ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-14315/2021 от 09.12.2021 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ульяновск                                                                                      Дело №А72-14315/2021

14 декабря 2021 года                                                                        

Резолютивная часть решения объявлена 09.12.2021

Решение в полном объеме изготовлено 14.12.2021

Арбитражный суд Ульяновской  области  в  составе  судьи М.А. Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Львовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Проект Инжиниринг Девелопмент» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Ульяновск,

к Агентству государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Ульяновск,

о признании незаконными и отмене постановлений,

заинтересованные лица – и.о. руководителя Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области ФИО1, г. Ульяновск,

заместитель руководителя агентства – директор государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области ФИО2, г. Ульяновск,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО3, директор, паспорт;

от ответчика – ФИО4, доверенность от 11.01.2021, диплом, паспорт;

без участия иных лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом по правилам ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Ульяновской области: http://ulyanovsk.arbitr.ru,

установил:

(с учетом определения суда от 24.11.2021 об уточнении просительной части заявления в части наименования ответчика) Общество с ограниченной ответственностью «Проект Инжиниринг Девелопмент» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Агентству государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области (далее – Агентство, ответчик) о признании незаконными и отмене:

-постановления от 22.09.2021 №73-49дн/2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 250 000 руб.;

-постановления от 22.09.2021 №73-59дн/2021 о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.

Определением суда от 27.10.2021 к участию в деле в порядке ст. 40 АПК РФ привлечены заинтересованные лица, указанные во вводной части настоящего решения.

Общество требования поддерживает, ответчик требования не признал по доводам, изложенным в отзыве.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.

Судебное разбирательство по делам об оспаривании решений административных органов урегулировано статьей 210 АПК РФ.

В том числе, суд, принимая решение, должен руководствоваться пунктом 6 указанной статьи.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как следует из материалов дела, 18.06.2021 в Агентство поступило обращение ФИО5 о нарушении Обществом Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 214-ФЗ) при строительстве жилого дома, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, II УЗТС, севернее жилого дома № 28 по ул.Кузоватовской (далее - дом по ул. Кузоватовской).

23.06.2021 на юридический адрес Общества: <...> и на адрес электронной почты pi-dvl@bk.ru направлены письмо и копия распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки.

Агентсовм было установлено, что Общество завершило строительство жилого дома по ул. Кузоватовской.

21.04.2021 Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска выдано разрешение на ввод в эксплуатацию вышеуказанного жилого дома № 73-73-035-2021.

Для достижения целей и задач проведения проверки Обществу необходимо было представить в Агентство документы, перечень которых указан в п. 13 распоряжения от 25.06.2021 № 73-27р/21дн, а именно:

договоры участия в долевом строительстве, реестры указанных договоров;

документы, подтверждающие исполнение юридическим лицом договоров участия в долевом строительстве (подписанные сторонами по договору акты приема-передачи объектов долевого строительства);

сообщения о завершении строительства МКД и готовно­сти объектов к передаче, а также документы, подтверждающие их направление участникам долевого строительства;

документы, подтверждающие расторжение договоров участия в долевом строительстве и возврат денежных средств в порядке, предусмотренном законодательством о долевом участии в строительстве.

Указанные в распоряжении от 25.06.2021 № 73-27р/21дн документы Общество не представило в Агентство.

Без вышеуказанных документов проверить соблюдение застройщиком требований законодательства о долевом строительстве при строительстве многоквартирного жилого дома не представляется возможным, в связи с чем, у Агентства отсутствовала возможность провести внеплановую проверку.

Ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за  непредставление лицом, деятельность которого связана с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведений и (или) документов, которые необходимы для осуществления указанного регионального государственного контроля (надзора) и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а равно представление таких сведений и (или) документов не в полном объеме или недостоверных сведений.

22.09.2021 Агентство вынесло оспариваемое постановление № 73-49дн/2021 о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.28 в виде штрафа в сумме 250 000  рублей.

Кроме того, в рамках осуществления надзора за долевым строительством Агентством установлено, что Обществом в срок до 31.07.2021 не предоставлена в контролирующий орган ежеквартальная отчетность застройщика за II квартал 2021 года.

По состоянию на 10.08.2021 Общество ежеквартальную отчетность застройщика за II квартал 2021 года в контролирующий орган в виде электронного документа посредством личного кабинета застройщика в ЕИСЖС не предоставило.

Ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчётности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

22.09.2021 Агентство вынесло постановление № 73-59дн/2021 о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.28 в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.

Общество обжаловало указанные постановления в арбитражный суд, ссылаясь на то, что 21.04.2021 МКД по ул. Кузоватовской был введен в эксплуатацию, поэтому Общество не является подконтрольным лицом для Агентства, поскольку не ведет деятельность по привлечению денежных средств граждан-участников долевого строительства. Кроме того, указывает, что Общество не было приглашено на составление административных протоколов и рассмотрение административных дел.

Согласно пункту 6 части 6 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ и п. 7 Порядка предоставления застройщиком отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.10.2018 № 656/пр (в ред. Приказа Минстроя России от 01.11.2019 № 668/пр), застройщик представляет в контролирующий орган отчетности в виде электронного документа посредством личного кабинета застройщика в единой информационной системе жилищного строительства (далее - ЕИСЖС).

Отчетность составляется застройщиком по форме, утвержденной вышеуказанным приказом. К отчетности должна прилагаться бухгалтерская (финансовая) отчетность (промежуточная по итогам I - III кварталов и годовая по итогам IV квартала), составленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В соответствии с п. 3 Приказа отчетность предоставляется застройщиком в контролирующий орган ежеквартально при условии, что в течение отчетного периода действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору участия в долевом строительстве.

В соответствии с пунктом 5 Приказа отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.

В соответствии с п. 6 Приказа отчетность составляется по состоянию на последний календарный день отчетного периода.

В рамках осуществления надзора за долевым строительством Агентством установлено, что Обществом в срок до 31.07.2021 не предоставлена в контролирующий орган ежеквартальная отчетность застройщика за II квартал 2021 года.

По состоянию на 10.08.2021 Общество ежеквартальную отчетность застройщика за II квартал 2021 года в контролирующий орган в виде электронного документа посредством личного кабинета застройщика в ЕИСЖС не предоставило.

Суд не принимает доводы Общества о том, что после ввода МКД в эксплуатацию оно становится неподконтрольным Агентству и у него отсутствует обязанность сдавать ежеквартальную отчетность.

Ввод дома в эксплуатацию не является основанием для несоблюдения вышеназванных императивных норм.

Согласно пояснениям Агентства от 09.12.2021 на момент вынесения оспариваемых постановлений в Агентстве имелись сведения о наличии неисполненных обязательств перед участниками долевого строительства.

Указанное не опровергнуто Обществом. Как пояснил суду директор Общества, до настоящего времени в судах общей юрисдикции рассматриваются споры с дольщиками.

Таким образом, у заявителя имеются перед участниками долевого строительства неисполненные обязательства по созданию объектов долевого строительства и передаче этих объектов участникам долевого строительства после ввода дома в эксплуатацию.

С учетом конкретных рассматриваемых в настоящем деле обстоятельств, Общество, являясь застройщиком, обязано соблюдать требования законодательства, определяющие порядок своевременного предоставления ежеквартальной отчетности, а также запрашиваемой Агентством документации, и после ввода дома в эксплуатацию.

Аналогичная правовая позиция  изложена, например, в постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 по делу №А28-6873/2012.

Суд считает, что материалами дела подтверждается совершение Обществом вменяемых ему административных правонарушений.

Срок привлечения к административной ответственности не истек.

Процессуальные нарушения судом не установлены.

Общество надлежащим образом извещалось Агентством о дате и времени составления административных протоколов и рассмотрения административных дел, корреспонденция направлялась по юридическому адресу Общества и возвращалась почтой по причине истечения срока ее хранения. Соответствующие доказательства приобщены в материалы дела.

Постановления вынесены в рамках полномочий Агентства. Согласно ч. 1 ст. 23.64 КоАП РФ органы, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 13.19.2 (в части административных правонарушений, совершенных жилищно-строительными кооперативами, осуществляющими строительство многоквартирных домов), статьей 13.19.3 (в части административных правонарушений, совершенных застройщиком, должностными лицами застройщика), частями 1-5 статьи 14.28, статьей 14.28.1 и частью 4 статьи 19.5 настоящего Кодекса.

Суд пришел к следующим выводам в части назначения наказания.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Суд не находит оснований для признания выявленного нарушения малозначительным.

Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", установлено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Суд не усматривает исключительных обстоятельств совершения ответчиком вменяемого административного правонарушения.

         Притом, что ответчик включен в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, он был привлечен к административной ответственности постановлениями №73-17дн/21 от 26.05.2021, №73-27дн/21 от 07.07.2021 в виде штрафа в сумме 50 000 руб. по каждому постановлению по ч.3 ст.14.28 КоАП РФ за непредставление отчетности за 4 квартал 2020 года, за 1 квартал 2021 года, соответственно, что исключает замену  штрафа на предупреждение.

При этом согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ судья может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Эффективность правоприменительной системы в правовом государстве основывается не на тяжести наказания, а на его неотвратимости.

Суд считает возможным в соответствии с положениями статей  4.1, 30.7 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление от 22.09.2021 №73-49дн/2021 в части размера подлежащего уплате штрафа, установив его в сумме 125 000 руб.

Суд учитывает, что санитарно-эпидемиологические меры, введенные в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), повлекли значительные препятствия для экономической деятельности всех хозяйствующих субъектов.

В остальной части требования суд оставляет без удовлетворения.

В силу пункта 2 статьи 31.5 КоАП РФ, с  учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев, следовательно, заявитель вправе обратиться к ответчику с заявлением о рассрочке уплаты штрафа.

Суд не принимает ссылки Общества на решение суда по делу №А72-1577/2021 от 17.05.2021, поскольку оно вынесено при отличных от настоящего дела обстоятельствах.

Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции, суд

                                                        Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области от 22.09.2021 №73-59дн/2021 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Проект Инжиниринг Девелопмент» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб.

Изменить постановление Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области от 22.09.2021 №73-49дн/2021 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Проект Инжиниринг Девелопмент» к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.28 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) руб. в части размера подлежащего взысканию штрафа, установив его в сумме 125 000 (сто двадцать пять тысяч) рублей 00 коп.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ульяновской области в течение 10 дней  со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара.

Судья                                                                                                        М.А.Семенова