточнее гаражного комплекса по адресу ул. Репина, 37В, ориентировочная площадь земельного участка 1850 кв.м.
27.02.2015 Администрацией было принято постановление № 1350 «О предварительном согласовании ООО «СЛТ» места размещения объекта в Ленинском районе г. Ульяновска», которым на основании решения Арбитражного суда Ульяновской области от 11.04.2014 по делу № А72-4313/2013, заявления ООО «СЛТ»:
- утверждена схема расположения земельного участка по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, северо-восточнее гаражного комплекса по ул. Репина, 37В (земли населенных пунктов), на кадастровом плане (карте) соответствующей территории 73:24:041118;
- предварительно согласовано Обществу с ограниченной ответственностью «СЛТ» место размещения объекта торговли, досуга и развлечений на земельном участке площадью 1850,0 кв.м. по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, северо-восточнее гаражного комплекса по ул. Репина, д. 37В (земли населенных пунктов);
- утвержден акт выбора земельного участка площадью 1 850,0 кв.м. по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район, северо-восточнее гаражного комплекса по ул. Репина, д.37В (земли населенных пунктов) (территориальная юна Ц2), вид разрешенного использования земельного участка - объекты торговли, досуга и развлечений (строительство объекта торговли, досуга и развлечений).
В соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории (л.д. 60 т. 1) испрашиваемый Обществом земельный участок был данным постановлением утвержден в таких же параметрах площади, ориентации и конфигурации, как и указывался Обществом на схеме, поданной с заявлением от 08.02.2013 об обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта (л.д. 56-57 т.1).
То есть участок площадью 1850,0 кв.м. утвержден (если принять во внимание выводы судебной экспертизы, проведенной в рамках дела №А72-4313/2013) в противоречие генеральному плану г. Ульяновска и проекту планировки территории Ленинского района г. Ульяновска, без учета прохождения планируемых дорог, охранной зоны теплотрассы и водопровода. Участок утвержден накладывающимся на территорию зеленых насаждений общего пользования, а также на территорию, предназначенную под городские магистральные улицы и дороги согласно Генеральному плану города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 №83, а также накладывающимся на территории, планируемые для развития инженерной и транспортной инфраструктуры (на застроенных территориях) по Генеральному плану г.Ульяновска и Проекту планировки территории Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск».
При утверждении земельного участка такой площади, местоположения и конфигурации, то есть ровно по схеме расположения земельного участка, приложенной ООО «СЛТ» к заявлению №5628-01 от 11.02.2013 об обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, не были учтены выводы эксперта о возможности формирования участка без наложения путем либо уменьшения его площади ориентировочно до 1365 кв.м., либо в размере испрашиваемой площади, но с разворотом указанного на схеме участка.
03.04.2015 Обществом земельный участок площадью 1850+/-15 кв.м. по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район, северо-восточнее гаражного комплекса по ул. Репина, д.37В, с разрешенным использованием: объекты торговли, досуга и развлечений, категории земель: земли населенных пунктов поставлен на временный кадастровый учет с кадастровым номером: 73:24:000000:1720.
29.04.2015 исполнительное производство № 12442/15/73017-ИП от 27.06.2014 по исполнению указанного выше решения арбитражного суда окончено на основании п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ввиду фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д. 125 т. 1).
Оспариваемым постановлением от 14.07.2015 № 3730 Администрация признала утратившим силу указанное выше постановление от 27.02.2015 № 1350 «О предварительном согласовании ООО «СЛТ» места размещения объекта в Ленинском районе г. Ульяновска». В данном оспариваемом постановлении указано, что оно принято в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и с Уставом муниципального образования «город Ульяновск».
24.02.2016 постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области отменено вынесенное ранее постановление от 29.04.2015 об окончании исполнительного производства № 12442/15/73017-ИП, исполнительное производство возобновлено по мотиву отмены постановления Администрации, на основании которого исполнительное производство было окончено (л.д. 142 т.1).
14.03.2016 исх. № 3551-01 начальником Управления подготовки документов по земельно-правовым вопросам Администрации в адрес ООО «СЛТ» дан отказ в предварительном согласовании места размещения объекта (л.д. 1-2 т.2), который мотивирован тем, что решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.04.2014 по делу А72-4313/2013 Администрация была обязана принять одно из решений: решение о предварительном согласовании места размещения объекта, или решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, или решение о предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта. Согласно Генеральному плану города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской городской думы от 27.06.2007 № 83 земельный участок, испрашиваемый ООО «СЛТ» накладывается на территорию зеленых насаждений общего пользования, а также на территорию, предназначенную под городские магистральные улицы и дороги. Согласно карте градостроительного зонирования территории города Ульяновска, в редакции решения Ульяновской городской думы от 29.06.2011 № 69, и проекту планировки территории Ленинского района города Ульяновска (за исключением территории центральной части города Ульяновска), утвержденному постановлением мэрии города Ульяновска от 29.06.2010 № 3242, часть земельного участка расположена за красной линией улицы Энтузиастов, в зоне транспортной и инженерной инфраструктуры, на территории общего пользования. Земельный участок расположен в охранной зоне инженерных сетей. По выводам судебной экспертизы формирование земельного участка ООО «СЛТ» невозможно. Учитывая изложенное, Администрация отказывает ООО «СЛТ» в предварительном согласовании места размещения объекта. Дополнительно сообщается, что в настоящее время предоставление земельного участка под размещение объекта торговли, досуга и развлечений возможно только при проведении торгов.
Оценка правомерности данного отказа, как и соблюдение Администрацией установленного порядка рассмотрения заявления ООО «СЛТ» об обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта при исполнении решения Арбитражного суда Ульяновской области от 11.04.2014 по делу А72-4313/2013 предметом настоящего судебного разбирательства не является.
Вместе с тем, в деле отсутствуют доказательства, что исполнительное производство № 12442/15/73017-ИП, возбужденное вновь 24.02.2016 по исполнению решения Арбитражного суда Ульяновской области от 11.04.2014 по делу А72-4313/2013, окончено. Данное решение арбитражного суда находится в стадии принудительного исполнения.
Также из материалов дела усматривается, что оспариваемым постановлением (л.д. 85-86 т. 1) Администрации города Ульяновска от 19.11.2015 № 5883 «О предварительном согласовании Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Ульяновска предоставления земельного участка в Ленинского районе г.Ульяновска», с учетом изменений, внесенных в него постановлением Администрации от 29.02.2016 № 703 (л.д. 10 т.2):
- предварительно согласовано Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска предоставление в безвозмездное пользование земельного участка площадью 141 771,0 кв.м, протяжённостью 1,5 км с условным номером 73:24:000000:ЗУ1 по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, микрорайон «Искра», от ул. Маяковского до ул. Репина (земли населённых пунктов) (территория общего пользования, действие градостроительных регламентов не распространяется, вид разрешённого использования - объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (автомобильная дорога);
- утверждена схема расположения земельного участка площадью 141 771,0 кв.м, протяжённостью 1,5 км с условным номером 73:24:000000:ЗУ1 по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, микрорайон «Искра», от ул. Маяковского до ул. Репина (земли населённых пунктов) (территория общего пользования, действие градостроительных регламентов не распространяется, вид разрешённого использования - объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (автомобильная дорога).
Как следует из представленных в материалы дела транспортной схемы микрорайона «Искра», рабочего чертежа «Автомобильная дорога» предпроектного проекта по строительству автомобильной дороги по ул. Энтузиастов с кольцевой развязкой на пересечении ул. Репина – ул. Энтузиастов в микрорайоне «Искра» в Ленинском районе г.Ульяновска, ширина проектируемого профиля перспективной магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения, протяженностью 1,5 км., под которую Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска указанным выше оспариваемым постановлением предоставлен участок в безвозмездное пользование, составляет 80 метров. Следовательно, площадь только проектируемой в данном месте автомобильной дороги с полосами движения автомобилей, тортуарами с велодорожками, газонами и осью улицы, составляет 120 000 кв.м (1 500 000м х 80 м); кроме того предусматривается санитарно-охранная зона автомобильной дороги.
Как следует из имеющихся в материалах дел схем земельных участков и пояснений представителей лиц, участвующих в деле, данный земельный участок, предоставленный в безвозмездное пользование Комитету под строительство автомобильной дороги, накладывается и полностью включает в себя земельный участок, утвержденный для ООО «СЛТ» согласно постановлению Администрации от 27.02.2015 № 1350, которое впоследствии было отменено оспариваемым заявителем постановлением Администрации от 14.07.2015 № 3730.
Заявляя требования о признании недействительными постановлений Администрации Общество ссылается на то, что постановление от 14.07.2015 № 3730 «О признании утратившим силу постановления администрации города Ульяновска от 27.02.2015 №1350» необоснованно, порядок предоставления Обществу земельного участка не нарушен, Администрация решение арбитражного суда не исполнила; при предоставлении земельного участка Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г. Ульяновска постановлением от 19.11.2015 № 5883 нарушены нормы градостроительного и земельного законодательства, не учтено обязательное к исполнению вступившее в законную силу решение арбитражного суда.
Суд с учетом совокупности представленных в дело доказательств и норм права, подлежащих применению в спорных правоотношениях, признает доводы заявителя несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а так же конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
В соответствии со ст. 48 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а так же судом; а в части регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъекта РФ, - уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ).
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
По смыслу приведенных положений закона в этом случае полномочный орган, принявший акт, обязан обосновать необходимость его отмены в самом акте, а в случае оспаривания - в суде.
Вопреки доводам заявителя о неправомерности и нарушении его прав фактом отмены ранее вынесенного постановления Администрации от 27.02.2015 №1350 «О предварительном согласовании ООО «СЛТ» места размещения объекта в Ленинском районе г. Ульяновска» оспариваемым постановлением Администрации от 14.07.2015 №3730, последнее с учетом совокупности представленных суду доказательств является законным, соответствует указанным выше положениям ст. 48 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и обоснованным, поскольку постановление Администрации от 27.02.2015 №1350 «О предварительном согласовании ООО «СЛТ» места размещения объекта в Ленинском районе г. Ульяновска», хотя и принято во исполнение решения Арбитражного суда Ульяновской области от 11.04.2014 по делу №А72-4313/2013, однако вынесено без учета как фактов, установленных данным решением суда посредством экспертного заключения, так и норм закона.
А именно, испрашиваемый Обществом земельный участок был отмененным постановлением от 27.02.2015 №1350 утвержден в таких параметрах площади, ориентации и конфигурации, которые противоречат генеральному плану г. Ульяновска и проекту планировки территории Ленинского района г. Ульяновска, без учета прохождения планируемых дорог, охранной зоны теплотрассы и водопровода. Участок утвержден накладывающимся на территорию зеленых насаждений общего пользования, а также на территорию, предназначенную под городские магистральные улицы и дороги согласно Генеральному плану города Ульяновска, утвержденному решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 №83, а также накладывающимся на территории, планируемые для развития инженерной и транспортной инфраструктуры (на застроенных территориях) по Генеральному плану г.Ульяновска и Проекту планировки территории Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск».
При утверждении земельного участка такой площади, местоположения и конфигурации, то есть ровно по схеме расположения земельного участка, приложенной ООО «СЛТ» к заявлению №5628-01 от 11.02.2013 об обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, Администрацией не были учтены выводы эксперта, положенные в основу решения Арбитражного суда Ульяновской области от 11.04.2014 по делу №А72-4313/2013, о возможности формирования участка без наложения путем либо уменьшения его площади ориентировочно до 1365 кв.м., либо в размере испрашиваемой площади, но с разворотом указанного на схеме участка.
Вместе с тем, Общество, как активный участник разбирательства по делу №А72-4313/2013 в Арбитражном суде Ульяновской области, должно было принять действенные меры к проверке приобретаемых прав. Однако, игнорируя установленное вступившим в законную силу решением арбитражного суда факты, оно, принимая на себя риск в рамках осуществления предпринимательской деятельности, поставило данный земельный участок на временный кадастровый учет.
Кроме того суд отмечает, что редакцией Земельного кодекса РФ, действовавшей до 01.03.2015, предусматривался следующий порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 5 статьи 30):
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Основанием для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; для заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; для заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду согласно пункту 7 статьи 30 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, являлось решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов).
Вместе с тем, из обстоятельств настоящего дела усматривается, что принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ, в отношении земельного участка, выбранного для ООО «СЛТ», и поставленного им на временный кадастровый учет, не состоялось. Следовательно, каких-либо имущественных прав у ООО «СЛТ» в отношении земельного участка не возникло.
Следовательно, оспариваемое постановление Администрации от 14.07.2015 №3730 не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности.
Как следует из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Согласно ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлены основные принципы земельного законодательства. К ним, в частности относится сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
В соответствии с статьей 2 Градостроительного кодекса РФ к основным принципам законодательства о градостроительной деятельности отнесены, в том числе, обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории: ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов.
Указанное правовое регулирование согласуется с принципом разумного баланса между частным и публичным интересом. Применительно к этому закон исходит из того, что в случае столкновения частного интереса с общественным должен быть предпочтен именно последний: если выбирать между заинтересованностью субъекта предпринимательства в извлечении прибыли от своей деятельности, расположенной на спорном земельном участке, и интересом населения, состоящим в том, чтобы территория общего пользования– в данном случае относящаяся к планируемой к строительству автомобильной дороге с кольцевой развязкой, была бы доступна неограниченному кругу лиц, справедливо было бы, исходя из указанных выше принципов земельного и градостроительного законодательства, поддержать интересы населения, приоритеты общего над частным.
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании п. 7 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Частью 5 и 6 статьи 38 Устава муниципального образования «город Ульяновск», принятого Решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 № 119, к полномочиям администрации города Ульяновска в области земельных отношений и градостроительства отнесено, в том числе:
- управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и землями, находящимися в государственной собственности, на территории муниципального образования "город Ульяновск" до разграничения государственной собственности на землю;
- организация проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных участков или права на заключения договоров аренды земельных участков;
- принятие решения о проведении землеустройства на территории города Ульяновска;
- утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
- резервирование земель и изъятие земельных участков и жилых помещений в границах городского округа для муниципальных нужд;
- предоставление земельных участков в соответствии с генеральным планом, утвержденной градостроительной документацией на правах и для целей, предусмотренных действующим законодательством;
- контроль за реализацией градостроительной документации;
- иные полномочия в области землепользования и градостроительства, если эти полномочия законом или настоящим Уставом прямо не отнесены к полномочиям Главы города, Городской Думы.
Частью 6 статьи 38 Устава муниципального образования «город Ульяновск», принятого Решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 № 119, к полномочиям администрации города Ульяновска в области в области строительства и транспорта отнесено, в том числе:
- создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования "город Ульяновск";
- дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа;
- принятие мер по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов, в случае принятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решений о временных ограничении и прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1).
Под полосой отвода автомобильной дороги понимаются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (пункт 15).
Дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6).
На основании п. 6 ч. 1 ст. 13 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в частности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ст. 14 данного закона планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и настоящим Федеральным законом (статья 24 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 90 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для:
1) размещения автомобильных дорог;
2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;
3) установления полос отвода автомобильных дорог.
Оспариваемым постановлением Администрации от 19.11.2015 № 5883 Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска предварительно согласовано предоставление в безвозмездное пользование земельного участка с видом разрешённого использования - объекты инженерной и транспортной инфраструктуры (автомобильная дорога).
Как следует из обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.04.2014 по делу №А72-4313/2013, и доказательств, представленных в настоящее дело (фрагменты соответствующих чертежей планировки территории), на данной спорной территории в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утвержденным Решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, с Проектом планировки территории Ленинского района муниципального образования «город Ульяновск» (за исключением территории центральной части г. Ульяновска площадью 1500 га), утвержденным постановлением Мэрии города Ульяновска от 29.06.2010 № 3242, с Правилами землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденными решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90, предусмотрено строительство автомобильной дороги.
С учетом изложенного предварительное согласование оспариваемым предоставления постановлением от 19.11.2015 № 5883 в безвозмездное пользование Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации г.Ульяновска и утверждение схемы расположения земельного участка для строительства автодороги на данной спорной территории соответствует указанным выше полномочиям Администрации, требованиям закона и не нарушает прав и законных интересов ООО «СЛТ», в том числе в аспекте их соотношения с общественными интересами.
Предварительное согласование предоставления земельного участка (согласно данному постановлению) площадью 141 771,0 кв.м., при том, что площадь проектируемой автомобильной дороги составляет 120 000 кв.м., а кроме того предусматривается санитарно-охранная зона данной автомобильной дороги, также не противоречит закону и не нарушает прав ООО «СЛТ». Доказательств об ином суду не представлено.
Следовательно, совокупность двух указанных выше условий, необходимая в силу ч.2 ст. 201 АПК РФ для признания недействительными в порядке Главы 24 АПК РФ оспариваемых заявителем постановлений Администрации, по настоящему делу отсутствует, что является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судебные расходы по делу согласно ст.110 АПК РФ следует отнести на заявителя.
Руководствуясьстатьями 110, 200-201, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований, заявленных Обществом с ограниченной ответственностью «СЛТ», отказать.
Судебные расходы отнести на заявителя.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ульяновской области.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок и в порядке, установленные главой 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Судья В.А. Корастелёв