ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ульяновск Дело №А72-1585/2014
03.10.2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 03.10.2014 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14.10.2014 года.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Корастелева В.А., при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Герусом А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о взыскании 79 761 руб. 64 коп
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, доверенность №7 от 20.03.2014 сроком на 1 год, удостоверение; ФИО2, доверенность №5 от 26.02.2014 сроком на 1 год, удостоверение.
от ответчика – ФИО3, доверенность №153 от 11.08.2014 сроком по 31.12.2015, паспорт; ФИО4, доверенность №166 от 12.09.2014 сроком по 31.12.2015, паспорт,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области (далее по тексту – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о взыскании с Военного комиссариата Ульяновской области (далее – ответчик, Комиссариат) 79 761 руб. 64 коп., в том числе:
- недоимку:
по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии – 33445 руб. 88 коп.,
по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии – 4347 руб. 07 коп.,
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5293 руб. 32 коп.,
в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 1029 руб. 34 коп.,
- пени на недоимку по страховым взносам на:
страховую часть трудовой пенсии – 29258 руб. 02 коп.,
накопительную часть трудовой пенсии - 714 руб. 68 коп.,
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 3611 руб. 34 коп.,
в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 2061 руб. 99 коп.
Определением от 12.05.2014 суд, применительно к ст. 48 АПК РФ, удовлетворил ходатайство ответчика, уточнив его полное наименование - Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области», сокращенное - Военный комиссариат Ульяновской области.
В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования, настаивая на их удовлетворении по доводам, приведенным в поданном в суд заявлении и дополнениях к нему.
Представители ответчика в судебном заседании возражали заявленным требованиям, ссылаясь на те же аргументы, что приведены в отзыве и дополнениях к нему.
Выслушав доводы участвовавших в судебном заседании представителей, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд считает, что требования Управления подлежат частичному удовлетворению ввиду следующих оснований.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, а также по обязательному медицинскому страхованию. Согласно ч. 1 ст. 14, п.1 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ страхователи обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в порядке и в сроки, установленные статьями 10, 15 Закона №212-ФЗ.
Частью 1 статьи 3 Закона № 212-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 14 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Согласно п. 4, 5 ст. 15 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. В соответствии с п. 9 ст. 15 Закона № 212 от 24.07.2009 плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Статьей 25 Закона № 212-ФЗ за неисполнение (несвоевременное исполнение) обязанности по уплате страховых взносов предусмотрено взыскание пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Статьей 33 Закона № 212-ФЗ органам контроля за уплатой страховых взносов предоставлено право проводить проверки плательщиков страховых взносов.
Из материалов дела усматривается, что Управлением была проведена выездная проверка Комиссариата, в результате которой выявлены следующие факты нарушений законодательства, регулирующего исчисление и уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование.
1. Занижение базы для начисления страховых взносов в соответствия со ст. 8 Закона №212-ФЗ в результате не включения в объект обложения страховыми взносами выплаченного заработка за время вынужденного прогула работникам Комиссариата.
Пунктом 6 статьи 15 Закона N 212-ФЗ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Согласно ст. 394 Трудового кодекса РФ восстановление на работе - это возвращение работника в прежнее правовое положение, существовавшее до незаконного увольнения, восстанавливаемому работнику: предоставляется прежняя работа (должность), которую он выполнял до незаконного увольнения; оплачивается все время вынужденного прогула в связи с незаконным увольнением; восстанавливается его непрерывный стаж, а время оплаченного вынужденного прогула включается во все виды его стажа, в том числе и стажа для отпуска; со дня восстановления работник имеет право на оплату больничного листа. Он восстанавливается во всех правах по данной работе, должности.
По решению Димитровградского городского суда Ульяновской области от 08.02.2012 №2-291/2012 Комиссариатом произведена выплата в пользу работка ФИО5 за время вынужденного прогула в сумме 12798,91 руб., однако данная выплата не включена в объект обложения страховыми взносами, тем самым, занижена база для исчисления страховых взносов в феврале 2012 года на сумму 12798,91 руб.
По Решению Ленинского районного суда г. Ульяновска суда от 09.02.2012 по делу №2-926/1 Комиссариатом произведена выплата заработка за время вынужденного прогула в пользу работника ФИО6 в сумме 25613,45 руб., однако данная выплата не включена в объект обложения страховыми взносами, тем самым занижена база для начисления страховых взносов в феврале 2012 года на сумму 25613,45 руб.
2. Занижение базы для начисления страховых взносов в соответствии со ст. 8 Закона №212-ФЗ вследствие не включения в базу сумм произведенных работникам выплат, не принятых к зачету территориальным органом Фонда социального страхования РФ, которые отражены в справке ГУ-УРО ФСС о результатах проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения от 30.05.2013.
3. Занижение базы для начисления страховых взносов в результате отнесения сумм среднего заработка, выплаченных Комиссариатом за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами.
4. В отчете формы РСВ-1 за 9 месяцев 2011 года Комиссариат июле 2011 года занизил сумму выплат и иных вознаграждений на 5277162.67 руб., а в сентябре 2011 года завысил сумму выплат и иных вознаграждений на 5277162,67 руб. Тем самым ответчик нарушил пункт 1 стати 11 Закона № 212-ФЗ.
Всего по результатам выездной проверки Управлением у Комиссариата выявлена недоимка:
1. По страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в сумме 37792,95 руб., образовавшаяся за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, в том числе: 2010 году - 67,04 руб., в 2011 году - 13294,81 руб., в 2012 году - 24431,10 руб.
Страховые взносы в сумме 37792,95 руб. не уплачены, из них в результате занижения базы для начисления страховых взносов: в 2010 году в сумме 335,21 руб., в 2011 году в сумме 51134,18 руб., в 2012 году в сумме 111050,84 руб.
2. По страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 5293,32 руб., образовавшаяся за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, в том числе: в 2010 году - 3,68 руб., в 2011 году - 1585,11 руб., в 2012 году - 3704,53 руб.
Страховые взносы в сумме 5293,32 руб. не уплачены, из них в результате занижения базы для начисления страховых взносов: в 2010 году в сумме 335,21 руб., в 2011 году в сумме 51134,18 руб., в 2012 году в сумме 111050,84 руб.
3. По страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1029,34 руб., образовавшаяся за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, в том числе: в 2010 году - 6,70руб., в 2011 году - 1022,65 руб.
Страховые взносы в сумме 1029,34 руб. не уплачены, из них в результате занижения базы для начисления страховых взносов: в 2010 году в сумме 335,21 руб., в 2011 году в сумме 51134,18 руб.
Управлением по факту выявленных в ходе выездной проверки нарушений был составлен акт выездной проверки от 21.08.2013 года № 08302413АВ0000389, который был направлен ответчику заказным письмом 27.08.2013 года.
В соответствии со ст. 39 Закона № 212-ФЗ по результатам рассмотрения материалов проверки руководителем органа контроля за уплатой страховых взносов было вынесено решение от 07.10.2013 года № 08302413РВ0000194 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, которое также было направлено ответчику заказной корреспонденцией.
На основании п. 14 ст. 39 Закона № 212-ФЗ страховщиком в адрес страхователя заказным письмом было направлено требование от 30.10.2013 № 8302440000158.
В данном требовании Комиссариату предлагалось в срок до 18.11.2013 погасить задолженность по страховым взносам, пени и штраф в общей сумме 88584 руб. 76 коп., в том числе недоимки по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии, на накопительную часть трудовой пенсии, в Федеральный фонд ОМС, в Территориальный фонд ОМС, а также пени на данные недоимки в тех размерах, какие предъявлены ко взысканию Управлением с Комиссариата в настоящем деле.
Ответчик в добровольном порядке суммы, указанные в требовании Управления и в предложенные им сроки не оплатил. Доказательства оплаты отсутствуют и в материалах настоящего арбитражного дела.
Управление ввиду отсутствия оплаты просит взыскать в судебном порядке с Комиссариата задолженность, выявленную у ответчика в результате нарушений законодательства, регулирующего исчисление и уплату страховых взносов.
Ответчик возражает заявленным требованиям, поскольку считает, что недоимки необоснованно вменены к оплате. Ответчик не должен был производить начисления страховых взносов и уплачивать их так, как указывает Управление. При этом с расчетами, представленными в материалы дела Управлением, на предмет правильности произведенных вычислений и использованных в расчетах исходных данных и коэффициентах представители ответчика согласились.
Оценивая установленные по делу фактические обстоятельства, суд считает, что подлежат удовлетворению требования Управления, связанные с нарушениями Комиссариатом требований законодательства, регулирующего исчисление и уплату страховых взносов, указанные в пунктах 1, 2, 4 заявления, поданного в суд. А именно, связанные с выявлением занижения базы для начисления страховых взносов в результате не включения в объект обложения страховыми взносами выплаченного заработка за время вынужденного прогула работникам; вследствие не включения в базу сумм произведенных работникам выплат, не принятых к зачету территориальным органом Фонда социального страхования РФ; вследствие занижения суммы выплат и иных вознаграждений в отчете формы РСВ-1 за 9 месяцев 2011 года июле 2011 года и завышения выплат на эту же сумму в сентябре 2011 года.
При этом суд исходит из следующего. Пунктом 6 ст. 15 Закона № 212-ФЗ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. Согласно ч. 8 ст.394 ТК РФ восстановление на работе - это возвращение работника в прежнее правовое положение, существовавшее до незаконного увольнения. Восстанавливаемому работнику, в том числе оплачивается все время вынужденного прогула в связи с незаконным увольнением, исходя из среднего заработка за все время вынужденного прогула. Согласно ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Следовательно, выплата среднего заработка за время вынужденного прогула, как связанная с трудовыми отношениями между плательщиком страховых взносов и физическим лицом в силу ч. 1 ст. 7 Закона №212-ФЗ относится к объекту обложения страховыми взносами.
Так же, как установлено Управлением и не оспаривается ответчиком, последним в отчете формы РСВ-1 за 9 месяцев 2011 года в июле 2011 года занижена сумма выплат и иных вознаграждений на 5277162,67 руб., а в сентябре 2011 года завышена сумма выплат и иных вознаграждений на 5277162,67 руб.
Согласно ч. 3 и 5 ст. 15 Закона № 212-ФЗ в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона № 212-ФЗ дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения).
Нарушение Комиссариатом требований п. 1 ст. 11 Закона № 212-ФЗ правомерно повлекло начисление ответчику Управлением пени на указанную сумму за период с 16.08.2011 по 17.10.2011.
Вопреки доводам ответчика, ссылающегося на необходимость освобождения от данной ответственности на основании ч. 4 ст. 17 Закона № 212-ФЗ, уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам Комиссариатом в Управление в указанный период не представлялся.
В удовлетворении же требований Управления, связанных с выявленным в ходе проверки Комиссариата нарушением требования законодательства, регулирующего исчисление и уплату страховых взносов, указанного в пункте 3 заявления, поданного в суд. А именно, связанные с выявлением занижения базы для начисления страховых взносов в результате отнесения сумм среднего заработка, выплаченных Комиссариатом за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами, к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами.
Согласно части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 этого же Закона.
С 01.01.2011 в статью 7 Закона № 212-ФЗ внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
В связи с внесением указанных изменений в Федеральный закон № 212-ФЗ Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства здравоохранения и социального развития в письме от 15.03.2011 № 784-19 изложил свою позицию по применению статьи 7 Закона № 212-ФЗ, согласно которой с 01.01.2011 облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ как выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношении, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ.
Указанные выше выплаты работодатель производит в силу закона, в частности ТК РФ. Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику выплачивается заработная плата.
В соответствии со статьей 262 ТК РФ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашении между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
Следовательно, суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с трудовым законодательством работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений статьи 7 Закона № 212-ФЗ.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 1798/10 выплаты работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Следовательно, оплата за дополнительные выходные дни одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу положений Федерального закона № 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам и пени в данной части.
С учетом изложенного суд находит правомерными требования заявителя в части взыскания с ответчика недоимки по страховым взносам и пени в общей сумме 38 713 руб. 45 коп., в том числе:
- недоимки:
по страховой части трудовой пенсии в сумме 8 689 руб. 20 коп.;
по накопительной части трудовой пенсии в сумме 77 руб. 57 коп.;
в ФФОМС в сумме 33 руб. 37 коп.;
в ТФОМС в сумме 25 руб. 84 коп.;
- пени за нарушение срока уплаты взносов:
на страховую часть трудовой пенсии в сумме 25 193 руб. 18 коп.;
на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 18 руб. 04 коп.;
в ФФОМС в сумме 2 841 руб. 70 коп;
в ТФОМС в сумме 1 834 руб. 55 коп.
Данные суммы, подлежащие взысканию, судом определены исходя из дополнительного расчета, представленного Управлением по заявленным исковым требованиям с исключением из них сумм требований, связанных с недоимкой и пенями по страховым взносам, связанным с суммами, выплаченными ответчиком за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами. Судом данный дополнительный расчет проверен и признан правомерным. Ответчиком правильность расчета не оспорена.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Управлению надлежит отказать.
Основания для отнесения судебных расходов по оплате государственной пошлины согласно ст. 110 АПК РФ на заявителя или ответчика отсутствуют в силу ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: 432017, <...>) в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области для зачисления в соответствующие бюджеты недоимку по страховым взносам и пени в общей сумме 38 713 (тридцать восемь тысяч семьсот тринадцать) руб. 45 коп., в том числе:
недоимка по страховой части трудовой пенсии в сумме 8 689 руб. 20 коп.;
недоимка по накопительной части трудовой пенсии в сумме 77 руб. 57 коп.;
недоимка в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 33 руб. 37 коп.;
недоимка в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 25 руб. 84 коп.;
пени за нарушение срока уплаты взносов на страховую часть трудовой пенсии в сумме 25 193 руб. 18 коп.;
пени за нарушение срока уплаты взносов на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 18 руб. 04 коп.;
пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2 841 руб. 70 коп.
пени в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 1 834 руб. 55 коп.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ульяновской области.
Судья В.А. Корастелёв