ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-2554/19 от 16.07.2019 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                                    Дело № А72-2554/2019

          «23» июля 2019 года

 Резолютивная часть решения оглашена 16.07.2019г.

 Полный текст решения изготовлен 23.07.2019г.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Пиотровской Ю. Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания 

ФИО1 в письменном виде с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Потребительского общества взаимного страхования «Альянс» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Ульяновск

к инспектору ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска ФИО2, начальнику отдела работы с налогоплательщиками ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска ФИО3 (432045, <...>)

о признании незаконным бездействия

В  судебное заседание явились:

от заявителя – ФИО4, председатель; выписка из ЕГРЮЛ, паспорт; ФИО5, устное заявление о представлении интересов.

от ответчиков  – ФИО3, лично; ФИО6, представитель по доверенности от 10.01.2019, паспорт.

установил:

Потребительское общество взаимного страхования «Альянс» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным бездействия инспектора ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска ФИО2, начальника отдела работы с налогоплательщиками ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска ФИО3, выразившееся в непринятии (нерегистрации), вопреки п. 27 Инструкции 99-н, отчетности по страховым взносам за полугодие 2018г. по форме КНД1151111 на бумажном носителе, представленной председателем потребительского общества взаимного страхования «Альянс» ИНН <***> лично 12.07.2019.

Представители заявителя требования поддержали.

Представители ответчиков требования не признали.

        Как усматривается из материалов дела, и установлено судом, потребительское общество взаимного страхования «Альянс» (ИНН <***>), сокращенное наименование ПО «Альянс», зарегистрировано в ИФНС России по Засвияжскому району 20.08.2012г., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, председателем ПО «Альянс» является ФИО4, что также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

         12.07.2018г. ФИО4, являясь руководителем юридического лица ПО «Альянс», обратился в ИФНС по Засвияжскому району г. Ульяновска с целью сдачи расчета по страховым взносам.

         При принятии расчета работники налогового органа выявили нарушения порядка заполнения расчета, а именно: не был указан период за который сдаётся отчетность, указан один и тот же КБК и для страховых взносов пенсионного страхования и для страховых взносов на медицинское страхование; расчет был заполнен частично с использованием печатного устройства, частично рукописно.

          Заявитель указывает, что работники ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска ФИО2 и ФИО3 препятствовали сдаче им нулевого расчёта по страховым взносам ПО «Альянс», не имея на то законных оснований. Обосновывая отказ, указанные сотрудники ссылались на отсутствие кода в графе расчётный (отчетный) период, а после его проставления ручкой, сослались на недопустимость дописок в расчёте рукописным текстом и посоветовали нанять бухгалтера или обратиться к платным аудиторам в здании налоговой инспекции. По данному вопросу произошел определенный спор между ним и указанными лицами, поскольку административный истец посчитал причину отказа в принятии отчета необоснованной. После отказа в приеме документов, он обратился к начальнику отдела ФИО3, которая передала на него сообщение в полицию. Прибыв по вызову тревожной кнопки, сотрудники патрульно-постовой службы задержали его, некоторое время он пробыл в отделе полиции.

          Приведенные обстоятельства являлись предметом разбирательства в суде общей юрисдикции.

         Заявитель считает, что поскольку в пунктах 27,28 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)" Приложение  к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012г. № 99-н (далее Регламент) представлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме квартальной отчетности установленной формы, у должностных лиц налогового органа отсутствовали законные основания для непринятия представляемых Обществом расчетов.

         Представители ответчика требования не признали, сославшись на пункт 30 Регламента, указав, что в день сдачи налоговой отчетности неуважительное и оскорбительное поведение представителя налогоплательщика в налоговом органе породило конфликтную ситуацию, в последующем у налогоплательщика имелась возможность представить расчеты, однако он данным правом не воспользовался.

        Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.

       Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

       Согласно пункту 7 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

       Согласно части 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
       Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

        В соответствии с частью 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

        Административная процедура по приему налоговых деклараций выполняется налоговыми органами в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом Минфина России от 02 июля 2012 года N 99н.

        Согласно пункту 28 Регламента основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются: 1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом; 2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы; 3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату); 4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации; 5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС; 6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

         Согласно пункту 194 Регламента должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет наличие оснований, указанных в пункте 28 настоящего Административного регламента, и правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов: 1) для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии); 2) для организации: а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования); б) ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации; в) вида документа: первичный (корректирующий); г) наименования налогового органа; д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

При наличии хотя бы одного из оснований, указанных в пункте 28 Регламента, и отсутствии в налоговой декларации (расчете) реквизитов, указанных в настоящем пункте, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о том, что налоговая декларация (расчет) не принята, с указанием причины.

Порядок заполнения расчёта по страховым взносам утвержден приказом ФНС России от 10.10.2016г. № ММВ-7-11/551@, согласно которому предусмотрено заполнение кодов, определяющих расчетный период (отчетный), и указание соответствующих кодов бюджетной классификации, на которые подлежат зачислению суммы страховых взносов, исчисленные за расчетный период, или возмещению из бюджета, исчисленные за расчетный период. По каждому виду страховых взносов в разделе 1 расчета необходимо указывать соответствующие КБК, утверждённые на 2018 год.

При заполнении недопустимы исправления ошибок с помощью корректора или иного другого средства.

         Согласно пункту 195 Административного регламента в случаях, если в налоговой декларации (расчете) нечетко (неправильно) заполнены отдельные реквизиты и показатели, что влечет невозможность их однозначного прочтения, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о порядке заполнения налоговой декларации (расчета) и выявленных недостатках, а также предлагает устранить допущенные недостатки немедленно.

         В силу пункта 196 Административного регламента в случае, если заявитель отказывается устранить указанные недостатки немедленно или их устранение в настоящий момент невозможно, должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, принимает налоговую декларацию (расчет) и регистрирует ее в информационном ресурсе инспекции ФНС России. На титульном листе налоговой декларации (расчета) проставляются отметка об ее приеме и дата приема с оттиском штампа «Требует уточнения». По просьбе заявителя на представленной им копии налоговой декларации (расчета) проставляются отметка о приеме налоговой декларации (расчета) и дата приема. В целях информирования заявителя о результатах приема налоговой декларации (расчета) на ее копии проставляется штамп «Принята. Требует уточнения».

Согласно пункту 30 Регламента основаниями, при наличии которых государственная услуга не предоставляется, являются содержащиеся в запросах нецензурные или оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц налоговых органов и (или) членов их семей.

        По материалам дела установлено, что ФИО4 обратился в окно операционного зала налогового органа с намерением сдать расчет по страховым взносам ПО «Альянс». Поскольку в расчете отсутствовало указание периода, работник налогового органа ФИО2 указала на данный недочет и предложила воспользоваться программой на компьютере в операционном зале для устранения неточностей, употребив нецензурное выражение и забрав представляемые расчеты ФИО4 обратился в другое окно операционного зала, где ему также было указано на недочеты в оформлении расчетов, на неверное заполнение кодов бюджетной классификации и недопустимости заполнения расчета частично в компьютерном, частично в рукописном варианте (запись из операционного зала ch 07-01 со 2 мин. по 3 мин., ch 04-01 с 4 мин. по 10 мин.).

        В последующем представитель налогоплательщика, оставшись недоволен работой инспекторов налогового органа,  обратился к начальнику отдела учета и работы с налогоплательщиками ФИО3, которая представила  ФИО4 в распечатанном виде коды бюджетной классификации, и указала на то, что при неверном заполнении расчета он не будет в дальнейшем обработан ФКУ «Налог-Сервис». В процессе общения с представителем налогоплательщика, ФИО3, посчитав его поведение оскорбительным, сочла необходимым вызвать наряд полиции.

        Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела  от 08.08.2018г. ФИО3 просила привлечь к ответственности директора ПО «Альянс» ФИО4, который 12.07.2018г., находясь в помещении её кабинета, оскорбил её путем показания неприличного жеста и словами, также оскорбил сотрудника налогового органа ФИО2, в отношении Федеральной Налоговой Службы также были высказаны слова о некомпетентности и неверной политике. На основании заявления ФИО3, ФИО4 был доставлен в дежурную часть ОМВД России по Засвияжскому району для дальнейшего разбирательства.

       Согласно протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов №04-07/006 от 19.07.2018г. ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска, комиссия установила, что сотрудники отдела учета и работы с налогоплательщиками ФИО3, и ФИО2 соблюдали требования к служебному поведению государственных гражданских служащих и не нарушали этики делового общения при работе с налогоплательщиком.

         В подтверждение доводов налогового органа о конфликтной ситуации, возникшей в ИФНС России по Засвияжскому району г.Ульяновска 12.07.2018г. в материалы дела представлены объяснения ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив материалы дела и доводы сторон, суд не установил незаконности  оспариваемых действий ФИО2 и ФИО3, поскольку с учетом совокупности представленных в дело доказательств, суд пришел к выводу о том, что действия работников налогового органа были направлены на выявление содержащихся в представляемой отчетности недочетов (неправильное указание КБК, отсутствие указания налогового периода, заполнение расчёта частично рукописно, частично использованием печатного устройства) с целью их устранения налогоплательщиком для последующей обработки расчетов на стадии ввода данных в автоматизированную систему налоговых органов ФКУ «Налог-Сервис», что предусмотрено пунктом 195 Регламента, и не может нарушать прав налогоплательщика.   

Обстоятельства, которые выяснены судом в ходе судебного разбирательства, указывают на то, что инспектор ФИО2, консультируя налогоплательщика в рамках Регламента, не отказывала в приеме налоговой отчетности (запись из операционного зала ch 07-01 со 2 мин. по 3 мин.). Действия начальника отдела ФИО3 в конкретной ситуации, с учетом положений пункта 30 Регламента, который суд считает возможным применить к рассматриваемым обстоятельствам по аналогии с ситуацией при направлении запросов в налоговый орган, также не могут быть расценены судом как не соответствующие законодательству и нарушающие права налогоплательщика.   

         При таких обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ПО ВС «Альянс» к инспектору ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска ФИО2, начальнику отдела работы с налогоплательщиками ИФНС России по Засвияжскому району г. Ульяновска ФИО3 не подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины  возлагаются на заявителя.

руководствуясь статьями 110, 167-177, 180-182 АПК РФ,

                                                        РЕШИЛ:       

Заявленные требованияПотребительского общества взаимного страхования «Альянс» оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента его принятия.

Решение арбитражного суда первой инстанции  может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке и сроки, установленные ст.ст. 257-260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                         Ю.Г. Пиотровская