ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-2385/07 от 17.05.2007 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ульяновск

17.05.2007г. Дело № А72-2385/07-10/140

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи М.А.Семеновой,

при ведении протокола судебного заседания судьей М.А.Семеновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

администрации МО Барановское сельское поселение, с.Барановка Николаевского района Ульяновской области

к главному государственному инспектору Николаевского района по пожарному надзору

об оспаривании постановления № 85 от 23.03.2007г. о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности

при участии в судебном заседании:

от заявителя – И.В.Качалкин, глава адм-ции МО Барановское сельское поселение,

от ГПН – не явились, извещены,

установил:

в Арбитражный суд Ульяновской области обратилась администрация МО Барановское сельское поселение, с.Барановка Николаевского района Ульяновской области, с заявлением, в котором просит отменить постановление № 85 от 23.03.2007г. главного государственного инспектора Николаевского района о наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 11.000 руб. за нарушение требований в области пожарной безопасности.

Заявителю уточнил наименование ответчика - Отделение государственного пожарного надзора по Николаевскому району УГПН ГУ МЧС России по Ульяновской области. Суд принял уточнение.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом о времени и месте его проведения. Дело рассматривается в его отсутствие на основании ч.2 ст.210 АПК РФ.

Из материалов дела усматривается следующее:

В период с 13.03.2007г. по 23.03.2007г. главным государственным инспектором Николаевского района по пожарному надзору Горбатко В.А. проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности администрацией муниципального образования «Барановское сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области.

Результаты проверки оформлены актом № 69 от 23.03.2007г., протоколом № 97 от 23.03.2007г. об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Постановлением № 85 от 23.03.2007г. заявитель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 11.000 руб.

Заявитель просит отменить указанное постановление, указав, что часть нарушений уже устранена, часть требований пожарного органа считает необоснованной. Просит принять во внимание, что работает главой администрации с 01.01.2006г., т.е. с момента когда произошла реорганизация органов сельского самоуправления, финансирование которых недостаточно, в том числе и на выполнение всех противопожарных мероприятий, администрация предпринимает все возможные усилия для соблюдения норм пожарной безопасности. Просит изменить меру наказания на предупреждение, деньги будут потрачены на устранение недостатков.

Заслушав объяснения заявителя, исследовав и оценив предс­тавленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на … юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.

Согласно статьям 2, 3 Закона Ульяновской области от 29.11.2005 N 128-ЗО «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных городских и сельских поселений Ульяновской области» администрация МО Барановское сельское поселение приступила к осуществлению своих полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения с 01.01.2006г.

В соответствии с Законом Ульяновской области от 02.11.2006г. № 160-ЗО «Об утверждении областной целевой программы «Пожарная безопасность Ульяновской области» на 2006-2009 годы» вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в сельских населенных пунктах должны решаться органами местного самоуправления соответствующих поселений в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктами 21, 23, 27, 31, 89, 90, 95, 105 - 107, 112 - 114, 116 - 118 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313.

Таким образом, суд первой инстанции делает вывод о том, что администрация МО Барановское сельское поселение в период рассматриваемых отношений являлась органом, ответственным за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Барановского сельского поселения.

Оспариваемым постановлением администрации МО Барановское сельское поселение вменяется нарушение статей 19, 21, 22, 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности":

- не разработаны и не реализованы меры пожарной безопасности для территории МО Барановское сельское поселение на объектах, находящихся на балансе муниципального образования, в т.ч. в жилых домах и организациях (ст.ст.19, 21),

- не разработаны меры пожарной безопасности для каждого населенного пункта поселения (ст.25);

- не организовано обучение населения мерам пожарной безопасности и пропаганды в области пожарной безопасности, не организовано проведение противопожарной пропаганды посредством издания и распространения специальной литературы (листовок, памяток), отсутствует накопительный материал (ст.25);

- не разработан порядок привлечения сил и средств на ликвидацию пожаров, аварий и стихийных бедствий на территории муниципального образования с учетом реальных данных об обеспечении круглосуточного дежурства (ст.22, п.106 ППБ 01-03);

- не информируется население о принятых решениях по обеспечению пожарной безопасности (ст.22);

- не организовано проведение обучения мерам пожарной безопасности должностных лиц муниципальных объектов и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях (ст.25).

Без указания статьи Закона № 69-ФЗ от 21.12.1994г. вменено нарушение: в штате администрации отсутствует инструктор пожарной профилактики на территории Барановского сельского поселения.

Также в оспариваемом постановлении заявителю вменено нарушение требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03):

- не организована работа по обозначению источников наружного водоснабжения флуоресцентными (светоотражающими) знаками пожарной безопасности и не обеспечено их освещение в темное время суток (п.89);

- не организован муниципальный контроль за соответствием зданий, находящихся в муниципальной собственности, требованиям пожарной безопасности (п.11);

- не проводится адресная проверка мест проживания лиц, состоящих на профилактическом учете в РОВД (неблагополучные семьи, злоупотребляющие спиртными напитками, несовершеннолетние и т.д.), мест проживания многодетных семей, инвалидов и престарелых граждан с целью предупреждения пожаров и гибели людей, соответствующие документы не представлены (п.11);

- не обеспечены переносными пожарными мотопомпами 6 населенных пунктов сельского поселения из расчета 1 переносная мотопомпа при количестве усадеб (дворов) до 300 и 1 прицепная мотопомпа при количестве усадеб (дворов) от 300 до 1000 (п.31);

- не созданы условия для привлечения граждан на добровольной основе к деятельности по предупреждению и тушению пожаров (п.9);

- в связи с происшедшими пожарами в 2006-07 году в с. Барановка не организовано проведение профилактики пожаров на территории МО (п.9).

Нарушен также п. 6.1 СНиП 2.04.01-85: из 6 населенных пунктов поселения 4 не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением.

Заявителем представлены:

- копия распоряжения № 15а от 16.05.2006г. главы МО Барановское сельское поселение «О мерах по усилению пожарной безопасности в поселении в весенне-летний период»;

- копия распоряжения № 41 от 24.11.2006г. «О мерах по усилению пожарной безопасности в поселении в осенне-зимний период 2006-2007г.г.»;

- копия распоряжения № 45 от 18.12.2006г. «О мерах пожарной безопасности при подготовке и проведении новогодних праздников»;

- копия распоряжения № 47 от 18.12.2006г. о назначении ответственных за противопожарное состояние в муниципальном образовании «Барановское сельское поселение»;

- копии протоколов собраний граждан сел Барановки, Давыдовки, Телятниково, Губашево, повестками дня которых являлась, в том числе пожарная безопасность.

Кроме того, заявитель пояснил, что установлено дежурство на пожарной машине, в трех, а не в четырех (как указано в оспариваемом постановлении) населенных пунктах нет наружного противопожарного водоснабжения, ведется журнал посещения неблагополучных семей по проверке пожарной безопасности, населенные пункты обеспечены пожарными мотопомпами, после проведения проверки составлен план проведения обучения мерам пожарной безопасности должностных лиц муниципальных объектов и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях. Заявитель просит принять во внимание, что в связи с миграцией сельского населения достаточно проблематично создать условия для привлечения граждан к деятельности по предупреждению пожаров, но как видно из представленных протоколов собраний граждан эти вопросы входят в повестки дня (в том числе содержание пожарной машины), мужское население поселения знает о необходимости участия в противопожарной деятельности.

Заявитель считает, что создание добровольных пожарных подразделений является правом органов местного самоуправления, а не обязанностью. Пунктом 9 ППБ 01-03 установлено, что для привлечения работников предприятий к работе по предупреждению и борьбе с пожарами на объектах могут   создаваться пожарно-технические комиссии и добровольные пожарные формирования. В силу изложенного суд признает обоснованным довод заявителя в данной части.

Также заявитель считает необоснованным требование о наличии инструктора пожарной профилактики в штате администрации, требование по обеспечению переносными пожарными мотопомпами населенных пунктов.

С учетом того, что в оспариваемом постановлении ответчиком не указано нормативное обоснование требования наличия инструктора пожарной профилактики на территории Барановского сельского поселения, а ссылка на нарушение «№69-ФЗ от 21.12.1994г. «О пожарной безопасности» является несостоятельной для вменения правонарушения, суд также признает довод заявителя в этой части обоснованным. При этом распоряжением № 47 от 18.12.2006г. назначены ответственные за противопожарное состояние в МО Барановское сельское поселение.

Заявитель признает, что им в нарушение ст.25 Закона № 69-ФЗ не разработаны меры пожарной безопасности для каждого населенного пункта поселения, а также нарушен п.89 ППБ 01-03.

При данных обстоятельствах суд считает, что материалами дела подтверждается факт совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ.

Статьей 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Заявителю назначено наказание, предусмотренное ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 11.000 руб.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10, при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суды должны исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. Постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.

В соответствии со статьей 13 Федерального конституционного закона РФ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, суд принимает во внимание в качестве смягчающих обстоятельств то, что заявителем признана часть нарушений, им принимаются меры по соблюдению требований пожарной безопасности, в оспариваемом постановлении не указаны отягчающие административную ответственность обстоятельства, в то время как штраф назначен в размере 11.000 руб. При этом в протоколе об административном правонарушении указано, что заявитель к административной ответственности ранее не привлекался.

Кроме того, в протоколе об административном правонарушении отсутствует указание на то, что послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении – непосредственное обнаружение данных, свидетельствующих о наличии события административного правонарушения, либо результаты плановой (внеплановой) проверки, притом, что в акте проверки № 69 от 23.03.2007г. указано, что она проведена на основании поручения № 2 от 22.05.2006г.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

С учетом названных обстоятельств суд считает возможным назначить меру административного наказания в виде предупреждения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 210-211 Арбит­ражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Изменить постановление № 85 от 23.03.2007г. Отделения государственного пожарного надзора по Николаевскому району УГПН ГУ МЧС России по Ульяновской области о привлечении администрации МО Барановское сельское поселение, с.Барановка Николаевского района Ульяновской области, к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в части назначения наказания, объявив предупреждение.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

Судья М.А.Семенова