ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-1674/08 от 21.05.2008 АС Ульяновской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

432063, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14

Тел. (8422)30-19-05 Факс (8422)32-54-54 E-mail: normativ@mv.ru Интернет: http://ulyanovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ульяновск Дело №А72-1674/08-9/52

Резолютивная часть решения объявлена 21.05.2008г.

Решение изготовлено полностью - 28.05.2008г.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Д.М.Замалетдиновой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Марышевой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунального хозяйства р.п.Ишеевка»

к Администрации муниципального образования «Ульяновский район»

3-и лица:   Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Ульяновской области

Общество с ограниченной ответственностью «Симбирск»

Общество с ограниченной ответственностью «Магистраль»

Комитет по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области

Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Ульяновский район»

Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть Министерства обороны РФ

Муниципальное образование «Ишеевское городское поселение»

Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальный комплекс р.п.Ишеевка»

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области

о признании незаконными действий муниципального образования

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 09.01.2008г., паспорт

от ответчика – не явился (заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя)

от МРИ ФНС №2 – ФИО2, старший специалист 3 разряда юридического отдела, по доверенности №16-04-06/813 от 22.01.2008г., удостоверение №388202

от ООО «Симбирск» - не явился (извещен, уведомление №37129)

от ООО «Магистраль» - не явился (уведомление №37125)

от Комитета по госэкоконтролю – не явился (заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя)

от КУМИЗО – не явился (заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя)

от Ульяновской КЭЧ – ФИО3, юрисконсульт, по доверенности №577 от 20.03.2008г., паспорт

от МО «Ишеевское городское поселение» - ФИО4, представитель по доверенности №1 от 14.01.2008г., паспорт

от МУП ЖКК р.п.Ишеевка – ФИО5, юрисконсульт, по доверенности от 28.03.2008г., паспорт

от ТУ ФАУФИ – не явился (заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя)

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Ульяновской области обратилось Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунального хозяйства р.п.Ишеевка» с заявлением о признании незаконными действий Администрации муниципального образования «Ульяновский район», выразившихся в отказе в принятии свалки ТБО социального использования и о понуждении Администрации МО «Ульяновский район» принять свалку ТБО по акту приема-передачи.

Определениями суда от 18.03.2008г., 02.04.2008г., 16.04.2008г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Ульяновской области, Общество с ограниченной ответственностью «Симбирск», Общество с ограниченной ответственностью «Магистраль», Комитет по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды, Ульяновской области Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Ульяновский район», Ульяновская квартирно-эксплуатационная часть Министерства обороны РФ, Муниципальное образование «Ишеевское городское поселение», Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальный комплекс р.п.Ишеевка» и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области.

16.04.2008г. в ходе судебного заседания представитель МУП ЖКХ р.п.Ишеевка уточнил предмет заявленного требования, просит суд признать бездействие Администрации МО «Ульяновский район», выразившееся в непринятии свалки ТБО социального использования, незаконным и обязать ответчика принять свалку ТБО по акту приема-передачи.

В обоснование уточненного требования МУП ЖКХ р.п.Ишеевка сослалось на следующие обстоятельства. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.01.2006г. предприятие признано банкротом и в отношении него открыта процедура конкурсного производства. 03.12.2007г. на собрании кредиторов МУП ЖКХ р.п.Ишеевка принято решение о безвозмездной передаче свалки ТБО, находящейся на балансе предприятия и являющейся, по мнению заявителя, социально значимым объектом, в МО «Ульяновский район». Однако, в ответ на уведомление о передаче свалки Глава МО «Ульяновский район» письмом №01-22-1275 от 07.12.2007г. сообщил о невозможности принятия свалки ТБО в соответствующее муниципальное образование в связи с тем, что данное имущество является убыточным. МУП ЖКХ р.п.Ишеевка посчитало действия МО «Ульяновский район», выразившиеся в отказе принять свалку ТБО, незаконными и на основании положений п.п.5,6 ст.132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» просит обязать МО «Ульяновский район» принять свалку ТБО по акту приема-передачи.

Администрация МО «Ульяновский район» требование МУП ЖКХ р.п.Ишеевка не признала. В ходе судебного разбирательства представитель ответчика пояснил, что Администрация МО «Ульяновский район» не возражает против передачи свалки ТБО в муниципалитет, однако, по мнению ответчика, в настоящее время осуществить такую передачу невозможно, поскольку земельный участок, на котором расположена свалка, находится в федеральной собственности, доступ к свалке органичен войсковой частью, правоустанавливающие документы на свалку у предприятия-должника отсутствуют, требования ФЗ «О несостоятельности (банкротстве») относительно проведения торгов не выполнены, доводы заявителя о социальной значимости спорного объекта не подтверждены. Оформленный в письменном виде отзыв ответчик в материалы дела не представил.

МРИ ФНС №2 поддержала доводы заявителя, указав, что свалка ТБО передана на баланс МУП ЖКХ р.п.Ишеевка и числится в конкурсной массе.

Ульяновская КЭЧ и ТУ ФАУФИ по Ульяновской области возразили против удовлетворения заявленного требования, сославшись на то, что свалка расположена на землях, находящихся в федеральной собственности. Имеется государственный акт, устанавливающий право пользования земельным участком площадью 2554,20 га, предоставленный для оборонных нужд, который в дальнейшем был разделен на 8 отдельных земельных участка, 3 решения арбитражного суда о понуждении УФРС по Ульяновской области зарегистрировать право собственности Российской Федерации на 5 земельных участка и 3 свидетельства о праве собственности Российской Федерации на остальные земельные участки.

КУМИЗО МО «Ульяновский район» в предыдущих заседаниях также подтвердил, что земли полигона, на которых расположена спорная свалка, находятся в федеральной собственности. Учитывая данное обстоятельство МО «Ульяновский район» не может принять свалку, хотя против передачи свалки муниципалитет не возражает.

МУП ЖКК р.п.Ишеевка, оставив решение спора на усмотрение суда, пояснило, что в настоящее время договор на оказание услуг по утилизации отходов с МУП ЖКХ р.п.Ишеевка отсутствует. С 17.09.2007г. спорная свалка не функционирует, поэтому с 01.10.2007г. МУП ЖКК заключило договор с ООО «Центр экологических технологий» на оказание услуг по приему отходов на Баратаевский карьер.

МО «Ишеевское городское поселение» подтвердило, что полномочия по вывозу мусора переданы по договору МУП ЖКК р.п.Ишеевка, спорная свалка ТБО не эксплуатируется, с требованием заявителя не согласно, так как свалка находится на землях Минобороны (л.д.147-148).

ООО «Симбирск» возразило против передачи свалки ТБО в муниципалитет. В тоже время указало на то, что в связи с тем, что имеются сведения о принадлежности земельного участка, на котором расположена свалка, к федеральной собственности, разрешение данного спора без выяснения правового положения земельного участка, по мнению третьего лица, невозможно.

ООО «Магистраль» от дачи пояснений по существу заявленного требования воздержалось.

Из материалов дела следует  , что решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.01.2006г. по делу №А72-6481/05-21/35-б МУП ЖКХ р.п.Ишеевка признано несостоятельным (банкротом) и в отношении должника открыто конкурсное производство. По утверждению заявителя на балансе предприятия числится свалка ТБО, которая наряду с другим имуществом, перечисленным в Приложении №1 к выписке из реестра муниципальной собственности от 20.04.2006г. (л.д.8-9) находится у предприятия на праве хозяйственного ведения. Заявитель считает, что поскольку свалка ТБО относится к социально значимым объектам, то в соответствии с пунктом 5 ст.132 Федерального закона от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» подлежат передаче муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления. Заявитель неоднократно обращался к Главе МО «Ульяновский район», КУМИЗО МО «Ульяновский район» с заявлением безвозмездно принять в муниципальную собственность свалку (полигон) ТБО, расположенную в районе р.п.Ишеевка (5,6 км северо-восточнее р.п.Ишеевка, тактическое поле бывшего Ульяновского танкового училища) Однако, ответчик отказался принять свалку в муниципальную собственность. Заявитель согласно уточненному требованию просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии свалки ТБО в муниципальную собственность МО «Ульяновский район» и обязать ответчика принять указанный объект по акту приема-передачи.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд считает, что заявленное требование заявителя следует оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Материалами дела подтверждается, что решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.01.2006г. по делу №А72-6481/05-21/35-б возбуждено конкурсное производство в отношении МУП ЖКХ р.п.Ишеевка.

В соответствии с пунктами 4,5 ст.132 Федерального Закона от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения (далее - социально значимые объекты) в ходе конкурсного производства продаются путем проведения торгов в форме конкурса в порядке, предусмотренном ст. 110 данного Закона. Социально значимые объекты, не проданные в установленном порядке, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Из материалов дела суд не усматривает, что установленный упомянутым Законом порядок был соблюден конкурсным управляющим.

Заявителем также не доказано, что бездействие ответчика по принятию не функционирующей свалки ТБО нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, препятствует осуществлению такой деятельности или возлагает какие-либо обязанности либо имеет место нарушение прав конкурсных кредиторов, которыми принято решение о безвозмездной передаче свалки (л.д.10,т.1). Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании подтвердили, что спорный объект с 2007г. не эксплуатируется, ТБО вывозятся в Баратаевский карьер по договору №2/581-07 от 01.10.2007г., заключенному с ООО «Центр экологических технологий», свалка изначально была размещена на землях, выделенных для оборонных нужд.

Из представленных суду документов следует, что решением Ульяновского районного Совета народных депутатов №310 от 12.11.1990г. многоотраслевому предприятию ЖКХ было дано разрешение на проектирование и строительство общепоселковой свалки на участке тактического поля танкового училища в 5 км от р.п.Ишеевка на площади 1,8га. Проектным институтом «Ульяновскжилкомпроект» разработан проект полигона твердых бытовых отходов (Генплан, технологическая карта), выполнено и утверждено архитектурно-планировочное задание. Из содержания указанных документов (л.д.48-87) усматривается, что хранилище бытового мусора (свалка ТБО) неразрывно связано с землей. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства предоставления земельного участка в установленном порядке для размещения свалки.

3-м лицом (Ульяновская КЭЧ) представлен Государственный акт на право пользования землей №63 А-1 №375137, площадью 2554,20га, ранее выданный УГВКТУ им. Ленина для оборонных нужд (л.д.44-47). Документальное подтверждение изъятия земельного участка для использования в иных целях в деле отсутствуют. Лица, участвующие в деле подтверждают, что свалка была размещена на территории тактического поля бывшего танкового училища, в настоящее время доступ на данную территорию ограничен войсковой частью 73612.

Распоряжением Главы администрации МО «Ульяновский район» №1612-р от 26.12.2005г., подтверждено целевое назначение земельного участка ранее переданного (Государственный акт №63) танковому училищу (для нужд Минобороны), уточнена площадь этого участка и в соответствии со ст.20 ЗК РФ участок передан в постоянное (бессрочное) пользование Ульяновской КЭЧ. Таким образом, целевое назначение земельного участка с даты выдачи Государственного акта №63 и до настоящего времени не изменялось. Этим же распоряжением земельный участок, уточненная площадь которого составила 2517,0174га, разделен на 8 земельных участка. 3-им лицом суду представлены свидетельства о регистрации права собственности РФ на 3 земельных участка, в отношении 5 земельных участков арбитражным судом приняты решения о понуждении УФРС по Ульяновской области зарегистрировать право собственности РФ.

Заявитель, ответчик, КУМИЗО МО «Ульяновский район», МО «Ишеевское сельское поселение» подтверждают, что свалка ТБО (полигон) построен в 1992 году на землях, выделенных для оборонных нужд, вопрос о передаче земельного участка, на котором размещена свалка (полигон) ТБО из федеральной собственности в муниципальную, не решен.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства в совокупности суд считает, что заявителем в нарушение требований ст.65 АПК РФ не доказана незаконность бездействия ответчика и нарушение при этом прав и законных интересов МУП ЖКХ р.п.Ишеевка. Правовые основания для удовлетворения требования заявителя отсутствуют.

Госпошлину по делу на основании ст. 110 АПК РФ следует отнести на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требование Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунального хозяйства р.п.Ишеевка» о признании бездействия Администрации МО «Ульяновский район», выразившегося в непринятии свалки ТБО социального использования, незаконным и понуждении ответчика принять свалку ТБО по акту приема-передачи, оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара).

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (г.Казань).

Судья Д.М.Замалетдинова