ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-16580/18 от 04.12.2018 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                           Дело № А72-16580/2018

07 декабря 2018 года                                                              

Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2018 года. Полный текст решения изготовлен 07 декабря 2018 года.

Арбитражный суд Ульяновской области

в составе: судьи Чудиновой В.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником  судьи Некрасовой М.Д.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области (ОГРН 1047300819851, ИНН 7321308255), г. Ульяновск

к Финансовому управлению администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области (ОГРН 1027300930370, ИНН 7316002656), Ульяновская область, г. Сенгилей

о признании незаконнымбездействия, выразившегося в не приостановлении операций по счетам должника – муниципального учреждения "Управление образования администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области,

об обязании приостановить операции по всем лицевым счетам должника, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения решений № 2086 от 07.11.2017, № 2688 от 13.02.2018

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципальное учреждение "Управление образования администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области

при участии:

от лиц, участвующих в деле – не явились, уведомлены;

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Ульяновской области обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области к Финансовому управлению администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области с заявлением о признании незаконнымбездействия, выразившегося в не приостановлении операций по счетам должника - муниципального учреждения "Управление образования администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области, об обязании приостановить операции по всем лицевым счетам должника, включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, до момента исполнения решений № 2086 от 07.11.2017, № 2688 от 13.02.2018.

Определением суда от 10.10.2018 заявление принято к производству; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение "Управление образования администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области.

В судебное заседание стороны, третье лицо не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени слушания дела; ответчик, третье лицо документы по определению суда не представили.

Дело в судебном заседании рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке статьи 156 АПК РФ по имеющимся в деле материалам.

Налоговый орган направил ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование бездействия ответчика.

Исследовав и оценив представленные документы, суд считает, что ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на обжалование бездействия ответчика и заявленные требования следует удовлетворить  по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О и от 22.11.2012 N 2149-О разъяснено, что указанный выше срок не может рассматриваться как нарушающий право на судебную защиту. Его несоблюдение не является основанием для отказа в принятии заявления, а требует выяснения арбитражным судом вопроса о причинах пропуска срока после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. На основе баланса между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство заинтересованному лицу предоставлена возможность воспользоваться правом на обжалование действий уполномоченного органа в тех случаях, когда оно по уважительным причинам не могло в установленный законом срок обратиться в суд.

В соответствии с толкованием, содержащимся в пункте 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 № 1908-О, по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного ею процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.

В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2008 N 12493/07 и от 09.11.2010 N 8148/10 также сформулирован правовой подход по применению части 4 статьи 198 Кодекса. В названных постановлениях указано, что данная норма связывает начало течения срока на подачу заявления с моментом, когда обратившееся за защитой лицо узнало о нарушении своих прав и законных интересов, а не с моментом, когда оно могло или должно было узнать о таком нарушении.

Таким образом, срок для оспаривания ненормативного акта, признания незаконными действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, должен исчисляться с момента, когда заявитель реально узнал о нарушении своих прав и законных интересов.

Пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен при наличии уважительных причин его пропуска.

В то же время законодатель не установил ни перечень уважительных причин, ни каких-либо критериев для определения такого рода уважительности в тех или иных случаях, поэтому право признания наличия этих причин и их оценки принадлежит суду с учетом обстоятельств каждого конкретного дела.

В рассматриваемом случае судом учитывается, что ответчик проинформировал взыскателя о невозможности исполнения решений уведомлениями, поступившими в налоговый орган 17.09.2018, 18.09.2018.

С учетом вышеуказанного, суд считает, что ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на обжалование бездействия ответчика следует  удовлетворить; срок на обжалование бездействия ответчика – восстановить.

По существу заявленных требований судом установлено следующее.

Согласно материалам дела 15.02.2018 к ответчику на исполнение поступили решения налогового органа № 2086 от 07.11.2017, № 2688 от 13.02.2018 о взыскании налогов и страховых взносов за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика – муниципального учреждения "Управление образования администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области.

Указывая, что решение налогового органа до настоящего времени не исполнено, операции по счетам должника не приостановлены, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, поскольку считает, что факт неисполнения должником в течение трех месяцев со дня поступления указанного решения является достаточным основанием для приостановления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании решения налогового органа производится в соответствии  со  статьей 242.6  БК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 242.6 БК РФ решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающее обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется налоговым органом в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенного учреждения (должника), по месту открытия должнику как получателю средств соответствующего бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.

Пунктом 2 статьи 242.6 БК РФ предусмотрено, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после дня получения решения налогового органа направляет должнику уведомление о поступлении решения налогового органа и дате его приема к исполнению с приложением копии решения налогового органа.

Согласно пункту 3 статьи 242.6 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы соответствующего бюджета по исполнению решения налогового органа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Согласно пункту 7 статьи 242.6 БК РФ при неисполнении должником решения налогового органа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

 При этом приостановление вводится  независимо от объема доведенных до должника лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования исходя из круга оснований, перечисленных в абзаце первом пункта 7 статьи 242.6 Бюджетного кодекса этой статьи Кодекса, и при отсутствии обстоятельств, исключающих применение данной ограничительной меры, исчерпывающий перечень которых содержится в абзаце втором пункта 7 статьи 242.6 Бюджетного кодекса.

Таким образом, Бюджетный кодекс Российской Федерации возлагает на финансовый орган особую публичную функцию обеспечения исполнения решения налогового органа, предусматривающую обращение взыскания на средства муниципального бюджета по налоговым обязательствам муниципальных казенных учреждений.

Ответчик заявленные требования не оспорил; доказательства исполнения решения налогового органа в установленный трехмесячный срок в полном объеме, а равно доказательства осуществления предусмотренных статьей 242.6 БК РФ действий, направленных на приостановление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, в дело не представил.

Суд неоднократно предлагал ответчику представить указанные документы.

Определения суда ответчиком оставлены без исполнения.

На основании части 1 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, непредставление доказательств должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированного со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент, участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.

По сообщению налогового органа задолженность в полном объеме не погашена и на 03.12.2018 по решению № 2086 от 07.11.2017 составляет 80 407,02 руб., по решению № 2688 от 13.02.2018 составляет 85 933,33 руб.

Частью 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В связи с чем, заявленные требования следует удовлетворить в полном объеме, признав  незаконным бездействие ответчика, выразившееся в не приостановлении операций по счетам должника.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статья 201 АПК РФ в качестве  способа устранения допущенного нарушения и восстановления нарушенного права заявителя ответчика следует обязать приостановить до момента исполнения решений налогового органа осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока на обжалование бездействия ответчика удовлетворить. Восстановить срок на обжалование бездействия ответчика.

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Финансового управления администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области,выразившееся в не приостановлении операций по счетам должника – муниципального учреждения «Управление образования администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области.

Обязать Финансовое управление администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области приостановить до момента исполнения решений налогового органа № 2086 от 07.11.2017, № 2688 от 13.02.2018 осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах муниципального учреждения «Управление образования администрации муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов, решения налогового органа, а также платежных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), перечисление удержанных налогов и уплату начисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с указанными расчетами), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                       В.А. Чудинова