432063, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
10.05.2006 г. Дело №А 72-2591/06-11/218
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Прохорова А.Е.
при ведении протокола судебного заседания судьей Прохоровым А.Е.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
муниципального образовательного учреждения «Сельскохозяйственный общеобразовательный лицей» села Поддубное Инзенского района Ульяновской области
к Управлению Государственного пожарного надзора ГУ МЧС РФ по Ульяновской области
об отмене постановления № 58 от 27.03.2006 г. о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 10.05.2006 г., паспорт
от ответчика – ФИО2, доверенность от 02.05.2006 г., паспорт
установил:
В арбитражный суд Ульяновской области обратилось муниципальное образовательное учреждение «Сельскохозяйственный общеобразовательный лицей» села Поддубное Инзенского района Ульяновской области с заявлением об отмене постановления Управления Государственного пожарного надзора ГУ МЧС РФ по Ульяновской области № 58 от 27.03.2006 г. о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ.
Заявитель, не оспаривая факта нарушения правил пожарной безопасности, считает, что он не может быть привлечен к административной ответственности, поскольку у него отсутствуют денежные средства на устранение нарушений и уплату штрафа. Представитель считает процессуальным нарушением, влекущим отмену постановления, тот факт, что в акте проверки и протоколе об административном правонарушении отсутствует ссылка на решение о введении особого противопожарного режима на территории области, указанное в протоколе время его составления (11 час.) не соответствует времени составления акта проверки (13 час.).
Ответчик заявленное требование считает необоснованным, поскольку факт допущенного заявителем нарушения подтвержден материалами дела.
Из материалов дела усматривается, что проверкой соблюдения правил пожарной безопасности, проведенными уполномоченными лицами ответчика 17.03.2006 г., установлено, что в помещениях муниципального образовательного учреждения Сельскохозяйственный общеобразовательный лицей села Поддубное, расположенного по адресу: <...> нарушены «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ-01-03 Утвержденные приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 (зарегистрирован в Минюсте РФ 27.06.2003 г., регистрационный № 4838), СНиП 21-01-97, СНиП 2.08.02-89*, ПУЭ -99, НПБ 88-2001, НПБ 104-2003, НПБ 110-2003, а именно:
-не смонтирована в здании школы автоматическая пожарная сигнализация с установкой датчиков реагирующих на дым. Основание НПБ 110-03 п. 9 таб. 1.
- не установлен в компьютерном классе углекислотный огнетушитель. Основание НПБ 01-03 п. 108.
- не смонтирована в здании школы система оповещения людей при пожаре третьего типа (речевая). Основание НПБ 104-03 п. 7.
- не смонтирована на вводах электроэнергии в здание школы устройство защитного отключения (УЗО). Основание НПБ 01-03 п. 3 ПУЭ.
- в библиотеке деревянные стеллажи не обработаны огнезащитным составом. Основание НПБ 01-03, СНиП 21-01-97.
- не доукомплектован пожарный щит в котельной необходимым противопожарным инвентарем (огнетушитель 2 шт., лом, багор, ведро 2 шт., лопата штыковая, совковая, емкость для хранения воды 0,2 м. куб). Основание НПБ 01-03 таб. № 4.
- не демонтирована в помещении мастерской деревянная перегородка не предусмотренная проектом. Основание НПБ 01-03 п. 40, СНиП 21-01-97* п. 4.2..
- не обеспечен обслуживающий персонал, находящийся в ночное время с детьми индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания. Основание НПБ 01-03 п. 129.
- не смонтировано на кровле здания лицея металлическое ограждение в соответствии с ГОСТ 25772-83. Основание СНиП 21-01-97* п. 8.11.
- не смонтирована на кровле здания лицея металлическая пожарная лестница для осуществления доступа на кровлю здания и чердачного помещения. Основание СНиП 2.08.02-89 п. 1.104 ППБ 01-03 п. 41.
- не приобретены согласно нормам положенности первичные средства пожаротушения огнетушители (ОВП, ОУ). Основание ППБ 01-03 п. 108. прил. № 3.
- не демонтирована сгораемая отделка стен путей эвакуации в коридорах 2 и 3 этажей школы. Основание ППБ 01-03 п. 53.
- ширина второго эвакуационного выхода из актового зала заужена и составляет менее 1,2 м. Основание СНиП 21-01-97* п. 6.16.
- для целей наружного пожаротушения дополнительно не смонтированы подземные пожарные резервуары с общей емкостью 125 куб. м. СНиП 2.04.02-84* п. 2.24, табл. 6.
- не организовано проведение обучения мерам пожарной безопасности руководителя учреждения и ответственных за пожарную безопасность, в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности, с последующим получением удостоверения. Основание ФЗ «О пожарной безопасности» ФЗ-69 от 24.12.2004 г., Постановление Главы администрации Ульяновской области № 123 от 26.09.2004 г., Постановление Главы Инзенского района № 94 от 12.11.2004 г. «Об организации обучения населения мерам пожарной безопасности».
- спальные помещения интерната не отделены от других помещений школы противопожарными перегородками 1-го типа. Основание: СНиП 2.08.02-89* п. 1.26, СНиП 21-01-97* п. 5.14 табл. 1, 2 п. 7.4.
- эвакуационный выход из подвала не отделен от основной лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа с обособленным выходом непосредственно наружу. Основание СНиП 21-01-97* п. 6.9.
- подвальное помещение, где осуществлялось хранение школьной мебели (парты, столы, стулья и т. д.) не оборудовано системой дымоудаления. Основание: СНиП 41-01-2003 п. 8.2.
По материалам проверки составлен акт от 17.03.2006 г. № 126, по факту нарушения в отношении заявителя возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол об административном правонарушении от 17.03.2006 г., которыми подтверждены факты допущенных правонарушений.
Постановлением от 27.03.2006 г. № 58 заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст.20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 20.000 руб.
Суд считает, что представленными доказательствами подтверждено совершение заявителем правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, вина заявителя усматривается в неполном выполнении обязанностей, возложенных на заявителя указанными выше правилами и нормами пожарной безопасности, в отсутствии надлежащего контроля за соблюдением правил пожарной безопасности, санкция наложена ответчиком в пределах, установленных законодательством. Процессуальных нарушений, которые могли бы в силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ повлечь отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Суд не считает процессуальными нарушениями, влекущими отмену оспариваемого постановления, отсутствие в акте проверки и протоколе об административном правонарушении ссылки на постановление о введении особого противопожарного режима, поскольку ссылка на данное постановления не относится к числу выявленных фактов нарушений ППБ. Совершение правонарушения в условиях особого противопожарного режима является квалифицирующим признаком, влекущим за те же нарушения ответственность по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и данная квалификация юридически значимо определена в оспариваемом постановлении, содержащим ссылку на данное постановление Правительства Ульяновской области от 15.02.2006 г. № 38. Суд также отмечает, что в протоколе время «11 час.» определено как время выявления нарушения, а не составления протокола об административном правонарушении.
Ответчиком сделан правомерный вывод о наличии в деянии заявителя состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ, санкция наложена в соответствии с действующим законодательством, с учетом обстоятельств правонарушения размер штрафа определен в минимальном размере.
Суд не принимает довод заявителя об отсутствии денежных средств на выполнение противопожарных мероприятий, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для освобождения заявителя от административной ответственности за совершенное правонарушение, а может быть рассмотрено только как обстоятельство, смягчающее ответственность, а заявитель привлечен к административной ответственности в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи. Кроме того, заявителем не представлено доказательств принятия всех необходимых мер, в том числе судебного порядка, по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности, за предоставлением финансирования заявитель обратился письмом от 24.03.2006 г., то есть после выявления допущенных нарушений. Значительное количество выявленных нарушений не связано со значительными денежными затратами.
Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение штрафа на … юридических лиц от 100 до 200 МРОТ.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влекут наложение административного штрафа на … юридических лиц - от 200 до 300 минимальных размеров оплаты труда.
С учетом степени потенциальной опасности совершенного правонарушения охраняемым общественным интересам, в том числе жизни и здоровью граждан, многочисленности нарушений ППБ, суд не находит оснований считать нарушение, связанное с невыполнением Правил пожарной безопасности, малозначительным с применением ст.2.9 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, ст.ст.207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд
Р Е Ш И Л :
Заявленное требование оставить без удовлетворения, постановление Управления Государственного пожарного надзора района Ульяновской области № 58 от 27.03.2006 г. о привлечении муниципального образовательного учреждения «Сельскохозяйственный общеобразовательный лицей» села Поддубное Инзенского района Ульяновской области к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ - без изменения.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении 10 дней после его принятия и может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.
Судья Прохоров А. Е.