ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-20542/18 от 17.04.2019 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск

23 апреля 2019 года                                                                   Дело №А72-20542/2018

Резолютивная часть решения объявлена 17.04.2019,

Решение в полном объеме изготовлено 23.04.2019.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Овсяниковой Ю.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильиной К.В.,рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Правительства Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области, г.Ульяновск

к областному государственному казённому учреждению социального обслуживания "Центр социально-психологической помощи семье и детям "Ульяновский региональный ресурсный институт семьи"

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области (ИНН <***>), Министерство финансов Ульяновской области (ИНН <***>)

об обязании провести работы по сохранению объекта культурного наследия муниципального значения «Доходный дом евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии», расположенного по адресу: <...>,

при участии:

от заявителя – ФИО1, паспорт, доверенность от 04.02.2019;

от ответчика – ФИО2, паспорт, доверенность от 21.01.2019;

от третьего лица Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области – ФИО3, паспорт, доверенность от 17.01.2019;

от третьего лица Министерства финансов Ульяновской области – не явился, извещен.

УСТАНОВИЛ:

Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области (далее – заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к областному государственному казённому учреждению социального обслуживания "Центр социально-психологической помощи семье и детям "Ульяновский региональный ресурсный институт семьи" (далее – ответчик, Учреждение) с требованием обязать провести работы по сохранению объекта культурного наследия, а именно: по ремонту фасадов, стен и цоколя здания – объекта культурного наследия муниципального значения «Доходный дом евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии», расположенного по адресу: <...>.

Определением суда от 19.12.2018  заявление принято к  производству.

В процессе рассмотрения дела суд в порядке ст. 51 АПК РФ привлёк к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области.

Определением суда от 19.02.2019 удовлетворено ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований, заявитель просит:

1. провести техническое обследование состояния и конструкций здания в срок до 20.12.2019,

2. по результатам обследования разработать проектную документацию на ремонт здания в срок до 20.12.2019,

3. произвести реставрационные работы по ремонту фундаментов, стен и фасадов здания в 2020 году.

В судебном заседании 17.04.2019 представитель истца на удовлетворении исковых требований настаивал, а также просит в соответствии со статьёй 27 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» обязать ответчика провести мероприятия по установке носителя информационной надписи и обозначения в срок до 15.08.2019.

Ответчик против заявленного истцом ходатайства об уточнении исковых требований не возражает.

Суд, с учетом мнения ответчика, а также в целях процессуальной экономии (избежать предъявления нового иска по тому же объекту культурного наследия с дополнительными требованиями), учитывая, что заявленное истцом требование также относится к работам по сохранению объекта культурного наследия, вопрос о проведении которых является предметом рассматриваемого дела, в порядке ст. 49 АПК РФ ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворил.

Представитель истца поддерживает уточненные исковые требования.

Представитель ответчика исковые требования не признает.

Представитель Министерствасемейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области пояснил, что денежных средств на проведение работ в бюджете не предусмотрено.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. 

Из материалов дела усматривается, что административное здание, находящееся по адресу: <...>, является объектом культурного наследия муниципального значения «Доходный дом евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии», включено в государственный реестр памятников истории и культуры народов РФ на территории муниципального образования «город Ульяновск».

По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, указанное здание передано на праве оперативного управления Государственному казённому учреждению социального обслуживания "Центр социально-психологической помощи семье и детям "Ульяновский региональный ресурсный институт семьи" (запись регистрации от 20.02.2007).

По результатам осмотра здания расположенного по адресу: <...> (акт осмотра объекта культурного наследия от 16.07.2018) специалистами Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области выявлено, что работы по ремонту здания не проводились, имеются деструкция и обрушение отделочных слоев фасадов здания, частичное отторжение штукатурки, фрагментарное обрушение декоративных элементов фасадов, обрушение облицовочных плит цоколя.

Управлением в адрес Учреждения направлена претензия (№73-П-03.01/18786 исх. от 17.07.2018) с требованием произвести реставрационные работы по ремонту фундаментов, стен, фасадов и карниза здания в срок до 01.12.2018.

Поскольку данные требования не были выполнены, Управление обратилось в суд с рассматриваемым иском.

Представитель ответчика ОГКУСО "Центр социально-психологической помощи семье и детям "Ульяновский региональный ресурсный институт семьи" исковые требования не признал, пояснил, что Учреждение финансируется из областного бюджета Ульяновской области; главным распорядителем средств для Учреждения является Министерство семьи, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области; в проекте бюджетной сметы на 2018 год планировались средства для производства ремонтных работ, однако данные средства выделены не были; бюджетная смета на 2019 год была сформирована в 2018 году в пределах выделенных ассигнований с дефицитом средств областного бюджета в размере 13 784 382 руб., выделенный объём финансирования не позволяет учреждению выполнить в полном объёме свои обязательства; денежные средства на оплату услуг по разработке проектно-сметной документации на организацию ремонтных работ учреждению не выделялись; при формировании бюджета на 2019 год средства, необходимые для проведения ремонтных работ также выделены не были

Представитель третьего лица Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что в перечень строек и объектов с кодами целевых статей расходов на 2019-2021 годы в рамках государственной программы Ульяновской области «Социальная поддержка и защита населения Ульяновской области» на 2014-2021 годы, планируемых к финансированию в 2019 году, объект культурного наследия - «Доходный дом евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии» не входит, так как ОГКУСО "Центр социально-психологической помощи семье и детям "Ульяновский региональный ресурсный институт семьи" не представляло в Министерство в 2018 году проектно-сметную и конкурсную документацию для проведения электронного аукциона по ремонтным работам.

Согласно статье 44 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В порядке реализации указанных конституционных требований законодателем был принят Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), обеспечивающий сохранение, использование, популяризацию и государственную охрану объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Согласно преамбуле данного Закона государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно ст.33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия.

В соответствии со статьёй 47.3 Закона № 73-ФЗ собственник или пользователь объекта культурного наследия, включенного в реестр, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия, в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Согласно пункту 1 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия. Охранным обязательством, в том числе устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона и к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 47.6). В случае несогласия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с требованиями к объекту культурного наследия, установленными соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия может обжаловать указанные требования в суд (пункт 3 статьи 47.6). Охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи, в том числе по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона (п.6 ст.47.6).

Согласно пункту 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением  (абз.2).

Согласно материалам дела, ответчиком подписано охранное обязательство №П-07-1 от 17.01.2007 в отношении  объекта культурного наследия «Доходный дом евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии», которым предусмотрено, что ОГКУСО "Центр социально-психологической помощи семье и детям "Ульяновский региональный ресурсный институт семьи" обязано:

п.2. Обеспечивать режим содержания памятника, проводить ремонтно-реставрационные, консервационные и реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния памятника

п.4. Содержать памятник и всё связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке

п.12. Своевременно производить поддерживающий текущий, капитальный ремонт и благоустроительные работы независимо от сезона, а также ремонтно-ремтаврационные работы, в сроки, предусмотренные актом технического состояния памятника

п.13. Проводить все ремонтно-реставрационные и другие работы по памятнику и его территории за свой счёт и своими материалами по предварительному разрешению Управления. Обеспечивать указанные работы всей научно-проектной и технической документацией, а именно: обмерами, проектами и научными исследованиями памятника.

Охранное обязательство №П-07-1 от 17.01.2007 предусматривало выполнение работ по ремонту фасадов здания до 1.10.2008г.

Данные работы были Учреждением выполнены, в доказательство чего представлены акт и справка о выполненных работах от 25.09.2008 на сумму 860 809 руб.

Однако, как следует из акта осмотра здания от 06.07.2017, в июле 2017 года из-за проливного дождя произошли протечка кровли и затопление подвала здания, расположенного по адресу: <...>. Комиссионным осмотром здания установлены: протечка кровли по всему периметру здания, неправильная работа системы ливневой канализации, не организован водоотвод от несущих конструкций фундамента, отсутствие вертикальная гидроизоляция стен подвального помещения, вода в подвальном помещении составила - 40 см.; сделаны следующие выводы: требуется произвести обследование технического состояния строительных конструкций здания на предмет замены кровельного покрытия, организации водоотвода от строительных конструкций фундамента и частичной замене карт подвесного потолка «Армстронг» с составлением сметной документации, определением вида ремонта и проверка достоверности сметной документации в рамках действующего законодательства. Сумма ущерба составила 3 539 915,32 руб. (л.д. 30-31).

Как пояснил ответчик, он обращался за выделением денежных средств на подготовку проектной документации и ремонт здания, однако денежные средства не были выделены, бюджетная смета, подтверждающая данные расходы, не утверждена.

Таким образом, работы по восстановлению и сохранению здания как объекта культурного наследия после ливневых дождей в июле 2017 не выполнены.

При этом обязанность по выполнению ремонтно-реставрационных работ на указанном памятнике в силу закона и положений охранного обязательства лежит на Учреждении.

Согласно подпункту 6 пункта 6 статьи 11 Закона № 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Согласно пункту 4 статьи 40 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Статьей 45 Закона № 73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия (п. 1).

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (п. 2).

Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (п. 3).

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (п. 6).

Статьей 33 Закона № 73-ФЗ предусмотрено  обследование и фотофиксация один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности.

Согласно статье 28 Закона № 73-ФЗ государственная историко-культурная экспертиза (далее - историко-культурная экспертиза) проводится в целях определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия (абз. 10).

Таким образом, работы по сохранению объекта культурного наследия предусматривают проведение технического обследования объекта, подготовку проектной документации на проведение работы по сохранению объекта, проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации.

Кроме того, в соответствии со статьей 27 Закона №73-ФЗ на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения).

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, указанных в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона.

Исходя из указанных положений закона, Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания "Центр социально-психологической помощи семье и детям "Ульяновский региональный ресурсный институт семьи" является лицом, ответственным за выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия муниципального значения «Доходный дом евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии», расположенного по адресу: <...>, как лицо, которому данный объект передан на праве оперативного управления.

Как указано в Определении Верховного Суда РФ от 24.08.2018 N 303-КГ18-12177 по делу N А04-7666/2017, само по себе отсутствие акта технического состояния (форма и порядок составления которого не утверждены нормативно) не освобождает собственника объекта культурного наследия, включенного в реестр, от исполнения обязанности по его сохранению, включающего выполнение работ по ремонту, реставрации, приспособления объекта культурного наследия для современного использования (статьи 42.7, 47.3, 48 Закона N 73-ФЗ).

Значительность стоимости реставрационных работ не может являться основанием для освобождения собственника объекта культурного наследия, включенного в реестр, от исполнения конституционной обязанности по его сохранению и содержанию.

На основании изложенного, исковые требования Управления являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. 

В соответствии со ст.174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.

Истец просит обязать ответчика провести техническое обследование состояния и конструкций здания, и по результатам обследования разработать проектную документацию на ремонт здания, указывая один и тот же срок - до 20.12.2019, а также произвести реставрационные работы по ремонту фундаментов, стен и фасадов здания в 2020 году; информационную надпись установить в срок до 15.08.2019.

Ответчик поясняет, что в связи с недофинансированием и тем, что бюджетная смета на будущий год формируется в текущем году, реальные сроки выполнения требований истца подлежат переносу на 2020-2021 годы.

Управление возражает, поскольку 2020 год – юбилейный со дня рождения В.И. Ленина, объект культурного наследия по ул.Ленина, 104 располагается на территории-заповеднике «ФИО4 Ленина», в связи с чем работы по сохранению здания должны быть выполнены в 2020г.

Суд считает, что в целях исполнимости решения нецелесообразно установление жестких сроков проведения технического обследования и подготовки проектной документации, работы по выполнению которых могут быть поручены только специализированной организации, по результатам конкурсных процедур (учитывая финансирование данных работ из бюджета Ульяновской области, поскольку ответчик является областным  казенным учреждением), а также учитывая необходимость последующего проведения экспертизы подготовленного проекта; при этом суд соглашается с доводами истца, что все реставрационные работы по ремонту фундаментов, стен и фасадов здания (с предварительным проведением обследования и составлением проектно-сметной документации в установленном порядке) реально выполнить в срок до конца 2020г., а установление информационной надписи - до 15.08.2019.

В силу ст.110 расходы по госпошлине подлежат отнесению на ответчика; госпошлина подлежит взысканию в федеральный бюджет, поскольку истец освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 110, 167-171 Ар­битражного процессуального кодекса РФ, арбит­ражный суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания "Центр социально-психологической помощи семье и детям "Ульяновский региональный ресурсный институт семьи" провести работы по сохранению объекта культурного наследия муниципального значения «Доходный дом евангелическо-лютеранской церкви Святой Марии», расположенного по адресу: <...>, а именно:

- провести техническое обследование состояния и конструкций здания; по результатам обследования разработать проектную документацию на ремонт здания; произвести реставрационные работы по ремонту фундаментов, стен и фасадов здания в срок до конца 2020г.;

- провести мероприятия по установке на здании носителя информационной надписи и обозначения в срок до 15.08.2019.

Взыскать с Областного государственного казённого учреждения социального обслуживания "Центр социально-психологической помощи семье и детям "Ульяновский региональный ресурсный институт семьи" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) руб. 00 коп.

Решение вступает в силу по истечении месяца с момента его принятия.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                 Ю.А. Овсяникова