ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-2177/06-25/133 от 25.10.2007 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

01.11.2007 г. Дело №А72-2177/06–25/133

Резолютивная часть решения объявлена 25.10.07 г. Полный текст решения изготовлен 01.11.07 г.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Лобанова И.А., при ведении протокола судебного разбирательства судьей Лобановой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

ГП СМУ ОКС Управления внутренних дел Ульяновской области

к Министерству финансов РФ

к Министерству финансов Ульяновской области

3-и лица: - Департамент социальной защиты населения Ульяновской области

- ОАО «Ульяновскэнерго» г. Ульяновск

- МУП «Лифтсервис» г. Ульяновск

- УМУП спецавтохозяйство по уборке города Ульяновска

- МУП «Ульяновскводоканал» г. Ульяновск

- УМУП «Городская теплосеть» г. Ульяновск

о взыскании 66 885 руб. 77 коп.

при участии:

от истца - ФИО1, доверенность от 26.02.2007г. №34/22-79

от ответчика (Минфина РФ) - не явился (уведомление № 39477)

от ответчика (УФК по Ульяновской области) – не явился (уведомление № 39478)

от ответчика (Правительства Ульяновской области) – не явился (уведомление № 39479)

от ответчика (Минфина Ульяновской области) – не явился (уведомление № 39480)

от ответчика (администрации г. Ульяновска) – не явился (уведомление № 39481)

от ответчика (Финуправления мэрии г. Ульяновска) – не явился (уведомление № 39482)

от ответчика (Комитета социальной защиты населения Железнодорожного района г. Ульяновска) – ФИО2, доверенность от 15.03.2007г.

от 3-его лица (ДСЗН Ульяновской области) – не явился (уведомление № 39490)

от 3-его лица (МУП Ульяновскводоканал) – не явился (уведомление № 39487)

от 3-его лица (ОАО «Ульяновскэнерго») – не явился (уведомление № 39484)

от 3-его лица (МП Спецавтохозяйство по уборке города) – не явился (уведомление № 39486)

от 3-его лица (УМУП «Городская теплосеть») – не явился (уведомление № 39488)

от 3-его лица (МУП «Лифтсервис») – не явился (уведомление № 39485)

установил:

Государственное предприятие Строительно-монтажное управление Отдел капитального строительства Управления внутренних дел Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском о взыскании с Министерства Финансов РФ, с Управления федерального казначейства по Ульяновской области, с Правительства Ульяновской области, с Министерства Финансов Ульяновской области, с Администрации (мэрии) г. Ульяновска, с Финансового управления мэрии г. Ульяновска, с Комитета социальной защиты населения Железнодорожного района г. Ульяновска 66.885 руб. 77коп.- убытков, связанных с реализацией ФЗ РФ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", Закона Ульяновской области № 086-ЗО от 30.11.2004 г. «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» в 2006 г.

Определением от 11.05.07г. суд привлек к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент социальной защиты населения Ульяновской области.

Определением от 22.06.2007г. суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований.

Определением от 22.06.2007г. производство по делу в отношении ответчиков: Правительства Ульяновской области, Администрации (мэрии) г. Ульяновска, Финансового управления мэрии г. Ульяновска, Комитета социальной защиты населения Железнодорожного района г. Ульяновска прекращено в связи с отказом истца.

Определением от 30.07.2007г. суд привлек к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ОАО «Ульяновскэнерго», ООО «Лифтсервис», УМУП по уборке города, МУП «Ульяновскводоканал», УМУП «Городская теплосеть».

Определение от 23.08.2007 г. суд удовлетворил ходатайство истца об уточнении исковых требований.

В судебном заседании истец заявил ходатайство о приобщении к материалам дела:

- карточки-счета с приложениями,

- заявления льготников о наличии льготы и зачета переплаты,

- пояснений к расчету.

Судом ходатайство рассмотрено и удовлетворено, в соответствии со статьями 65, 66 АПК РФ  .

Ответчики и третьи лица, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

При данных обстоятельствах спор в судебном заседании рассматривается в отсутствие указанных лиц, по имеющимся в деле материалам в порядке ст. 156 АПК РФ.

Исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает ис­ковые требования подлежащими удовлетворению.

Как видно из материалов дела, в 2006 г. истцом были предоставлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ РФ «О ветеранах» и по Закону Ульяновской области № 086-ЗО гражданам, проживающих в доме № 2 по ул. Варейкиса в г. Ульяновске.

Размер предоставленных льгот подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.

ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» устанавливает льготы по оплате коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 15.4 ФЗ РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и «Правил представления коммунальных услуг  », утв. Постановлением Правительства РФ № 1099 от 26.09.94 г., Постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» энергоснабжение относится к коммунальным услугам.

Согласно статье 28.2 ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» не содержит в себе указания на источник финансирования льгот инвалидам за счет средств бюджета и не указывает на обязанность субъектов РФ предусматривать в бюджете средства на финансирование указанного закона.

Министерство финансов РФ заявки от субъектов РФ не принимает с 2006 г. и самостоятельно рассчитывает потребности согласно данным соответствующих министерств и ведомств.

ФЗ РФ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе.

В соответствии с п.п.1 ст. 10 ФЗ РФ «О ветеранах» расходы по возмещению льгот по коммунальным услугам категории граждан возмещаются за счет средств субъектов РФ.

Исходя из п.2 ст. 10 ФЗ РФ «О ветеранах» порядок возмещения определяется органом исполнительной власти субъекта РФ.

Расходы органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при формировании федерального бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ, имеют целевое назначение.

Таким образом, ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ РФ «О ветеранах» определен источник финансирования бюджетных средств в РФ и является целевым.

В соответствии со ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов других уровней, а также обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, финансируется исключительно из федерального бюджета.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ № 23 от 22.06.2006 г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ» положения Бюджетного кодекса РФ о совместном финансировании расходов по обеспечению социальной защиты населения не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект РФ за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Согласно ст. 132 Конституции РФ и п. 4 ст. 6 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 г. наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов РФ.

Таким образом, федеральный орган государственной власти, предоставив вышеуказанную льготу, надлежащим образом не определил механизм и источники компенсации расходов, понесенных организациями, предоставившими льготу, установленную ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ РФ «О ветеранах».

Поскольку вопрос о распределении соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, не был урегулирован, затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренным ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ РФ «О ветеранах» должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.

Согласно статье 7 Закона Ульяновской области от 30.11.2004 г. № 086-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» финансирование мер государственной социальной поддержки, установленных данным Законом, производится за счет средств областного бюджета Ульяновской области, то есть является расходным обязательством субъекта РФ – Ульяновской области.

Материалами дела подтвержден факт оказания коммунальных услуг, льготным категориям граждан.

При данных обстоятельствах, суд считает, что истец, оказав услуги инвалидам , ветеранам, отдельным категориям граждан Ульяновской области, предоставив льготы по оплате коммунальных услуг, понёс расходы.

В этой части материальные потери являются для истца убытками.

Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса РФ лица, права которых нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», ФЗ РФ «О ветеранах», Закон Ульяновской области № 086-ЗО от 30.11.2004 г. «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Материалами дела подтверждается факт предоставления истцом в 2006 году гражданам, проживающим по ул. Варейкиса, 2 в г. Ульяновске скидки по оплате коммунальных услуг, наличие у данных граждан законных оснований на получение льгот.

По расчёту истца, сумма убытков за 2006 г. по ФЗ РФ «О социальной поддержке инвалидов» составляет 52.585 руб. 83 коп., по ФЗ РФ «О ветеранах» - 9.642 руб. 40 коп.

Указанные суммы следует взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению в размере 62.228 руб. 23 коп.. Убытки подлежат взысканию с Российской Федерации за счет казны РФ.

Исковые требования истца подлежат удовлетворению в части льгот, оказываемых гражданам в соответствии с Законом Ульяновской области от 30.11.2004 г. № 086-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» в размере 4.657 руб. 51 коп..

Убытки подлежат взысканию с субъекта Ульяновской области за счет казны Ульяновской области.

Доводы ответчиков судом не приняты во внимание, поскольку истцом доказан: факт оказания услуг льготным категориям граждан; оплата истцом стоимости услуг, поставщикам, предоставляющим данные услуги; наличие у граждан льгот, установленных вышеуказанными законами на их получение.

Несоблюдение истцом порядка на получение субсидий не может являться основанием к отказу истцу в возмещении ему убытков, поскольку это нарушает его права и интересы, и приведет к нарушению баланса частного и публичного интересов.

Согласно ст.110 ГК РФ расходы по госпошлине следует отнести на ответчиков - Министерство финансов РФ и Министерство финансов Ульяновской области пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176-177, 18-182 Арбитражного процессуаль­ного кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу   ГП СМУ ОКС Управления внутренних дел Ульяновской области убытки по ФЗ РФ « О социальной поддержки инвалидов» и ФЗ РФ «О ветеранах» в сумме 62.228 руб. 23 коп. и в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2.332 руб. 11 коп.

Взыскать с субъекта Ульяновской области за счет казны Ульяновской области в пользу   ГП СМУ ОКС Управления внутренних дел Ульяновской области убытки по закону Ульяновской области № 086-ЗО от 30.11.2004 г. в сумме 4.657 руб. 51 коп. и в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 174 руб. 46 коп.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в кассационную инстанцию

Судья И.А. Лобанова