г. Ульяновск
18 мая 2018 года Дело № А72-15801/2017
Резолютивная часть решения объявлена 15.05.2018, полный текст решения изготовлен 18.05.2018.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Черлановой Е.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лушиной Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление
Общества с ограниченной ответственностью "Районная тепловая станция "Репина" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЭТ" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
третье лицо
Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области
о взыскании 307 492 руб. 92 коп.
при участии:
от истца – ФИО1, паспорт, доверенность
от ответчика – ФИО2, паспорт, доверенность
от третьего лица – не явился, уведомлен
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Районная тепловая станция "Репина" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЭТ" о взыскании задолженности по оплате услуг горячего водоснабжения за июль 2017 года в размере 302 943 руб. 72 коп., пеней за период с 26.08.2017 по 17.10.2017 в размере 4 549 руб. 20 коп., с 18.10.2017 пеней по день фактического исполнения обязательства в соответствии с п. 6.4 ст. 13 Федерального Закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 №416-ФЗ.
Определением от 31.10.2017 исковое заявление принято в порядке упрощенного производства.
Определением от 25.12.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, удовлетворено ходатайство истца об уменьшении исковых требований в части пеней за период с 26.08.2017 по 17.10.2017 в размере 4 415 руб. 40 коп.
Определением от 19.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области.
В судебном заседании представитель истца уточнил исковые требования в части пеней, просил взыскать с ответчика пени за период с 26.08.2017 по 02.03.2018 в размере 22 976 руб. 41 коп. В остальной части исковые требования поддержал.
Протокольным определением данное ходатайство удовлетворено.
Представитель ответчика исковые требования не признал, указав, что количество тепловой энергии следует определять с учетом норматива на подогрев воды.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Из материалов дела усматривается, что Общество с ограниченной ответственностью «Районная тепловая станция «Репина» (Организация, осуществляющая горячее водоснабжение) направляло в адрес ООО «Управляющая компания ЦЭТ» (Абонент) оферту договора горячего водоснабжения № 36 от 01.06.2015, предметом которого являлась поставка Абоненту через присоединенную сеть (в т.ч. через сети организации, осуществляющей транспортировку горячей воды – УМУП «Городской теплосервис») до границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности сетей, горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а Абонент обязуется принять и оплатить горячую воду, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность используемых им приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
ООО «Управляющая компания ЦЭТ» направляло ООО «Районная тепловая станция «Репина» протокол разногласий, на который Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, направила протокол согласования разногласий.
Разногласия сторон по договору до настоящего времени не урегулированы.
В отсутствие подписанного договора горячего водоснабжения истец в июле 2017 года поставлял в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика по адресам: <...> горячую воду на нужды горячего водоснабжения.
В соответствии с п. 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Таким образом, отсутствие между сторонами письменного договора не освобождает ответчика от обязанности оплатить фактически поставленный коммунальный ресурс.
Частью 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Истец вручил ответчику товарную накладную № 335 от 31.07.2017 и счет фактуру № 335 от 31.07.2017 на сумму 302 943 руб. 72 коп.
Товарная накладная ответчиком не подписана.
На момент предъявления настоящего искового заявления коммунальный ресурс ответчиком не был оплачен.
Не оспаривая факта поставки горячей воды в многоквартирные дома, ответчик возражает против произведенного истцом расчета количества тепловой энергии.
Из материалов дела следует, что истец производит расчет объема тепловой энергии по показаниям общедомовых приборов учета ГВС, без учета норматива на подогрев воды.
Ответчик возражает против порядка расчета объема тепловой энергии без учета норматива на подогрев воды, считает, что стоимость ГВС должна рассчитываться по формуле № 23 Приложения № 2 к "Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса РФ в случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме (далее – МКД), эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства.
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 21 Правил № 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении», пункта 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию (пункт 88 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 26 Приложения 2 к Правилам № 354, размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Q - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Q) в формуле 24 того же Приложения.
Таким образом, в силу Правил № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Изложенный порядок не противоречит Правилам № 124, а также пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а применяемые в расчете величины служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Указанный правовой подход содержится в Определении Судебной Коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 № 305-ЭС17-8232, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 11.12.2017 по делу А72-4006/2017.
Таким образом, расчет истца без применения норматива на подогрев является неправильным.
Согласно справочному расчету истца, составленному с учетом норматива на подогрев, стоимость поставленной тепловой энергии и теплоносителя за июль 2017 года составляет 261 414 руб. 33 коп. /том 2, л.д. 13/.
Согласно контррасчету ответчика стоимость поставленного ресурса в июле 2017 года, с учетом норматива на подогрев,составляет 243 246 руб. 66 коп. /том 1, л.д. 88/.
Разница в расчетах истца и ответчика образовалась потому, что истец и ответчик используют разные величины норматива на подогрев.
Истец использует норматив на подогрев 0,067 Гкал/куб.м.
Ответчик использует норматив на подогрев 0,065 Гкал/куб.м /том 1, л.д. 82 – пояснения к контррасчету/.
Нормативы расхода тепловой энергии на подогрев воды - 0,067 Гкал/куб.м и 0,065 Гкал/куб.м установлены приказом Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 24 октября 2016 г. № 06-207 /том 1, л.д. 79-80/.
Согласно приложению к данному приказу № 06-207 норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды в домах с неизолированными стояками и полотенцесушителями (п.п. 3 п. 1 таблицы) установлен:
- для домов с наружной сетью горячего водоснабжения – 0,067 Гкал/куб.м
- для домов без наружной сети горячего водоснабжения – 0,065 Гкал/куб.м.
Ответчик использует норматив на подогрев 0,065 Гкал/куб.м, так как считает, что многоквартирные дома, находящиеся в его управлении, не имеют наружной сети горячего водоснабжения.
Для выяснения вопроса о том, что следует понимать под «наружной сетью горячего водоснабжения» и «без наружной сети горячего водоснабжения» суд направлял запросы в Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области и в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно ответу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 05.04.2018, нормативы расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению были утверждены по формуле 23.1 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных услуг в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации № 306 от 23.05.2016. Дифференциация нормативов потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения предусмотрена указанными Правилами № 306. Разъяснения по применению Правил № 306 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно ответу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27.04.2018 № 19420-ЕС/04 /том 2, л.д. 7/, Федеральным законом РФ от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ № 416) система горячего водоснабжения делится на централизованную систему горячего водоснабжения и нецентрализованную систему горячего водоснабжения.
Пунктом 27 статьи 2 ФЗ № 416 определено, что централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Пунктом 12 статьи 2 ФЗ № 416 определено, что нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Понятие наружной и без наружной системы горячего водоснабжения законодательством Российской Федерации не установлено.
Вместе с тем, Департамент в пределах компетенции, определенной Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.11.2013 № 1038, считает возможным выделить наружную, внутреннюю и транзитную системы горячего водоснабжения.
При этом наружную систему горячего водоснабжения можно определить как систему, которая обеспечивается подачей ресурсов по системам горячего водоснабжения, как правило, из природных источников (используются как подземные воды (грунтовые, артезианские и родники), так и поверхностные водоемы (реки, озера, водохранилища)).
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что домом с наружной сетью горячего водоснабжения является дом, в который горячая вода для целей предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению поступает из внешних источников (от ресурсоснабжающей организации или из природных источников). Домом без наружной сети горячего водоснабжения является дом, в котором горячая вода изготавливается их холодной воды с использованием внутридомового оборудования.
По настоящему делу, горячая вода поступает в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, от истца – ООО "Районная тепловая станция "Репина", по наружным сетям горячего водоснабжения.
Следовательно, дома, находящиеся в управлении ответчика, являются домами с наружной сетью горячего водоснабжения. Применении истцом в расчете норматива на подогрев 0,067 Гкал/куб.м является правомерным.
Справочный расчет истца на сумму 261 414 руб. 33 коп. является правильным. Исковые требования на сумму 261 414 руб. 33 коп. на день принятия искового заявления являлись обоснованными.
В ходе судебного разбирательства ответчик погасил задолженность за июль 2017 года в размере 261 414 руб. 33 коп. в полном объеме.
Поскольку задолженность на дату вынесения решения у ответчика отсутствует, а стоимость энергоресурса сверх норматива на подогрев начислена ответчику неправомерно, исковые требования о взыскании основного долга подлежат оставлению без удовлетворения.
Истец просит взыскать с ответчика пени за период с 26.08.2017 по 02.03.2018 в размере 22 976 руб. 41 коп., начисленные в соответствии с п. 6.4 ст. 13 Федерального Закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ.
В соответствии с п. 6.4 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации) в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Истец произвел расчет пеней исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России в размере 7,25 % годовых. Суд считает, что ставка рефинансирования ЦБ РФ применена истцом правильно.
Однако расчет пеней на сумму долга 302 943 руб. 72 коп. является неправомерным, поскольку сумма долга является завышенной.
Согласно справочному расчету истца, пени, начисленные на сумму долга 261 414,33 руб., за период с 26.08.2017 по 28.02.2018 составляют 19 512 руб. 19 коп.
Контррасчет пеней, составленный ответчиком, является неверным.
Поскольку ответчик нарушил сроки оплаты коммунального ресурса, исковые требования о взыскании пеней являются обоснованными, однако подлежат частичному удовлетворению в размере 19 512,19 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы подлежат отнесению на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Ходатайство истца об увеличении исковых требований в части пеней удовлетворить.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЭТ" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Районная тепловая станция "Репина" 19 512 (девятнадцать тысяч пятьсот двенадцать) руб. 19 коп. – пени,
В остальной части исковые требования о взыскании пеней, а также основного долга оставить без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЦЭТ" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 8 204 (восемь тысяч двести четыре) руб. 00 коп.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Районная тепловая станция "Репина" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 314 (одна тысяча триста четырнадцать) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке и сроки, установленные ст.ст. 257-260 АПК РФ.
Судья Е.С. Черланова