АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
432063, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14
Тел.(8422)33-46-08 Факс(8422)32-54-54 E-mail: info@ulyanovsk.arbitr.ru Интернет: http://ulyanovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Ульяновск
«27» февраля 2017 года Дело № А72-18825/2016
Резолютивная часть решения изготовлена 21.02.2017.
Решение в полном объеме изготовлено 27.02.2017.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А. Семеновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Львовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Национальный центр устойчивого развития и экологической безопасности» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Ульяновск,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области, г.Ульяновск,
о признании незаконным отказа от 30.09.2016 №01-27/6223 в предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;
об обязании устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем выдачи лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности;
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - ФИО1, паспорт, доверенность от 01.12.2016;
от ответчика - ФИО2, паспорт, доверенность №03-09/04 от 09.01.2017;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Национальный центр устойчивого развития и экологической безопасности» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области (далее – Росприроднадзор, ответчик), которым просит:
-признать незаконным отказ Росприроднадзора от 30.09.2016 №01-27/6223 в предоставлении Обществу лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;
-обязать Росприроднадзор устранить нарушение прав и законных интересов Общества путем выдачи лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
Представитель Общества заявленные требования поддержал в полном объеме, в том числе, ссылается на то, что:
-для предварительного измельчения некоторых отходов не требуется дополнительное специальное оборудование. Измельчение древесных отходов (в т.ч. шпал) может быть выполнено с помощью специальных инструментов (пила, топор и т.п.), которые сами по себе оборудованием не являются и в составе пакета документов на оформление лицензии не прикладываются;
-отходы, заявленные на утилизацию и обезвреживание на «ФД-5», также могут утилизироваться и обезвреживаться на ином оборудовании Общества (с применением сорбентов и реагентов).
Представитель Росприроднадзора требования Общества не признает по основаниям, изложенным в отзыве; указал, что вынесено уже 3 отказа в предоставлении Обществу лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Один отказ был предметом рассмотрения в рамках дела №А72-11037/2016 и признан судом обоснованным.
Второй отказ рассматривается в рамках настоящего дела №А72-18825/2016.
Третий отказ был дан ответчиком Обществу 14.02.2017 №01-27/869.
Из материалов дела следует, что 12.08.2016 в Росприроднадзор поступило заявление Общества №7289 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности с приложением документов.
По результатам проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям ответчиком было установлено несоблюдение требований Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 (далее - Положение о лицензировании), а именно: у Общества отсутствует оборудование, специализированные установки для обезвреживания, утилизации отходов II-IV классов опасности.
Ответчиком был составлен акт проверки от 28.09.2016 № 317 и вынесено оспариваемое решение об отказе в предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности от 30.09.2016 № 01-27/6223.
Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд пришел к следующим выводам.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных Федеральным законом отдельными государственным или иными публичными полномочиями, должностных лиц регулируется главой 24 АПК РФ.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлены полномочия арбитражного суда в судебном заседании при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
12.08.2016 в Управление поступило заявление Общества № 7289 о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности с приложением документов.
Согласно Перечню федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности», Росприроднадзор является органом исполнительной власти, осуществляющим лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1 - IV классов опасности.
П. 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, установлено, что Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон №99-ФЗ) в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе, проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям в порядке, установленном статьей 19 указанного Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также порядок лицензирования указанной деятельности установлены Положением о лицензировании.
Согласно подп. «б» п. 3 Положения о лицензировании лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами в части работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.
По результатам проверки соответствия соискателя лицензии - Общества лицензионным требованиям установлено несоблюдение требований Положения о лицензировании, о чем был составлен акт проверки от 28.09.2016 № 317 и вынесено оспариваемое решение, мотивированные следующим:
-согласно информационной справке Общества от 26.09.2016 № 3348 заявитель намеревался осуществлять деятельность по обезвреживанию отходов III-IV классов опасности с использованием оборудования: мобильной установки для утилизации замазученных грунтов «УЗГ-1МЖ», предоставленной Обществу на основании договора аренды оборудования от 01.07.2016 № О-1/2016 (заводской номер установки 29, дата выпуска апрель 2008 г.).
Представленным к указанной установке Руководством по эксплуатации, содержащим техническое описание, инструкцию по эксплуатации, паспорт установки, установлен запрет утилизации в установке отходов с большим содержанием легкофракционных нефтепродуктов (бензины, растворители и другие подобные продукты).
При этом из анализа вышеназванной справки Общества, заявитель имеет намерение обезвреживать с использованием названного оборудования отходы, загрязненные лакокрасочными материалами, в состав которых входят растворители.
Кроме того, согласно сведениям производителя вышеуказанной установки - ООО «Скорая Экологическая помощь» (письмо от 02.06.2016 № 604) имеется перечень подлежащих утилизации на установке отходов, требующих предварительной подготовки: сортировки, измельчения на соответствующем измельчителе (шредере) и установки дополнительных специализированных для соответствующего материала фильтров. Под указанный перечень подпадают отходы, заявленные Обществом в информационной справке от 26.09.2016 № 3348 в качестве отходов, планируемых к обезвреживанию на установке УЗГ-1МЖ. Однако в ходе проверки ответчиком установлено отсутствие измельчителей и дополнительных специализированных фильтров;
-согласно вышеназванной информационной справке Общества, заявитель намеревался осуществлять деятельность по утилизации и обезвреживанию отходов II-IV классов опасности с использованием оборудования: модуля напорной флотации для локальной очистки сточных вод «ФД-5» 2008 года выпуска, принадлежащего Обществу на праве собственности (договор купли-продажи от 17.08.2015).
Согласно Руководству по эксплуатации Модуля напорной флотации для локальной очистки сточных вод, разработанного организацией-изготовителем ООО «ЭКО-С», данный модуль предназначен для очистки сточных вод от масел, нефтепродуктов, жиров, взвешенных частиц, от ПАВ и частично растворенных органических веществ (п. 1.1. Руководства).
Кроме того, ООО «ЭКО-С» в письме от 19.05.2016 № 037 подтвердило, что модуль напорной флотации ФД-5 предназначен для удаления из сточных вод взвешенных веществ, нефтепродуктов, масел, жиров, гидроксидов металлов и других загрязнений, а также существенного снижения показателей БПК/ХПК в сточной воде.
Как указывает Росприроднадзор в своем отзыве, Общество подменяет понятие «сточные воды» понятием «отходы», что является недопустимым.
Согласно п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ сточные воды - это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с указанным Федеральным законом.
Из анализа приведенных норм следует, что понятия «сточные воды» и «отходы производства и потребления» не являются тождественными.
В письме ООО «ЭКО-С» от 19.05.2016 № 037 указано, что модуль ФД-5 предназначен для очистки сточных вод, в которых, как правило, концентрации загрязнений не превышают граммы на литр (десятые доли процента); указанный модуль не предназначен для обезвреживания и утилизации жидких концентрированных отходов производства и потребления II и III классов опасности и, тем более, твердых отходов.
ООО «ЭКО-С» указало, что модуль ФД-5 может быть применен для очистки сточных вод, содержащих жидкие отходы, при условии обязательной предварительной химической нейтрализации жидких отходов и разбавлении жидких отходов другими стоками воды до определенных концентраций.
В информационной справке Общества от 26.09.2016 № 33478 предназначение оборудования - флотатора ФД-5 - модуля напорной флотации заявлено как для очистки сточных вод и жидких отходов, что противоречит данным Руководства по эксплуатации названного оборудования и пояснениям организации-разработчика.
Как указывает в отзыве Росприроднадзор, большинство указанных в перечне отходов, заявленных Обществом в качестве планируемых к обезвреживанию и утилизации с использованием модуля напорной флотации ФД-5, не являются жидкими отходами.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).
С целью конвертации отходов по действующему ФККО с отходами по ФККО в прежней редакции Федеральной службой по надзору в сфере природопользования разработан Конвертер видов отходов ФККО-2002 (2003) в виды отходов ФККО-2014, в котором даны разъяснения, в т.ч., структуры кода отхода.
Так, девятый и десятый знаки кода используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы отхода.
В конвертере приведен кодификатор агрегатного состояния и физической формы, использованный для кодирования видов отходов, включенных в ФККО-2014 - таблица 2, из анализа которого следует, что отходам, имеющим жидкое агрегатное состояние/физическую форму, присвоены знаки (коды) 10 и 31 (дисперсная система - состояние жидкое в жидком).
Однако, из анализа перечня отходов II-IV классов опасности, заявленных Обществом к обезвреживанию и утилизации с использованием модуля напорной флотации для локальной очистки сточных вод ФД-5, следует, что не все приведенные в нем отходы имеют жидкое агрегатное состояние. Среди них указаны также отходы, имеющие твердое состояние, а также агрегатное состояние в виде сыпучего материала, дисперсной системы (в т.ч., состояние: твердое в жидком).
При этом согласно письму Общества от 19.05.2016 № 037 указанный модуль предназначен для удаления из сточных вод определенных веществ, из чего следует вывод о том, что данный модуль не предназначен для обезвреживания, утилизации заявленных Обществом отходов.
Указанное подтверждается решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.10.2016 по делу № А72-11037/2016 и не доказывается вновь в силу положений ч.2 статьи 69 АПК РФ.
Как было указано выше, ответчиком было вынесено оспариваемое решение по мотиву отсутствия оборудования, специализированных установок для обезвреживания, утилизации отходов II-IV классов опасности и, следовательно, отсутствия у Общества возможности соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности.
Исходя из положений статей 198, 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8, оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, могут быть признаны судом незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд, оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, считает, что оспариваемое решение ответчика от 30.09.2016 не противоречит вышеприведенным нормам, следовательно, отсутствует совокупность 2-х условий для признания его незаконным.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по госпошлине следует возложить на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Порядок обжалования решения определен статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья М.А.Семенова