АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
432970, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14
Тел.(8422)33-46-09 Факс (8422)32-54-54 E-mail: info@ulyanovsk.arbitr.ru
Сайт суда: www.ulyanovsk.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ульяновск Дело № А72-14235/2019
11 февраля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 07.02.2020.
Решение в полном объеме изготовлено 11.02.2020.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Т.М.Крамаренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.В.Калентьевой,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Ульяновск
к Товариществу собственников недвижимости "Новосондецкий 19" (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Ульяновск
о взыскании 70 513 руб. 19 коп.
при участии в заседании представителей:
от истца – до перерыва и после - ФИО1, доверенность от 18.03.2019, диплом КА 41427, рег. номер 13/3250 от 06.06.2013, свидетельство о заключении брака, паспорт;
от ответчика – до перерыва и после - не явился, уведомление;
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью "УК Экостандарт" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Товариществу собственников недвижимости "Новосондецкий 19" о взыскании задолженности в сумме 70 513 руб. 19 коп., в том числе 68 773 руб. 78 коп. – основной долг, 1 739 руб. 41 коп. – неустойка.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст.228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 22.10.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением от 19.11.2019 суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований в части неустойки. Истец просит взыскать с ответчика 68 773 руб. 78 коп. – основной долг, 3 999 руб. 82 коп. – неустойка за период с 01.03.2019 по 28.08.2019, а также за период с 29.08.2019 по день фактической оплаты суммы основного долга. Судебное разбирательство по делу назначено на 09.12.2019.
Определениями от 09.12.2019, 15.01.2020 рассмотрение дела судом откладывалось на 15.01.2020, 06.02.2020, соответственно.
Представитель истца в судебном заседании 06.02.2020 настаивал на исковых требованиях в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание 06.02.2020 не явился.
Протокольным определением от 06.02.2020 в судебном заседании судом объявлен перерыв с 06.02.2020 на 07.02.2020.
Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Ульяновской области в сети Интернет.
Ответчик в судебное заседание 07.02.2020 не явился.
Судебное заседание продолжено после перерыва 07.02.2020 в отсутствие ответчика.
Представитель истца настаивает на исковых требованиях в полном объеме.
Выслушав представителя истца, ознакомившись с возражениями ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ТСН «Новосондецкий 19» является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.
ООО «УК Эконстандарт» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области (зона деятельности – Заволжский район г. Ульяновска, Чердаклинский и Старомайнский район) на основании протокола конкурсного отбора от 04.05.2018 № 2.
14.05.2018 между Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области и ООО «УК Эконстандарт» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ульяновской области (в ред. дополнительного соглашения от 25.10.2018).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления (пункт 5 Правил N 1156).
В соответствии с пунктом 8(17) Правил N 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе, путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель, в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, направляет региональному оператору заявку потребителя и документы, в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил N 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил N 1156.
ООО «УК Эконстандар» разместило предложение о заключении договора в выпуске газеты «Ульяновсксегодня» № 123 (1850) 14.12.2018, а также на своем официальном сайте.
Заявка о заключении договора от ответчика в адрес истца не поступала.
28.06.2019 Региональный оператор направил в адрес ответчика проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2019.
08.07.2019 в адреса Регионального оператора направлен протокол разногласий по проекту договора, который был рассмотрен последним, составлен протокол согласования разногласий, который направлен в адрес ответчика 17.07.2019.
Ответчиком протокол согласования разногласий не подписан, спор между сторонами по существу не урегулирован.
Пунктом 8(15) Правил 1156 предусмотрено, что в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора.
В соответствии с типовым договором на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (ТКО) в объеме и в месте, которое определены в настоящем договоре и обеспечить их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ульяновской области, а Исполнитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора (п. 1.1).
Под расчетным периодом по договору понимается один календарный месяц (пункт 2.1).
Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора: приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 20.11.2018 № 06-209 – 527,35 руб. (с учетом НДС) за кубический метр (п. 2.1).
Размер ежемесячной платы за услугу по обращению с ТКО по договору определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО на территории Ульяновской области (п. 2.2).
Плата за услугу по обращению с ТКО вносится потребителем услуги ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Окончательный расчет производится до 30 числа месяца, следующего за истекшим (п. 2.3).
Пунктом 6.2 договора предусмотрена ответственность Исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате услуг в виде неустойки в размере 1/130 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы долга за каждый день просрочки.
В соответствии с условиями п. 8.1 договора он действует с 01.01.2019 до 13.05.2028.
Из материалов дела следует, что соответствующая услуга предоставляется МКД по адресу: бульвар Новосондецкий, 19.
Согласно исковому заявлению в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 истец оказал ответчику услуги по обращению с ТКО, направив ТСН «Новосондецкий 19» акты выполненных работ и счета на их оплату на общую сумму 68 773 руб. 78 коп.
Согласно представленным актам стоимость оказанной услуги за период с января по май 2019 составила 521 руб. 53 коп. за 1 куб. м., в июне 2019 – 507 руб. 86 коп. за 1 куб. м.
Ответчик акты не подписал, долг не оплатил.
Направленная в адрес ответчика претензия (исх. № 1882 от 23.07.2019) также осталась без удовлетворения.
Согласно отзыву на иск ответчик исковые требования не признал.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. Гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Квалифицировав сложившиеся между сторонами спора отношения как обязательственные, основанные на оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд применяет к ним нормы главы 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг".
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно пункту 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Исковые требования о взыскании 68 773 руб. 78 коп. задолженности обоснованы оказанными истцом в рамках типового договора услугами по обращению с ТКО.
В силу пункта 8 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по поводу управления многоквартирными домами регулирует жилищное законодательство.
Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за коммунальные услуги.
Обращение с твердыми коммунальными отходами отнесено к коммунальным услугам (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 148(1) Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан заключать с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (подпункт "б" пункт 148(22) Правил N 354).
Пунктом 148(7) Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
Судом установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям между истцом и ответчиком заключен в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Не оспаривая факт заключения договора, ответчик указал, что на протяжении спорного периода Региональный оператор не осуществляет перемещение твердых коммунальных отходов из мест накопления в мусоровоз, а также уборку мест погрузки ТКО, то есть услуга оказывается ненадлежащим образом. Данные работы выполняются силами и за счет средств ТСН. Следовательно, из стоимости услуги, установленной Приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 20.11.2018 № 06-209, следует вычесть стоимость затрат фонда заработной платы грузчиков (527,35-83,20 = 444,15 руб./куб.м).
Проанализировав возражения ответчика, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 Правил N 1156
под контейнерной площадкой понимается место (площадка) накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров;
под погрузкой твердых коммунальных отходов понимается перемещение твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов или иных мест, с которых осуществляется погрузка твердых коммунальных отходов, в мусоровоз в целях их транспортирования, а также уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов;
под уборкой мест погрузки твердых коммунальных отходов - действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.
В соответствии с п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
Аналогичная норма содержится в п. 148.12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, согласно которой региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
По мнению суда, выгрузка контейнеров из мусорокамер до места погрузки ТКО (контейнерных площадок) входит в обязанность управляющей компании.
Согласно пп. «г» п. 5.9.10 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» персонал, обслуживающий мусоропроводы, должен обеспечивать вывоз контейнеров с отходами с места перегрузки в мусоровоз.
Пунктом 3.7.1 указанных Правил организация по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Пунктом 26(1) Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» определено, что работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок входят в минимальный перечень услуг и работ для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из требований п. 2.2.10 «СанПиН» 42-128-4690-88, ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территорий, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.
Кроме того, согласно Инструкции по организации и технологии механизированной уборки населенных мест, утвержденной Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 12.07.1978 (действующей до настоящего времени), пунктом 3.5.6 предусмотрено, что при сборе отходов в контейнер под каналом мусоропровода по прибытии мусоровоза работник жилищной организации должен выполнять следующее: закрыть шибер ствола мусоропровода; выкатить с помощью ручной тележки контейнер из мусороприемной камеры; доставить контейнер на специально выделенную площадку; доставить чистый порожний сменный контейнер в мусорокамеру и установить его под каналом мусоропровода; открыть шибер ствола мусоропровода.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2015 № 1075н утвержден профессиональный стандарт «Рабочий по комплексной уборке территории, относящейся к общему имуществу в многоквартирном доме». Пунктом 3.1.3 «Трудовая функция» раздела 3 указанного стандарта установлено, что работы по обслуживанию мусоропровода включают в себя трудовые действия в том числе по транспортировке сменных мусоросборников к контейнерной площадке.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ст.36) мусоропровод относится к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку находится за пределами квартир, и обслуживает более одного помещения в жилом доме, аналогичная норма содержится в п. 11 пп. 2(д) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.
В своих возражениях ответчик проводит параллель между мусоросборной камерой и местом накопления ТКО, считая, что данные понятия равнозначные.
Суд не соглашается с доводами ответчика в указанной части, поскольку мусоросборная камера – это помещение в здании для временного хранения ТБО в контейнерах (СП 31-108-2002 «Мусоропроводы жилых и общественных зданий и сооружений»), а местом накопления ТКО является контейнерная площадка (п. 2 Правил N 1156).
Внесение изменений в постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» в части исключения из абз. 6 п. 24 слов «уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома и из абз. 3 п. 25 слов «уборка контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома» существа правового регулирования между сторонами не меняют.
Таким образом, обязательства по выкатыванию контейнеров из мусороприемных камер и их доставка к мусоровозу (до места погрузки) лежит на управляющей организации (в данном случае - на ТСН).
В своем отзыве на исковое заявление ответчик указывает также, что Региональный оператор в мае и июне 2019 года допустило отклонение сроков вывоза ТКО.
Разделом VI Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен порядок фиксации нарушений по договору.
В соответствии с пунктом 16 Типового договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем. Региональный оператор в течение 3 рабочих дней со дня получения акта подписывает его и направляет потребителю. В случае несогласия с содержанием акта региональный оператор вправе написать возражение на акт с мотивированным указанием причин своего несогласия и направить такое возражение потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения акта.
Согласно пункту 17 Типового договора в случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
В случае получения возражений регионального оператора потребитель обязан рассмотреть возражения и в случае согласия с возражениями внести соответствующие изменения в акт (пункт 18 Типового договора).
Пунктом 19 Типового договора предусмотрено, что акт должен содержать:
- сведения о заявителе (наименование, местонахождение, адрес);
- сведения об объекте (объектах), на котором образуются твердые коммунальные отходы, в отношении которого возникли разногласия (полное наименование, местонахождение, правомочие на объект (объекты), которым обладает сторона, направившая акт);
- сведения о нарушении соответствующих пунктов договора;
- другие сведения по усмотрению стороны, в том числе материалы фото- и видеосъемки.
В подтверждение обстоятельств нарушения Региональным оператором Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, ответчик представил в материалы дела Акты о нарушении обязательств от 18.01.2019, от 18.04.2019 (л.д. 86, 99).
Соответствующие Акты за май и июнь 2019 года (месяцы, когда было допущено нарушение) в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, в отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих факт ненадлежащего оказания коммунальных услуг, указанные возражения ответчика судом отклоняются.
Также ответчик указал, что истцом неправомерно исчисляется плата за коммунальную услугу за период с апреля по июнь 2019 года, поскольку в данный период количество проживающих граждан в доме составлял 109 человек, а не 114, как считает истец. Сведения о количестве проживающих граждан в апреле и мае 2019 года передавались истцу посредством программы электронного документооборота «СБИС».
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО.
Судом установлено, в январе 2019 года соответствующая плата рассчитывалась истцом исходя из количества граждан – 121, в феврале – июне 2019 года – 114.
Ответчик указал, что согласно представленных им сведений с апреля 2019 года объем коммунальной услуги следует исчислять исходя из количества граждан – 109.
Направляя в адрес истца протокол разногласий от 28.06.2019 к договору на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, ответчик просил изложить п. 2 Приложения № 1 к договору в редакции, согласно которой количество проживающих граждан определено: с 02.01.2019 – 121, с 01.02.2019 – 114, с 01.04.2019 – 109 (т. 1 л.д. 113-116).
Истец в протоколе согласования разногласий от 15.07.2019 согласился с принятием п. 2 Приложения № 1 к договору в редакции Исполнителя (в части количества проживающих) (т. 1 л.д. 125-127).
Сведения о количестве проживающих в МКД граждан начиная с апреля 2019 года дополнительно были направлены истцу посредством программы электронного документооборота «СБИС» (аналогичным образом истцу были направлены сведения о количестве проживающих граждан за период январь – март 2019 года) (т. 1 л.д. 89-98, 100-106, 133-134, т. 2 л.д. 93-102).
Данные обстоятельства подтверждаются копиями скриншотов программы "СБИС", представленными в материалы дела.
Истец с возражениями ответчика не согласился, указав, что сведения о количестве проживающих граждан за апрель 2019 не были подписаны председателем ТСН, поэтому не приняты истцом во внимание.
Между тем, истцом не оспорено, что данные сведения фактически им получены, при этом запрос о подтверждении данных сведений истцом в адрес ответчика также не направлен.
Оценив совокупность представленных суду доказательств (переписку сторон в период урегулирования разногласий по договору, обмен сведениями посредством программы электронного документооборота «СБИС»), суд приходит к выводу, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО следует исчислять исходя из количества проживающих граждан за январь 2019 года– 121, за февраль – март 2019 года – 114, за апрель – июнь 2019 года – 109.
Справочный расчет истца представлен на л.д. 91 т. 2.
Согласно данному расчету стоимость оказанных услуг по обращению с ТКО за спорный период времени составила 67 286 руб. 45 коп.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По мнению суда, услуги истцом оказаны в полном объеме, а потому подлежат оплате в сумме 67 286 руб. 45 коп.
Предметом спора является также требование о взыскании договорной неустойки в сумме 3 999 руб. 82 коп. за период с 01.03.2019 по 28.08.2019 , а также по день фактической оплаты основного долга (расчет приведен в т. 1 л.д. 138).
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Согласно положениям пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с п. 22 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, в случае неисполнение либо ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств по оплате настоящего договора Региональный оператор вправе потребовать от Исполнителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Проверив представленный истцом расчет неустойки, арбитражный суд обращает внимание, что истцом при расчете неустойки применена ставка 7,25% годовых, в то время как условиями договора определен расчет неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, действующей на момент предъявления соответствующего требования.
Из материалов дела следует, что истец требование об оплате задолженности, сформулированное в претензии, предъявил 23.07.2019 (т. 1 л.д. 78).
Размер ключевой ставки, установленной Банком России в период предъявления требования, составлял 7,5% годовых согласно информации Банка России.
Вместе с тем размер ключевой ставки, принятой истцом в расчете пени (7,25% годовых), не превышает указанный выше размер ставки. Предъявление истцом исковых требований о взыскании в меньшем размере не нарушает права ответчика.
Арбитражное процессуальное законодательство не позволяет суду выйти за пределы заявленных исковых требований.
Соответственно, расчет истца суд признает верным.
Согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление от 24.03.2016 N 7) по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Исходя из изложенного, требование истца о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательства по оплате с 29.08.2019 по день фактического исполнения обязательства не противоречит правилу статьи 330 ГК РФ и условиям договора. Такая неустойка подлежит начислению на сумму не оплаченной задолженности в размере 1/130 ключевой ставки Банка России, действующей на момент предъявления требования об оплате (7,5% годовых), за каждый день просрочки исполнения обязательства.
В силу ст. 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176-177, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Товарищества собственников недвижимости «Новосондецкий 19» в пользу Общества с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» 67 286 руб. 45 коп. – основной долг за период с 01.01.2019 по 30.06.2019, 3 951 руб. 76 коп. – пени за период с 01.03.2019 по 28.08.2019, а также пени за период с 29.08.2019 по день фактической оплаты основного долга исходя из размера 1/130 ключевой ставки Банка России 7,5%, действовавшей на день предъявления требования (претензии), от суммы долга за каждый день просрочки; 2 821 руб. 00 коп. - в возмещение расходов по уплате госпошлины.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Товарищества собственников недвижимости «Новосондецкий 19» в доход федерального бюджета 88 руб. 10 коп. – государственную пошлину.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «УК Экостандарт» в доход федерального бюджета 01 руб. 90 коп. – государственную пошлину.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке и сроки, установленные ст.ст. 257-260 АПК РФ.
Судья Т.М.Крамаренко