ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-2572/18 от 26.07.2018 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

02.08.2018

г. Ульяновск Дело №А72-2572/2018

Резолютивная часть решения объявлена 26.07.2018

Решение в полном объеме изготовлено 02.08.2018

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Овсяниковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ильиной К.В., рассмотрев дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «ДОК» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Димитровград

к Нижне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (ИНН <***>, ОГРН <***>, г.Волгоград) Отдел водных ресурсов по Ульяновской области (г.Ульяновск)

Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Ульяновск

третьи лица:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ульяновской области ,

Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области,

Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура

об оспаривании бездействия

при участии:

от заявителя – ФИО1, паспорт, доверенность от 25.01.2018;

от ответчика Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов – представитель Отдела водных ресурсов по Ульяновской области ФИО2, паспорт, доверенность от 15.11.2017;

от ответчика Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области - ФИО3, удостоверение №СЛХ-141, доверенность от 25.12.2017;

третьи лица, участвующие в деле, явку в судебное заседание не обеспечили, извещены.

Установил:

ООО «ДОК» (далее также - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Нижне-Волжскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Ульяновской области (далее также - Нижне-Волжское БВУ), Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - Министерство) о признании незаконным бездействия по не очистке от стихийной растительности и не выдаче Обществу разрешения на ликвидацию (вырубку) растительности (Деревьев и кустарников) на участке акватории Куйбышевского водохранилища (ФИО4 залив) в 2,5 км. к юго-востоку от г.Димитровграда, площадью 0, 60023 кв.м., предоставленного для разведки и добычи полезных ископаемых (строительных песков) Обществу по решению №73-11.01.00.005-Х-РДБВ-Т-2016-01085/00 от 30.12.2016 согласно лицензии на пользование недрами УЛН 80189 ТЭ, зарегистрирована 15.07.2016 №189.

Определением от 01.03.2018 указанное заявление принято к производству.

В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц судом привлечены Управление Росприроднадзора по Ульяновской области, Территориальное управление Росимущества,Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явились; судебное заседание на основании ст. 156 АПК РФ проводится в их отсутствие.

Представитель заявителя на удовлетворении заявленных требований настаивает.

Представители ответчиковзаявленные требования не признают, считают представляемые административные органы ненадлежащими ответчиками по делу.

Из материалов дела следует, что в соответствии с распоряжением Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 20.04.2016 № 536 был проведен аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи строительных песков на участке недр местного значения Мелекесс, расположенном на территории муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области. Протокол итогового заседания комиссии по проведению аукциона подписан 21 июня 2016.

Победителем аукциона признано ООО «ДОК», которое предложило максимальный размер разового платежа за пользование недрами - 25 559 500 руб.

Министерство выдало ООО «ДОК» лицензию на пользование недрами УЛН 80189 ТЭ, с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение, разведка и добыча строительных песков на участке недр местного значения Мелекесс, расположенном на территории МО «Мелекесский район» Ульяновской области в 2,5 км. к юго-востоку от г.Димитровграда в акватории Куйбышевского водохранилища; лицензионному участку придается статус геологического отвода, площадь лицензионного участка 0,08 км.; дата окончания действия лицензии – 15.07.2041.

04.09.2017 по распоряжению Министерства ООО «ДОК» выдан горноотводный акт №6-17 к лицензии на пользование недрами УЛН 80189ТЭ, определяющий уточненные границы горного отвода месторождения строительных песков Мелекесс, открытым способом разработки.

Поскольку данный участок недр расположен на землях водного фонда - в акватории Куйбышевского водохранилища, Общество обратилось в Отдел водных ресурсов Нижне-Волжского БВУ с заявлением о предоставлении в пользование участка акватории.

На основании решения Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов №73-11.01.00.005-Х-РДБВ-Т-2016-01085/00 от 30.12.2016 ООО «ДОК» в пользование предоставлен участок акватории Куйбышевского водохранилища (ФИО4 залив) в 2,5 км. к юго-востоку от г.Димитровграда для разведки и добычи полезных ископаемых (строительных песков); площадь участка 0,6023 км.; срок водопользования установлен с 30.12.2016 по 30.12.2036.

Согласно заявлению ООО «ДОК» на предоставленном участке акватории имеется произвольная растительность в виде различного рода деревьев, кустарников, которые произрастают из воды, то есть ниже 53 отметки нормального подпорного уровня (НПУ), имеет стихийный хаотичный характер, что мешает использовать лицензионный участок по прямому назначению (для разведки и добычи полезных ископаемых - строительных песков).

ООО «ДОК» обратился к ответчикам, а также к Управлению Роспироднадзора по Ульяновской области, администрации МО «Мелекесский район» Ульяновской области и в Мелекесское лесничество с письмами о выдаче разрешения на очистку водного объекта от стихийной растительности, поскольку она препятствует осуществлению лицензионной деятельности по освоению участка недр.

На запрос заявителя администрация МО «Мелекесский район» Ульяновской области письмом от 19.06.2017 №2351 пояснила, что не обладает полномочиями по выдаче разрешения на вырубку данных зеленых насаждений.

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области письмами от 19.06.2017 №73-ИОГВ-07-01/5810, от 26.06.2017 №73-ИОГВ-07-07/6007 указало, что на территории Ульяновской области Министерство осуществляет распоряжение и охрану всех поверхностных водных объектов, кроме Куйбышевского водохранилища р.Волга; с целью недопущения незаконной вырубки лесных насаждений в границах земель лесного фонда Мелекесского лесничества Обществу необходимо обратиться в подведомственное Министерству ГКУ Ульяновской области «Мелекесское лесничество» для обследования земельного участка на местности; в случае если указанная древесно-кустарниковая растительность расположена не на территории земель лесного фонда, Министерство не уполномочено выдавать разрешение на их вырубку.

Государственное казённое учреждение Ульяновской области «Мелекесское лесничество» на запрос Общества пояснило, что данный земельный участок, расположенный на территории МО «Мелекесский район» в акватории Куйбышевского водохранилища, не входит в земли лесного фонда (письмо от 04.07.2017 №114).

Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов Отдел водных ресурсов по Ульяновской области в письме от 12.07.2017 №08-05/518 пояснило, что для решения возникшей проблемы Обществу необходимо обратиться в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области.

Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области в ответе на запрос (письмо от 06.07.2017 №03-16/411) пояснило, что свою деятельность осуществляет в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.08.2016 №561, согласно которому Управление не наделено полномочиями по выдаче разрешений на вырубку деревьев на лицензионных участках недр местного значения, а также полномочиями по разъяснению вопросов, не относящихся к компетенции Управления.

18.12.2017 ООО «ДОК» повторно направило запросы (исх.№№18-12,18-12/1,18-12/2) в Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов Отдел водных ресурсов по Ульяновской области, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области.

Поскольку Общество ответы на свои запросы не получило, полагая, что нарушены его права и данный вопрос должен был быть решен Нижне-Волжским БВУ (Отдел водных ресурсов по Ульяновской области) и Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Свои требования Общество мотивирует тем, что древесно-кустарниковая растительность, произрастающая по берегам и дну водного объекта, предоставленного в пользование, препятствует проведению работ по использованию участка недр – добыче строительного песка открытым способом, следовательно, до выдачи лицензии и предоставления водного объекта в пользование ответчики в рамках мероприятий по охране акватории водохранилища и прилегающей территории должны были своими силами очистить берег от указанной растительности, поскольку данная растительность является несанкционированной и засоряет водный объект.

Заявитель со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 05.02.2016 N 79 "Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов" и Приказ Минприроды РФ от 24.08.2010 N 330 "Об утверждении типовых правил использования водохранилищ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.09.2010 N 18461) утверждает, что природоохранные мероприятия должны осуществляться Федеральным агентством водных ресурсов (территориальным органом которого является Нижне-Волжское БВУ) и органами исполнительной власти субъектов (Министерством).

Со ссылкой на положения Водного кодекса РФ и Федерального закона "О недрах" заявитель считает, что в случае, если такую очистку не выполнили административные ответчики за свой счет, то условия пользования участком недр и водным объектом в выданных Обществу документах должны предусматривать разрешение на снос (вырубку) указанной растительности, или такое разрешение должно быть выдано ответчиками в виде отдельного документа, для осуществления такой очистки самим Обществом, которое без разрешения свести растительность не может, поскольку законодательством РФ установлена ответственность за незаконную рубку лесных насаждений, а также деревьев, кустарников и лиан, произрастающих вне лесов (ст.ст.260, 261 УК РФ, ст.8.28 КоАП РФ).

Ответчики не отрицают, что на предоставленном Обществу участке, в том числе в акватории Куйбышевского водохранилища, указанная в заявлении растительность (деревья, кустарники) имеется, однако считают рассматриваемое заявление не подлежащим удовлетворению.

Нижне-Волжское БВУ указывает, что осуществляет свою деятельность на основании Положения о Нижне-Волжском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов (утв.Приказом Росводресурсов от 11.03.2014 №66), по которому вопросы, связанные с древесно – кустарниковой растительностью, произрастающей на водных объектах, не рассматриваются; не урегулирован данный вопрос и в Основных правилах использования водных ресурсов Куйбышевского водохранилища на р. Волга, утвержденных приказом Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР от 11.11.1983 №596. В предоставленной Обществом и приложенной к решению о предоставлении водного объекта в пользование (Приложение 5.2) пояснительной записке о произрастании на акватории деревьев и кустарников не упомянуто, а в соответствии с Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (п.18), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 №844, требовать от заявителя предоставления дополнительных документов и информации, не предусмотренных Правилами, не допускается. Кроме того, Ответчик считает, что заявитель не указал на конкретные нормативные акты, правила, регламенты, в соответствии с которыми Нижне-Волжское БВУ обязано разрешить проблему с произрастанием на акватории древесно-кустарниковой растительности, в связи с чем Нижне-Волжское БВУ не может являться надлежащим ответчиком по делу. При этом в дополнении к отзыву Нижне-Волжское БВУ сообщило, что не возражает против вырубки заявителем деревьев и кустарников, произрастающих на землях водного фонда, то есть ниже отметки нормального подпорного уровня (НПУ) Куйбышевского водохранилища 53,00 мБС. Решение на использование акватории Куйбышевского водохранилища ООО «ДОК» оформлялось именно на территорию, расположенную ниже отметки 53,00 мБС, поэтому Общество, имея все разрешительные документы, вправе производить соответствующие работы на данной акватории, очистив территорию от излишне произрастающей растительности.

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области на заявленные требования в отзыве пояснило, что органы государственной власти субъектов РФ обладают полномочиями в отношении водных объектов, предусмотренными ч.1 ст. 26 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ), в том числе по предоставлению водных объектов в пользование, осуществлению природоохранных мер, кроме водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов РФ и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ. Перечень таких водоемов утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 №2054-р, где указано и Куйбышевское водохранилище, в отношении которого соответствующими полномочиями обладает Нижне-Волжское БВУ. Следовательно, на территории Ульяновской области Министерство осуществляет распоряжение и охрану всех поверхностных водных объектов, кроме Куйбышевского водохранилища р.Волга, в связи с чем Министерство не наделено полномочиями по очистке стихийной растительности Куйбышевского водохранилища и не является надлежащим ответчиком по делу. Поскольку участок недр, предоставленный заявителю в пользование, расположен не под землями лесного фонда, разрешения на вырубку деревьев Министерство выдать не может. В силу положений Закона «О недрах» вопросы, связанные с землепользованием (водопользованием) в рамках предоставления участка недр в компетенцию Министерства не входят. Согласно приказу Ростехнадзора от 01.11.2017 №461 "Об утверждении Требований к содержанию проекта горного отвода, форме горноотводного акта, графических приложений, плана горного отвода и ведению реестра документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода" горноотводная документация не может и не должна содержать в себе разрешения на использование земельных участков, водных объектов, а тем более разрешений на вырубку растительности, в связи с чем требования заявителя к Министерству являются несостоятельными.

Третье лицо Управление Росприроднадзора по Ульяновской области в пояснениях по делу, ссылаясь на ст.ст. 11, 12 Закона РФ от 21.02.1992 №23956-I «О недрах» указывает, что недропользование должно осуществляться в соответствии с требованиями указанного Закона и условиями, определенными лицензией на пользование недрами; с учетом положений п. 6 ч. 3 ст. 11, п. 2 ч. 1 ст. 22, п. 6 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ пользование ООО «ДОК» предоставленным в пользование участком акватории должно осуществляться в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование №73-11.01.00.005-Х-РДБВ-Т-2016-01085/00 от 30.12.2016. При этом отмечает, что в силу ч. 2 ст. 45 ВК РФ Правилами технической эксплуатации и благоустройства водохранилищ определяется порядок использования их дна и берегов.

Третье лицо Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура в отзыве поясняет, что порядок использования и охраны земель водного фонда определяется Земельным кодексом РФ и Водным кодексом РФ. Использование водохранилищ осуществляется в соответствии с правилами использования водохранилищ, включающим в себя правила пользования водных ресурсов водохранилищ и правила технической эксплуатации и благоустройство водохранилищ.

Третье лицо Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области отзыв по существу заявленных требований не представило.

Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителей сторон, суд пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 №23956-I «О недрах» (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Материалами дела подтверждается, что ООО "ДОК" выиграло на аукционе право пользования участком недр местного значения и получило от Министерства лицензию на пользование недрами УЛН №80189 ТЭ для геологического изучения, разведки и добычи строительных песков.

Приложением №1 к лицензии являются Условия пользования недрами, которыми определены границы участка недр, виды, объемы и сроки выполнения работ на участке недр, требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с использованием недр, в частности, разделом 4 Условий определено, что недропользователь обязан соблюдать требования по охране окружающей среды, не допускать ухудшения качества водного объекта, среды обитания водных биоресурсов; обязан обеспечить использование вскрышных пород для технической и биологической рекультивации, провести рекультивацию нарушенных земель.

Подготовленным по заказу Общества в соответствии с условиями лицензии "Техническим проектом разработки месторождения строительных песков на участке недр местного значения Мелекесс, расположенного на территории МО "Мелекесский район", утвержденным распоряжением Министерства №639 от 23.05.2017, предусмотрено, что участок расположен на землях водного фонда, в пределах акватории Куйбышевского водохранилища р.Черемшан; в границах его особо охраняемые природные территории и участки ограниченного и запрещенного землепользования отсутствуют; поверхность участка плоская, относительно ровная, в восточной части заросшая кустарниковой растительностью и деревьями, в западной – заболоченная, с грядово-мочажинным и кочкарниковым микрорельефом, с многочисленными следами старичных понижений, заросших влаголюбивой растительностью (камыш, осока, ивняк). Горно-геологические и горнотехнические условия разработки месторождения участка недр вполне благоприятны для разработки его открытым способом, с транспортировкой строительных песков и вскрышных пород по пультопроводу на карты-намыва. В процессе разработки мосторождения происходит нарушение земельного покрова и окружающего ландшафта развивающимся в границах горного отвода карьером. Техническим проектом предусмотрена рекультивация нарушенных горными работами земель в два этапа – горнотехническую рекультивацию и биологическую рекультивацию земель. Горное предприятие выполняет техническую рекультивацию земель, обеспечивающую их подготовку для дальнейшего целевого использования с применением оборудования и механизмов, занятых на горных работах. Биологический этап рекультивации включает мероприятия по восстановлению их плодородия, осуществляемые после технической рекультивации, причем предусмотрено, что комплекс агротехнических мероприятий выполняется землепользователем, которому возвращаются земли (стр.8,10,20,21 тома 5 Проекта, стр.9, 18, 19 тома 2 Проекта).

Согласно п.п. 7 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

Утвержденным Министерством Техническим проектом предусмотрено, что разработку месторождения на предоставленном Обществу участке недр предполагается осуществлять открытым способом, с повреждением (перемещением) поверхностного слоя почвы, что предполагает и ликвидацию растительности (возможно, с последующим ее восстановлением или без таковой), однако данный вопрос Министерством не был решен ни при выдаче лицензии, ни при утверждении горноотводной документации, предусматривающих природоохранные мероприятия при использовании участка недр. Также Министерство уклонилось от рассмотрения данного вопроса при последующем обращении недропользователя с письмом о выдаче разрешения на вырубку.

Между тем, в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 N 452-П "О Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области" именно Министерство устанавливает порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения; обеспечивает оформление, регистрацию и выдачу лицензий на право пользования участками недр местного значения; организует и осуществляет региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; устанавливает порядок выдачи разрешений на добычу общераспространенных полезных ископаемых или торфа для собственных нужд и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы (п.2.4 Положения о Министерстве).

Земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом ( п. 1 ст. 25 Закона о недрах).

Согласно ст.52 Водного кодекса РФ использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о недрах.

Частью 1 ст. 9 Водного кодекса РФ предусмотрено, что физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в том числе, в целях разведки и добычи полезных ископаемых (п. 6 ч. 3 ст. 11 ВК РФ).

Решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать, в том числе цель, виды и условия использования водного объекта или его части (ст.22 ВК РФ).

Решением №73-11.01.00.005-Х-РДБВ-Т-2016-01085/00 от 30.12.2016 Нижне-Волжское БВУ предоставило ООО "ДОК" участок акватории Куйбышевского водохранилища (ФИО4 залив) в 2,5 км к юго-востоку от г.Димитровграда для разведки и добычи полезных ископаемых (строительных песков).

Условиями использования водного объекта по указанному Решению предусмотрено, что водопользователь обязан не осуществлять действий, приводящих к причинению вреда окружающей среде, ухудшению экологической обстановки на предоставленном в пользование участке водного объекта и прилегающей к нему территории водоохранных зон и прибрежных защитных зон (п.2.3). При этом вопрос о возможности вырубки (полной, частичной) деревьев и кустарников, произрастающих на данной территории, ответчиком не решен ни при выдаче Решения, ни при последующем обращении водопользователя с письмом о выдаче разрешения на вырубку растительности в акватории.

Между тем, Типовыми правилами использования водохранилищ, утвержденными Приказом Минприроды РФ от 24.08.2010 N 330 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.09.2010 N 18461) предусмотрено, что защита берегов водохранилища от размыва и разрушений при сезонных колебаниях уровня воды и волновых воздействиях, а также предотвращений эрозии почв и развития овражной системы на территории, прилегающей к водохранилищу, осуществляется в том числе методами: - содержания и охраны существующих лесных насаждений и кустарников на склонах и прилегающих к водохранилищу территориях; - посадки специальных пород деревьев и кустарников.

В соответствии с Положением о Нижне-Волжском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции управления федеральным имуществом в сфере водных ресурсов в границах реки Волга и бассейна Куйбышевского водохранилища на территории Ульяновской области, в том числе по осуществлению мероприятий по охране и использованию водных ресурсов данного водоема, осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод, осуществляет разработку, утверждение и реализацию схем комплексного использования и охраны водных объектов (раздел 4 Положения).

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что и Нижне-Волжское БВУ и Министерство являются надлежащими ответчиками по заявленным требованиям.

При этом приведенными выше нормативными актами не предусмотрена какая-либо "подготовка" участка недр или водного объекта при передаче его в пользование, в связи с чем суд не может согласиться с требованиями заявителя о том, что бездействие ответчиков выразилось в неочистке предоставленного участка от стихийной растительности. Материалами дела также не подтверждается и довод заявителя, что указанная растительность по берегам и дну акватории Волжского водохранилища на предоставленном ему участке является несанкционированной, а, значит, сорной.

Законодательством Российской Федерации предусмотрена защита от незаконной вырубки деревьев и кустарников независимо от того, культивированы ли они человеком специально или выросли самостоятельно, поскольку чаще всего данная растительность выполняет экологическую, средозащитную функцию, является природным объектом.

В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" предметом преступлений, предусмотренных статьями 260 и 261 УК РФ, являются как лесные насаждения, то есть деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, так и деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются в соответствии с лесным законодательством (ст.63 ВК РФ).

В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Леса, расположенные на землях иных категорий (кроме земель лесного фонда) могут быть отнесены к защитным лесам (ст.10 ЛК РФ).

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (п.4 ст.12 ЛК РФ).

В силу ст.102 ЛК РФ, к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса. Указанной нормой определены категории указанных лесов, в том числе леса, расположенные в водоохранных зонах.

В соответствии со ст.65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Правовой режим лесов, расположенных в водоохранных зонах, определен в ст.104 ЛК РФ, в том числе предусмотрены случаи запрета сплошных и выборочных рубок деревьев, кустарников, лиан.

По пояснениям заявителя, деревья и кустарники, препятствующие освоению участка недр, произрастают именно в водоохраной зоне предоставленного в пользование участка Куйбышевского водохранилища.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов утверждены Приказом Рослесхоза от 14.12.2010 N 485 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2010 N 19474), в соответствии с которым вырубка и меры по воспроизводству лесов принимаются в зависимости от зон их расположения, качества таких лесов и выполняемых ими функций.

При рассмотрении дела Министерство поясняло суду, что без специального исследования не представляется возможным представить информацию, какую природную значимость выполняют деревья на данной акватории, как и определить, повлечет ли ее удаление (вырубка) к негативным последствиям для окружающей среды.

Между тем, данные вопросы по мнению суда должны были быть решены ответчиками при выдаче лицензии на пользование участком недр и утверждении горноотводной документации, при выдаче решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Уклонение от решения данных вопросов по существу нарушает нормы Закона о недрах и Водного кодекса РФ, имеет признаки незаконного бездействия.

Отсутствие аналогичныхх пунктов в утвержденных Типовых формах выданных ответчиками документов и Правилах использования Куйбышевского водохранилища (на что ссылались административные органы при рассмотрении дела) не снимает с уполномоченных органов власти обязанностей по разрешению возникшего вопроса по использованию конкретного участка недр и конкретного участка водного объекта, имеющего определенные особенности.

При этом каждый из ответчиков обязан решить данный вопрос относительно предоставленного участка: Министерство – в отношении участка недр и возможности вырубки с позиции соблюдения требований охраны окружающей среды в пределах лицензионного участка, условий безопасного ведения работ и рекультивации нарушенных земель; Нижне-Волжское БВУ – в отношении водного объекта с позиции соблюдения природоохранных требований на территории водоохраной зоны на участке акватории.

Вышеизложенное не подтверждает правомерность заявленных требований по не очистке от стихийной растительности участка силами самих ответчиков и не выдаче ООО «ДОК» разрешения на ликвидацию (вырубку) растительности (деревьев и кустарников), поскольку такое разрешение может быть выдано только после решения вопроса о ценности указанной растительности и выполняемых ею функций, что не было исследовано при выдаче документации о пользовании участком недр и водным объектом и при последующем обращении заявителя, однако подтверждает правомерность доводов заявителя о наличии признаков незаконного бездействия обоих ответчиков по решению данного вопроса по существу, что препятствует Обществу приступить к разработке участка по утвержденному проекту и нарушает его права и законные интересы.

На основании изложенного, требования ООО "ДОК" подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в качестве способа устранения допущенного нарушения и восстановления нарушенного права заявителя следует обязать Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Ульяновской области и Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области рассмотреть по существу ранее поданные заявления Общества о выдаче разрешения на вырубку деревьев и кустарников на предоставленном участке, с принятием соответствующего решения (о возможности сплошной или выборочной вырубки на участке месторождения в акватории, о необходимости и условиях восстановления растительности), по итогам которого решить вопрос о внесении соответствующих изменений в зарегистрированную лицензию на пользование недрами УЛН 80189 ТЭ (в условия пользования недрами), и в зарегистрированное решение о предоставлении водного объекта в пользование №73-11.01.00.005-Х-РДБВ-Т-2016-01085/00 от 30.12.2016 (в условия использования водного объекта), поскольку по требованиям действующего законодательства именно указанные документы, а не какие-либо отдельные разрешения в произвольной форме (на что указывал заявитель) устанавливают права и обязанности недро- и водопользователя.

В соответствии с п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку заявленные требования предъявлены к двум ответчикам, госпошлина подлежит взысканию с них в пользу заявителя в равных долях в размере по 1 500 руб. с каждого.

Руководствуясьстатьями 110, 167-171, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Ульяновской области, Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, выразившееся в уклонении от рассмотрения по существу заявлений Общества с ограниченной ответственностью «ДОК» по вопросу выдачи разрешения на ликвидацию (вырубку) деревьев и кустарников на лицензионном участке, предоставленном Обществу для разведки и добычи полезных ископаемых (строительных песков), расположенном в Мелекесском районе Ульяновской области на участке акватории Куйбышевского водохранилища (ФИО4 залив) в 2,5 км. к юго-востоку от г.Димитровграда.

В качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «ДОК» обязать Нижне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Ульяновской области и Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области рассмотреть по существу заявления Общества о выдаче разрешения на вырубку деревьев и кустарников на указанном участке, с решением вопроса о внесении соответствующих изменений в условия пользования недрами по лицензии на пользование недрами УЛН 80189 ТЭ (зарегистрирована 15.07.2016 №189), и условия использования водного объекта по решению о предоставлении водного объекта в пользование №73-11.01.00.005-Х-РДБВ-Т-2016-01085/00 от 30.12.2016 (зарегистрировано 30.12.2016).

В остальной части требований отказать.

Взыскать в пользу Общества с ограниченной ответственностью «ДОК» расходы по оплате государственной пошлины в размере по 1500 руб. с каждого из ответчиков.

Решение вступает в силу по истечении месяца с момента его принятия.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья Ю.А. Овсяникова