ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-14229/15 от 09.03.2016 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Ульяновск                                                                

«09» марта 2016 года                                                  Дело № А72-14229/2015

Арбитражный суд Ульяновской  области  в  составе  судьи О.В. Конновой,

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Воробьевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

публичного акционерного общества «МегаФон» (ОГРН 1027809169585, ИНН 7812014560, г. Москва, наб. Кадашевская, 30)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Спасская, 8)

о признании незаконным и отмене постановления от 25.09.2015 по делу об административном правонарушении по части 5 ст. 19.8 КоАП РФ

при участии:

от заявителя – И.В. Григорьев, доверенность от 03.12.2015,

от ответчика – М.Е. Хлыкина, доверенность от 09.03.2016,

установил:

публичное акционерное общество «МегаФон» (далее – ПАО «Мегафон», общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - Ульяновское УФАС России, Управление) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 25.09.2015 № 178 по делу об административном правонарушении № 12515-К/06-2015 о привлечении к административной ответственности по части 5 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Из материалов дела усматривается, что 27.05.2015 Ульяновским УФАС России в связи с рассмотрением дела, возбужденного по признакам нарушения ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в адрес общества был направлен запрос N 3423-06 о предоставлении информации (с документальным подтверждением) относительно того, с каким лицом заключен договор, на основании которого осуществлен доступ в сеть Интернет во время и с IP-адреса, указанных в запросе.

В ответ на запрос Управления общество, ссылаясь на Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи), письмом от 06.07.2015 № 5/7-06-сео-исх-00618/15 отказало в предоставлении запрашиваемых сведений, указав, что запрошенные сведения относятся к конфиденциальной информации.

Посчитав общество нарушившим требования Закона о защите конкуренции, 11.09.2015 Управление составило протокол об административном правонарушении и вынесло постановление от 25.09.2015 N 178 по делу № 12515-К/06-2015 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в судебном порядке, указав в том числе, что соблюдение конфиденциальности такой информации является обязательным, общество как оператор связи несет ответственность за нарушение требований законодательства в области персональных данных вплоть до приостановления действия или аннулирования лицензии на оказание услуг связи.

 Ульяновское УФАС России считает оспариваемое постановление законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении.

Заслушав объяснения сторон, всесторонне исследовав представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

В силу пункта 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа, в частности, на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения выражается в непредставлении или несвоевременном представлении в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации) по требованию указанных органов, либо представление заведомо недостоверных сведений.

В силу пункта 11 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства, в том числе коммерческими организациями, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Аналогичное право антимонопольного органа предусмотрено частью 6 статьи 44, частью 5 статьи 45 Закона о защите конкуренции.

Данному праву корреспондирует установленная частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции обязанность представления (в том числе коммерческими организациями) в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимых антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документов, объяснений, информации в письменной и устной форме (в том числе информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.

Как видно из материалов дела, в связи с непредставлением обществом запрошенных документов Управление сделало вывод о наличии в бездействии заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.

Вместе с тем данные выводы антимонопольного органа являются неверными по следующим основаниям.

Основным видом деятельности общества является оказание услуг связи на территории Российской Федерации. Общество является оператором связи, а лица, которым заявитель оказывает услуги связи - его абонентами в соответствии с Законом о связи.

В соответствии со статьей 53 Закона о связи сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, ставшие известными операторам связи в силу исполнения договора об оказании услуг связи, являются информацией ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К сведениям об абонентах относятся фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, наименование (фирменное наименование) абонента - юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования, абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование, сведения баз данных систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента.

Предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах может осуществляться только с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В силу статьи 64 Закона о связи операторы связи обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.

Пунктом 4 указанной статьи установлено, что порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 1 Правил они определяют порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативно-розыскную деятельность с использованием технических средств, обеспечивающих эту деятельность в сети связи оператора связи, при предоставлении оператором связи уполномоченным органам информации об абонентах и оказанных им услугах связи, а также иной информации, необходимой для выполнения возложенных на уполномоченные органы задач в порядке и случаях, установленных федеральными законами.

В статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об оперативно-розыскной деятельности) предусмотрены органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, среди которых антимонопольный орган не указан.

При этом в указанной статье указано, что перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы.

Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы не относятся к органам, уполномоченным осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при этом ни Закон о защите конкуренции, ни Закон об оперативно-розыскной деятельности не содержат прямого указания на полномочие Федеральной антимонопольной службы запрашивать у операторов связи сведения об абонентах.

Доказательств иного материалы дела не содержат и антимонопольным органом не представлено.

Кроме того, сведения об абонентах содержат персональные данные, под которыми в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Согласно статье 2 Закона о персональных данных целью данного Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Статьей 3 указанного Закона определено, что персональные данные - это любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Согласно статьям 7 и 9 Закона о персональных данных любые действия с персональными данными (предоставление, обработка) осуществляются операторами связи либо третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, только с согласия субъекта этих персональных данных, которое может быть им же и отозвано.

Исключения из этого правила подлежат установлению федеральными законами, которыми предусматриваются случаи обязательного предоставления субъектом персональных данных своих персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как следует из положений статьи 6 Закона о персональных данных, обработка персональных данных может осуществляться оператором только с согласия субъектов персональных данных.

Такого согласия не требуется, в частности, в случае, когда обработка персональных данных осуществляется на основании федерального закона, устанавливающего ее цель, условия получения персональных данных и круг субъектов, персональные данные которых подлежат обработке, а также определяющего полномочия оператора.

Поскольку доступ к сведениям об абонентах - физических лицах и их персональным данным ограничен названными федеральными законами, то в силу статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" соблюдение конфиденциальности такой информации является обязательным.

Учитывая фактические обстоятельства дела и в силу приведенных норм права, действующим законодательством ограничены полномочия антимонопольного органа запрашивать у операторов связи сведения об абонентах, а также ограничен доступ к сведениям об абонентах - физических лицах и их персональным данным, в связи с чем, отказ общества в предоставлении антимонопольному органу информации, содержащей персональные данные физических лиц, является правомерным, поскольку предоставление такой информации без согласия физических лиц не является обязательным в силу закона.

При этом ответственность, предусмотренная частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, наступает за неисполнение законного требования антимонопольного органа о представлении сведений, истребуемых в порядке, определенном частью 1 статьи 25.4 Закона о защите конкуренции.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, принимая во внимание характер запрошенных антимонопольным органом у общества сведений, отнесенных статьей 53 Закона о связи к категории информации ограниченного доступа, соблюдение конфиденциальности которых является обязательным в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также статьей 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", суд пришел к выводу о том, что отказ общества (оператора связи) в предоставлении антимонопольному органу информации, содержащей персональные данные физического лица, в отсутствие согласия абонента на их обработку и передачу, является правомерным.

С учетом этого суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, что является основанием для признания незаконным и отмены постановления антимонопольного органа.

 Данные выводы согласуются с выводами, изложенными в Постановлениях Верховного Суда РФ от 30.03.2015 по делу N 302-АД15-1225, от 28.12.2015 N 310-АД15-14075.

Суд полагает ошибочными доводы Управления о равнозначности применения (в части полномочий антимонопольного органа о запросе конфиденциальной информации) статьи 34 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон о рекламе) и статьи 25 Закона о защите конкуренции.

В Постановлениях Верховного Суда РФ от 03.08.2015 N 302-АД15-5171 по делу N А19-13140/2014 и от 13.08.2015 N 302-АД15-5169 по делу N А19-12482/2014 сделан вывод о том, что из части 1 статьи 34 Закона о рекламе следует, что Законом о рекламе антимонопольному органу предоставляется право запрашивать документы без каких-либо ограничений по составу и объему необходимой для осуществления антимонопольным органом его задач и функций информации. При этом антимонопольным органом могут быть запрошены только документы, имеющие отношение к нарушению законодательства о рекламе и касающиеся деятельности определенных лиц. Неисполнение требований части 1 статьи 34 Закона о рекламе влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 34 настоящего Закона). Антимонопольный орган наделен правом получения информации, указанной в части 1 статьи 53, части 1 статьи 64 Закона о связи, в силу положений статьи 34 Закона о рекламе. При этом гарантией соблюдения установленных законом ограничений в предоставлении персональных данных является статья 35 Закона о рекламе, которой установлена обязанность антимонопольного органа по соблюдению коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайны, а также ответственность органа и его сотрудников.

В отличие от положений Закона о рекламе положения Закона о защите конкуренции ограничивают антимонопольный орган в праве запроса документов: информация, составляющая коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, представляется в антимонопольный орган в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами (часть 3 статьи 25 Закона о защите конкуренции).

В данной части суд основывается на позиции Верховного Суда Российской Федерации в отношении одних и тех же лиц: в постановлениях от 03.08.2015 N 302-АД15-5171 по делу N А19-13140/2014 и от 13.08.2015 N 302-АД15-5169 по делу N А19-12482/2014 сделан вывод о наличии состава административного правонарушения при непредставлении сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а в постановлении от 30.03.2015 N 302-АД15-1225 по делу № А19-12484/2014 суд указал, что отказ оператора связи в предоставлении антимонопольному органу информации, содержащей персональные данные физических лиц, в отсутствие согласия абонентов на их обработку и передачу, является правомерным, нарушения требований части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции и совершения правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, не установлено.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 207, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции, суд     

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление от 25.09.2015 N 178 по делу № 12515-К/06-2015 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о привлечении публичного акционерного общества «МегаФон» (ОГРН 1027809169585, ИНН 7812014560) к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.

Судья                                                                                                          О.В. Коннова