ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-14549/2017 от 30.03.2018 АС Ульяновской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Железнодорожная, д. 14, г. Ульяновск, 432970

Тел. (8422) 33-46-08 Факс (8422) 32-54-54 E-mail: info@ulyanovsk.arbitr.ruwww.ulyanovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ульяновск

«6» апреля 2018 года                                              Дело № А72-14549/2017

Резолютивная часть решения объявлена «30» марта 2018 года.

Полный текст решения изготовлен  «6» апреля 2018 года.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Е.Е.Каргина,

при ведении секретарем судебного заседания Герусом А.М. протокола судебного заседания в письменной форме, с использованием средства   аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело №А72-14549/2017 по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» (432011, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска (432072, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>),

об оспаривании акта ненормативного характера в части,

при  участии представителей:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 04.07.2017,

от налогового органа – ФИО2 по доверенности от 26.12.2017,

УСТАНОВИЛ:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» (далее - УМУП «Ульяновскводоканал», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска от 07.07.2017 №3734 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска (далее – Инспекция, налоговый орган) в отношении заявителя проведена камеральная налоговая проверка на основе налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год, по результатам которой составлен акт от 16.05.2017 № 3085,  принято решение от 07.07.2017 № 3734 о привлечении УМУП «Ульяновскводоканал» к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 1228164,2 руб. Указанным решением заявителю доначислен земельный  налог в размере 6140821 руб., начислены пени в сумме 591755,24 руб.

Законность и обоснованность решения Инспекции проверялись Управлением Федеральной налоговой службы по Ульяновской области,  решением от 18.09.2017 №07-07/15260 решение Инспекции вышестоящим налоговым  органом  оставлено  без   изменения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения УМУП «Ульяновскводоканал» в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением и оцениваются судом с учетом следующего.

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал»  30.01.2017 представило налоговую декларацию по земельному налогу за 2016 год, в соответствии с которой земельный налог в отношении ряда земельных участков (с кадастровыми номерами 73:24:020907:1, 73:24:020405:43, 73:24:021105:54, 73:24:020914:20) был  исчислен в размере 682312 руб. по ставке 0,15% с кодом категории земель «в пределах населенных пунктов, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса».

В кадастровых выписках в отношении этих земельных участков указаны следующие сведения:

- земельный участок с кадастровым номером 73:24:020907:1. Адрес места нахождения земельного участка - Ульяновская область, г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Академика Павлова. Категория земельного участка - земли населенных пунктов. Разрешенное использование земли - для размещения КНС 4-0;

- земельный участок с кадастровым номером 73:24:020405:43. Адрес места нахождения земельного участка - Ульяновская область, г. Ульяновск, Заволжский район, парк «40 лет ВЛКСМ». Категория земельного участка - земли населенных пунктов. Разрешенное использование земли - под станцией ПУ и станцией обезжелезивания;

- земельный участок с кадастровым номером 73:24:021105:54. Адрес места нахождения земельного участка - Ульяновская область, г. Ульяновск, Заволжский район, проезд Инженерный. Категория земельного участка - земли населенных пунктов. Разрешенное использование земли - под производственной базой;

- земельный участок с кадастровым номером 73:24:020914:20. Адрес места нахождения земельного участка - Ульяновская область, г. Ульяновск, Заволжский район. Категория земельного участка - земли населенных пунктов. Разрешенное использование земли - под очистными сооружениями.

Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс, НК РФ) в 2016 году УМУП «Ульяновскводоканал» являлось плательщиком земельного налога.

В налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год УМУП «Ульяновскводоканал» исчислило сумму земельного налога, применив в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ ко всем пяти земельным участкам налоговую ставку в размере 0,15 процента от кадастровой стоимости земельного участка, предусмотренную для земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Налоговый орган полагает, что применение пониженной ставки земельного налога в отношении земельных участков, занятых канализационными насосными станциями (КНС 4-0, КНС-10), станцией ПУ, станцией обезжелезивания, производственной базой, очистными сооружениями, неправомерным, что послужило основанием для доначисления земельного налога, исходя из налоговых ставок, установленных для прочих земельных участков в размере 1,5% соответственно.

Однако Инспекцией не учтено следующее.

Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства.

В соответствии со ст. 275.1 Налогового кодекса РФ к обслуживающим производствам   и   хозяйствам   относятся   подсобное   хозяйство,   объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам (в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ).

Решением Ульяновской городской Думы от 13.07.2005 N 135 «О земельном налоге на территории муниципального образования "Город Ульяновск" в редакции, действовавшей в 2015 году, в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду (в том числе нежилые помещения в состав жилого дома) и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительств установлена налоговая ставка в размере 0,15 процента от кадастровой стоимости земельного участка.

В обоснование своей позиции заявитель ссылается на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ (далее - Минстрой РФ) № 13499-АТ/04 от 19.04.2017, направленное в адрес УМУП «Ульяновскводоканал», в котором содержится толкование спорных правовых норм, где указано, что инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса представляет собой совокупность сооружений и коммуникаций, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, электро-, водоснабжения, водоотведения и вентиляции, кондиционирования, и что под жилищно-коммунальным хозяйством понимают совокупность отраслей экономики, обеспечивающих функционирование указанной инженерной инфраструктуры, а также деятельности по предоставлению услуг по утилизации бытовых отходов, капитального ремонта и модернизация зданий и сооружений, благоустройства в городах и поселениях, предоставления коммунальных услуг конечным потребителям, управления общим имуществом в многоквартирных домах и т.п.

Налоговое законодательство не содержит определений жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, поэтому для уяснения этих понятий в силу пункта 1 статьи 11 Кодекса следует учитывать нормы других отраслей законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ определяет, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

В соответствии с п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).

При определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность.

Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

В соответствии с пунктом 20 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" сеть инженерно-технического обеспечения - это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений.

Технологически связанные сети - принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения (пункт 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства   к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N83).

Сведения об объектах инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий включаются в Градостроительный кадастр в силу п. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 13 разд. 3.1.5 "Генеральные планы" Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утвержденной Приказом Госстроя России от 29.10.2002 N 150) определено, что на схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие и проектируемые головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, ливневая канализация и иные сооружения инженерной инфраструктуры и благоустройства территорий.

Согласно пунктам 28, 29 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Централизованная система холодного водоснабжения - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Согласно части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в том числе к следующим территориальным зонам: 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 7) специального назначения; 9) иным территориальным зонам.

Таким образом, отнесение спорных земельных участков к землям населенных пунктов означает, что участки по функциональному назначению относятся к землям, занятым объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (п.п. 4 п.1 ст. 85 Земельного кодекса РФ).

В соответствии со ст.ст. 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.

Вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости. Содержание этого понятия раскрывается в земельном, градостроительном и кадастровом законодательстве. Поэтому при кадастровом учете земельного участка вид его разрешенного использования определяется исходя из совокупности всех предъявляемых требований, являясь единым и единообразно понимаемым для всех возможных впоследствии правоотношений.

Земельные участки с кадастровыми номерами 73:24:020907:1, 73:24:020405:43, 73:24:021105:54, 73:24:020914:20 отнесены к категории земель поселения. Видами разрешенного использования указанных участков является: под канализационные насосные станции (КНС 4-0, КНС-10), под станцию ПУ, под станцию обезжелезивания, под производственную базу, под очистные сооружения, что подтверждает то, что на спорных земельных участках находятся не промышленные объекты, а объекты коммунального хозяйства. Нахождение на земельных участках объектов коммунального хозяйства, необходимых для оказания коммунальных услуг населению, также подтверждается осуществляемыми УМУП «Ульяновскводоканал» уставными видами деятельности в соответствии с федеральными и региональными нормативными актами, схемами водоснабжения и канализирования, что соответствует позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 № ВАС-10062/10 по делу N А57-6986/2009, где отмечено, что для квалификации определенных объектов недвижимого имущества в качестве объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса необходимо установить, что их функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов (муниципальных образований), а также тот факт, что они необходимы для эксплуатации жилищного фонда.

Из норм жилищного законодательства и законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве следует, что жилищный фонд и объекты жилищно-коммунального хозяйства не отождествляются между собой и могут располагаться на различных участках.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2009 N 1514/09 по делу № А41-К2-21579/07, из подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса РФ и регионального Положения об установлении земельного налога следует, что установленная ими пониженная ставка применяется и в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, и в отношении земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

С учетом данной правовой позиции выводы Инспекции являются ошибочным.

Из Устава и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц усматривается, что УМУП «Ульяновскводоканал» осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности:

- забор, очистка, подача и распределение воды (код по ОКВЭД 36.00);

- сбор и обработка сточных вод (код по ОКВЭД 37.00).

Отраженные заявителем в Уставе и ЕГРЮЛ виды деятельности соответствуют Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014, утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.

Необходимо учитывать, что для целей формирования официальной статистической информации в сфере жилищно-коммунального хозяйства Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.04.2016 N 286/пр введена собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности "Жилищно-коммунальное хозяйство" на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) и собирательная классификационная группировка работ и услуг, оказываемых организациями отрасли жилищно-коммунального хозяйства основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (Приложение N 1 и № 2), в которые вошли осуществляемые УМУП «Ульяновскводоканал» виды деятельности - забор, очистка и распределение воды (код по ОКВЭД 36.00), сбор и обработка сточных вод (код по ОКВЭД 37.00).

Кроме того, согласно действующему в рассматриваемый период Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17 (далее - Классификатор ОК 004-93), к объектам жилищно-коммунального хозяйства отнесены объекты, используемые в сфере водоснабжения и водоотведения, указанные по кодам:

4527323 Сооружение гидротехническое

4527334 Станция сливная для жидких нечистот

4527351 Водопровод

4527363 Сооружение головное водозаборное

4527371 Сооружение очистное водоснабжения

4527372 Канализация

4527373 Станция насосная канализационная

4527374 Сооружение обработки осадка

4527375 Сооружение очистное канализации

4527376 Сооружение доочистки сточных вод

4527377 Станция насосная канализационная

4527381 Цех механического обезвоживания.

К коммунальным услугам отнесены услуги по канализации, удалению отходов, санитарной обработке и аналогичные услуги (код 9010000).

Из Классификатора ОК 004-93, действующего в спорный период, следует, что находящиеся на спорных участках станция обезжелезивания (4527375), сооружение очистное водоснабжения (4527363) и канализационная насосная станция (код 4527373) относятся к объектам жилищно-коммунального хозяйства, а не к производственным объектам, на что безосновательно указывает инспекция.

Таким образом, довод налогового органа о том, что оказываемые УМУП «Ульяновскводоканал» виды деятельности - забор, очистка и распределение воды (код по ОКВЭД 36.00), сбор и обработка сточных вод (код по ОКВЭД 37.00) не относятся к видам экономической деятельности "Жилищно-коммунальное хозяйство", является необоснованным.

Для осуществления водозабора подземных вод применяются водозаборные подземные скважины, с дальнейшей транспортировкой забранной воды на станцию обезжелезивания, где выполняется операция отдувки сероводорода и насыщение воды кислородом (аэрация), необходимое для удаления из воды железа и доведение его содержания до нормативных требований на станции водоподготовки.

Станция обезжелезивания (Чердаклинский район, с.Архангельское) и станция водоподготовки (пр. Инженерный, 11 кадастровый номер 73:24:020405:43) - это часть системы коммунальной инфраструктуры, обеспечивающая уровень очистки воды в соответствии с обязательными требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.

В Заволжском районе г.Ульяновска расположены 22 действующие скважины, которые являются единым водозаборным комплексом, обеспечивающим питьевой водой всю Левобережную часть г.Ульяновска, и частью централизованной системы водоснабжения г.Ульяновска согласно утвержденной ОАО НИИ «ВОДГЕО» «Генеральной схемы водоснабжения Левобережной части г.Ульяновска», актуализированной на период до 2030 года.

На земельном участке с кадастровым номером 73:24:020405:43 расположен водопроводно-повысительный узел № 4 (ВПУ), (Заволжский район г.Ульяновска парк «40 лет ВЛКСМ»), который обеспечивает питьевой водой жилой район Верхней Террасы Заволжского района г.Ульяновска.

В состав ВПУ № 4 входят два резервуара чистой воды объемом 2000 куб.м каждый и насосная станция, оборудованная четырьмя насосами, обеспечивающими подачу питьевой воды в необходимом объеме и требуемым напором в район Верхней Террасы.  Запитана ВПУ № 4 от насосно-фильтровальной станции, расположенной на Верхней Террасе.  Зона действия ВПУ № 4 - ул.Оренбургская, ул.Брестская, ул.Солнечная, ул.Волжская, Димитровградское шоссе, ул.Нахимова, ул.Академика Павлова и п.Мостоотряд.

На земельном участке с кадастровым номером 73:24:020907:1 расположена канализационно-насосная станция - (КНС 4-0), которая осуществляет централизованный сбор, отвод и перекачивание канализационных стоков от населения, от объектов социального назначения, от промышленных предприятий и ливнестока со всей Левобережной части г.Ульяновска (Нижняя Терраса, Верхняя Терраса, Новый город) и пригородной зоны (с. Архангельское и с. Красный Яр) на головную насосную станцию для последующей очистки. Канализационная сеть построена по схеме, определяемой планировкой жилой застройки, общим направлениям рельефа местности и местоположением очистных сооружений канализации.

Сеть водоотведения является самотечно-напорной и предназначена для транспортировки хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод от жилой застройки на очистные сооружения. Сточные воды от потребителей услуг поступают в систему самотечной канализации, далее в приемные отделения канализационных насосных станций (КНС), откуда транспортируются на очистные сооружения канализации, то есть находящиеся на спорных земельных участках: станция ПУ, станция обезжелезивания, производственная база, очистные сооружения, являются звеньями единого комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоснабжения и водоотведения. Из схемы водоснабжения и водоотведения усматривается, что водопроводные сети и централизованная система водоотведения присоединены к внутридомовым инженерным сетям многоквартирных домов и общественных организаций, расположенных в Заволжском районе г.Ульяновска и пригородной зоны.

Централизованные системы водоснабжения и водоотведения, в свою очередь, присоединены к канализационно-насосным станциям, станция ПУ, станциям обезжелезивания, производственной базе, очистным сооружениям, которые принадлежат УМУП «Ульяновскводоканал», которое обеспечивает водоснабжением и водоотведением жилые и общественные здания на территории Заволжского района г.Ульяновска и пригородной зоны.

Указанные объекты используются по общему назначению для забора, очистки, подачи и распределения воды; сбору и обработке сточных вод для обеспечения водоснабжением и водоотведением объектов (жилых и нежилых) на территории Заволжского района г.Ульяновска и пригородной зоны.

По мнению налогового органа, объекты, находящиеся на спорных земельных участках (канализационно-насосные станции, станция ПУ, станция обезжелезивания, производственная база, очистные сооружения) не могут быть отнесены к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, так как указанные объекты производят и выпускают готовую продукцию в виде питьевой воды.

Однако налоговый орган не разграничивает указанную деятельность заявителя и деятельность по производству и выпуску готовой продукции в виде питьевой воды, которая реализуется покупателям в различных емкостях путем розлива питьевой воды на специализированной линии (бутилированная) или с применением автоматов, киосков по продаже питьевой воды. Такую деятельность УМУП «Ульяновскводоканал» не осуществляет, склад готовой продукции, характерный для такого производства, у заявителя отсутствует.

УМУП «Ульяновскводоканал» осуществляет оказание коммунальной услуги по водоснабжению и водоотведению в жилые и нежилые помещения с использованием жилищно-коммунальной инфраструктуры (централизованная водопроводная сеть и централизованная система водоотведения), которые не являются промышленным производством и выпуском (розливом) готовой продукции в виде питьевой воды, на что необоснованно указывает налоговый орган.

Доведение воды до потребителей осуществляется по договорам холодного водоснабжения и водоотведения как с управляющими компаниями, товариществами собственников жилья и т.д., так и напрямую с абонентами физическими и юридическими лицами.

Согласно п.1 договора на предоставление таких услуг УМУП «Ульяновскводоканал» осуществляет холодное водоснабжение и водоотведение через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения и прием сточных вод от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивает их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.

В материалы дела представлены договоры на отпуск воды и прием сточных вод № 25021/1 от 01.02.2007, № 25015 от 01.09.2007, акты об оказании услуг № 200925021 от 27.09.2015, № 161225015 от 27.12.2015, приложения к ним, из которых следует, что ООО «Строительно-монтажное управление» и ОАО «Городская управляющая компания» (абоненты заявителя) потребляют услуги холодного водоснабжения и водоотведения не для собственных нужд, а для функционирования жилых домов.

Предоставление УМУП «Ульяновскводоканал» водоснабжения и водоотведения в жилые помещения при эксплуатации расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 73:24:020907:1, 73:24:020405:43, 73:24:021105:54, 73:24:020914:20 канализационной насосной станции (КНС 4-0), станции ПУ, станции обезжелезивания, производственной базы, очистных сооружений является основным видом деятельности УМУП «Ульяновскводоканал», связанным с предоставлением потребителям, в том числе населению, жилищно-коммунальных ресурсов.

С учетом указанных обстоятельств, УМУП «Ульяновскводоканал» правомерно исходит из того, что канализационная насосная станция (КНС 4-0), станция ПУ, станция обезжелезивания, производственная база, очистные сооружения используются заявителем в целях обслуживания жилищного фонда на территории Заволжского района г.Ульяновска (Нижняя Терраса, Верхняя Терраса, Новый город) и Чердаклинского района Ульяновской области, его функционирование направлено на обеспечение жизнедеятельности населенного пункта и необходимо для эксплуатации жилищного фонда. Изложенное подтверждается схемой водоснабжения г.Ульяновска, геоинформационной системой Zulu.

Описанная инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса обеспечивает жилые и нежилые здания на территории Заволжского района г.Ульяновска и пригородной зоны.

На территории муниципального образования г.Ульяновск отсутствует иная инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса (включающая в себя водопроводные сети, централизованные системы водоотведения, станции обезжелезивания и головные насосные станции), осуществляющая холодное водоснабжение и прием сточных вод от населения Заволжского района г.Ульяновска и пригородной зоны, кроме принадлежащих УМУП «Ульяновскводоканал».

Иной поставщик коммунальной услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием комплекса технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам Заволжского района г.Ульяновска и пригородной зоны, в том числе на объектах, расположенных на спорных земельных участках, также отсутствует.

Доказательством того, что в г.Ульяновске УМУП «Ульяновскводоканал» является единственным поставщиком жилищно- коммунальной услуги: холодного водоснабжения и водоотведения, как населению, так и социальным учреждениям и промышленным организациям, является то, что в соответствии с постановлением Администрации г.Ульяновска от 02.07.2013 № 2874 УМУП «Ульяновскводоканал» наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования г.Ульяновск, к водопроводным и канализационным сетям которого присоединено наибольшее количество объектов. Зона деятельности УМУП «Ульяновскводоканал» установлена в соответствии с границами муниципального образования г.Ульяновск.

Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Объекты недвижимости, расположенные на спорных земельных участках, а именно КНС 4-0, станция ПУ и станция обезжелезивания, производственная база, очистные сооружения и предназначены для выполнения вышесказанной задачи, и являются объектами единой инженерной инфраструктуры.

Пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", на который ссылается налоговый орган, утратил силу на основании Федерального закона от 30.12.2012 N 289-ФЗ, то есть за 3 года до наступления периода проверки (2016 год), а потому не может применяться при рассмотрении настоящего дела.

Положения Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (утверждена постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 № 150, зарегистрировано в Минюсте РФ 12.02.2003 N 4207), на которую также ссылается налоговый орган, неприменимы к спорным правоотношениям, так как указанная Инструкция определяет требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.

Гарантирующая организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Решением Ульяновской Городской Думы от 21.12.2011 N 219 утверждена инвестиционная программа МУП ВКХ «Ульяновскводоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «город Ульяновск» на 2012 - 2014 годы (далее - Программа).

Целью Программы является реализация мероприятий Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования "город Ульяновск" на 2008 - 2030 годы, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 29.10.2008 N 177; повышение надежности работы систем водоснабжения и канализации в
соответствии с нормативными требованиями; повышение качества подготовки питьевой воды; повышение качества очистки сточных вод;        увеличение производительности головных сооружений водопровода и канализации; увеличение пропускной способности инженерных сетей.

Указанным решением проведен анализ существующего состояния системы водоснабжения и водоотведения   муниципального   образования   "город   Ульяновск"   и   указано,   что   общая протяженность сетей водопровода муниципального образования "город Ульяновск" составляет -1393,81 км, сетей канализации - 1190,36 км.

В Программе указано, что эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и водоотведения муниципального образования "город Ульяновск" занимается МУП ВКХ "Ульяновскводоканал". Целью деятельности УМУП «Ульяновскводоканал» является обеспечение потребителей очищенной питьевой водой и обеспечение отдельных промышленных предприятий неочищенной речной водой для технических целей, а также отведение хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод на очистные сооружения и выпуск очищенных стоков в Куйбышевское водохранилище, а также вывоз жидких бытовых отходов. В качестве структурных подразделений в составе МУП ВКХ "Ульяновскводоканал" функционируют основные и вспомогательные цеха, обеспечивающие эксплуатацию городского водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 1 приложения к решению УГД).

В пункте 4 Программы указано на то, что выполнение предусмотренных Программой мероприятий создаст условия для развития жилищного сектора и осуществление комплексного освоения земельных участков под жилищное строительство.

Ранее инвестиционные программы МУП ВКХ "Ульяновскводоканал" по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Ульяновска принимались на каждые 3 года, в частности, на 2009 - 2011 годы - Решением Ульяновской Городской Думы от 25.03.2009 г. N 34.

Также является необоснованным довод налогового органа о том, что пониженная ставка земельного налога не может быть применена к рассматриваемым земельным участкам в связи с тем, что на расчетный счет УМУП «Ульяновскводоканал» поступала плата за водоснабжение и водоотведение не только от абонентов физических лиц (населения), но и от юридических лиц.

В оспариваемом решении налоговый орган указал, что вид разрешенного использования «под объекты инженерной инфраструктуры» возможен в отношении земельных участков, на которых располагаются объекты и сооружения, не осуществляющие производственной деятельности (транспортировка и распределение по потребителям).

Заявитель не опровергает тот факт, что канализационные стоки на КНС 4-0, очистные сооружения поступают не только от жилищного фонда, но и от иных организаций. Аналогично этому водоснабжение муниципального образования с использованием станции ПУ (повысительная установка), станции обезжелезивания, производственной базы осуществляется для жилого и нежилого фонда.

При этом статьей 394 НК РФ, Решением Ульяновской городской Думы от 13.07.2005 № 135 «О земельном налоге на территории муниципального образования «Город Ульяновск», регулирующими данные правоотношения, не исключено применение пониженной ставки земельного налога, установленной для земельных участков, занятых объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в случае использования указанных объектов для водоснабжения и водоотведения, как для нужд населения, так и в промышленных целях.

В муниципальном образовании г. Ульяновск отсутствует используемая в сфере водоснабжения и водоотведения инженерная инфраструктура - насосные станции, очистные сооружения, сеть трубопроводов отдельно для оказания услуг населению и отдельно для юридических лиц и промышленных предприятий.

Услуга водоснабжения и водоотведения, а также объекты, используемые в сфере водоснабжения, являются объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса независимо от того, кому коммунальная услуга оказывается - населению через управляющие компании или организациям.

Данный вывод подтверждается судебной практикой, которая исходит из того, что в целях применения пониженной ставки земельного налога, обстоятельство, связанное с неосуществлением организацией деятельности в жилищно-коммунальной сфере в целях оказания коммунальных услуг именно населению не имеет правового значения (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16.04.2010 по делу N А57-15465/2009).

Аналогичная позиция изложена Министерством финансов РФ в письме от 19.04.2006 № 03-06-01-02/18 «О толковании понятия «инженерная инфраструктура жилищно-коммунального комплекса», которым разъяснено, что основными условиями для предоставления налоговой льготы по п.6 ст.381 НК РФ, а по аналогии и в целях применения пониженной ставки земельного налога, являются:

признание объекта, расположенного на земельном участке, объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;

использование данного объекта для функционирования жилищно-коммунального комплекса (вне зависимости от оказания услуг сторонним организациям).

Судебная практика (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа по делу N А12-23635/2009, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 по тому же делу, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.05.2011 по делу N А12-11999/2010) при разрешении аналогичных споров также исходит из того, что одновременное использование объектов (очистные сооружения, иловые пруды, коридоры коммуникаций) для оказания услуг по водоотведению промышленным предприятиям не влияет на применение пониженной ставки земельного налога.

В силу пункта 7 статьи 2 Закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" под тарифами на товары и услуги организаций коммунального комплекса следует понимать ценовые ставки, по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Оказываемые УМУП «Ульяновскводоканал» услуги водоснабжения и водоотведения в проверяемый период (2016 год) подлежали государственному регулированию в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".

Приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 15.12.2015 № 06-697 установлены тарифы для потребителей УМУП «Ульяновскводоканал» на питьевую, техническую воду и водоотведение на 2016 год отдельно для потребителей, кроме населения, и отдельно для населения.

Функционирование жилой застройки с объектами социально-культурной сферы Левобережной части муниципального образования г. Ульяновск (Заволжский район) и пригородных зон (Чердаклинский район Ульяновской области) без оказываемых УМУП «Ульяновскводоканал» услуг водоснабжения и водоотведения и, соответственно, без объектов заявителя на спорных земельных участках, не является возможным.

Оказание заявителем услуг по водоснабжению и водоотведению подтверждено нормативными актами местного самоуправления и органов исполнительной власти, а также данными бухгалтерского учета заявителя (справка о начислении абонентам УМУП «Ульяновскводоканал» за услуги по водоснабжению и водоотведению).

Таким образом, УМУП «Ульяновскводоканал» является организацией жилищно-коммунального комплекса, имеющей на праве хозяйственного ведения объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в том числе очистные сооружения, производящие очистку стоков, оказывая соответствующие коммунальные услуги потребителям - населению и юридическим лицам. Доказательства обратного оспариваемое решение налогового органа не содержит.

Налоговым органом не опровергнуто то, что без земельных участков, предназначенных для размещения канализационно-насосных станций, станции ПУ, станции обезжелезивания, производственной базы, очистных сооружений, имеющих кадастровые номера 73:24:020907:1, 73:24:020405:43, 73:24:021105:54, 73:24:020914:20, жизнедеятельность жилых микрорайонов Заволжского района г.Ульяновска с объектами социально-культурной сферы (Нижняя Терраса, Верхняя Терраса, Новый город), пригородных зон Чердаклинского района Ульяновской области осуществляться не может.

Довод налогового органа о том, что в материалах проверки отсутствуют доказательства, подтверждающие правомерность отнесения указанных объектов недвижимого имущества к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, то есть к объектам, не занятым в производственной деятельности и осуществляющими транспортировку и распределение воды, является несостоятельным.

Согласно положениям Налогового кодекса РФ доказать обстоятельства, связанные с совершением налогового правонарушения, обязан налоговый орган.

Обжалуемое решение налогового органа не содержит доказательств, опровергающих тот факт, что функционирование канализационно-насосных станций, станции ПУ, станции обезжелезивания, производственной базы, очистных сооружений, расположенных на спорных земельных участках, направлено на обеспечение жизнедеятельности вышеуказанных частей муниципального образования г.Ульяновска, а также, что указанные объекты необходимы для эксплуатации жилищного фонда.

Суд не находит оснований считать обоснованным довод налогового органа о необходимости применения к настоящему делу позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 N ВАС-10062/10 по делу N А57-6986/2009, судебной практики, сложившейся в отношении ПАО «Т-Плюс», а также письмах Минфина РФ от 03.11.2011 г. N 03-05-05-02/48, от 18.06.2014  № БС-4-11/11674@, поскольку указанной судебной практикой и разъяснениями Минфина РФ установлены иные фактические обстоятельства, чем по настоящему делу.

Так, обстоятельства, изложенные в письмах Минфина РФ и в судебной практике, на которую ссылается Инспекция, касаются неправомерного применения пониженной ставки земельного налога в связи с эксплуатацией газонаполнительной станции и выработкой тепловой энергии, а не услуг водоснабжения и водоотведения; судами установлено, что уставной целью налогоплательщиков, являющихся участниками споров, не является оказание услуг в области жилищно-коммунального хозяйства; установлены виды использования земельных участков "для промышленной территории ТЭЦ"; теплоэлектроцентрали промышленно-отопительной (ТЭЦ) отнесены к зданиям и сооружениям топливно-энергетических, металлургических, химических и нефтехимических предприятий и т.д.

Указанная судебная практика неприменима к рассматриваемому делу, так как сферы деятельности налогоплательщиков, в отношении которых приняты судебные акты (выработка тепловой энергии), и УМУП «Ульяновскводоканал» (забор, очистка, подача и распределение воды), виды разрешенного использования земельных участков и находящиеся на них объекты являются различными. Существенным является и то, что тарифы в сфере коммунальных услуг для ПАО «Т-Плюс» не устанавливались, что указывает на то, что в отличие от УМУП «Ульяновскводоканал», ПАО «Т-Плюс» не оказывало услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства для населения.

Из судебных актов, на которые ссылается налоговый орган, не следует, что для эксплуатации жилого фонда Заволжского района г.Ульяновска отсутствует необходимость в функционировании канализационно-насосных станций, станций ПУ, станций обезжелезивания, производственной базы, очистных сооружений, принадлежащих УМУП «Ульяновскводоканал».

Напротив, при рассмотрении налоговых споров, связанных с применением пониженной ставки земельного налога, организациями, оказывающими услуги водоснабжения, водоотведения и газоснабжения, суды исходят из правомерности отнесения земельных участков, на которых находятся инженерные коммуникации, к жилищно-коммунальным объектам, необходимым для оказания жилищно-коммунальных услуг.

Указанная позиция изложена в судебных актах со схожими обстоятельствами относительно настоящего спора: постановление Президиума ВАС РФ от 30.06.2009 № 1514/09, постановление ФАС Поволжского округа от 14.12.2010 по делу А12-3573/2010 (определением ВАС РФ от 28.04.2011 № ВАС-4490/11 отказано в передаче в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), постановление ФАС Поволжского округа от 24.05.2011 по делу А12-16629/2010, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.07.2016 по делу N А54-7047/2014, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.10.2011 по делу А76-2175/2011, постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.05.2015 по делу N А40-66106/14, от 24.11.2011 по делу N А41-40835/10, постановление ФАС Северо-Западного округа по делу N А56-64110/2009 от 29.07.2010, постановление Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 08.08.2013 по делу N А70-12944/2012, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 по делу № А64-5200/2015.

Ссылка налогового органа  на судебные акты, принятые по делу №  А72-10982/2015, также не может быть принята во внимание ввиду иных фактических обстоятельств,  не тождественных настоящему спору,  в данном  случае  Инспекцией  не  представлены   доказательства,  свидетельствующие   о  том,  что   расположенные  на  спорных  земельных  участках  объекты  не  относятся  к  жилищному  фонду  и объектам   инженерной   инфраструктуры  жилищно-коммунального   комплекса.

Статьей 394 НК РФ, Решением Ульяновской городской Думы от 13.07.2005 N 135 «О земельном налоге на территории муниципального образования "Город Ульяновск" не содержится исключение и/или ограничение   права   налогоплательщика применять ставку земельного налога    в    размере 0,15   процентов   к   земельным участкам, занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в случае оказания налогоплательщиком коммунальной услуги по забору, очистке, подаче, распределению воды, сбору и обработке сточных вод, как для нужд населения, так и для иных организаций.

Таким образом, УМУП «Ульяновскводоканал» правомерно исходило из того, что на земельных участках: 73:24:020907:1, 73:24:020405:43, 73:24:021105:54, 73:24:020914:20 расположены сооружения, которые являются   объектами инженерной инфраструктуры, в том числе жилищно-коммунального комплекса, предназначенных для обслуживания  жилищного    фонда и используемых для нужд потребителей жилищного комплекса муниципального образования г.Ульяновска и пригородной зоны, что является основанием для применения к спорным земельным участкам ставки земельного налога 0,15 процента.

В силу  изложенного заявленное требование подлежит  удовлетворению,  расходы  заявителя  на  уплату  государственной  пошлины  следует  отнести  на налоговый орган с учетом п.23 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".

Руководствуясь статьями 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявление  удовлетворить.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска от 07.07.2017 №3734 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г.Ульяновска в пользу Ульяновского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» 3000 руб. расходов по уплате  государственной пошлины.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд  через Арбитражный суд Ульяновской области в течение  месяца после принятия решения.

Судья                                                                                         Е.Е.Каргина