г.Ульяновск
«13» ноября 2017 года Дело № А72-13363/2017
Резолютивная часть решения объявлена «9» ноября 2017 года.
Полный текст решения изготовлен «13» ноября 2017 года.
Судья Арбитражного суда Ульяновской области Е.Е.Каргина,
при ведении секретарем судебного заседания Герусом А.М. протокола судебного заседания в письменной форме, с использованием средства аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А72-13363/2017
по заявлениям Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области (432030, <...>, ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности
муниципального казенного предприятия «Комбытсервис» муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области (433600, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии представителя ответчика – ФИО1, директора,
УСТАНОВИЛ:
Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области (далее – Управление Росприроднадзора по Ульяновской области, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении муниципального казенного предприятия «Комбытсервис» муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области (далее - МКП «Комбытсервис», предприятие) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дело №А72-13363/2017).
Также Управление Росприроднадзора по Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении МКП «Комбытсервис» МО «Цильнинский район» Ульяновской области к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дело №А72-13417/2017).
Дела по указанным заявлениям объединены в одно производство в порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А72-13363/2017 в связи с тем, что оба заявления Управления о привлечении МКП «Комбытсервис» к административной ответственности основаны на обстоятельствах, установленных в результате проведения Управлением одной внеплановой выездной проверки.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного разбирательства, согласно статье 156 АПК РФ.
Из материалов дела усматривается следующее.
МКП «Комбытсервис» МО «Цильнинский район» Ульяновской области осуществляет деятельность по размещению отходов IV класса опасности по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, вблизи с.Богородская Репьевка, на основании бессрочной лицензии от 18.06.2014 № 073 0017 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
По результатам внеплановой выездной проверки, проведенной Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области в период с 14.08.2017 по 01.09.2017, Управлением сделан вывод о том, что МКП «Комбытсервис» осуществляет деятельность по размещению отходов IV класса опасности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а также осуществляет деятельность по сбору отходов IV класса опасности без соответствующей лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности.
05.09.2017 в отношении предприятия составлены протоколы № 319 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и №321 об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления Росприроднадзора по Ульяновской области в арбитражный суд.
Предприятие представило письменные возражения, в которых изложило свои доводы о несогласии с заявлениями Управления Росприроднадзора по Ульяновской области.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к следующему.
Решение Управления Росприроднадзора по Ульяновской области о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица - МКП «Комбытсервис» было согласовано Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой (решение о согласовании от 03.08.2017 б/№).
Нарушений со стороны Управления требований, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", допущенных при проведении проверки, судом не выявлено.
При проведении внеплановой выездной проверки МКП «Комбытсервис» Управлением установлено, что предприятие осуществляет производственную деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства в части осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), а именно:
- ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- пп. 1 и 2 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утв. постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062;
- пп. 11, 16 Приложения к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утв. постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062;
- подп. «д» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утв. постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными договорами, актами приема отходов от сторонних юридических лиц, журналом регистрации ТБО за 2017 год.
Фототаблицей к акту проверки от 14.08.2017 также зафиксирован факт въезда на территорию полигона и выезда с территории полигона транспортного средства (мусоровоза) с государственным номером <***> сторонней организации с отходами IV класса опасности. При этом зафиксировано, как транспортное средство (мусоровоз) с государственным номером <***> осуществляло сброс отходов IV класса опасности на территории полигона.
Кроме того, вступившим в законную силу постановлением мирового суда судебного участка Цильнинского района Ульяновской области от 27.09.2017 по делу №5-520/17 директор МКП «Комбытсервис» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии на сбор отходов I - IV классов опасности, в виде штрафа в размере 4000 рублей. Указанное постановление директором МКП «Комбытсервис» ФИО1 обжаловано не было.
Возражениями ответчика выводы суда по делу №5-520/17, связанные с фактом совершения правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, не опровергаются.
Имеющимися в деле доказательствами установлены обстоятельства, подтверждающие совершение предприятием правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии).
Для юридических лиц за данное правонарушение установлено наказание в виде административного штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В качестве основания для привлечения предприятия к ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушениемтребований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), Управление указало на факт нарушения предприятием требований подпункта «д» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062, которым установлено, что «для работ по размещению отходов I - IV классов опасности - проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I - IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды"».
Постановлением мирового суда судебного участка Цильнинского района Ульяновской области от 11.10.2017 по делу №5-574/17 за нарушение требований природоохранного законодательства в части осуществления предпринимательской деятельности с грубым нарушениемтребований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), директор МКП «Комбытсервис» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Директор МКП «Комбытсервис» ФИО1 данное постановление мирового суда судебного участка Цильнинского района Ульяновской области не обжаловал.
В соответствии с указанной нормой осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), для юридических лиц влечет ответственность в виде административного штрафа от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Материалами проверки, а также постановлением мирового суда судебного участка Цильнинского района Ульяновской области от 11.10.2017 по делу №5-574/17 подтверждается совершение правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о наличии событий административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в их совершении.
Процессуальных нарушений при производстве дел об административном правонарушении не установлено.
Вместе с тем, суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу пункта 18.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
В определении N 349-О от 05.11.2003 Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии к рассмотрению запроса арбитражного суда о проверке конституционности части 1 статьи 4.1 КоАП РФ, разъяснил, что введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Предусмотренный в статье 2.9 КоАП РФ правовой механизм, позволяющий с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий признать не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений правонарушение малозначительным направлен на то, чтобы установленный размер административного штрафа не перестал быть средством предупреждения совершения новых правонарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ) и не превратился в средство подавления деятельности субъекта.
Как следует из вышеуказанного определения, а также из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2003 N 116-О, суд, избирая меру наказания, учитывает характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины и другие смягчающие обстоятельства. Кроме того, руководствуясь положениями статьи 2.9 КоАП РФ, суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом суд учитывает, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит ограничений в ее применении в отношении каких-либо административных правонарушений в зависимости от того, на какие объекты они посягают.
В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
По вопросу о характере и степени общественной опасности совершенного предприятием правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, суд исходит из следующего.
У МКП «Комбытсервис» имеется бессрочная лицензия от 18.06.2014 № 073 0017 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В части 3 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» прямо установлено, что лицензии на деятельность по обезвреживанию иразмещениюотходов I - IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на деятельность по обезвреживанию иразмещениюотходов I - IV классов опасности, вправе переоформить их на лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещениюотходов I - IV классов опасности.
С учетом данной нормы, а также с учетом того, что предприятие не осуществляет сбор отходов из мест их образования и не транспортирует их на полигон, и что предприятие лишь принимает отходы на полигоне, арбитражный суд усматривает, что совершенное предприятием правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, не причиняет существенного ущерба охраняемым общественным отношениям.
Данный вывод суда согласуется с выводами арбитражных судов, содержащимися в судебных актах, связанных с вопросами применения Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», в том числе с постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 06.09.2017 по делу № А62-476/2017 и с постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017 по делу № А60-8710/2017.
Таким образом, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ суд данное правонарушение считает малозначительным.
Также суд считает малозначительным и совершенное предприятием правонарушение, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с наличием следующих обстоятельств.
Основанием для привлечения предприятия к ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в данном случае явился факт нарушения предприятием подпункта «д» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062, которым установлено лицензионное требование для работ по размещению отходов I - IV классов опасности – проведение лицензиатом рекуперации веществ, разрушающих озоновый слой, из отходов I - IV классов опасности перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ) запрещается, в частности, захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства и содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных веществ из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения.
Перечень веществ, разрушающих озоновый слой, обращение которых подлежит государственному регулированию, утвержден постановлением Правительства РФ от 24.03.2014 № 228, и насчитывает несколько десятков веществ, имеющих однозначное обозначение, например, фтортрихлорметан, дифтордихлорметан, дифторхлорбромметан и т.д. Перечень веществ является закрытым, не подлежащим расширительному толкованию.
Установлено, что предприятием правонарушение было допущено при отсутствии направленности действий на нарушение указанных положений.
Категория малозначительности совершенного правонарушения является оценочной и определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
В связи с отсутствием в материалах дела доказательств, позволяющих считать, что предприятием в результате указанных действий причинен существенный ущерб охраняемым общественным отношениям, суд приходит к выводу о малозначительности совершенного предприятием правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Кроме того, суд учитывает, что факт пренебрежительного отношения предприятия к нормам природоохранного законодательства отсутствует. МКП «Комбытсервис» является социально ориентированным, казенным бюджетным предприятием, полностью финансируемым из бюджета муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области. С учетом размеров штрафов, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, применение этих штрафов по отношению к предприятию может привести к прекращению деятельности полигона, что в связи с необходимостью исполнения санитарных требований является недопустимым, так как МКП «Комбытсервис» является единственным сельским предприятием, имеющим необходимую лицензию для осуществления деятельности полигона. В рассматриваемом случае возбуждением дела об административном производстве, его рассмотрением и установлением вины ответчика достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные п. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения с объявлением устного замечания.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области о привлечении муниципального казенного предприятия «Комбытсервис» муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области (433600, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности по ч. 2 и по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать в связи с малозначительностью, ограничиться устным замечанием.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, установленном частью 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Е.Е. Каргина