ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-21133/18 от 26.09.2019 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                        Дело № А72-21133/2018

03.10.2019                                                            

Резолютивная часть решения объявлена 26.09.2019

Полный текст решения изготовлен 03.10.2019

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Слепенковой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ю.И.Кольник,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску  

Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к федеральному казенному учреждению "Отдел финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия" (ОГРН <***>, ИНН <***>),

к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к акционерному обществу «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» (ОГРН: <***>, ИНН <***>), г. Москва

о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 75 727,43 руб.,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:,

общество с ограниченной ответственностью «Александр» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), 

общество с ограниченной ответственностью «Гео-Сервис» (ОГРН: <***>,  ИНН: <***>),

при участии:

от истца – не явились, уведомлены,

от ответчика федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия"- ФИО1, доверенность;

от ответчика федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" – ФИО2, доверенность (присутствует в Арбитражном суде Уральского округа);

от третьих лиц – не явились, уведомлены;

установил:

В Арбитражный суд Ульяновской области поступило заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области к федеральному казенному учреждению "Отдел финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия" о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 75 727,43 руб.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.12.2018 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст.228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Этим же определением суд, в соответствии со ст. 51 АПК РФ, удовлетворил ходатайство истца о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в лице Службы экологической безопасности штаба материально-технического обеспечения Центрального военного округа.

Определением от 18.02.2019 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам судопроизводства.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от «14» марта 2019 года судом удовлетворено ходатайство истца о привлечении к участию в деле федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» в качестве соответчика по настоящему делу.

Определением от «04» апреля 2019 года в соответствии со ст. 51 АПК РФ по ходатайству федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа»  суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства».

Определением от 27.06.2019 суд привлек в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, общество с ограниченной ответственностью «Александр»,  общество с ограниченной ответственностью «Гео-Сервис».

В судебном заседании 06.08.2019 суд по ходатайству истца привлек в качестве соответчика акционерное общество «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства».

Истец уточнил исковые требования и просит взыскать с Федерального казенного учреждения «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия», Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 г. в результате осуществления деятельности войсковой части 58661-51 в сумме 75 652 рубля 73 копейки, в том числе: плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух - 71 353 рубля 33 копейки; плата за размещение отходов - 4 299  рубля 40 копеек.

В судебном заседании 29.08.2019 суд принял к рассмотрению ходатайство Акционерного общества «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.

Учитывая отсутствие предусмотренных ст. 39 АПК РФ обстоятельств, суд не усматривает процессуальных оснований для удовлетворения ходатайства о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.

Истец  в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

При данных обстоятельствах спор в судебном заседании рассматривается в отсутствие представителей истца и третьих лиц в порядке ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в деле  материалам.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив предоставленные доказательства, суд считает, что исковое заявление подлежит частичному удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области осуществляет полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации относительно платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Ульяновской области. В соответствии с п. 4.56 Положения об Управлении истец наделен полномочиями по предъявлению исков о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Основанием к обращению в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением послужило невнесение ФКУ «ОФО МО РФ по Ульяновской и Пензенской областям и Республике Мордовия» платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) за 2016 год.

При этом, указывает Управление, ответчиком представлялась Декларация о плате за НВОС за 2016 год (в/ч 58661-51), согласно которой плата в общем размере составляет 152 914,58 руб. (71 353,33 руб. - плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 81 561,25 руб. - плата за размещение отходов). Кроме того, в адрес ответчика направлялись уведомления об имеющейся задолженности за 2016 год, требования которых ответчиком отклонены по мотивам необоснованности.

Ответчик считает, что Истец не доказал, что именно Ответчиком в спорный период осуществлено негативное воздействия на окружающую среду, что именно Ответчик в спорный период являлся природопользователем, на которого возложена обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно статье 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Статья 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относила: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Статьей 16 Закона об охране окружающей среды в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В Определении Конституционного суда РФ от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно федеральным законом. Порядок определения платы и ее предельных размеров устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (действовавшим до 16.03.2017) был утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

В силу пункта 1 названного Порядка он распространялся на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и оказывающие вредное воздействие на окружающую природную среду.

Приказом Ростехнадзора  № 557 от 08.06.2006 был установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признавался календарный квартал.

Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ внесены изменения в Закон об охране окружающей среды, в частности, он дополнен статьей 16.1, согласно которой плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Также Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ Закон об охране окружающей среды дополнен статьей 16.2, определяющей порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, и статьей 16.3, устанавливающей порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, статьей 16.4 Закона об охране окружающей среды, также введенной в действие Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ, определяется порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно пунктам 1, 2, 3, 4 указанной статьи плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания срока, определенного пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии со статьями 16.3 и 16.5 Закона об охране окружающей среды Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила № 255), согласно пункту 32 которых отчетным периодом в отношении платы признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что плата исчисляется и взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

а) выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);

б) сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);

в) хранение, захоронение отходов производства и потребления (далее - размещение отходов).

В силу пункта 4 Правил № 255 контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

Плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.

Ответчики, возражая по заявленным требованиям, и считая себя ненадлежащими ответчиками, указывают, что согласно пункту 15 Положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 14.09.2015 N 530, в функции служб экологической безопасности входит, в том числе организация своевременного исчисления и внесения платы за НВОС на военных объектах военного округа, что не подразумевает обязанность по исчислению и взиманию платы, в тоже время обязанность отдела финансового обеспечения ограничена пределами бюджетных ассигнований, что следует из Положения об отделе и типового договора на обслуживание.

Суд, оценив доводы ответчиков, установил следующее.

Действительно, согласно Положению об отделе финансового обеспечения, утвержденному Министром обороны Российской Федерации 12.09.2011, учреждение создано для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также за границей, для чего оно осуществляет своевременное проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами, составление и представление отчетности по месту дислокации обслуживаемых воинских частей, осуществление функций администратора доходов бюджетов, поступающих в результате осуществления обслуживаемыми воинскими частями приносящей доход деятельности.

Согласно типовому договору на обслуживание № 13 от 18.01.2013 (с учетом дополнительного соглашения от 01.10.2013) между отделом финансового обеспечения и войсковой частью 58661-51 отдел финансового обеспечения обязуется осуществлять финансово-экономическое обеспечение войсковой части, включающее в себя, в том числе своевременное проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами.     

Из представленных отделом финансового обеспечения пояснений и документов следует, что в 2016 году денежные средства по коду расходов 852 оплата услуг за негативное воздействие на окружающую среду не поступали, а за 2017 год строка расходов по виду 852 отсутствует.

         Расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду представлены командиром войсковой части 58661-51, на расчетах проставлен оттиск печати войсковой части.

При таких обстоятельствах, суд считает, что вопрос о финансировании либо его отсутствии в данном деле не является решающим при определении лица, обязанного вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое при осуществлении деятельности войсковой части.

Нормами действующего законодательства прямо установлена обязанность лица, чьи объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, поставлены на государственный учет, уплачивать плату за НВОС.

В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 15.07.2010 N 1088-О-О, решение вопроса о правомерности возложения соответствующей обязанности на конкретного субъекта, в том числе о правовой оценке осуществляемой им хозяйственной деятельности как деятельности по размещению отходов производства и потребления, связано с установлением фактических обстоятельств конкретного дела и является прерогативой арбитражных судов.

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков" (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ (далее – Закон № 219-ФЗ) внесены изменения в Закон об охране окружающей среды в части, касающейся учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с п. 1 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (с 1 января 2015 года согласно Закону N 219-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 11 Закона № 219-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Закона об охране окружающей среды (в редакции настоящего Федерального закона).

Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, указанные в подпунктах "а" - "и", "м", "н" и "п" пункта 5 вышеуказанных Правил, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Заявка о постановке объекта на учет направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в отношении каждого объекта отдельно (пункты 17, 18 указанных Правил).

Судом установлено, что войсковая часть 58661-51 самостоятельным юридическим лицом не является, однако, именно при осуществлении деятельности войсковой части оказывалось негативное воздействие на окружающую среду.

Следовательно, при решении спорного вопроса следует исходить из наличия юридического лица, подразделением которого является войсковая часть и которому выдано свидетельство о постановке на учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Так, судом установлено, что 16.08.2017 г. Управлением выдано свидетельство № 147 о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 4 категории, в котором указано, что оно выдано ФКУ (ОСК ЦВО) (для Войсковой части 58661-51) ОГРН <***>, ИНН <***>, т.е. указаны идентификационные сведения ответчика – ФКУ (ОСК ЦВО).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, в структуру Минобороны России входят центральные органы военного управления и иные подразделения.

Воинские (войсковые) части, не имеющие гражданско-правового статуса юридического лица, находятся в подчинении соответствующих учреждений, зарегистрированных в качестве юридических лиц.

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, а также доводы, положенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд пришел к выводу о наличии обязанности ОСК ЦВО вносить плату за НВОС за осуществление войсковой частью 58661-51 деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, как лица, чьим подразделением является войсковая часть и которому выдано соответствующее свидетельство, независимо от даты его выдачи.

 Данные обстоятельства, в совокупности с условием о том, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязано вносить лицо, чья деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду, не позволяют определить отдел финансового обеспечения в качестве лица являющегося надлежащим ответчиком по делу, даже при наличии проставленного ИНН данной организации на расчётах, поданных войсковой частью в Управление.       

Учитывая вышесказанное, суд считает ОСК ЦВО надлежащим ответчиком по данному делу.

В отношении взыскания платы за негативное воздействие за выбросы в атмосферный воздух судом установлено следующее.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 г. № 1089-р АО «ГУ ЖКХ» определено единственным исполнителем услуг осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации в 2015-2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных ему государственных казенных,бюджетных и автономных учреждений.

Согласно п. 2 указанного Распоряжения Министерству обороны Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов АО «ГУ ЖКХ» объектов теплоснабжения и соответствующих сетей, объектов водоснабжения и водоотведения и соответствующих сетей, объектов электросетевого хозяйства и соответствующих сетей, а также иного имущества Министерства обороны Российской Федерации, необходимого для осуществления функций единственного исполнителя осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации закупок, работ и услуг.

В порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и во исполнение распоряженияПравительства Российской Федерации от 11.06.2015 г. № 1089-р, между Министерством обороны Российской Федерации и АО «ГУ ЖКХ» заключен государственный контракт от 21.09.2015 г. № 5-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Согласно п. 2.1. контракта № 5-ТХ АО «ГУЖКХ» обязалось оказывать услуги теплоснабжения в объеме соответствующим качеству и иным требованиям, установленным контрактом.

В соответствии с п. 12.1.-12.2. контракта № 5-ТХ срок действия контракта с 01.11.2015 г. по 31.12.2016 г.

Во исполнение контракта № 5-ТХ теплогенерирующие объекты (котельные) были переданы АО «ГУ ЖКХ» согласно перечню недвижимого имущества, предоставляемого в безвозмездное пользование АО «ГУ ЖКХ».

Согласно п. 3189 указанного перечня АО «ГУ ЖКХ» также была передана котельная с инв. №115, расположенная в Ульяновской области, районе Базарносызганский, п. Базарный Сызган, военные городки № 1,2.

В свою очередь, в военном городке № 1 расположена войсковая часть 58661-51, которая в разделе 1 декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 г. указала, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух образовались в результате работы стационарного объекта - котельной, расположенной в <...>.

В соответствии с положениями пункта 9.12. контракта № 5-ТХ возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется лицом, определяемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В дальнейшем было принято решение о привлечении на договорной основе
специализированной эксплуатирующей организации ООО «НордЭнерго». Вследствие чего теплогенерирующие объекты АО «ГУ ЖКХ» были переданы во временное
безвозмездное пользование соисполнителю на основании договора от 01.11.2015 №НЭ-ТХ-1. В соответствии с положениями пункта 9.12 государственного контракта № 5-ТХ возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется лицом, определяемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, указанная котельная, в результате работы которой образовались выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в 2016 году (в период негативного воздействия на окружающую среду) эксплуатировалась ООО «НордЭнерго», поскольку была передана по акту приема-передачи от 02.11.2015 №118 во временное безвозмездное пользование для исполнения обязательств по контракту № 5-ТХ на срок его действия.

При этом ООО «НордЭнерго» согласно сведениям ЕГРЮЛ ликвидировано, о чем  16.11.2018 внесена соответствующая запись.

Доказательств того, что такие объекты эксплуатировались войсковой частью, материалы дела не содержат.

Таким образом, войсковая часть не является субъектом внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в данной части, поскольку стационарные источники загрязнения войсковой части не принадлежали, в эксплуатации у нее не находились, в силу чего негативное воздействие посредством этих стационарных объектов данной войсковой частью не оказывалось.

Суд считает обоснованным довод ответчика о том, что в материалы дела не представлено доказательств эксплуатации котельной, расположенной на территории войсковой части 58661-51, именно войсковой частью, а не иным хозяйствующим субъектом, поэтому оснований для взыскания платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в размере 71 353 рубля 33 копейки суд не усматривает.

Данные выводы основаны также на судебной практике (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.01.2015 N Ф06-19093/2013 по делу N А49-3151/2014)

В части требований истца о взыскании платы за размещение отходов в размере 4299  рубля 40 копеек суд исходит из следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела и пояснений участвующих в деле лиц, данная сумма сформирована на основании раздела декларации войсковой части 58661-51 о плате за НВОС за 2016 год, плату за размещение ТКО в свой состав не включает.

Суд не принимает довод ответчика об освобождении от платы за размещение отходов в связи с тем, что между Министерством обороны и ООО «Александр» и АО «ГУ ЖКХ» были заключены контракты на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных и жидких бытовых отходов (государственные контракты от 29.06.2015 №328/ЭА/2015/ДГЗ/3 и от 29.10.2016 №28/10/2016/ДЭСиОКУ)

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 5-П, поскольку эксплуатация природных ресурсов и их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

При этом в соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом.

Согласно ст. 4 Закона № 89-ФЗ право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

В силу ст. 136 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

К расходам на содержание имущества относится также обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. При этом при передаче отходов, образованных и накопленных природопользователями, на специализированный полигон, не происходит перехода права собственности на них. Оказание услуг по размещению отходов специализированной организацией на основании гражданско-правового договора не означает автоматического перехода на эту организацию бремени уплаты данных платежей, являющихся по своей сути публично-правовыми.

Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2008 № 8672/08 и определениях Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 № 78-Впр10-33 и от 04.02.2015 № 309-КГ14-2379.

Ответчиком не представлено доказательств наличия договоров, заключенных со специализированными организациями на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, предусматривающих переход к специализированным организациям обязанности производить расчеты и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов, являющихся собственностью ответчика. Денежные средства для цели уплаты данных платежей ответчиком специализированным организациям также не передавались. Таким образом, войсковая часть, самостоятельно и добровольно исчислив плату за размещение отходов производства и потребления, признало такую обязанность в рамках заключенных договоров со специализированными организациями за собой.

С 1 января 2016 года действует норма законодательства о том, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат частичному удовлетворению в размере 4 229 руб. 40 коп.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине  возлагаются на ответчика, который в силу п. 1 ч. 1 ст. 333.27 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина в данном деле не взыскивается.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-171, 176-177, 180-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,                                 

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа» в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области для зачисления в бюджеты соответствующих уровней задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 4 229 руб. 40 коп.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения путем подачи апелляционной жалобы в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                                                 О.А. Слепенкова