ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-17737/09 от 17.11.2009 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Ульяновск

20 ноября 2009 г. Дело № А72-17737/2009

Объявлена резолютивная часть 17.11.2009 г. Решение изготовлено в полном объеме - 20.11.2009 г.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Ипполитовой Ирины Вячеславовны, при ведении протокола судебного заседания судьей Ипполитовой И.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Министерства здравоохранения Ульяновской области

к муниципальному учреждению здравоохранения Инзенская центральная районная больница

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

при участии представителей:

от заявителя – О.Ю. Мажухина, доверенность от 08.06.2009;

от ответчика – С.Н. Безрукова, доверенность от 30.10.2009;

УСТАНОВИЛ:

Министерство здравоохранения Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении к административной ответствен­ности муниципального учреждения здравоохранения Инзенская центральная районная больница по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных пра­вонарушениях за нарушение условий лицензии при осуществлении деятельности.

Представитель заявителя настаивает на удовлетворении заявления и привлечении МУЗ ИЦРБ к административной ответственности.

Представитель МУЗ ИЦРБ просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Из материалов дела следует:

МУЗ ИЦРБ Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выдана лицензия № 73-01-000045 от 09 июня 2005 г. на осуществление медицинской деятельности сроком до 10 июня 2010 г.

В приложении № 1 к лицензии указан адрес осуществления деятельности: Ульяновская область, г. Инза, ул. Пирогова, 1, а также номенклатура работ и услуг: доврачебная помощь, амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому, стационарная помощь, в том числе в условиях дневного стационара, прочие работы и услуги.

Заявителем в период с 15.09.2009 по 30.09.2009 проведена проверка соблюдения МУЗ ИЦРБ лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности. Результаты проверки оформлены акт № 01-12/с от 30.09.2009.

02.10.2009 главным специалистом-экспертом отдела лицензирования Министерства здравоохранения Ульяновской области в отношении МУЗ ИЦРБ оформлен протокол № 74 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3 ст.14.1 КоАП РФ. Из протокола следует, что нарушения выразились в следующем: выявлены нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, установленных в пп.«и» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. №30, не соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке, а именно:

- платные услуги оказываются на основании Разрешения Главы МО «Инзенский район» Ульяновской области от 27.12.2005г. № 482 на право оказания муниципальным 5 учреждением Инзенская центральная районная больница платных медицинских услуг сроком действия до 10.06.2010г. (на 1 день больше срока действия лицензии);

- в перечень платных услуг включено судебно-медицинское освидетельствование и исследование при отсутствии в штате врача-судмедэксперта и вида работ (услуг) в лицензии по судебно-медицинской экспертизе, что является нарушением п. 3 правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996г. №27;

- в договорах № 078312, 078363, 076002, 98307, 078321, 078320 на оказание платных медицинских услуг с пациентами отсутствуют подписи заказчика (пациента), в отдельных договорах в графе оказываемых услуг указывается запись «м/о» (медицинские осмотры) с различной стоимостью услуги (от 100 до 500 рублей), в договоре № 076002 цена за услугу отсутствует, в графе оказываемых услуг при оформлении договора № 077188 допущена аббревиатура – ДОЗ;

- в договорах с пациентами и медицинской документации отсутствует информация о возможности бесплатного получения пациентом всех видов медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и письменное согласие пациента на платную услугу, содержащее информацию об ознакомлении пациента об имеющейся альтернативе бесплатного получения медицинских услуг, что нарушает принцип добровольности на оказание платной медицинской услуги и является нарушением требований Программы государственных гарантий по оказанию населению бесплатной медицинской помощи утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008г. № 913 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год» и постановления Правительства Ульяновской области от 20.01.2009г. № 17-11 «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ульяновской области, бесплатной медицинской помощи на 2009 год», статьи 41 Конституции Российской Федерации и ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

- на информационном стенде для пациентов отсутствует информация о сертификации специалистов, что является нарушением п. 10 правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01. 1996 №27;

- в нарушение требований письма Центробанка РФ от 04.10.1993г. №18 «Об утверждении порядка ведения кассовых операций», прием платежей производится в комнате, необорудованной охранной сигнализацией, наружной обитой с двух сторон листовой сталью и внутренней, изготовленной в виде стальной решетки двери, с окошками для выдачи денег с металлической решеткой. Сейф отсутствует. Деньги в течение рабочего времени хранятся в кармане халата медработника, осуществляющего прием наличных денег за оказание платных медицинских услуг.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявление о привлечении к административной ответствен­ности подлежит удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств:

В соответствии с подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 17 Закона о лицензировании положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливается перечень работ и услуг по такому виду деятельности, как медицинская деятельность.

Статьей 2 этого Закона установлено, что лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии со статьей 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность.

Из материалов дела видно, что Учреждением получена лицензия на осуществление медицинской деятельности от № 73-01-000045 от 09 июня 2005 г., срок действия которой с 09.06.2005 по 08.06.2010. В приложениях к названной лицензии от 09.06.2005 N 73-01-000045 указаны виды оказываемых им медицинских услуг.

В соответствии с п. 2.2.8 Устава предметом деятельности Учреждения, в том числе является выполнение взятых на себя обязательств по заключаемым договорам.

Согласно пункту 2.3 Устава за Учреждением закреплено право осуществления видов деятельности не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту "и" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности является, в том числе соблюдение лицензиатом правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996 N 27, платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.

Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов (пункт 10 Правил N 27).

Ответственность за нарушение указанных норм предусмотрена ч.3 ст.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии), то есть занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

Субъектом данного правонарушения является МУЗ ИЦРБ.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Событием правонарушения в протоколе № 74 от 02.10.2009 об административном правонарушении указано:

- платные услуги оказываются на основании Разрешения Главы МО «Инзенский район» Ульяновской области от 27.12.2005г. № 482 на право оказания муниципальным 5 учреждением Инзенская центральная районная больница платных медицинских услуг сроком действия до 10.06.2010г. (на 1 день больше срока действия лицензии);

- в перечень платных услуг включено судебно-медицинское освидетельствование и исследование при отсутствии в штате врача-судмедэксперта и вида работ (услуг) в лицензии по судебно-медицинской экспертизе, что является нарушением п. 3 правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996г. №27;

- в договорах № 078312, 078363, 076002, 98307, 078321, 078320 на оказание платных медицинских услуг с пациентами отсутствуют подписи заказчика (пациента), в отдельных договорах в графе оказываемых услуг указывается запись «м/о» (медицинские осмотры) с различной стоимостью услуги (от 100 до 500 рублей), в договоре № 076002 цена за услугу отсутствует, в графе оказываемых услуг при оформлении договора № 077188 допущена аббревиатура – ДОЗ;

- в договорах с пациентами и медицинской документации отсутствует информация о возможности бесплатного получения пациентом всех видов медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и письменное согласие пациента на платную услугу, содержащее информацию об ознакомлении пациента об имеющейся альтернативе бесплатного получения медицинских услуг, что нарушает принцип добровольности на оказание платной медицинской услуги и является нарушением требований Программы государственных гарантий по оказанию населению бесплатной медицинской помощи утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008г. № 913 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год» и постановления Правительства Ульяновской области от 20.01.2009г. № 17-11 «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ульяновской области, бесплатной медицинской помощи на 2009 год», статьи 41 Конституции Российской Федерации и ст. 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;

- на информационном стенде для пациентов отсутствует информация о сертификации специалистов, что является нарушением п. 10 правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01. 1996 №27;

- в нарушение требований письма Центробанка РФ от 04.10.1993г. №18 «Об утверждении порядка ведения кассовых операций», прием платежей производится в комнате, необорудованной охранной сигнализацией, наружной обитой с двух сторон листовой сталью и внутренней, изготовленной в виде стальной решетки двери, с окошками для выдачи денег с металлической решеткой. Сейф отсутствует. Деньги в течение рабочего времени хранятся в кармане халата медработника, осуществляющего прием наличных денег за оказание платных медицинских услуг.

В качестве доказательства совершения Учреждением правонарушений указанных в протоколе суду в материалы дела представлены оформленные с гражданами договора на оказание платных медицинских услуг от: 26.06.2009, 09.07.2009, 14.07.2009, 17.07.2009, 20.07.2009, 03.08.2009, 13.08.2009, 14.08.2009.

В соответствии с ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что правонарушения в подтверждение совершения, которых заявителем представлены оформленные Учреждением с гражданами договора на оказание платных медицинских услуг от: 26.06.2009, 09.07.2009, 14.07.2009, 17.07.2009, 20.07.2009, 03.08.2009, 13.08.2009, 14.08.2009 не могут являться основанием для привлечения МУЗ ИЦРБ к административной ответственности, так как срок привлечения к административной ответственности за совершение данных правонарушений в силу действия ст. 4.5 КоАП РФ истек.

В соответствии с п. 10 Правил предоставления платных медицинских услуг населению, медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя, в том числе сведения о квалификации и сертификации специалистов.

Материалами дела: актом проверки № 01-12/с от 30.09.2009, протоколом № 74 от 02.10.2009 об административном правонарушении бесспорно доказано отсутствие на момент проверки доступной и достоверной информации о сертификации специалистов, что является нарушением п. 10 Правил предоставления платных медицинских услуг населению.

Согласно пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

На основании ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

По мнению суда, возбуждением дела об административном производстве, его рассмотрением и установлением вины ответчика достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные п.1 ст.3.1 КоАП РФ. Наложение в данном случае взыскания в виде штрафа в сумме от 30.000 руб. до 40.000 руб. с учетом полного осознания ответчиком правонарушения и принятия мер к устранению будет иметь неоправданно карательный характер.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций является правонарушением в сфере финансов, налогов и сборов ранка ценных бумаг (Глава 15 КоАП РФ) и квалифицируется по ст. 15.1 КоАП РФ.

В протоколе указано событие: в нарушение требований письма Центробанка РФ от 04.10.1993г. №18 «Об утверждении порядка ведения кассовых операций», прием платежей производится в комнате, необорудованной охранной сигнализацией, наружной обитой с двух сторон листовой сталью и внутренней, изготовленной в виде стальной решетки двери, с окошками для выдачи денег с металлической решеткой. Сейф отсутствует. Деньги в течение рабочего времени хранятся в кармане халата медработника, осуществляющего прием наличных денег за оказание платных медицинских услуг.

В письме Центробанка РФ от 04.10.1993г. №18 «Об утверждении порядка ведения кассовых операций» содержатся 44 пункта и 4 приложения, часть приложений утратило силу.

Какой из пунктов нарушен Учреждением в протоколе об административном правонарушении не указано.

Из описания события правонарушения нельзя достоверно установить в какой сумме, какими купюрами, в кармане, какого работника (фамилия, имя, отчество, должность) хранились денежные средства.

Месторасположение комнаты указанной в протоколе относительно здания не указано (этаж, кабинет, наличие либо отсутствие приемной и др.)

В силу действия ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении событие должно быть конкретизировано: должны быть названы конкретные действия свидетельствующие о нарушении установленной определенной обязанности (нормы).

С учетом изложенного суд не считает доказанным бесспорно наличие правонарушения связанного с письмом Центробанка РФ от 04.10.1993г. №18 «Об утверждении порядка ведения кассовых операций».

Суд не считает доказанным правонарушение относительно пункта 3 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями по следующим основаниям.

Положение об оказании платных медицинских услуг, утвержденное главным врачом МУЗ ИЦРБ 01.01.2009 г. разработано в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.12.2005 г. № 209 «О платных медицинских и иных услугах, оказываемых государственными учреждениями здравоохранения Ульяновской области».

Пункт 2.1. Постановления гласит: «Обеспечить оформление государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения Ульяновской области разрешение на право оказания платных медицинских и иных услуг в соответствии с примерным Перечнем...»(приложение № 1 названного Постановления).

В пункте 4.18 Перечня указана услуга «судебно-медицинское освидетельствование и исследования, в порядке личной инициативы граждан *(6)». А ниже идет расшифровка значка *(6): «Под судебно-медицинским освидетельствованием и исследованиями в порядке личной инициативы граждан подразумеваются услуги».... «освидетельствование на алкогольное опьянение, и др.».

Решением Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район» от 17.03.2009 г. № 23 утвержден Прейскурант цен на платные медицинские услуги, оказываемые муниципальным учреждением здравоохранения Инзенская центральная районная больница. Сюда входят: определение алкогольного опьянения (по личному желанию граждан) и определение наркотического опьянения (по личному желанию граждан). Кроме того, услуга «медицинское (наркотическое) освидетельствование» прописана в Лицензии на осуществление медицинской деятельности МУЗ ИЦРБ и не противоречит Правилам предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 г. № 27.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 205-206, 167-170 Арбит­ражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Министерства здравоохранения Ульяновской области о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях МУЗ Инзенская центральная районная больница оставить без удовлетворения.

Объявить Муниципальному учреждению здравоохранения Инзенская центральная районная больница ОГРН 1027300706850 адрес: Ульяновская область, город Инза, ул. Пирогова, д. 1 устное замечание.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную си­лу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстан­ции.

Судья И.В. Ипполитова