АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
432017, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14 Тел.(8422)33-46-08 Факс (8422)32-54-54
E-mail: info@ulyanovsk.arbitr.ru Интернет: www.ulyanovsk.arbitr.ru
г.Ульяновск
«04» апреля 2017 года Дело № А72-14064/2016
Резолютивная часть решения объявлена «30» марта 2017 года.
Полный текст решения изготовлен «04» апреля 2017 года.
Судья Арбитражного суда Ульяновской области Е.Е.Каргина,
при ведении секретарем судебного заседания Герусом А.М. протокола судебного заседания в письменной форме, с использованием средства аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №А72-14064/2016
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7328044379, ОГРН 1027301584221, воинская часть 34236, г. Ульяновск, 432022)
заинтересованное лицо:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
о признании незаконными действий,
об обязании совершить действия,
с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в лице Пензенского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала Федерального государственного казенного учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (119435, г.Москва, ул.Большая Пироговская, д.21, ст.1, 440026, г.Пенза, ул.Маршала Крылова, д.3Г),
Министерства обороны Российской Федерации (119019, г.Москва, ул.Знаменка, д.19),
при участии представителей:
от заявителя – Саркисова Ю.Л. по доверенности от 11.01.2016,
от ФГБУ «ФКП Росреестра» - Никитиной М.И. по доверенности от 21.09.2015,
от ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России – Нечаева В.В. по доверенности от 13.01.2017,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации (далее – заявитель, ФГУП «31 Арсенал») обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом его уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ), в котором просит:
1. Признать незаконными действия Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ульяновской области по включению сведений о Запретной зоне военного объекта - Пензенское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, зоне с особыми условиями использования территорий, в государственный кадастр недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 73:24:000000:136;
2. Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ульяновской области исключить сведения из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке, с кадастровым номером 73:24:000000:136, в разделе сведения о частях земельного участка и обременениях, подраздел учетный номер части 2, в том числе следующие сведения: Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» п. 12, Запретная зона военного объекта - Пензенское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, зона с особыми условиями использования территорий.73:00.2.33. Карта (план) объекта землеустройства от 14.12.2015 года № б/н.
Также ФГУП «31 Арсенал» заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в лице Пензенского лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала Федерального государственного казенного учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») с заявленными требованиями не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве.
Все привлеченные к участию в деле третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, с заявлением ФГУП «31 Арсенал» также не согласились, представив соответствующие отзывы.
Дело рассмотрено согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Министерства обороны Российской Федерации, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.
За Федеральным государственным унитарным предприятиям «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования закреплен принадлежащий на праве собственности Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:136 (ранее 73:24:020908:1), расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, Заволжский район, 31 Арсенал Военно-Морского Флота. Данный факт подтвержден свидетельством о государственной регистрации права от 19.06.2014.
На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 14.06.2010 № 654 проводятся мероприятия по ликвидации ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России.
В отношении большей площади участка с кадастровым номером 73:24:000000:136 (19 264 855 кв.м из 19 672 714 кв.м) в государственный кадастр недвижимости внесены следующие сведения: «Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» п. 12, Запретная зона военного объекта - Пензенское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, зона с особыми условиями использования территорий. 73:00.2.33. Карта (план) объекта землеустройства от 14.12.2015 № б/н», что отражено в подразделе «Характеристика части» раздела «Сведения о частях земельного участка и обременениях» кадастровой выписки от 13.09.2016 (т.1 л.д.15).
Для выяснения оснований внесения в государственный кадастр недвижимости указанных сведений заявитель обратился в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области с письмом от 01.08.2016 № 1/312 (т.1 л.д.28).
Письмом от 13.09.2016 № 2712 (л.д.18) филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области сообщил заявителю, что сведения о запретной зоне в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) внесены 11.02.2016 на основании карты (плана) от 14.12.2015, подготовленной обществом с ограниченной ответственностью «Оборонкадастр», заказчиком работ являлось Министерство обороны Российской Федерации.
Основанием для совершения филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области действий по внесению данных сведений в ГКН явились приказ заместителя Министра обороны Российской федерации от 08.12.2015 № 1180дсп «Об установлении запретной зоны военного объекта - Пензенское лесничество Министерства обороны Российской Федерации» (т.2 л.д.13) и указанная карта (план) запретной зоны военного объекта - Пензенское лесничество Министерства обороны Российской Федерации от 14.12.2015, подготовленная обществом с ограниченной ответственностью «Оборонкадастр» по заказу Министерства обороны Российской Федерации (т.1 л.д.89-128).
Сочтя, что данные сведения внесены в ГКН в противоречии с требованиями нормативных актов, и что внесение этих сведений в ГКН нарушает интересы заявителя, ФГУП «31 Арсенал» обратилось в арбитражный суд, заявив также ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд.
Оценив указанные обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В арбитражный суд с рассматриваемым заявлением ФГУП «31 Арсенал» обратилось с пропуском установленного срока.
Согласно ч. 2 ст. 117 и ч. 4 ст. 198 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 17.03.2010 N 6-П, гарантией для лиц, не реализовавших по уважительным причинам свое право на совершение процессуальных действий в установленный срок, является институт восстановления процессуальных сроков, предусмотренный статьей 117 АПК РФ, согласно которой пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, участвующего в деле.
Решение вопроса о восстановлении срока относится к компетенции суда первой инстанции, оценивающего по своему внутреннему убеждению уважительность причины пропуска процессуального срока.
В силу положений Федерального закона от 30.03.1998 «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод» обязательными для Российской Федерации являются как юрисдикция Европейского суда по правам человека, так и решения этого суда. В протоколах, дополняющих Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, закреплены также права юридических лиц, подлежащие защите. Конвенцией запрещен отказ в правосудии и закреплено положение, согласно которому заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной системы правосудия.
Учитывая изложенное, а также позицию Европейского суда по правам человека о недопустимости при рассмотрении спора чрезмерных правовых или практических преград, суд считает неправомерным отказ в осуществлении субъективного права на судебную защиту по формальным основаниям. Поскольку материалами дела подтверждается уважительность причин пропуска срока, с целью предоставления гарантий реализации гражданами права на судебную защиту и правовой определенности в спорных правоотношениях пропущенный заявителем процессуальный срок на подачу заявления подлежит восстановлению.
Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований заявителя по существу спора суд не усматривает с учетом следующего.
Так как действия по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о запретной зоне были совершены филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области 11.02.2016, нормы Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 1 января 2017 года, на которые ссылается заявитель, в данном случае применены быть не могут.
При этом подлежат применению нормы Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости», некоторые из которых утратили силу с 01.01.2017.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области уполномочено на ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета, а именно выполнение действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 Закона о кадастре сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о кадастре сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядка документов, если иное не установлено настоящим Законом.
В соответствии со статьей 10 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе, содержащие ограничения использования объектов недвижимости в границах соответствующих территорий либо в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются зонами с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Закона о кадастре органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии со статьей 15 Закона о кадастре, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.
На основании статьи 15 Закона о кадастре обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон о землеустройстве). При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.
Статьей 20 Закона о землеустройстве установлено, что карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2009 N 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению".
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий обязаны в порядке, установленном в соответствии со статьей 15 Закона о кадастре, направлять документы для внесения сведений в ГКН (части 1 и 6 статьи 15 Закона о кадастре).
Перечень и содержание документов, направляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в орган кадастрового учета в случаях, установленных частями 1-3.2 статьи 15 Закона о кадастре, порядок их направления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, требования к формату таких документов в электронной форме, согласно части 4 статьи 15 Закона о кадастре, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в ГКН, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения ГКН, а также требования к формату таких документов в электронной форме утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 71.
В соответствии с пунктом 7 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков установлен Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" (далее - Положение об установлении запретных и иных зон).
В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зоне с особыми условиями использования территории, а именно «Запретной зоне военного объекта - Пензенское лесничество Министерства обороны РФ», с учетным номером 73.00.2.33. Сведения о зоне внесены в ГКН 11.02.2016 на основании карты (плана) от 14.12.2015, подготовленной обществом с ограниченной ответственностью «Оборонкадастр», заказчиком работ являлось Министерство обороны РФ. Основанием для внесения явились Постановление Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 г. №405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны", Выписка из протокола заседания межведомственной комиссии по определению необходимости установления зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны от 08.10.2015 №1/МК.
Сведения о частях, образованных в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории и обременениях в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 73:24:000000:136, 73:24:020907:210, 73:24:020907:211, внесены в соответствии с требованиями п.72.1 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 01.02.2010 №42.
Учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется на основании документов, необходимых для внесения в ГКН сведений о соответствующей зоне.
Если документы, необходимые для внесения в ГКН сведений о соответствующей зоне, не содержат перечень координат характерных точек границ части земельного участка, орган кадастрового учета самостоятельно с использованием АИС ГКН определяет координаты характерных точек границ части земельного участка и осуществляет учет такой части земельного участка. Результат формирования такой части земельного участка (список координат, за исключением описания их закрепления на местности и погрешности определения координат характерных точек) отражается в протоколе проверки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Согласно п. 12 Положения об установлении запретных и иных зон на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. В пределах запретной зоны не допускается устройство стрельбищ и тиров, стрельба из всех видов оружия, а также использование взрывных устройств и пиротехнических средств.
В соответствии пунктами 26, 27 Постановления Правительства РФ от 30.07.2009 № 621 "Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению" на плане границ объекта землеустройства отображаются границы объекта землеустройства (характерные точки и части границ).
Карта (план) от 14.12.2015, подготовленная обществом с ограниченной ответственностью «Оборонкадастр», данному требованию соответствует, так как карта (план) от 17.12.2015 содержит схему границ устанавливаемой запретной зоны (стр.67) и план границ (стр.68), на котором указано местонахождение объекта землеустройства - Заволжский район г.Ульяновска – (т.1 л.д.122).
Приказ заместителя Министра обороны РФ от 08.12.2015 №1180дсп «Об установлении запретной зоны военного объекта - Пензенское лесничество Министерства обороны Российской Федерации» и карта (план) от 14.12.2015, подготовленная обществом с ограниченной ответственностью «Оборонкадастр», были получены филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области от Пензенского лесничества Министерства обороны, которое является филиалом ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России.
Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России (далее - Учреждение) является организацией, осуществляющей свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использование, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и непосредственно подчиняется Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Учреждение является организацией, созданной для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации в рамках наделенных полномочий, с учетом полномочий по охране, защите и распоряжению имуществом Вооруженных сил Российской Федерации, переданных Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых вопросах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082) Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В соответствии с п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Сведения о запретной зоне 73.00.2.33 внесены в ГКН на основании решения уполномоченного органа (приказа заместителя Министра обороны РФ от 08.12.2015 №1180дсп «Об установлении запретной зоны военного объекта - Пензенское лесничество Министерства обороны Российской Федерации», - т.2 л.д.13) и карты (плана) объекта землеустройства от 14.12.2015, подготовленной ООО «Оборонкадастр» в соответствии пунктами 21 и 22 Положения об установлении запретных и иных зон (т.1 л.д.89-128).
Пунктами 21 и 23 Положения об установлении запретных и иных зон (в редакции, действовавшей на дату внесения в ГКН сведений о запретной зоне) установлено следующее:
На основании решения межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, для обеспечения функционирования которого необходимо установление запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, принимает решение об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта, а также в 2-месячный срок обеспечивает составление соответствующей карты (плана) объекта землеустройства с обозначением границ запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта (пункт 21).
Федеральный орган исполнительной власти, принявший решение об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта:
а) в установленном порядке направляет в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета), документы для принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета. К направляемым документам прилагаются решение межведомственной комиссии о необходимости установления запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта и решение федерального органа исполнительной власти об установлении запретной зоны, зоны охраняемого военного объекта и охранной зоны военного объекта;
б) в 30-дневный срок обеспечивает подготовку документов для включения указанных сведений в схему территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства (пункт 23).
Таким образом, при поступлении документов для внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории «Запретная зона военного объекта - Пензенское лесничество Министерства обороны Российской Федерации» с учетным номером 73.00.2.33, в том числе приказа заместителя Министра обороны РФ от 08.12.2015 №1180дсп «Об установлении запретной зоны военного объекта - Пензенское лесничество Министерства обороны Российской Федерации», а также (карты (плана) от 14.12.2015, подготовленной ООО «Оборонкадастр», филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области с учетом вышеперечисленных требований нормативных актов был обязан внести сведения о запретной зоне в государственный кадастр недвижимости, и так как указанные документы соответствовали установленным требованиям, основания для невыполнения таких действий у филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области отсутствовали.
Суд также учитывает, что филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области обязан давать оценку документам, на основании которых вносятся сведения в ГКН, на предмет их соответствия установленным требованиям, но сделать вывод о недействительности таких документов может только суд. Приказ заместителя Министра обороны РФ от 08.12.2015 №1180дсп «Об установлении запретной зоны военного объекта - Пензенское лесничество Министерства обороны Российской Федерации» в соответствии с пунктом 21 Положения об установлении запретных и иных зонявляется решением об установлении запретной зоны, принятым компетентным федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект. Данный приказ заявителем в судебном порядке не оспорен.
Поэтому филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области отвечает только за законность своих действий. Доводы же заявителя, связанные с незаконностью приказа заместителя Министра обороны РФ от 08.12.2015 №1180дсп, суд в рамках настоящего дела оценивать не имеет возможности, за исключением вопроса о полномочиях Министерства обороны РФ по принятию данного приказа, так как филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области также должен был выяснить данный вопрос перед внесением в ГКН сведений о запретной зоне. Как указано выше, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области пришел к обоснованному выводу о наличии у Министерства обороны РФ полномочий на принятие решения об установлении запретной зоны военного объекта на данном земельном участке.
Довод ФГУП «31 Арсенал» о том, что оно не было в установленном порядке проинформировано об установлении запретной зоны военного объекта - Пензенское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, не основан на нормах права.
Абзацем 3 пункта 27 Положения об установлении запретных и иных зон установлено, что информирование юридических и физических лиц, земельные участки которых полностью или частично находятся в границах запретной зоны, о содержании планов (в части, их касающейся) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления муниципальных образований, в административных границах которых расположены эти земельные участки.
Следовательно, обязанность по информированию юридических и физических лиц, земельные участки которых полностью или частично находятся в границах запретной зоны, об установлении запретной зоны на филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области не возложена.
Довод ФГУП «31 Арсенал» о том, что оно не подчиняется Министерству обороны РФ и земельный участок 73:24:000000:136 не используется в интересах обеспечения обороны и безопасности страны, не может быть признан состоятельным.
Данный довод опровергается представленной в материалы дела
выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ФГУП «31 Арсенал», из которой следует, что основной целью деятельности организации является обеспечение военной безопасности и нахождение юридического лица в стадии ликвидации не свидетельствует о том, что у такого юридического лица изменился вид деятельности.
На основании Приказа Министра обороны РФ от 14.06.2010 г. № 654 проводятся мероприятия по ликвидации ФГУП «31 Арсенал» Министерства обороны РФ.
Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 15 июля 2010 года № 304 назначена ликвидационная комиссия по расформированию ФГУП «31 Арсенал» Минобороны России.
В соответствии с нормами статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Из указанной нормы следует, что Министерство обороны РФ утверждает ликвидационный баланс в отношении ФГУП «31 Арсенал» и допускается продажа имущества, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания.
Таким образом, Министерство обороны РФ осуществляет управление и распоряжение как земельным участком 73:24:000000:136, так и федеральным государственным унитарным предприятием «31 Арсенал», с учетом статей 61-64 Гражданского кодекса РФ.
Следовательно, приказ заместителя Министра обороны РФ от 08.12.2015 №1180дсп об установлении запретной зоны принят уполномоченным органом.
Довод заявителя о том, что внесение в ГКН сведений о запретной зоне является кадастровой ошибкой, также не находит подтверждения.
В соответствии со статьей 28 Закона о кадастре кадастровой ошибкой является воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН. Исправление такой ошибки в соответствии с требованиями части 4 статьи 28 Закона о кадастре осуществляется на основании документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке, установленном для учета изменений соответствующих объектов недвижимости, а именно: заявление об учете изменений объектов недвижимости от лиц, указанных в статье 20 Закона о кадастре и документа основания для внесения изменении в сведения ГКН.
ФГУП «31 Арсенал» обратилось в арбитражный суд в сентябре 2016 года, а в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области документы для внесения изменения сведений ГКН в орган кадастрового учета не поступали.
Таким образом, заявителем не были совершены установленные частью 4 статьи 28 Закона о кадастре действия по устранению кадастровой ошибки.
Помимо этого, суд не усматривает, что предмет требований заявителя связан с исправлением кадастровой ошибки, так как участвующими в деле лицами представлены однозначно толкуемые доказательства, связанные с установлением запретной зоны военного объекта.
Довод заявителя о том, что спорный земельный участок на государственный кадастровый учет как лесной участок не поставлен, никакой государственной регистрации прав на данный земельный участок как на лесной участок со стороны Пензенского лесничества Минообороны России не осуществлялось, не основан на нормах права. Заявитель не указал ни один нормативный правовой акт, обязывающий филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области при рассматриваемых обстоятельствах требовать от Пензенского лесничества Минообороны России совершения указанных заявителем действий.
Суд также не считает обоснованным довод ФГУП «31 Арсенал» о том, что карта (план) от 14.12.2015, подготовленная обществом с ограниченной ответственностью «Оборонкадастр», не соответствует пункту 18 требований к составлению карты (плана) объекта землеустройства, установленных Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2009 г. N621, которым утверждены форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению, и что согласно представленной карте (плане) от 14.12.2015 месторасположение объекта землеустройства (и, соответственно, запретной зоны) не соответствует месту нахождения заявителя (Ульяновская область, г.Ульяновск, Заволжский район, 31 Арсенал Военно-Морского Флота).
Заявитель также указал, что представленные Пензенским лесничеством Минообороны России в материалы дела документы не содержат сведений о характерных точек координат, описание границ, топографических ориентирах, позволяющих суду однозначно установить факт расположения спорного земельного участка в границах Пензенского лесничества.
Данные доводы заявителя опровергаются материалами дела.
Карта (план) от 14.12.2015, подготовленная обществом с ограниченной ответственностью «Оборонкадастр», содержит схему границ устанавливаемой запретной зоны (стр.67) и план границ (стр.68), на котором указано местонахождение объекта землеустройства - Заволжский район г.Ульяновска – (т.1 л.д.122).
Согласно пункту 6 Положения об установлении запретных и иных зон для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона устанавливается по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.
Положением об установлении запретных и иных зон также установлено, что «внешний периметр военного объекта» - граница земельного участка, занимаемого военным объектом, используемого федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законодательством предусмотрена военная служба.
С учетом изложенного у филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области не имелось оснований для вывода о несоответствии карты (плана) от 14.12.2015 (подготовленной обществом с ограниченной ответственностью «Оборонкадастр») требованиям к составлению карты (плана) объекта землеустройства, установленных Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2009 г. N621.
При указанных обстоятельствах в силу приведенных норм суд в удовлетворении требований заявителя отказывает.
Судебные расходы в соответствии со ст.112 АПК РФ следует отнести на заявителя.
Руководствуясь статьями 49, 112, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Ходатайство Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации о восстановлении пропущенного срока подачи заявления в арбитражный суд удовлетворить.
Уточнение заявления Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации принять.
Заявление Федерального государственного унитарного предприятия «31 Арсенал» Министерства обороны Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ульяновской области в течение месяца после принятия решения.
Судья Е.Е.Каргина