ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-2079/12 от 23.05.2012 АС Ульяновской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

432017, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14 Тел. (8422)33-46-08

Факс (8422)32-54-54 E-mail: normativ@mv.ru Интернет: www.ulyanovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ульяновск

«23» мая 2012 года Дело N А72-2079/2012

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Е.Е. Каргина,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.С. Сунопля,

с использованием средства аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Отдела образования администрации Ленинского района г. Ульяновска в лице ликвидационной комиссии (ОГРН 1027301175791, ИНН 7325002652)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска (ОГРН 1047301036639, ИНН 7325051145)

о признании незаконными действий налогового органа,

заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска (ОГРН 1047301036639, ИНН 7325051145)

к Отделу образования администрации Ленинского района г. Ульяновска (ОГРН 1027301175791, ИНН 7325002652)

о взыскании 2578704 руб. 12 коп.,

при участии:

от Отдела образования администрации Ленинского района г. Ульяновска – Бержковой Г.Н. по доверенности от 25.02.2012,

от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска – Дюльдиной А.В. по доверенности от 18.01.2012,

установил:

Отдел образования администрации Ленинского района г. Ульяновска в лице ликвидационной комиссии обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (уточненным) о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска, выразившихся в выдаче справки № 61537 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 15.05.2012, содержащей данные о задолженности перед бюджетом на общую сумму 2581368,60 руб., возможность взыскания которой утрачена.

Указанное заявление судом принято к производству в рамках дела № А72-2079/2012.

06.04.2012 в Арбитражный суд Ульяновской области Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска подано заявление о взыскании с Отдела образования администрации Ленинского района г. Ульяновска задолженности в сумме 2578704 руб. 12 коп., возбуждено производство по делу № А72-2995/2012.

Статья 130 АПК РФ предусматривает, что арбитражный суд первой инстанции, установив, что в его производстве имеются несколько дел, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам, а также в иных случаях возникновения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов, по собственной инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, объединяет эти дела в одно производство для их совместного рассмотрения (ч. 2.1 ст. 130 АПК РФ).

Арбитражный суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объединил дела №№А72-2079/2012, А72-2995/2012 в одно производство для совместного рассмотрения, объединенному делу присвоил номер А72-2079/2012.

Как усматривается из материалов дела, Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска пропустила срок на принудительное взыскание с Отдела образования администрации Ленинского района г. Ульяновсказадолженности по обязательным платежам в сумме 2578704 руб. 12 коп., ходатайствовала о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в суд.

В обоснование уважительной причины пропуска срока на подачу заявления инспекция сослалась на большую загруженностью работников налогового органа, большое количество налогоплательщиков, поставленных на учет в инспекции.

Доводы, приведенные в заявлении Отдела образования администрации Ленинского района г. Ульяновска об оспаривании действий инспекции, сводятся к тому, что в справке №61537, выданной налоговым органом по состоянию на 15.05.2012, указана безнадежная к взысканию задолженность по обязательным платежам в сумме 2581368 руб. 60 коп.

Отдел образования считает, что ему должна быть выдана объективная справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам.

Рассмотрев доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.

В силу статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно статье 65 и части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей, возлагается на заявителя.

В данном случае на налоговый орган возлагается бремя доказывания обоснованности отражения в лицевом счете налогоплательщика сумм обязательных платежей и наличия правовых оснований для взыскания в рамках настоящего дела предъявленной задолженности по обязательным платежам в сумме 2581368 руб. 60 коп.

У налоговой инспекции документы, подтверждающие заявленное требование, отсутствуют, уничтожены за истечением срока хранения, соответственно позиция налоговой инспекции является бездоказательной, проверить правомерность взыскания 2578704 руб. 12 коп. не представляется возможным.

В соответствии с Приказом МНС от 21.04.2004 № САЭ-3-18/297@ документы юридических лиц по налогам и приложения к ним хранятся при условии завершения проверки (ревизии) 5 лет.

Исходя из того, что документы, обосновывающие спорную задолженность, не сохранились у налогового органа в силу давности, суд приходит к выводу о том, что с заявлением в 2012 году инспекция обратилась после истечения пресекательных сроков на взыскание, установленных статьями 46, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2007.

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 пресекательный срок на принудительное взыскание восстановлению не подлежит, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требования налогового органа к юридическому лицу.

В силу изложенного для восстановления срока на принудительное взыскание оснований не имеется, с учетом установленных фактических обстоятельств дела заявление налогового органа удовлетворению не подлежит.

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика.

В пункте 1 статьи 72 НК РФ указано, что пени являются способом обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов.

В случае, если пресекательный срок взыскания задолженности по налогу нарушен, то пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по его уплате, так как их начисление и взыскание при таких обстоятельствах будет противоречить Налоговому кодексу Российской Федерации, поскольку разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо.

Учитывая, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному.

Изложенное соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 06.11.2007 N 8241/07.

Форма справки, утвержденная Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@, не предусматривающая информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к реализации права налогоплательщика на отражение в справке реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Таким образом, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов с бюджетом, в данном случае в справке должны содержаться сведения о реально существующей и подтвержденной задолженности, а также указание на утрату инспекцией возможности взыскания задолженности.

Поскольку судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что сведения, отраженные в справке, выданной инспекцией, не отвечают указанным требованиям, суд первой инстанции считает обоснованным и подлежащим удовлетворению заявление Отдела образования администрации Ленинского района г. Ульяновска в лице ликвидационной комиссии о признании оспариваемых действий инспекции незаконными и об устранении допущенного нарушения прав и законных интересов налогоплательщика путем обязания Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновскавыдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам согласно приказу ФНС России от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@с указанием объективной информации о задолженности.

Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Президиума от 01.09.2009 № 4381/09.

Статьей 59 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 №229-ФЗ, действующей с 03.09.2010) предусмотрен порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание.

Согласно подпункту 4 пункта 1 данной статьи безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Пунктом 2 статьи 59 НК РФ предусмотрено, что органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту нахождения организации.

Поскольку в рамках настоящего дела установлено, что в отношении обязательных платежей в сумме 2581368,60 руб. налоговый орган утратил возможность их взыскания в связи с истечением установленного срока, то инспекция вправе принять решение о признании данной задолженности безнадежной к взысканию и списать ее.

Руководствуясь статьями 49, 112, 159, 167-170, 176, 201, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Уточнения заявления Отдела образования администрации Ленинского района г.Ульяновска принять к рассмотрению.

В удовлетворении ходатайства Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска о восстановлении срока подачи заявления о взыскании с Отдела образования администрации Ленинского района г.Ульяновска обязательных платежей в сумме 2578704,12 руб. отказать.

Заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска о взыскании с Отдела образования администрации Ленинского района г.Ульяновска обязательных платежей в сумме 2578704,12 руб. оставить без удовлетворения.

Признать действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска, выразившиеся в выдаче справки № 61537 по состоянию на 15.05.2012, содержащей необъективные сведения о задолженности Отдела образования администрации Ленинского района г.Ульяновска в сумме 2581368,60 руб., незаконными.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Ульяновска выдать Отделу образования администрации Ленинского района г.Ульяновска объективную справку по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@, с указанием на утрату возможности взыскания 2581368,60 руб. в связи с истечением установленного срока взыскания.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ульяновской области в течение месяца после принятия решения.

Судья Е.Е.Каргина