ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-1531/09 от 14.04.2009 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск

14 апреля 2009 года Дело № А72-1531/2009

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А.Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания судьей М.А.Семеновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Мелекесская пресса», г.Димитровград,

к Управлению федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области

об оспаривании постановления от 06.02.2009 о назначении административного наказания

при участии представителей:

заявителя – ФИО1, по доверенности от 01.03.2009, главный редактор газеты «Местное время»; ФИО2, ордер №25 от 31.03.2009,

УФАС – ФИО3, по доверенности от 06.08.2008; ФИО4, по доверенности от 30.03.2009,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Мелекесская пресса» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление от 06.02.2009 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее – УФАС) о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40.000 рублей за правонарушение, предусмотренное статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспариваемым постановлением заявитель как рекламораспространитель признан виновным в нарушении требований пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ №38-ФЗ).

Из материалов дела усматривается,

в ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России на 1-й странице газеты «Местное время», <...> (1413) за 12.11.2008 обнаружена реклама группы компаний «Народные Окна», сообщающая о стимулирующем мероприятии - розыгрыше автомобиля «ВАЗ - 21114» среди клиентов группы компаний «Народные Окна». Сроки проведения данного мероприятия не были указаны.

УФАС определением от 09.12.2008 возбудило дело №5018/05-2008, по результатам рассмотрения которого решением от 23.12.2008 реклама группы компаний «На­родные Окна», размещенная в газете «Местное время» №85 (1413) от 12 ноября 2008 года, при­знана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 1 ст. 9 ФЗ №38-ФЗ.

Материалы дела были переданы уполномоченному должностному лицу УФАС для возбуждения дела об административном правонарушении.

23.12.2008 УФАС в отношении заявителя возбу­ждено дело №5081-К/05-2008 об административном правонарушении и проведении админист­ративного расследования. Определение о возбуждении дела направлено Обществу заказным письмом с уведомлением №43200009126991, которое получено 26.12.2008.

22.01.2009 заместителем руководителя - начальником отдела УФАС ФИО5 составлен протокол №42 об административном правонарушении в от­ношении заявителя по ст.14.3 КоАП РФ. Копия протокола №42 и определе­ние о назначении рассмотрения дела от 22.01.2009 направлены Обществу за­казным письмом с уведомлением № 43200010112389, которое получено последним - 26.01.2009.

На рассмотрении дела в УФАС представители Общества признали факт наруше­ния рекламного законодательства, пояснили, что нарушение допущено неумышленно, по незнанию требований ст. 9 ФЗ №38-ФЗ.

В ходе рассмотрения дела в УФАС Общество считало и при обращении в арбитражный суд просит привле­чь к административной ответственности именно главного редактора газеты «Местное время» ФИО1, назначенную на эту должность в октябре 2008 года и отвечающую за выход полос газеты в печать.

Заслушав в ходе рассмотрения дела представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в дело доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как было указано выше, в ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами УФАС на 1-й странице газеты «Местное время» (г.Димитровград) № 85 (1413) за 12.11.2008 обнаружена реклама группы компаний «Народные Окна» следующего содержания: на фоне многоэтажных домов помещена надпись: «Группа компаний Народные Окна».

Ниже, в левой части рекламы, размещена надпись: «Сертифицированное производство; Экологически чистые материалы; Монтаж по ГОСТу; Кратчайшие сроки; Беспроцентная рассрочка (без банка); Гарантия 10 лет; Любая форма оплаты».

В правой части рекламы на фоне пластикового окна помещена надпись: «Акция!!! Розыгрыш автомобиля ВАЗ - 21114 среди наших клиентов».

Также в левой части рекламы приведены названия товарных знаков: «Salamander», «Exprof», «КВЕ», «Rehau». Ниже размещена многоконечная звезда красного цвета, в центре которой помещена надпись: «10 лет гарантии».

В нижней части рекламы указаны адреса и телефонные номера: «ул. Октябрьская, д. 83, т./факс <***>»; ул. Ганенкова, д. 55, офис 58 т. 8 (84235) 4-19-39».

В соответствии со ст.3 ФЗ №38-ФЗ рекламой является информа­ция, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В рассматриваемой рекламе содержится информация о товарах, реализуемых группой компаний «Народные Окна», а также информация, направленная на привлечение внимания к стимулирующему мероприятию - розыгрышу среди клиентов группы компаний «Народные Ок­на» автомобиля «ВАЗ-21114».

В соответствии со ст.9 ФЗ №38-ФЗ в рекламе, сообщающей о про­ведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны: 1) сро­ки проведения такого мероприятия; 2) источник информации об организаторе такого мероприя­тия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого ме­роприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Однако, в нарушение п.1 ст.9 ФЗ №38-ФЗ в рассматриваемой рекламе информа­ция о сроках проведения стимулирующего мероприятия отсутствует.

В соответствии со ст.3 ФЗ №38-ФЗ реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается ненадлежащей.

Согласно ст. 38 ФЗ №38-ФЗ ответственность за нарушение ст.9 названного закона несут рекламодатель и рекламораспространитель.

Согласно ст.3 ФЗ №38-ФЗ рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рек­ламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы лю­бым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Учредителем газеты «Местное время» («Местное время. Независимая газета») является ООО «Мелекесская пресса»: свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ №7-0596 от 25.04.2001.

Размещение рассматриваемой рекламы осуществлялось на основании договора № 32 от  18.06.2008 об информационном обслуживании, заключенном между ООО «Народные Окна» и  ООО «Мелекесская пресса».

Следовательно, рекламодателем в данном случае выступает ООО «Народные Окна», а рекламораспространителем – ООО «Мелекесская пресса».

Суд считает, что материалами дела подтверждается факт совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.14.3 КоАП РФ.

В соответствии со ст.14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятисот тысяч рублей.

Наказание назначено Обществу в минимальном размере, предусмотренном ст.14.3 КоАП РФ. Процессуальных нарушений в ходе проведения проверки со стороны УФАС судом не установлено.

Суд отклоняет доводы заявителя о том, что ответственность за данное правонарушение должно нести должностное лицо – главный редактор газеты «Местное время» ФИО1

Учредителем средства массовой информации «Местное время. Независимая газета» является ООО «Мелекесская пресса», свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ №ТУ 73-00053 от 29.01.2009.

Из договора №32 от 18.06.2008 об информационном обслуживании следует, что Заказчиком по договору является ООО «Народные Окна» в лице директора ФИО6, Исполнителем – ООО «Мелекесская пресса» в лице генерального директора ФИО7 Акт выполненных работ подписан со стороны Исполнителя генеральным директором ООО «Мелекесская пресса»; счет-фактура об оплате услуг свидетельствует о получателе денежных средств: ООО «Мелекесская пресса».

Таким образом, у главного редактора газеты «Местное время» не имелось договорных отношений с Заказчиком. Кроме того, газета «Местное время» не является юридическим лицом.

При изложенных обстоятельствах суд считает оспариваемое постановление №36 от 06.02.2009 Управления Федеральной антимонопольной службы России по Ульяновской области законным и обоснованным, а требования не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 14.3, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

Судья М.А.Семенова