Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Ульяновск Дело №А72-13121/2013
29.12.2014
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Корастелева В.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания КПД-1» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Министерству экономического развития Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
об оспаривании постановления от 04.09.2014. № 54-ц о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 руб.
установил:
В Арбитражный суд Ульяновской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания КПД-1» (далее ООО «УК КПД-1», Общество, заявитель) к Министерству экономического развития Ульяновской области (далее Министерство, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 04.09.2014 № 54-ц о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Арбитражный суд принял указанное заявление к упрощенному производству и установил срок для представления заявителем доказательств, на которые он ссылается как на основание своих требований и которые не представлены с заявлением, и для представления ответчиком отзыва на заявленные требования или других доказательств.
Министерство представило материалы административного дела и отзыв, в котором с доводами заявителя не согласно, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением всех процессуальных норм законодательства.
Дело рассматривается в порядке п. 5 ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов.
По материалам дела судом установлено, что в адрес Министерства экономического развития Ульяновской области поступило обращение гражданки ФИО1 по вопросу правомерности платы за коммунальные услуги в отношении ее жилого помещения.
ООО «УК КПД-1» приобретает коммунальные услуги у ресурсоснабжающей организации и предоставляет их гражданам. Таким образом, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, Общество является исполнителем коммунальных услуг.
В соответствии с п. 38 вышеуказанных Правил плата за коммунальные услуги рассчитывает по тарифам для потребителей, устанавливаемым ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителя, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
В соответствии с п/п 2.2.8 Положения о Министерстве экономического развития Ульяновской области, утв. постановлением Правительства о Ульяновской области от 14.04.2014 № 8/125-П, Министерство:
Устанавливает тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);
Осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов).
Приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 26.11.2013 № 06-477 «Об установлении тарифов на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение)», поставляемую ОАО «Волжская ТГК» (Ульяновским филиалом ОАО «Волжская ТГК») потребителям на 2014 год, установлены тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемую ОАО «Волжская ТГК» (Ульяновским филиалм ОАО «Волжская ТГК») с 01.01.2014 по 30.06.2014 в размере:
Компонент на теплоноситель – 29,50 руб./куб.м (с учетом НДС)
Компонент на тепловую энергию – 1167,79 руб./Гкал (с учетом НДС).
Согласно письму от 19.07.2014 № 266 ООО «КПД-1» по адресу: <...>, с января по июнь 2014 года при расчете платы за коммунальную услугу - горячее водоснабжение, применялся неутвержденный компонент на теплоноситель тарифа на горячую воду в размере 30,74 руб./куб.м. (с учётом НДС) вместо утверждённого приказом Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 26.11.2013 №06-477.
На момент составления протокола ООО «УК КПД-1» приняло меры по устранению нарушения. Согласно письму от 31.07.2014 № 274 ООО «УК «КПД-1» дано поручение ООО «РИЦ» произвести расчёты за коммунальную услугу горячее водоснабжение по много квартирному дому, расположенному ею адресу: <...>, по тарифам на горячую воду, утверждённым приказом Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 26.11.2013 № 06-477.
В соответствии п. 2.2.8 Положения о Министерстве экономического развития Ульяновской области (далее - Министерство), утверждённого Постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 № 8/125-П О Министерстве экономического развития Ульяновской области», Министерство рассматривает в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях и привлекает к ответственности юридических и физических лиц за нарушение законодательства об образовании и государственном регулировании цен, а также за иные правонарушения, рассмотрение дел, по которым законодательством отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, и органов, уполномоченных в области государственного регулирования тарифов.
Применяя неутверждённый компонент на теплоноситель двухкомпонентного тарифа на горячую воду при расчёте размера платы за коммунальную услугу - горячее водоснабжение, с января по июнь 2014 года по <...>, ООО «УК КПД-1» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.6 РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил вывод административного органа о нарушении Обществом пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при начислении печного отопления).
Таким образом, ООО «УК КПД-1» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает наказание за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования».
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях формы вины (статья 2.2 Кодекса) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательств того, что Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, в материалы дела не представлено и доводами заявителя не опровергнуто.
Вопреки аргументам заявителя оснований для применения норм закона о признании правонарушении малозначительным, не имеется, поскольку обстоятельства содеянного не являются исключительными и не свидетельствуют о несущественности предмета противоправного посягательства – прав потребителя, являющегося экономически более слабой стороной в рассматриваемых правоотношениях, пренебрежительное отношение к положению которого со стороны Общества невозможно признать малозначительным.
Выполняя требования законодательства о государственном регулировании цен и тарифов общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск, осуществляющий предпринимательскую деятельность, приняло все риски, связанные с возможным нарушением указанного законодательства. ООО «УК КПД-1» при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен и тарифов, а также прав и интересов третьих лиц, имело возможность принять меры для соблюдения требований указанного законодательства.
Размер штрафа определен административным органом в сумме 100 000 руб., то есть в размере, предусмотренном безальтернативной санкцией ч. 2 ст.14.6 КоАП РФ для юридического лица. Административное наказание назначено законно и соответствует фактическим обстоятельствам нарушения, а также роли заявителя в его совершении.
Производство по делу осуществлено и оспариваемое постановление вынесено уполномоченными на то в силу закона должностными лицами органов, осуществляющих публичные полномочия, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, в отсутствие каких-либо существенных процессуальных нарушений.
Доводы заявителя о снижении судом назначенного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ суд признает необоснованными, поскольку каких-либо исключительных оснований, исходя из фактических обстоятельств дела, для этого не усматривается. Достаточных доказательств неудовлетворительного финансового и имущественного положения Общества в материалы дела не представлено.
Кроме того, Общество ранее уже привлекалось к ответственности в виде штрафа за аналогичные административные правонарушения - постановлением №43-ц от 27.06.2013 Министерства экономики и планирования Ульяновской области (заявление Общества об его оспаривании оставлено без удовлетворения решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.10.2013 по делу № А72-9434/2013, вступившим в законную силу по истечению срока апелляционного обжалования), также постановлением Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 29.08.2013г. № 64-ц (заявление об его оспаривании оставлено без удовлетворения решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.12.2013 по делу № А72-12594/2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.02.2014, и вступившим в законную силу).
Эти обстоятельства суд принимает во внимание при выводе о том, что в отношении содеянного не могут быть применены положения Постановления Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П, поскольку в действиях Общества по ненадлежащему исполнению норм закона намечается тенденция к систематичности, что не может быть поощрено путем снижения размера назначенного наказания, так как не позволит достигнуть целей судопроизводства по делу об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление полностью соответствует закону и является обоснованным, что в силу ч. 3 ст. 211 АПК РФ служит основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь статьями 229, 207-211, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания КПД-1» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 43254, г.Ульяновск, ул. ФИО2, д.110, корп.1 кв.1) об оспаривании постановления от 04.09.2014. № 54-ц Министерства экономики и планирования Ульяновской области о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ульяновской области.
Судья В.А. Корастелев