ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-18753/18 от 16.05.2019 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

 г. Ульяновск                                                                             Дело №А72-18753/2018

23.05.2019

Резолютивная часть решения объявлена 16.05.2019.

Решение в полном объеме изготовлено 23.05.2019.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Овсяниковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильиной К.В., рассмотрев дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Ульяновск» (ИНН 7303022447, ОГРН 1027301170093), г. Ульяновск

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (ИНН 7303003740);

- Межрегиональное территориальное  управление  Федерального агентства по управлению госимуществом в республике Татарстан и Ульяновской области (ИНН 1655183653);

 - Муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области (ИНН 7323001188);

- Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области (ИНН 7323001117);

- Трупп Александр Александрович,

- филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ульяновской области,

- Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (ИНН 7325133662, ОГРН 1157325000172),

-  Гольцов Ольга

об оспаривании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации от 31.08.2018, решения заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений от 10.10.2018 №22, обязании провести государственную регистрацию права собственности

при участии:

от заявителя – Скрипкина Н.Ю., паспорт, доверенность от 12.03.2019;

от ответчика – Тазетдинова Э.Р., паспорт, доверенность от 09.01.2019;

от третьего лица Филиала ФГУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ульяновской области - Тазетдинова Э.Р., паспорт, доверенность от 09.01.2019;

иные третьи лица, участвующие в деле, явку в судебное заседание не обеспечили, извещены.

УСТАНОВИЛ:

ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании недействительным и отмене решения Управления о приостановлении от 31.08.2018, решения заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 10.10.2018 №22; об обязании Управления произвести государственную регистрацию права собственности общества на «газопровод-ввод» от точки врезки по ул.Новая до границы земельного участка жилого дома по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Богдашкино, ул.Новая, д.19.

Определением от 19.11.2018 указанное заявление принято к производству; к участию в деле определениями суда от 19.11.2018, от 5.03.2019, от 11.04.2019 в порядке ст. 51 АПК РФ привлечены указанные выше третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебном заседании представитель заявителя просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика и третьего лица - филиала ФГУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ульяновской области считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Как следует из заявления (с дополнительными пояснениями) и материалов дела, ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» своими силами и средствами построил и ввел в эксплуатацию подземный газопровод-ввод от точки врезки по ул. Новая до границы земельного участка жилого дома по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Богдашкино, ул.Новая, д.19.

  Согласно технического плана от 05.07.2018 на газопровод-ввод, вид объекта недвижимого имущества – сооружение, адрес - Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Богдашкино, ул.Новая, назначение – газоснабжение, расположен в пределах земельного участка с  кадастровым  номером 73:21:090601:574, год завершения строительства – 2017, протяженность – 55 м.

08.08.2018 представитель Общества обратился в орган регистрации прав с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на указанное сооружение - газопровод-ввод от точки врезки по ул. Новая до границы земельного участка жилого дома по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Богдашкино, ул.Новая, д.19, представив технический план здания, сооружения от 05.07.2018, договор аренды земельного участка для размещения линейных объектов от 02.04.2018 №21/04/А-2018-152.

 31.08.2018 Управлением Росреестра по Ульяновской области осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на сооружение было приостановлено на основании п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на срок до 30.11.2018 по причинам, указанным в уведомлении №КУВД-001/2018-2885634/1: представленный технический план по содержанию не соответствует Требованиям к подготовке технического плана, утверждённым Приказом Минэкономразвития России №953 от 18.12.2015, а именно:

- технический план подготовлен на основании проектной документации при отсутствии документа и информации, подтверждающей, что данный объект недвижимости введён в эксплуатацию;

- в составе представленного технического плана отсутствует информация, подтверждающая, что данное сооружение является объектом недвижимого имущества и подлежит кадастровому учету.

ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» обратилось в Апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Росреестра с заявлением об обжаловании решения о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав №КУВД-001/2018-2885634/1.

Апелляционной комиссией 10.10.2018 было принято решение №22 об отказе в принятии к рассмотрению заявления в связи с несоответствием представленного заявления по содержанию требованиям п.22 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 №193.

ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», не согласившись с решением Управления Росреестра о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 31.08.2018, выраженное в уведомлении №КУВД-001/2018-2885634/1, с решением Апелляционной комиссии от 10.10.2018 №22, обратилось в суд с настоящим заявлением.

В обоснование своих требований ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» указало следующее.

Газопровод-ввод является сооружением, которое признается объектом недвижимого имущества, он прочно связан с землей, так как является подземным и его перемещение без несоразмерного ущерба невозможно; данный объект является самостоятельным объектом, а не вспомогательным.

Указом Президента РФ от 5.05.1999 №544 Министерству юстиции РФ указано обеспечить регистрацию прав ОАО «Газпром» и создаваемых им хозяйственных обществ на магистральные газопроводы и другие входящие в Единую систему газоснабжения объекты недвижимости.

Дополнительно ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» поясняет, что 27.07.2015 с заявкой на техприсоединение объекта капитального строительства (жилого дома) по адресу ул. Новая д. 19 с. Богдашкино обратился собственник жилого дома Трупп А.А.

В соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1314, на основании заявки были выданы технические условия №021 от 27.07.2015 на присоединение к газораспределительной сети до границы земельного участка и технические условия №245 от 27.07.2015 на газоснабжение индивидуального жилого дома, а также заключен договор на технологическое присоединение №022-002-62\1-ТП от 27.07.2015.

В соответствии с техническими условиями и договором Трупп А.А. обязался осуществить строительство газопровода низкого давления от границы земельного участка до газоиспользующего оборудования с точкой подключения в газопровод-ввод на ул. Новая д. 19, а ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» обязалось осуществить строительство газопровода-ввода от существующего подземного газопровода низкого давления, проложенного по ул. Новая, до границы земельного участка по ул.Новая, 19, где предусмотрена установка отключающего устройства.

Обязательства сторонами были выполнены в полном объеме: газопровод-ввод был принят в эксплуатацию 31.08.2017, сеть газопотребления Трупп А.А. была готова 15.09.2017, объект капитального строительства (жилой дом) по адресу ул. Новая д. 19 с. Богдашкино был подключен к системе газоснабжения 15.09.2017.

Согласно акту приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта от 31.08.2017 в эксплуатацию был введен газопровод-ввод от точки врезки по ул. Новая до границы земельного участка по ул. Новая д. 19 (подземный газопровод  d32 - 5 м, d63 - 65м и кран d25).

Газопровод-ввод построен в соответствии с проектной документацией, подготовленной ООО «Проект РМ».

Состав газопровода-ввода и схема его подключения позволяет делать вывод о самостоятельности объекта.

Ответчик заявленные требования не признает по доводам, изложенным в отзыве, в частности, указывает, что в соответствии с частями 6 и 7 ст.1 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляется лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав. Объекты, не имеющие самостоятельного хозяйственного назначения и выполняющие лишт обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, не могут быть признаны недвижимостью независимо от их физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этих сооружений с таким земельным участком.

В данном случае заявление об осуществлении учетно-регистрационного действия подано Обществом только в отношении части газопровода-ввода в виде отрезка до границы земельного участка жилого дома по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с.Богдашкино, ул.Новая, д. 19; данный отрезок газопровода-ввода технологически зависим от распределительного газопровода, в отрыве от которого этот отрезок не способен функционировать самостоятельно, и предназначен для обслуживания жилого дома, к которому этот газопровод-ввод проложен

Управление считает, что данный газопровод-ввод не способен выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав, и, следовательно, не является объектом недвижимости, в том числе вспомогательного использования, подлежащим государственному кадастровому учету, независимо от наличия прочной связи с землей.

Дополнительно пояснил, что в ЕГРН отсутствуют сведения об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на распределительный газопровод, неотъемлемой частью которого является заявленный газопровод-ввод.

По требованиям об оспаривании решения Апелляционной комиссии от 10.10.2018 №22, Управление сообщило, что основанием для отказа в принятии к рассмотрению заявления об обжаловании решения о приостановлении явилось отсутствие в заявлении сведений о СНИЛС кадастрового инженера, подготовившего технический план объекта недвижимости, приложенный к заявлению от 08.08.2018 №КУВД-001/2018-2885634, что не соответствует п.22 Положения о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечня и форм документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 №193.

Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Ульяновской области, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, считает, что оспариваемое уведомление органа регистрации прав принято законно и обоснованно, поскольку спорный газопровод-ввод не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, а выполняет лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему жилому дому, расположенному в пределах границ земельного участка по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с.Богдашкино, ул.Новая, д. 19, соответственно в этом случае газопровод не может быть поставлен на государственный кадастровый учет как самостоятельный объект недвижимости, право на него не подлежит государственной регистрации.

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области полагает, что только в случае если газопровод не является частью иного объекта, имеет самостоятельное хозяйственное назначение, его можно считать самостоятельным объектом недвижимости; объекты, которые хотя прочно связаны с землей, но не имеют самостоятельного функционального назначения, не признаются недвижимостью; соответствующие сооружения рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, для обслуживания которого возведены, поэтому являются его неотъемлемой частью. При осуществлении строительства газораспределительной сети населенного пункта присоединение к ней газопроводов, проектируемых как сети инженерно-технического обеспечения для существующих объектов (жилые дома, общественные и административные здания, производственные объекты) и для вновь проектируемых объектов, в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей, можно рассматривать как расширение действующих сооружений.

Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области представило отзыв на заявление, в котором просит заявленные требования удовлетворить, дело рассмотреть без своего участия, поясняет, что Комитетом организовывались публичные слушания по рассмотрению проекта планировки и проекта межевания территории для строительства линейного объекта - «Газопровод-ввод oт точки врезки по ул. Новая до границы земельного участка жилого дома по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Богдашкино, ул. Новая, д. 19»; по результатам публичных слушаний распоряжением Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области от 01.12.2017 №105-од утверждены вышеназванные проекты межевания и планировки территории; проектами была предусмотрена прокладка подземного и наземного газопровода низкого давления из полиэтиленовых труб, из стальных водогазопроводных труб от точки врезки до границы земельного участка; строительство газопровода, газопровода-ввода по ул. Новая, 19 с. Богдашкино Чердаклинского района Ульяновской области завершено в сентябре 2017 года.

Агентство госимущества Ульяновской области согласно представленному отзыву вынесение решения по спору оставило на усмотрение суда, ходатайствовало рассмотрении дела без участия, пояснило, что газопровод-ввод от точки врезки по ул. Новая до границы земельного участка жилого дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Богдашкино, ул. Новая, д. 19, в реестре объектов государственной собственности Ульяновской области отсутствует.

Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений статей 198, 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8, оспариваемое решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть признано судом незаконным, при наличии одновременно двух условий: оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно положениям части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие); обязанность по доказыванию наличия нарушенного права вследствие принятия оспариваемых решений, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на заявителя.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).

В силу Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457, названный орган осуществляет государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ч. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ)

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав согласно п.2 ст.14 Закона №218-ФЗ являются, в том числе, -акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; - межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; - иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости (п.1 части 3 ст.14 Закона №218-ФЗ).

Постановка на государственный кадастровый учет объектов капитального  строительства осуществляется на основании технического плана, подготовленного кадастровым инженером в соответствии с Требованиями  к его подготовке, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".

Как указано в "Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016), кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте, указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (частично утратил силу с 1.01.2017), а также прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости).

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона №218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно ч. 1, 2 ст. 26 Закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, по решению государственного регистратора прав в случаях, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (п.п.7).

Отказ в государственной регистрации прав на имущество либо уклонение от государственной регистрации могут быть оспорены в суде (п.8 ст.8.1 ГК РФ.).

В силу п.12 ст.29 Закона №218-ФЗ приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

В соответствии с частями 1 и 2 ст.26.1 Закона №221-ФЗ  решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе регистрации прав в установленном настоящей статьей порядке (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

Для обжалования решения о приостановлении лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении представляется заявление об обжаловании решения о приостановлении. Соответствующее заявление представляется в апелляционную комиссию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).

Положение о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, перечень и формы документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Указанное Положение утверждено Приказом Минэкономразвития России от 30.03.2016 N 193, пунктом 22 которого установлены требования к заявлению об обжаловании решения о приостановлении; данное заявление в числе прочего должно содержать сведения о кадастровом инженере, изготовившем межевой план, технический план или акт обследования, представленный с заявлением в орган регистрации прав, по результатам рассмотрения которых было принято решение о приостановлении (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) и страховой номер индивидуального лицевого счета кадастрового инженера в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации).

Согласно п.4 ст.26.1 Закона №221-ФЗ заявление об обжаловании решения о приостановлении, представленное с нарушением требований, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, не принимается к рассмотрению апелляционной комиссией, о чем в течение трех рабочих дней информируется лицо, представившее такое заявление.

Как следует из представленных суду документов, заявление ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», поданное в Апелляционную комиссию 28.09.2018, об обжаловании решения о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав №КУВД-001/2018-2885634/1, вышеназванным требованиям не соответствовало, поскольку не содержало всех необходимых сведений о кадастровом инженере, подготовивши технический план сооружения от 5.07.2018.

Данное обстоятельство заявителем не оспаривалось.

Апелляционная комиссия по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Росреестра по Ульяновской области, созданная распоряжением Росреестра №Р/0108 от 5.04.2017, по формальным признакам отказала в принятии к рассмотрению заявления ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», что соответствует положениям закона и прав заявителя не нарушило, поскольку в рассматриваемом случае обращение в Апелляционную комиссию осуществлено с целью соблюдения обязательного досудебного порядка обжалования решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, необходимого для последующего обращения в суд.

При установленных обстоятельствах оснований для признания незаконным оспариваемого решения апелляционной комиссии ответчика №22, принятого уполномоченным органом с соблюдением установленного законом порядка, суд не усматривает.

Права заявителя по мнению суда нарушены не отказом Апелляционной комиссии в принятии к рассмотрению заявления Общества об обжаловании решения о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав №КУВД-001/2018-2885634/1, а самим решением о приостановлении от 31.08.2018 (по истечении срока которого в государственной регистрации заявителю было отказано).

По мнению регистрирующего органа, сооружение «газопровод-ввод» не является объектом недвижимого имущества, так как не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняет обслуживающую функцию и является составной частью сети газораспределения.

Данный вывод ответчика суд считает ошибочным.

В силу  п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления" установлены понятия:

"газопровод" - конструкция, состоящая из соединенных между собой труб, предназначенная для транспортирования природного газа;

"сеть газораспределения" - единый производственно-технологический комплекс, включающий в себя наружные газопроводы, сооружения, технические и технологические устройства, расположенные на наружных газопроводах, и предназначенный для транспортировки природного газа от отключающего устройства, установленного на выходе из газораспределительной станции, до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления (в том числе сети газопотребления жилых зданий);

"ГОСТ Р 53865-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Термины и определения" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 10.09.2010 N 242-ст) устанавливает:

 1. Газораспределительная система (система газораспределения): имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно потребителям.

2. Сеть газораспределения (газораспределительная сеть): технологический комплекс, состоящий из распределительных газопроводов, газопроводов-вводов, сооружений, технических устройств.

3. Сеть газопотребления: технологический комплекс газовой сети потребителя, расположенный от места присоединения к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования и состоящий из газопроводов и технических устройств на них.

22. Распределительный газопровод: газопровод, проложенный от источника газа до места присоединения газопровода-ввода.

24. Газопровод-ввод: газопровод, проложенный от места присоединения к распределительному газопроводу до сети газопотребления.

Приказом Госстроя РФ от 29.12.2000 N 308 "Об утверждении порядка составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения Российской Федерации, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих ОАО "Газпром" и его дочерним организациям" установлено:

п.1.4. Техническая инвентаризация производится в целях выявления наличия, учета и принадлежности, фактического использования, состояния и стоимости как отдельных объектов недвижимого и движимого имущества, так и имущественных комплексов;

1.5.Технический учет объектов недвижимого и движимого имущества, входящих в имущественные комплексы, осуществляется по единой для Российской Федерации системе на основании данных исполнительной, строительной и проектной документации, данных бухгалтерского учета о балансовой стоимости, данных обследования и технической инвентаризации входящих в состав имущественный комплекс объектов.

Единицами технического учета являются как группа зданий и (или) сооружений  в границах земельного участка, отведенного для их размещения, так и отдельные сооружения (п.2.3)

4.2. Составными частями системы газоснабжения являются имущественные комплексы и отдельные объекты недвижимого имущества газовой отрасли, в том числе:

- газопроводы-отводы

- газопроводы, в том числе газопроводы подключения;

- прочие объекты недвижимости, входящие в состав Единой системы газоснабжения, и другие объекты.

Исходя из установленных нормативными положениями понятий, объектом недвижимости, входящим в Единую систему газоснабжения, может быть как имущественный комплекс, представляющий собой сеть газораспределения или сеть газопотребления, так и отдельные сооружения – газопроводы, разновидностью которых является газопровод-ввод.

Согласно Градостроительному кодексу РФ (ст.1) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

 В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 №359 газопровод отнесен к сооружениям.

По общему правилу, документом, дающим право застройщику осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, является разрешение на строительство (ст.51 ГрК РФ).

Градостроительное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, поэтому определенные особенности документации по строительству и планировке территории для размещения линейных объектов могут предусматриваться законодательством субъекта РФ (п. 1 ст. 3 ГрК РФ).

Пунктом 17 ст.51 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Законом Ульяновской области от 30.06.2008 N 118-ЗО "Градостроительный устав Ульяновской области" (ст.19) установлено, что на территории Ульяновской области получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства (реконструкции) газопроводов-вводов (без устройства пунктов редуцирования газа) с проектным рабочим давлением не более 0,3 мегапаскаля включительно при условии, что расстояние от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства или наружной конструкции здания либо сооружения потребителя газа, измеряемое по прямой линии, составляет не более двухсот метров.

Согласно техническому плану газопровод-ввод от точки врезки до границы земельного участка по адресу: Чердаклинский район с.Богдашкино ул.Новая д. 19 является сооружением протяженностью 55 м., в подземном исполнении, расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 73:21:090601:574, предоставленного ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» в аренду по договору аренды земельного участка для размещения линейного объекта №21/04/А-2018-154 от 2.04.2018 (представлен в материалы дела).

В соответствии со строительным паспортом газопровода-ввода, указанный газопровод имеет следующие характеристики: надземный газопровод – кран, подземный газопровод – длина 55 м, давление 0,005 МПа; строительство осуществлено 26.07.2017.

Согласно проектной документации ООО «Проект РМ», проект газопровода-ввода выполнен на основании технических условий на присоединение №021 от 27.07.2015; проектируемая трасса газопровода-ввода проходит от точки врезки по ул.Новая до границы земельного участка жилого дома. Источником газоснабжения служит существующая ГРС №49 р.п.Мулловка. Врезка запроектирована в существующий подземный газопровод низкого давления d63мм. Давление в точке подключения составляет: максимальное – 0,0028 МПа, минимальное – 0,0025 МПа. Проектом предусмотрена прокладка подземного газопровода низкого давления из полиэтиленовых труб от точки врезки до границы земельного участка. Отключающие устройства на газопроводе устанавливаются в надземном исполнении на врезке и у границы земельного участка. Минимальная глубина заложения газопровода 1,50 м до верха трубы.

Таким образом, исходя из представленной документации, сооружение «газопровод-ввод» представляет собой сооружение - линейный объект газоснабжения, проходящий под землей на глубине 1,5 м, от газораспределительной системы до границы земельного участка, с надземными отключающими устройствам у границы врезки и на границе земельного участка по ул.Новая, 19.

Назначением данного объекта является соединение сети газораспределения с сетью газопотребления.

Исходя из материалов дела, сеть газопотребления жилого дома по адресу с.Богдашкино, ул.Новая, 19, от жилого дома до границы земельного участка, построена ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» на основании заявки собственника жилого дома Трупп А.А. (с 22.11.2017 право собственности на жилой дома и земельный участок перешло к Гольцов Ольге по сведениям ЕГРН).

Однако спорный газопровод-ввод частью системы газопотребления не является, поскольку расположен за пределами границ земельного участка по ул.Новая, 19, в границах земельного участка, арендуемого ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» согласно представленного договора аренды.

Сеть газораспределения, к которой подключен газопровод-ввод, не является собственностью ООО «Газпром газораспределение Ульяновск»: в соответствии с представленным актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы (т.2 л.д.78-79) заказчиком (а, соответственно, и собственником) распределительного газопровода низкого давления сети газоснабжения кварталов 3,6,7,11 в с.Богдашкино Чердаклинского района Ульяновской области (период строительства 09.2008 по 10.2008) является Администрация МО «Чердаклинский район».

Таким образом, спорный газопровод-ввод не является и частью сети газораспределения (на что указывал при рассмотрении дела ответчик, утверждая, что произведена всего лишь реконструкция существующего газопровода).

В соответствии с материалами дела, спорный газопровод-ввод построен ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» на предоставленном для этих целей земельном участке, своими силами и средствами согласно представленным бухгалтерским документам: карточке счета 08.30.3, акту и справке о стоимости выполненных работ на сумму 21 582,19 руб., своду фактических затрат на строительство газопровода за период с 1.07.2017 по 31.07.2017, табелю учета использования рабочего времени за июль 2017, акту приемки объекта основных средств от 31.07.2018, инвентарной карточке учета объекта основных средств (т.2 л.д.80-106).

Согласно предоставленным суду Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области документам, при строительстве указанного газопровода-ввода проведена предусмотренная главой 5 ГрК РФ процедура по подготовке, общественному обсуждению на публичных слушаниях, опубликованию и утверждению в установленном порядке проекта межевания территории и проекта планировки территории линейного объекта.

В соответствии с актом приемки и ввода в эксплуатацию объекта от 31.08.2017 заказчиком и подрядчиком строительства газопровода-ввод от точки врезки до границы земельного участка по адресу: Чердаклинский район с.Богдашкино ул.Новая д. 19 являлось ООО «Газпром газораспределение Ульяновск».

В соответствии со ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Учитывая, что давление построенного и введенного в эксплуатацию газопровода-ввода составляет 0,005 МПа и не превышает установленное Градостроительным уставом Ульяновской области давление 0,3 МПа, суд приходит к выводу о правомерности указания кадастровым инженером в техническом плане сооружения от 5.07.2018 о том, что разрешение на строительство указанного газопровода-ввода не требуется. 

На основании п.10 ст.40 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Указанные документы были представлены заявителем с заявлением о государственном кадастровом учете и регистрации прав на спорный объект.

Минэкономразвития РФ в письмах подконтрольным учреждениям (от 23.04.2014 №14-исх/04566-ГЕ/14, от 30.04.2014 №Д23и-1518) указывал, что вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.

По мнению Министерства, линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст.55 ГрК РФ с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего недвижимостью не являются (письмо от 26.10.2016 №03-05-04-01/62406).

Приемка сооружений газоснабжения в соответствии с п.92 Постановления Правительства РФ от 29.10.2010 N 870 после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ.

Спорный газопровод-ввод построен заявителем и введен в эксплуатацию в установленном законом порядке, является объектом недвижимого имущества – линейным сооружением, при этом назначением данного объекта является не только подключение к газоснабжению жилого дома по ул.Новая 19. По пояснениям представителя ООО «Газпром газораспределение Ульяновск», к возведенному газопроводу-вводу могут быть подключены и иные объекты недвижимости, при наличии соответствующих заявок в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для приостановления и отказа в государственной регистрации права собственности заявителя, предусмотренных нормами Закона №218-ФЗ: представленные документы соответствуют законодательству, в том числе и технический план сооружения от 5.07.2018, и в совокупности отражают необходимую для государственной регистрации информацию.

Позиция суда о правомерности отнесения газопровода к объектам недвижимого имущества подтверждается судебной практикой по арбитражным делам №А53-8139/2018, А53-1463/2017, №А41-6432/2016, в том числе определением Верховного суда РФ от 15.12.2016 №310-КГ16-17068.

В силу положений ч.2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании решения незаконным.

С учетом изложенного, суд считает заявление ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» в указанной части подлежащим удовлетворению, поскольку решение Управления Росрреестра о приостановлении государственной регистрации, изложенное в  уведомлении от 31.08.2018,  противоречит вышеназванным положениям законодательства и нарушает права заявителя.

В силу части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силу пункта 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"  судебный акт является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.

Поскольку при рассмотрении дела было установлено, что отсутствует спор о праве в отношении указанного сооружения, суд, в целях восстановления прав и законных интересов заявителя, считает необходимым обязать Управление Росреестра по Ульяновской области зарегистрировать в установленном порядке (с постановкой на кадастровый учет) право собственности ООО «Газпром газораспределение Ульяновск» на линейное сооружение – подземный газопровод-ввод протяженностью 55 м от точки врезки по ул.Новая до границы земельного участка жилого дома по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Богдашкино, ул.Новая, д.19.

На основании ст.110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку заявленные требования удовлетворены судом в части оспаривания решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, выраженного в уведомлении №КУВД-001/2018-2885634/1 от 31.08.2018 и оставлены без удовлетворения в части признания недействительным решения заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета №22 от 10.10.2018, расходы по госпошлине подлежат распределению следующим образом: по требованию об оспаривании решения №КУВД-001/2018-2885634/1 от 31.08.2018 – на ответчика, по требованию об оспаривании решения №22 от 10.10.2018 – на заявителя.

Согласно п.3 ч.1 ст. 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым арбитражными судами при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для организаций устанавливается в размере 3 000 руб. за одно требование.

Поскольку при подаче заявления истец не доплатил госпошлину по 1000 руб. за каждое требование (заплатив в сумме 4 000 руб., тогда как размер госпошлины за оспаривание двух ненормативных актов составляет 6 000 руб.), его расходы в размере 2000 руб. подлежат отнесению на ответчика, а в размере 2000 руб. - на самого заявителя. При этом, поскольку ответчикосвобожден от уплаты государственной пошлины, доплата в размере 1000 руб. в федеральный бюджет с него не взыскивается, а с заявителя по требованию, в котором ему было отказано – госпошлина подлежит доплате в федеральный бюджет, в размере 1000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 31.08.2018, выраженное в уведомлении №КУВД-001/2018-2885634/1.

 В целях восстановления прав и законных интересов заявителя обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в установленном порядке произвести государственную регистрацию права собственности Общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Ульяновск»  на линейное сооружение – подземный газопровод-ввод протяженностью 55 м от точки врезки по ул.Новая до границы земельного участка жилого дома по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Богдашкино, ул.Новая, д.19.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Ульяновск» расходы по госпошлине в размере 2000 руб.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Ульяновск» в федеральный бюджет 1000 руб. госпошлины.

Решение вступает в силу по истечении месяца с момента его принятия.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                  Ю.А. Овсяникова