ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-12806/17 от 01.12.2017 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

 г. Ульяновск                                                                              Дело № А72-12806/2017

           8.12.2017                                                                    

Резолютивная часть решения объявлена  01.12.2017

Решение в полном объеме изготовлено  8.12.2017

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Овсяниковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильиной К.В., рассмотрев дело по заявлению

Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>)

к Министерству развития конкуренции и экономики Ульяновской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Ульяновск

Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Ульяновск

о признании незаконными действий, выразившихся в игнорировании рекомендаций, установленных в Постановлении Правительства РФ №1285 от 1.12.2014 и  обязании возмещать расходы поставщикам социальных услуг

при участии:

заявитель -ФИО1, паспорт;

от ответчика Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области – ФИО2, удостоверение №83, доверенность от 30.10.2017;

от ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – ФИО3, паспорт, доверенность от 13.06.2017

УСТАНОВИЛ:

ИП ФИО1  обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству развития конкуренции и экономики Ульяновской области, Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконными действий, выразившихся в игнорировании рекомендаций, установленных в Постановлении Правительства РФ №1285 от 1.12.2014, об обязании возместить расходы поставщикам социальных услуг.

Определением от 14.09.2017 указанное заявление принято к производству.

Определением от 4.10.2017 судом в порядке ст. 49 АПК РФ удовлетворено ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований, а именно: в части действий, выразившихся в игнорировании рекомендаций, установленных в Постановлении Правительства РФ №1285 от 1.12.2014,  просит признать незаконным неприменение ответчиками Приказа №53-П от 22.09.2015, в части расходов – просит обязать возмещать расходы поставщикам социальных услуг по правилам приказа №53-П от 22.09.2015.

Заявитель на удовлетворении заявленных требований настаивает.

Представители ответчиковвозражают против заявленных требований.

Из представленных заявителем документов следует, что ФИО1 зарегистрирован в качестве  индивидуального предпринимателя 31.05.2012.

Согласно выписке из ЕГРИП, основным видом деятельности ИП ФИО1 является  "предоставление  социальных услуг" (код 85.3), однако, как утверждал заявитель в судебных заседаниях, оспариваемые действия ответчиков не обеспечивают  условия   для  осуществления социального обслуживания  населения, что препятствует ему в осуществлении  предпринимательской  деятельности  в  данной  сфере и чем  нарушены его  права  и законные интересы. 

Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.

Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее – Закон №442-ФЗ).

Система социального обслуживания согласно ст.5 Закона №442-ФЗ включает в себя:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания;

2) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания;

3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации;

5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

6) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.

При этом юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам (социальное обслуживание) являются поставщиками социальных услуг (ст.3 Закона №442-ФЗ).

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания Законом №442-ФЗ (ст.7) отнесено утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг; к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания (ст.8) - установление порядка утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2014 г. № 1285 «О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг» утверждены Методические рекомендации по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, которые, как указано в п.1 рекомендаций, разработаны в целях содействия субъектам Российской Федерации в определении методологического подхода к установлению подушевых нормативов финансирования социальных услуг.

На основании данных методических рекомендаций на территории Ульяновской области рассчитаны нормативы, утвержденные приказом Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от 22.09.2015 №53-п «Об утверждении величины подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, на 2015 год».

В соответствии с ч. 8 ст. 30 Закона № 442-ФЗ, п. 15 ч. 2 ст. 4 Закона Ульяновской области от 06.11.2014 № 174-30 «О регулировании некоторых вопросов в сфере социального обслуживания населения на территории Ульяновской области» Правительство Ульяновской области устанавливает порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг.

Порядок утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2014 № 621-П (далее – Порядок № 621-П).

Порядком предусмотрено, что тарифы на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг утверждаются исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере государственного регулирования цен и тарифов на территории Ульяновской области (согласно Положению – это Минэкономразвития Ульяновской области), на основе предложений исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере социального обслуживания (согласно Положению это – Минздрав Ульяновской области).

Указанные в пункте 1 настоящего Порядка № 621-П предложения разрабатываются исполнительным органом в сфере социального обслуживания с учетом методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденных в установленном порядке.

Приказом  Минэкономразвития Ульяновской области от 17.11.2015 №06-391 "Об утверждении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому" утверждены тарифы на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, представляемых в форме социального обслуживания на дому.

Приказом Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 02.02.2017 г. № 27-п «Об утверждении размера и порядка выплаты поставщику или поставщикам социальных услуг компенсации, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Ульяновской области, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа)» утвержден порядок определения размера и выплаты поставщикам социальных услуг, включенных в реестр поставщиков социальных услуг Ульяновской области, но не участвующих в выполнении государственного задания (заказа), компенсаций, право на получение которых предусмотрено п.8 ст.30 Закона №442-ФЗ.

Выплата компенсации негосударственным поставщикам социальных услуг производится, по пояснениям ответчиков, исходя из объема оказанных социальных услуг по тарифам, утверждённым:

- приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 17.11.2015 № 06-391 «Об утверждении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому»;

- приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 15.08.2017 № 06-83 «Об утверждении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемых в стационарной и полустационарной формах социального обслуживания».

При этом ответчики пояснили, что порядок и размер выплаты компенсаций поставщикам социальных услуг не различается в зависимости от категории или организационно-правовой формы поставщика. Обратное утверждение заявителя о том, что размер компенсаций государственным поставщикам социальных услуг превышает размер компенсаций негосударственным поставщикам, ничем не обоснован.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона № 442-ФЗ финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также за счёт средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

Финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями осуществляется путём предоставления субсидий (при проведении закупок социальных услуг), выплаты компенсаций (если гражданин получает социальные услуги у поставщика, включённого в реестр поставщиков, но не участвующего в выполнении государственного заказа), а также за счёт средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

В соответствии с пп 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" поставщики социальных услуг имеют право быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации.

Согласно пояснениям представителей ответчиков,ИП ФИО1 не состоит в реестре поставщиков социальных услуг Ульяновской области, так как включение в указанный реестр производится на условиях, предусмотренных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области от 04.12.2014 № 279-п «О формировании и ведении реестра поставщиков социальных услуг в Ульяновской области».ИП ФИО1 подавал заявление на включение в реестр в 2015 году, однако, не представил полный пакет необходимых документов, в связи с чем ему было отказано во включении в реестр.

Поскольку заявитель по смыслу закона не является поставщиком социальных услуг, не включен в реестр поставщиков социальных услуг Ульяновской области и фактически не оказывает социальные услуги (что не отрицалось и самим заявителем), ответчики считают, что права и законные интересы ИП ФИО1 в сфере предпринимательской деятельности не нарушены.

Кроме того, поскольку, как полагают ответчики, заявитель оспаривает размер установленных на территории Ульяновской области тарифов на социальные услуги, данное дело неподведомственно арбитражному суду.

Суд, выслушав утверждение заявителя о том, что размер тарифа он не оспаривает, отклонил заявленное ответчиками ходатайство о прекращении производства по делу.

В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу статьи 198 АПК РФ и статьи 13 ГК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Доводы заявителя, высказанные в судебных заседаниях, что выплаты поставщикам социальных услуг на территории Ульяновской области должны производиться по приказу Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от 22.09.2015 №53-п «Об утверждении величины подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, на 2015 год», а не по утвержденным Минэкономразвитием Ульяновской области тарифам, которые заявитель не оспаривает, но которые, по мнению заявителя, разработаны без учета Методических рекомендаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2014 г. № 1285, не основаны на приведенных выше нормах федерального и регионального законодательства в данной сфере, как и требование о возмещении расходов поставщикам социальных услуг.

Кроме того, утверждая о нарушении его прав заниженным размером компенсаций негосударственным поставщикам социальных услуг, установленных на территории Ульяновской области, ИП ФИО1 не представил суду доказательств осуществления им предпринимательской деятельности в данной сфере или наличия каких-либо препятствий к ее осуществлению, реальных доказательств отказов в выплате или занижения положенных ему по закону выплат со стороны ответчиков. 

На основании изложенного, оснований для удовлетворения заявления ФИО1 суд не усматривает.

По  правилам   статьи  110   АПК  РФ государственную  пошлину  следует   отнести на  заявителя,  однако суд считает возможным в порядке пункта 2 статьи 333.22 НК РФ от государственной пошлины  заявителя   освободить,  принимая   во   внимание  тяжелое  материальное  положение   предпринимателя,   который   является   пенсионером.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 200, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В  удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в силу по истечении месяца с момента его принятия.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                  Ю.А. Овсяникова