г. Ульяновск
17 июля 2019 года Дело № А72-21066/2018
Резолютивная часть решения объявлена 10 июля 2019 года. Полный текст решения изготовлен 17 июля 2019 года.
Арбитражный суд Ульяновской области
в составе: судьи Чудиновой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Журавихиной Л.А. (до перерыва), помощником судьи Васиной Е.А. (после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Местной мусульманской религиозной организации Махалля "Сююмбике" п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ульяновск
к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ульяновск
о признании недействительными распоряжений № 128-од от 05.10.2018 «Об отмене разрешения на строительство объекта капитального строительства от 01.08.2018 № 73-656000-232-2018», № 127-од от 05.10.2018 «Об отмене предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308 в п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области»
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное учреждение администрация муниципального образования Чердаклинского района Ульяновской области, муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) «Красноярский», индивидуальный предприниматель ФИО1, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области в лице филиала по Ульяновской области
при участии:
от заявителя – ФИО2, доверенность от 22.01.2019;
от ответчика – ФИО3, доверенность от 16.01.2019;
от МУ администрация муниципального образования Чердаклинского района Ульяновской области – ФИО4, доверенность от 03.04.2019;
от МУ администрация муниципального образования «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области – глава ФИО5;
от иных третьих лиц – не явились, уведомлены;
установил:
Местная мусульманская религиозная организация Махалля "Сююмбике" п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Агентству архитектуры и градостроительства Ульяновской области о признании недействительным распоряжения № 128-од от 05.10.2018 "Об отмене разрешения на строительство объекта капитального строительства от 01.08.2018 № 73-656000-232-2018".
Определением суда от 25.12.2018 заявление принято к производству; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение администрация муниципального образования Чердаклинского района Ульяновской области.
Определением суда от 23.01.2019 в порядке статьи 124 АПК РФ изменено наименование ответчика с Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области.
Определением суда от 14.03.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) «Красноярский», индивидуальный предприниматель ФИО1, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области.
Определением суда от 09.04.2019 удовлетворено ходатайство заявителя об уточнении заявленных требований; дополнив требованием о признании недействительным распоряжение № 127-од от 05.10.2018 «Об отмене предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308 в п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области».
Определением суда от 20.05.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области в лице филиала по Ульяновской области.
В судебное заседание третьи лица (СПК (колхоз) «Красноярский», ИП ФИО1, МТУ Росимущества в Республике Татарстан и Ульяновской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата») не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
В связи с привлечением по делу третьего лица слушание дела производится с самого начала.
В судебном заседании заявитель на заявленных требованиях настаивал в полном объеме, указывая, что на момент выдачи разрешения на строительство вид разрешенного использования земельного участка был основным.
Представитель МУ администрация муниципального образования «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области поддержал правовую позицию заявителя, указывая, что публичные слушания проведены без нарушений закона; не усматривает основания для проведения повторных слушаний.
Представители ответчика и МУ администрация муниципального образования Чердаклинского района Ульяновской области возражали против удовлетворения заявленных требований, указывая, что вид разрешенного использования земельного участка – условный; публичные слушания проведены с нарушением установленной процедуры, в связи с чем, население поселка не было надлежащим образом оповещено о целях проведения публичных слушаний.
Исследовав и оценив представленные документы, заслушав стороны, третьих лиц, суд считает, что заявленные требования следует оставить без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно материалам дела земельный участок с кадастровым номером 73:21:230405:308 в п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области» администрацией МО «Красноярское сельское поселение» передан Местной мусульманской религиозной организации Махалля "Сююмбике" п. Колхозный Чердаклинского района в постоянное бессрочное пользование для строительства мечети.
24.05.2018 в Агентство поступило обращение председателя Совета Махалли МРО Махалля «Сююмбике» о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308.
Учитывая, что проведение публичных слушаний отнесено к компетенции органов местного самоуправления, Агентством главе администрации МО «Красноярское сельское поселение» было направлено письмо о проведении публичных слушаний.
21.06.2018 состоялись публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
По результатам их проведения в адрес Агентства администрацией МО «Красноярское сельское поселение» направлено заключение о результатах проведения публичных слушаний.
02.07.2018 Агентство издало распоряжение № 86-од «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308 в п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области» ММРО Махалля «Сююмбике» п. Колхозный.
01.08.2018 Агентством ММРО Махалля «Сююмбике» п. Колхозный выдано разрешение на строительство № 73-656000-232-2018 объекта – мечети.
В последующем, в адрес Агентства от администрации МО «Чердаклинский район» поступило письмо с указанием на многочисленные жалобы жителей поселка относительно строительства религиозного объекта – мечети в центре п. Колхозный, с указанием на нарушение процедуры публичных слушаний, предусмотренной ГрК РФ.
Агентство, учитывая, что при проведении публичных слушаний были нарушены требования ГрК РФ, 05.10.2018 издало распоряжения: № 127-од «Об отмене предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308 в п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области» и № 128-од «Об отмене разрешения на строительство объекта капитального строительства от 01.08.2018 № 73-656000-232-2018».
Не согласившись с указанными решениями, ММРО Махалля «Сююмбике» п. Колхозный обратилась в суд с указанными требованиями.
При подаче заявления в суд заявитель указывал, что процедура проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308 для строительства мечети не нарушена, в связи с чем, основания для отмены Агентством ранее принятых распоряжений не имелись.
В ходе рассмотрения дела в суде заявитель уточнил правовую позицию, основания требований, указав, что еще в 2014 году разрешенный вид использования – религиозные объекты отнесен к основному, в связи с чем, не было правовых оснований для проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Представитель администрации МО «Красноярское сельское поселение» поддержал правовую позицию заявителя.
Представители Министерства (Агентства), администрации МО «Чердаклинский район» возражали против указанных доводов заявителя, указывая, что согласно Правилам землепользования и застройки МО «Красноярское сельское поселение», утвержденным Решением Совета Депутатов МО «Красноярское сельское поселение» от 06.10.2011, религиозные объекты отнесены к условному виду использования; процедура проведения публичных слушаний нарушена.
При оценке доводов сторон судом установлено следующее.
Применительно к виду разрешенного использования земельного участка (основной или условный) судом учитывается следующее.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
В силу части 1 и 3 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства классифицируются на основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования и вспомогательные виды разрешенного использования.
В силу статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 2); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (пункт 3).
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
По смыслу статей 30, 32, 37 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
Исходя из изложенного, определение вида разрешенного использования (основной, условно разрешенный или вспомогательный) земельных участков и объектов капитального строительства в каждой территориальной зоне определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
Сочетание видов разрешенного использования зависит от вида территориальной зоны, принадлежности земельного участка к определенной категории земель и земельной политики органа местного самоуправления.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ, статьей 11 Земельного кодекса РФ и пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Правила землепользования и застройки МО «Красноярское сельское поселение» утверждены Решением Совета Депутатов МО «Красноярское сельское поселение» от 06.10.2011 (далее – Правила).
При этом, содержание и редакцию указанных Правил стороны, третьи лица не оспаривали.
Стороны, третьи лица не оспаривают, что земельный участок с кадастровым номером 73:21:230405:308 расположен в зоне Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности).
Согласно Правилам 2011 года, в том числе редакции, действующей на день проведения публичных слушаний, вынесения решения, в зоне Ц-2 - религиозные объекты отнесены к условно разрешенному виду использования.
В обоснование довода об основном виде разрешенного использования земельного участка заявитель в материалы дела представил решение Совета Депутатов МО «Красноярское сельское поселение» от 31.07.2014 № 17, согласно которому в соответствии со статьей 15 главы 5 Правил землепользования и застройки МО «Красноярское сельское поселение» решено отнести к основным видам разрешенного использования условно-разрешенный вид использования – религиозные объекты.
Ответчик, администрация МО «Чердаклинский район» указывают, что данное решение принято в нарушении порядка, установленного для внесения изменений в Правила землепользования и застройки.
Согласно рассматриваемым Правилам - Правила землепользования и застройки муниципального образования «Красноярское сельское поселение» – документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, содержатся порядок применения Правил землепользования и застройки муниципального образования «Красноярское сельское поселение» и порядок внесения в них изменений.
Градостроительный регламент – устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно статье 3 Правил на территории муниципального образования «Красноярское сельское поселение» выделены территориальные зоны различного назначения, показанные на Карте градостроительного зонирования (статья 35 настоящих Правил). К территориальным зонам приписаны градостроительные регламенты по видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции (статья 36 настоящих Правил).
Градостроительный регламент в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (статья 38 настоящих Правил) включает:
основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые, при условии соблюдения технических регламентов не могут быть запрещены;
условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, требующие получения разрешения в порядке статьи 16 настоящих Правил;
вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, не предусмотренные градостроительным регламентом, являются не разрешенными для соответствующей территориальной зоны и не могут быть разрешены, в том числе и по процедурам статьи 16 настоящих Правил.
Земельный участок с кадастровым номером 73:21:230405:308 расположен в зоне Ц-2 (зона обслуживания и деловой активности).
Согласно Правилам в зоне Ц-2 религиозные объекты отнесены к условно разрешенному виду использования.
Согласно статье 15 Правил порядок изменения одного вида на другой вид разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости определяется градостроительным законодательством, настоящими Правилами, иными муниципальными правовыми актами муниципального образования «Красноярское сельское поселение».
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В случаях, кроме указанных в пункте 3 статьи 28 настоящих Правил при изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой разрешенный вид использования необходимо разрешение на строительство.
При этом, согласно статье 10 Правил на публичные слушания выносятся вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
В рассматриваемом деле Правила землепользования и застройки утверждены.
Согласно Правилам, градостроительному регламенту в территориальной зоне Ц-2 религиозные объекты отнесены к условно разрешенному виду использования.
При этом, какие-либо изменения в Правила и в градостроительный регламент не вносились; территориальная зона Ц-2 не предусматривает отнесение религиозных объектов к основному виду разрешенного использования.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в соответствии с основными действующими документами – генеральным планом (зона Ц-2), Правилами землепользования и застройки, градостроительным регламентом религиозные объекты в зоне Ц-2 отнесены к условно разрешенному виду использования.
Сами же по себе сведения ЕГРН о виде использования земельного участка не могут служить достаточным подтверждением того, что вид разрешенного использования земельного участка является основным.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, по смыслу изложенного соответствие земельного участка условно разрешенному виду использования предполагает исполнение лицом, которое намеревается использовать участок в соответствии с таким видом, обязанности по получению в установленном порядке разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства.
При этом порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направлен на реализацию одного из основных принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (пункт 5 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ), и включающий в себя, в том числе, необходимость обязательного комплексного учета мнения населения при принятии градостроительных решений в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области для обеспечения благоприятных условий проживания.
Как видно из приведенных нормативных положений, одним из этапов получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.
Публичные слушания - форма реализации прав населения, проживающего на территории муниципального образования, на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления посредством проведения собрания для публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов муниципального образования и других общественно значимых вопросов.
Проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Анализ норм статьи 39 Градостроительного кодекса РФ позволяет сделать вывод, что решение о предоставлении или отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления только при соблюдении указанных в названной статье административных процедур, в том числе организации и проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Иное означало бы предоставление неоправданно широкого усмотрения органу местного самоуправления в названной сфере ("Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).
В целях принятия решения по вопросу предоставления заявителю разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка администрацией МО «Красноярское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области было организовано проведение публичных слушаний.
Согласно материалам 21.06.2018 состоялись публичные слушания по проекту предоставления ММРО Махалля «Сююмбике» п. Колхозный разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308 (протокол № 10 от 21.06.2018), количество участников публичных слушаний – 36 человек; заключение по результатам публичных слушаний – утвердить проект предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308.
Администрация МО «Чердаклинский район» указывает, что в октябре 2018 в администрацию поступило обращение граждан, жителей поселка Колхозный (количество подписей около 200), с возражениями относительно строительства мечети, с указанием на то, что мнение граждан не спрашивали, и с требованием убрать забор, огораживающий место строительства, и демонтировать фундамент; сделав в указанном месте парк для отдыха населения независимо от национальности и вероисповедания.
Администрацией МО «Чердаклинский район» при рассмотрении указанного обращения и последующих обращений граждан было установлено, что нарушена процедура проведения публичных слушаний: нарушен порядок оповещения граждан – жителей поселка, не размещен проект, отсутствовал перечень информационных материалов к такому проекту; не были уведомлены правообладатели земельных участков, имеющих общие границы с вышеуказанным земельным участком.
Согласно материалам дела комиссией в составе прокуратуры Чердаклинского района, представителей Управления внутренней политики администрации Губернатора Ульяновской области, уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области, администраций МО «Чердаклинский район», МО «Красноярское сельское поселение» рекомендовано администрации МО «Красноярское сельское поселение» провести повторные публичные слушания на предмет предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308 для строительства мечети или обжаловать решения в судебном порядке.
Согласно пункту 5 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:
1) оповещение о начале публичных слушаний;
2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;
3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;
4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;
5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;
6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
Судом установлено, что три первых этапа процедуры, непосредственно предшествующих самим слушаниям, администрацией МО «Красноярское сельское поселение» нарушены.
Согласно пункту 6 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ оповещение о начале публичных слушаний должно содержать:
1) информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту;
2) информацию о порядке и сроках проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях;
3) информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций;
4) информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Согласно пункту 6 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ оповещение о начале публичных слушаний также должно содержать информацию об официальном сайте, на котором будут размещены проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационные материалы к нему, информацию о дате, времени и месте проведения собрания или собраний участников публичных слушаний.
При этом, согласно пункту 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ оповещение о начале публичных слушаний не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте или в информационных системах проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, а также в случае, если это предусмотрено муниципальными правовыми актами, в иных средствах массовой информации.
Согласно материалам дела Советом депутатов МО «Красноярское сельское поселение» 25.05.2018 принято решение № 10 «О времени, месте проведения публичных слушаний и порядке учета предложений по проекту предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308 в п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области».
В решении указано: назначить и организовать публичные слушания по проекту предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 73:21:230405:308, площадью 630 кв.м, в п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области», с видом разрешенного использования земельного участка – для строительства религиозного объекта (мечети) на 21.06.2018 в 16-00 часов в СДК Володарский, <...>. Обеспечить размещение на официальном сайте администрации МО «Красноярское сельское поселение» в сети Интернет сообщение, содержащее краткие сведения по обсуждаемому вопросу: информацию по предмету публичных слушаний, о дате, времени и месте предварительного ознакомления с материалами публичных слушаний, о месте и сроке представления предложений и рекомендаций по предмету публичных слушаний; заключения о результатах публичных слушаний. Ознакомление с материалами, прием предложений осуществляется в администрации МО «Красноярское сельское поселение» по адресу: <...> ежедневно с 8 часов до 12 часов и с 13 часов до 17 часов в период с 30.05.2018 по 20.06.2018 включительно.
Указанное решение в порядке, предусмотренном для опубликования нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, и в соответствии с пунктом 7 самого решения (устанавливающего порядок вступления в силу) 30.05.2018 опубликовано в газете «Приволжская правда» (официальный источник опубликования актов местного самоуправления, подписка 21 экземпляр, розничной продажи в населенном пункте нет (сообщение Информационного агентства Приволжье-Медиа) и 28.05.2018 размещено на официальном сайте администрации МО «Красноярское сельское поселение», что не соответствует пункту 8 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ.
Кроме того, указанное решение (при оценке его в качестве оповещения о публичных слушаниях) не содержит информацию о проекте, подлежащем рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, и перечень информационных материалов к такому проекту; информацию о месте, дате открытия экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, о сроках проведения экспозиции или экспозиций такого проекта, о днях и часах, в которые возможно посещение указанных экспозиции или экспозиций; информацию о порядке, сроке и форме внесения участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний, касающихся проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
В нарушении пункта 6 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ в решении не указаны сведения об официальном сайте администрации, на котором должен быть размещен проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях.
Иных сообщений, оповещений в смысле и содержания согласно пункту 5 статьи 5.1 Градостроительного кодекса РФ, размещено не было.
Размещенное на сайте администрации 18.06.2018 объявление (судом со всеми лицами, участвующими в деле, обозревалось на сайте администрации) не содержит сведения относительно какого конкретно вопроса проводятся публичные слушания (нет сведений, что разрешение на условный вид использования земельного участка запрашивается для строительства мечети), и кроме того, размещено за 3 дня до даты проведения публичных слушаний, что нарушает как нормы Градостроительного кодекса, так и Порядок проведения публичных слушаний в муниципальном образовании (пункт 5.1 - сообщение публикуется не позднее чем за 20 дней до дня проведения публичных слушаний).
В самом протоколе № 10 от 21.06.2018 (оформленном по результатам публичных слушаний и размещенном на сайте) также отсутствуют сведения, что разрешение на условный вид использования земельного участка запрашивается для строительства мечети.
Таким образом, учитывая совокупность обстоятельств: подписка на газету «Приволжская правда» 21 экземпляр, отсутствие розничной продажи, а также не указание в газете адреса официального сайта администрации, не размещение оповещения на официальном сайте в полном объеме и сроки, как предписано законом, суд приходит к выводу, что порядок оповещения о проведении публичных слушаний администрацией нарушен.
Далее, судом установлено нарушение администрацией 2-го и 3-го этапа процедуры публичных слушаний: проект, подлежащий рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте, не размещался; открытие экспозиции или экспозиций такого проекта, а также проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, администрацией МО «Красноярское сельское поселение» не проводилось, что подтвердил глава администрации МО «Красноярское сельское поселение» в судебных заседаниях.
Дополнительно судом также учитывается, что в нарушении части 4 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ администрация МО «Красноярское сельское поселение» не направила сообщения о проведении публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешении.
Такие доказательства администрацией МО «Красноярское сельское поселение» суду не представлены. Сами по себе представленные администрацией письма (без доказательства получения нарочным либо почтовых реестров отправки корреспонденции, журнала учета исходящей корреспонденции, прочее) такими доказательствами не являются. Кроме того, отсутствие такого уведомления подтвердили суду правообладатели смежных земельных участков, привлеченные судом в качестве третьих лиц.
Несмотря на то, что указанные лица (двое) в отзыве указали на отсутствие возражений относительно строительства мечети, с учетом указанных выше нарушений в совокупности, суд приходит к выводу об обоснованности правовой позиции ответчика и администрации МО «Чердаклинский район» о существенных и неустранимых нарушениях процедуры публичных слушаний (своевременность оповещения и полнота и достоверность информации), что влечет за собой неосведомленность и введение в заблуждение населения относительно причин и цели проведения публичных слушаний.
Регламентация градостроительной деятельности, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 марта 2017 года N 10-П, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области.
В своей прецедентной практике Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 года N 6-П, от 15 октября 2012 года N 21-П).
Суд также учитывает правовую позицию Определения Верховного Суда РФ от 24.04.2018 N 309-КГ17-20985 по делу N А76-17007/2016, в котором указано, что в силу части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт (также Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.04.2019 по делу N 307-КГ18-21642).
Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций.
В связи с чем, установив, что публичные слушания проведены с нарушением законодательства, что нарушает право граждан на выражение своего мнения относительно потребностей населения в обеспечении комфортных и благоприятных условий проживания, ответчик правомерно вынес оспариваемые распоряжения об отмене распоряжения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и, как следствие, об отмене разрешения на строительство.
При этом ответчик неоднократно пояснял, что указанное не является препятствием для проведения повторных публичных слушаний по рассматриваемому вопросу.
Таким образом, совокупность предусмотренных статьей 201 АПК РФ оснований для признания распоряжений недействительными судом не установлена, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Расходы заявителя по оплате госпошлины в сумме 3 000 руб. подлежат отнесению на заявителя в порядке статьи 110 АПК РФ.
Неуплаченная государственная пошлина в размере 3 000 руб. (оспариваются два распоряжения) подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета в порядке статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 – 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Местной мусульманской религиозной организации Махалля "Сююмбике" п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области Регионального духовного управления мусульман Ульяновской области в составе Центрального духовного управления мусульман России в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 (Три тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья В.А. Чудинова