ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-215/2023 от 03.08.2023 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск Дело №А72-215/2023

10.08.2023

Резолютивная часть решения объявлена 03.08.2023

Решение в полном объеме изготовлено 10.08.2023

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Овсяниковой Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Богдановой Н.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>), г. Ульяновск

к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), г. Ульяновск

об оспариванииотказов в выдаче разрешения на строительство от 24.11.2022 №01-13/1148, от 23.12.2022 №01-13/12618, в выдаче разрешения на реконструкцию от 23.12.2022 №01-13/12617,

при участии:

от заявителя – адвокат Астайкина Н.В., удостоверение №1424, доверенность от 19.01.2023; ФИО2, паспорт, доверенность от 15.08.2022;

от ответчика – ФИО3, паспорт, доверенность №01-13/8579 от 02.09.2022, диплом КБ №73300.

Установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Ульяновской области к Управлению архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска с заявлением о признании незаконными:

- отказа в выдаче разрешения на строительство от 24.11.2022 №01-13/11482 и обязании Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска выдать разрешение на строительство Склада №2 на земельном участке с кадастровым номером 73:24:000000 по ул. Репина, северо-восточнее жилого дома №37 в Ленинском районе г. Ульяновска на основании представленных инженерных изысканиях и проектной документации 138-2021 ООО «Геоплюс»;

- отказа в выдаче разрешения на строительство от 23.12.2022 №01-13/12618 и обязании Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска выдать разрешение на строительство Склада №1 на земельном участке с кадастровым номером 73:24:000000 по ул. Репина, северо-восточнее жилого дома №37 в Ленинском районе г. Ульяновска на основании представленных инженерных изысканиях и проектной документации 149-2020 ООО «Геоплюс»;

- отказа в выдаче разрешения на реконструкцию от 23.12.2022 №01-13/12617 и обязании Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска выдать разрешение на реконструкцию Объекта торговли под торгово-складской объект на земельном участке с кадастровым номером 73:24:000000 по ул. Репина, северо-восточнее жилого дома №37 в Ленинском районе г. Ульяновска на основании представленных инженерных изысканиях и проектной документации 18-2022 ООО «Геоплюс».

Определением от 16.01.2023 указанное заявление оставлено судом без движения.

Определением от 14.02.2023 указанное заявление принято судом к производству.

Представитель заявителя заявленные требования поддерживает.

Представитель ответчика заявленные требования не признает.

Как следует из материалов дела, Индивидуальный предприниматель ФИО1 является собственником (доля в праве 782/1000) земельного участка (единое землепользование; имеется соглашение о порядке владения и пользования земельным участком от 11.08.2021) площадью 7097 кв.м с кадастровым номером 73:24:000000:43, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Репина, северо-восточнее жилого дома №37.

Участок относится согласно градостроительному плану к зоне ПК1 – Коммунальная зона размещения коммунальных и складских объектов IV и V классов вредности; основные виды разрешенного использования – объекты торговли, объекты по обслуживанию автомобилей, стоянки, объекты дорожного сервиса, коммунальные и складские объекты, производственные объекты, базы, объекты инженерной инфраструктуры, многофункциональные объекты.

На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие предпринимателю: объект торговли с кадастровым номером 73:24:041118:203; здание котельной с кадастровым номером 73:24:041118:208; автомойка, здание технического обслуживания, объект торговли с кадастровым номером 73:24:041118:202; здание склада с кадастровым номером 73:24:000000:3072.

Как указывает заявитель, на данном земельном участке ИП ФИО1 ведется реконструкция и строительство следующих объектов недвижимости:

1. Реконструкция объекта торговли (с кадастровым номером 73:24:041118:203, которому присвоен адрес <...>) на основании проектной документации, подготовленной ООО «Геоплюс», шифр 18-2022 (после реконструкции: 2 этажа, общей площадью 1213,40 кв.м., строительный объем здания - 6 515)

2. Строительство склада № 1, на основании проектной документации, подготовленной ООО «Геоплюс», шифр 149-2020 (количество этажей 1-2, общей площадью 1 286,9 кв.м., строительный объем 6 645);

3. Строительство склада №2, на основании проектной документации, подготовленной ООО «Геоплюс», шифр 138-2021 (2 этажа, общей площадью 1 401,8 кв.м., строительный объем 7 414,7).

21.10.2022 ИП ФИО1 обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство склада № 2 на земельном участке с ка­дастровым номером 73:24:000000:43 по ул. Репина, северо-восточнее жилого дома № 37 в Ленинском районе города Ульяновска.

Письмом Управления от 24.11.2022 № 01-13/11482 заявителю было от­казано в выдаче разрешения на строительство по основанию: площадь проектируемого склада № 2 составляет 1401,8 кв.м., существующего склада с кадастровым номером 73:24:000000:3072 -127,7 кв.м., затрагиваются элементы конструкций существующего и проектируемых зданий, не представлены материалы инженерных изысканий и проектной документации на реконструкцию существующего склада с кадастровым номером 73:24:000000:3072, а также с учетом общей площади реконструируемого объекта, в соответствии с ч. 2 ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ), не представлено положительное заключение экспертизы проектной документации

19.12.2022 ИП ФИО1 обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство склада № 1 на земельном участке с ка­дастровым номером 73:24:000000:43 по ул. Репина, северо-восточнее жилого дома № 37 в Ленинском районе города Ульяновска.

Письмом Управления от 23.12.2022 № 01-13/12618 заявителю было от­казано в выдаче разрешения на строительство, поскольку в представленных материалах инженерных изысканий и проектной документации 149-2020 существующий контур склада с кадастровым номером 73:24:000000:3072 не отображен. В представленных инженерно-геодезических изысканиях содержатся неактуальные сведения о существующих объектах, не представлена проектная документация, разработанная с учетом актуальных сведений материалов инженерных изыскания. Кроме того, в текстовой части представленной проектной документации 149-2020 ООО «Гео плюс» выявлены разночтения с текстовой частью ранее представленной проектной документации 138-2021 ООО «Гео плюс» на строительство «Склад №2» в части площади озеленения земельного участка, площади твердых покрытий, общей площади застройки, расчета парковочных мест.

19.12.2022 ИП ФИО1 обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта торговли под торгово-складской объект на земельном участке с кадастровым номером 73:24:000000:43 по ул. Репина, северо-восточнее жилого дома № 37 в Ленин­ском районе города Ульяновска.

Письмом Управления от 23.12.2022 № 01-13/12617 заявителю было от­казано в выдаче разрешения на реконструкцию, поскольку в представленных материалах инженерных изысканий, в том числе инженерно-геодезических изысканиях, и проектной документации 18-2022 существующий контур склада с кадастровым номером 73:24:000000:3072 не отображен. Учитывая, что в представленных инженерно-геодезических изысканиях содержатся неактуальные сведения о существующих объектах, не представлена проектная документация, разработанная с учетом актуальных сведений материалов инженерных изыскания. Также указано, что согласно проектной документации торговая площадь объекта торговли при общей площади объекта 1213,4 кв.м составляет 111,4 кв.м, площадь складских помещений составляет 914,2 кв.м. Расчетное число покупателей принято исходя из торговой площади 111,4 кв.м., отсутствует информация о количестве единовременно пребывающих на объекте посетителей с учетом складских помещений. В случае возможности одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек – требуется экспертиза проектной документации на строительство объекта капитального строительства.

Не согласившись с вынесенным отказами, ИП ФИО1 обратился в суд с рассматриваемым заявлением. В обоснование заявленных требований указывает, что проектируемые объекты в соответствии с разработанной проектной документацией не являются объектами массового пребывания людей, поскольку максимально возможное количество находящихся в них людей составляет менее 50 человек в каждом, что подтверждается проектной документацией, разработанной ООО «ГЕО плюс».

На данный момент данные объекты недвижимости находятся на финальной стадии строительства.

Проектная документация представленная в Управление была подготовлена на основании результатов инженерных изысканий, срок давности которых не истек (согласно п.5.60 СП II-105-97 составляет 2 года). Обновление инженерно-топографических планов необходимо в участках изменения местности, если процент этих изменений превышает 35%.

Появление нового объекта недвижимости - зданиясклада с кадастровым номером 73:24:000000:3072 общей площадью 127 кв.м., не превышает 35 %. Более того, строительство вспомогательного объекта недвижимости произведено через год после разработки проектной документации, а точнее уже после возведения объекта капитального строительства Склад № 2, соответственно, ни наложений, ни общности конструктивных элементов между данными объектами быть не может.

Учитывая вышеизложенное, основание отказа, заключающееся в неактуальности инженерных изысканий в связи со строительством нового объекта недвижимости, является несостоятельным.

Кроме того, при принятии решения об отказе в выдаче разрешения на строительство Склада №2, Управление не приняло во внимание то обстоятельство, что объект недвижимости с кадастровым номером 73:24:000000:3072 является вспомогательным объектом к существующему объекту по обслуживанию автомобилей с кадастровым номером 73:24:041118:202, является конструктивно независимым по отношению к Складу №2, что подтверждается Заключением по результатам технического обследования здания, подготовленным ООО «Первое региональное агентство недвижимости».

Согласно ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более, чем два, общая площадь которых составляет не более 1500 кв.м. и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности.

Конструктивную независимость и соответствие проектной документации Склада № 2 также подтверждает и Заключение Эксперта от 22.07.2022 года № 014/2022, экспертом ФИО4. Таким образом, основания для отказа в выдаче разрешения на строительство склада № 2 у Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска отсутствовали.

При проектировании Реконструкции объекта торговли в торгово-складское помещение произведен расчет количества одновременно пребывающих людей на объекте на листе 6 раздела «Пояснительная записка» в количестве: Число рабочих мест - объект торговли (1 этаж) - 5 чел.; склад (2 этаж) - 5 чел. Торговая площадь - 111,40 м2 . Расчетное число покупателей - 37 чел. Всего - 47 чел.

Объект проектирования не является объектом массового пребывания людей согласно Приказу от 10 апреля 2020 г. №198/пр. т.к. максимально возможное количество находящихся в нем людей составляет менее 50 человек.

Проектная документация соответствует заданию на проектирование, выданным техническим условиям, требованиям действующих технических регламентов, стандартов, сводов правил и других документов, содержащих установленные требования. Данное обстоятельство подтверждается также письмом Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области от 26.04.2022 года №73-ИОГВ-18.01/5295исх.

Рассуждения о количестве людей, приведенные в отказе Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска являются несостоятельными, поскольку такого рода расчеты и оценку корректности максимальной вместимости помещения может дать только эксперт, в данном случае разработчик проектной документации. Следовательно, проектная документация, на основании которой было выдано разрешение на строительство, не подлежит прохождению экспертизы.

Кроме того, отказы в выдаче разрешительной документации из-за ведения строительства не соответствуют 51 статье Градостроительного кодекса Российской Федерации. Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим, указанные основания, положенные в основании отказов в выдаче разрешительной документации Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, являются недостоверными и не соответствующими действующему законодательству Российской Федерации

Ответчик требования не признает, указывает, что:

1. Письмом Управления от 24.11.2022 № 01-13/11482 заявителю было от­казано в выдаче разрешения на строительство склада № 2 по следующему основанию.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 73:24:000000:43 площадью 7 097 кв.м. является еди­ным землепользованием, в состав которого входят следующие земельные участки:

-земельный участок с кадастровым номером 73:24:040303:66 площа­дью 4061 кв.м.

-земельный участок с кадастровым номером 73:24:041118:8 площадью 3036 кв.м.

Согласно выписке из ЕГРН от 23.11.2022 № КУВИ-001/2022-207814206 на земельных участках с кадастровыми номерами 73:24:000000:43, 73:24:040303:66 и 73:24:041118:8 расположено нежилое здание склада с ка­дастровым номером 73:24:000000:3072.

При этом ни в материалах представленных застройщиком инженерных изысканий, ни в проектной документации, разработанной ООО «Гео плюс» шифр 138-2021, существующий контур склада с кадастровым номером 73:24:000000:3072 не отображен.

Учитывая, что в представленных инженерно-геодезических изысканиях содержатся неактуальные сведения о существующих объектах, заявителем не была представлена проектная документация, разработанная с учетом акту­альных сведений, материалов инженерных изысканий.

Кроме того, согласно графическим материалам разделов проектной до­кументации «Схема планировочной организации земельного участка», «Ар­хитектурные решения», «Конструктивные решения», «проект организации строительства» и сведениям публичной кадастровой карты контур проекти­руемого объекта накладывается на контур существующего объекта с кадаст­ровым номером 73:24:000000:3072.

Из изложенного следует, что фактически предполагается не строитель­ство нового объекта капитального строительства, а реконструкция существующего объекта с кадастровым номером 73:24:000000:3072.

Учитывая, что площадь проектируемого склада 2 составляет 1401,8 кв.м., существующего склада с кадастровым номером 73:24:000000:3072 -127,7 кв.м., проектная документация подлежала экспертизе. При этом за­стройщиком не было представлено положительное заключение экспертизы проектной документации.

Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче разрешения на строительство, установлен ч. 7 ст. 51 Градостроитель­ного кодекса РФ и включает в себя положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строи­тельство, реконструкция объекта капитального строительства, если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Частью 13 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

2. Письмом Управления от 23.12.2022 № 01-13/12618 заявителю было от­казано в выдаче разрешения на строительство склада № 1 по тем же основаниям, что в материалах представленных застройщиком инженерных изысканий, ни в проектной документации, разработанной ООО «Гео плюс» шифр 149-2020, существующий контур склада с кадастровым номером 73:24:000000:3072 не отображен.

Учитывая, что в представленных инженерно-геодезических изысканиях содержатся неактуальные сведения о существующих объектах, заявителем не была представлена проектная документация, разработанная с учетом акту­альных сведений, материалов инженерных изысканий.

Кроме того, в текстовой части представленной проектной документа­ции выявлены разночтения с текстовой частью ранее представленной про­ектной документации на строительства объекта «Склад № 2», разработанной ООО «Гео плюс», шифр 138-2021, в части площади озеленения земельного участка, площади твердых покрытий, общей площади застройки, расчета парковочных мест.

3. Письмом Управления от 23.12.2022 № 01-13/12617 заявителю было от­казано в выдаче разрешения на реконструкцию объекта торговли под торгово-складской объект по основанию, что ни в материалах представленных застройщиком инженерных изысканий, ни в проектной документации, разработанной ООО «Гео плюс», шифр 18-2022, существующий контур склада с кадастровым номером 73:24:000000:3072 не отображен.

Учитывая, что в представленных инженерно-геодезических изысканиях содержатся неактуальные сведения о существующих объектах, заявителем не была представлена проектная документация, разработанная с учетом акту­альных сведений, материалов инженерных изысканий.

Кроме того, согласно представленным материалам проектной докумен­тации торговая площадь объекта торговли при общей площади объекта 1213,4 кв.м. составляет 111,4 кв.м., площадь складских поме­щений составляет 914,2 кв.м. Учитывая, что проектной документацией рас­четное число покупателей принято исходя из торговой площади 111,4, отсут­ствует информация о количестве единовременно пребывающих на объекте посетителей с учетом складских помещений.

В силу ч. 2.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ в случае, если объ­екты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 настоя­щей статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.

Критерием отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан, утвержденным Приказом Минстроя России от 10.04.2020 № 198/пр, является возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек.

Поскольку в проектной документации отсутствует информация о коли­честве единовременно пребывающих на объекте посетителей с учетом склад­ских помещений, определить необходимость прохождения экспертизы про­ектной документации не представляется возможным.

Также в текстовой части представленной проектной документации вы­явлены разночтения с текстовой частью ранее представленной проектной до­кументации на строительства объекта «Склад № 2», разработанной ООО «Гео плюс», шифр 138-2021, в части площади озеленения земельного участ­ка, площади твердых покрытий, общей площади застройки.

Следовательно, оспариваемые отказы в выдаче разрешений на строи­тельство выданы в строгом соответствии с требованиями законодательства. Управлением не было допущено нарушение положений Градостроительного кодекса РФ. Отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, выслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (статья 13 ГК РФ, пункт 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со ст.51 ГРК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Из части 7 ст. 51 ГРК РФ следует, что в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы с приложением соответствующих документов, предусмотренных данной нормой (в частности, градостроительного плана земельного участка, материалов проектной документации (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства), положительного заключения экспертизы проектной документации (если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса), разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, иные).

В соответствии с частью 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 этой статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 ГрК РФ).

В силу ч. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ подготовка проект­ной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика, результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка.

В соответствии со ст. 47 Градостроительного кодекса РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строи­тельства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документаци­ей не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изыска­ний.

Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выпол­няются в целях получения:

1) материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строи­тельства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории;

2) материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фунаментови конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной за­шиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении.

Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, коли­чества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, рас­ширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восста­новление несущих строительных конструкций объекта капитального строи­тельства является реконструкцией объекта капитального строительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженер­ных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документа­ции, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частя­ми 2, 3, 3.1 и 3.8 настоящей статьи.

Согласно подпункту 4 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объек­тов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не бо­лее чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для прожива­ния граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов.

В случае, если объекты капитального строительства, указанные в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, относятся к объектам массового пребывания граждан, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 настоящей статьи, к объектам массового пребывания граждан утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (п.2.2 ст.49 ГрК РФ).

Приказом Минстроя России от 10.04.2020 № 198/пр утверждены критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан - возможность одновременного нахождения на объекте в соответствии с проектной документацией пятидесяти и более человек – в отношении объектов, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ.

Как следует из текстов оспариваемых предпринимателем отказов, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство складов №1 и №2, а также на реконструкцию объекта торговли, на принадлежащем ИП ФИО1 земельном участке по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, ул. Репина, северо-восточнее жилого дома №37, Управлением указано:

- наложение контура строящегося объекта склада №2 на существующий контур склада с кадастровым номером 73:24:000000:3072, также принадлежащим предпринимателю; отсутствие информации о построенном объекте с кадастровым номером 73:24:000000:3072 в проектной документации и материалах инженерных изысканий - схемах расположения строящихся и реконструируемых объектов на земельном участке;

- отсутствие экспертизы проектной документации, учитывая взаимосвязь строящихся и построенных объектов недвижимости, по критериям относящихся к объектам массового пребывания граждан ;

- противоречия (разночтения) проектной документации по сравнению с ранее представленной проектной до­кументацией на те же объекты недвижимости.

Как установлено судом, представленная заявителем в Управление проектная документация действительно содержала планы и схемы планировочной организации земельного участка; расположения построенных, реконструированных объектов недвижимости, на которых отсутствовал существующий склад с кадастровым номером 73:24:000000:3072. При этом, контур проектируемого здания склада №2 накладывался по указанным схемам на контур здания склада с кадастровым номером 73:24:000000:3072, в части лестницы (входной группы).

Указанное фактически не оспаривалось предпринимателем, поскольку в процессе рассмотрения спора, заявителем были внесены изменения в проектную документацию здания склада №2 (убрали лестницу), а также представлена суду актуальная схема с отображением на земельном участке контура здания склада с кадастровым номером 73:24:000000:3072.

Ответчиком не оспаривался довод заявителя, что на момент подготовки проектной документации на указанные объекты недвижимости, на основании проведенных инженерных изысканий (2020-2022г.г.), сведения, указанные в них, были актуальны. Однако суд соглашается с доводами Управления, что административный орган при оценке представленных застройщиком документов при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство обязан не только оценивать представленную проектную документацию, но и проверить саму возможность размещения объекта капитального строительства на земельном участке, с учетом существующей застройки.

Выдача разрешения на строительство объекта с наложением на существующий объект недвижимости недопустимо.

При этом оспариваемые отказы, вопреки доводам заявителя, изложенным в заявлении, не содержали требований о необходимости предоставления проектной документации на реконструкцию существующего объекта недвижимости с кадастровым номером 73:24:000000:3072. В письмах Управления содержатся лишь ссылки на публичную кадастровую карту о существующей застройке, и вывод, что представленная проектная документация, предполагающая строительство и размещение объектов без учета построенного в тех же границах иного объекта капитального строительства, является неактуальной, с чем суд полностью согласен.

Представленным в дело письмом Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области от 26.04.2022 года №73-ИОГВ-18.01/5295исх. вопреки доводам заявителя не давалась оценка проектной документации строящихся объектов недвижимости, а только даны разъяснения градостроительных норм, без привязки к объектам предпринимателя.

Выводы экспертных заключений, представленных заявителем, о возможности самостоятельной эксплуатации еще не построенных объектов, до получения предпринимателем разрешений на строительство и окончанию строительных работ, носят по мнению суда предположительный характер, поскольку сделаны до начала эксплуатации данных объектов (что следует из текста самих заключений, оценивающих объекты неоконченные строительством и реконструкцией по состоянию на октябрь и июль 2022).

Суд считает, Управлением правомерно отказано предпринимателю в выдаче разрешений с указанием на необходимость проведения экспертизы проектной документации, поскольку строящиеся и реконструированные объекты капитального строительства в рассматриваемом случае относятся к объектам массового пребывания граждан.

Реконсруируемый объект торговли с кадастровым номером 73:24:041118:203, как и имеющийся объект торговли с кадастровым номером 73:24:041118:202, принадлежащие предпринимателю, расположены по адресу <...>. Строящиеся объекты (склад №1) непосредственно примыкают к данному объекту, что следует и из заключений и осмотров экспертов, представленных заявителем суду. По общедоступным сведениям в сети интернет (Яндекс и Гугл карты), в указанном комплексе объектов недвижимости, используемом предпринимателем как единый торговый комплекс по адресу <...>, в настоящее время уже расположено множество магазинов на 1 этаже (продуктов питания, алкоголя, одежды, зоотоваров, оптики, автозапчастей…), фитнес зал на 2 этаже.

Вопреки доводам представителей заявителя, что данные объекты находятся на финальной стадии строительства, фактически здания достроены, что подтверждается и техническими планами зданий, представленными в материалы дела; и используются в настоящее время. При этом сам заявитель пояснял, что имеется предварительный договор с крупной торговой сетью о размещении магазина (продсклада).

Все это подтверждает выводы Управления архитектуры, что количество одновременно пребывающих людей на объекте будет значительно превышать указанную в проектной документации величину (37 покупателей и 10 сотрудников склада), и, учитывая что общая площадь совокупно используемых объектов недвижимости превышает 1500 квадратных метров, следовательно, правомерны и требования Управления о необходимости получения экспертизы проектной документации.

Кроме того, подтверждаются и доводы Управления о разночтениях представленных в Управление и суду (приобщены к материалам дела в электронном виде) в тексте проектной документации объектов: в части площади озеленения земельного участка, площади твердых покрытий, общей площади застройки.

На одну и ту же дату – ноябрь 2022 – представлены схемы (съемка земельного участка) – как со зданием возведенного склада с кадастровым номером 73:24:000000:3072, так и без него (в последнее судебное заседание).

Учитывая, что объекты фактически достроены в 2022, вызывает сомнение неоднократно представленная заявителем техническая документация, от той же даты ноябрь 2022 – как с наличием входной группы (лестницы) склада №2, так и без; с наличием окон и без.

Технический план здания на реконструируемый объект торговли не только не содержит адреса данного существующего объекта недвижимости, поставленного на кадастровый учет, но в графах 1 и 2 содержит сведения о двух разных кадастровых номерах объекта.

Указанные обстоятельства подтверждают правомерность вынесенных Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска отказов в выдаче разрешений на строительство и реконструкцию объектов недвижимости, по основанию, предусмотренному частью 13 ст.51 ГрК РФ в связи с отсутствием всех необходимых для получения разрешений документов.

Суд оценивает законность оспариваемого ненормативного акта на момент его издания (принятия решения), а в рассматриваемом случае в процессе рассмотрения дела истец практически к каждому судебному заседанию представлял суду откорректированные документы, что не только не опровергает выводов административного органа, но и подтверждает законность оспариваемых отказов, поскольку фактически замечания Управления архитектуры устранялись застройщиком в процессе судебного разбирательства.

При этом права и законные интересы предпринимателя оспариваемыми отказами не нарушены, поскольку он не лишен права представить Управлению архитектуры доработанную проектную документацию, с учетом всех замечаний, и после прохождения экспертизы, подав новое заявление о выдаче разрешений.

На основании изложенного требования Индивидуального предпринимателя ФИО1 об оспариванииотказов в выдаче разрешения на строительство от 24.11.2022 №01-13/1148, от 23.12.2022 №01-13/12618, в выдаче разрешения на реконструкцию от 23.12.2022 №01-13/12617, удовлетворению не подлежат.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.21 НК РФ размер госпошлины при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций - 3 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей – 300 руб.

В соответствии с п.1 ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.

В материалы дела заявителем представлено платежное поручение №200 от 28.12.2022 об оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.

Расходы заявителя на оплату госпошлины в сумме 900 руб. следует отнести на заявителя в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а излишне уплаченную госпошлину 5100 руб. следует возвратить Индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями ст. 110, 167-171, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных Индивидуальным предпринимателем ФИО1 (ИНН: <***>) требований к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска (ИНН: <***>) отказать.

Вернуть Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН: <***>) из федерального бюджета 5100 руб. излишне уплаченной госпошлины.

Решение вступает в силу по истечении месяца с момента его принятия.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Ю.А. Овсяникова