ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-2658/12 от 28.05.2012 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск

31 мая 2012 года Дело № А72-2658/2012

Объявлена резолютивная часть 28.05.2012 г. Решение изготовлено в полном объеме - 31.05.2012 г.

Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ипполи­това Ирина Вячеславовна при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ерониной М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ТСЖ «Народный контроль»

к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области

о признании недействительным акта проверки №Д-432 от 20.02.2012г. и предписания №Д-432 от 20.02.2012г.

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 14.11.2011 года;

от ответчика – ФИО2, доверенность №5 от 31.01.2012г.

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора со статусом потерпевшего: ФИО3 – не явился, уведомлен;

УСТАНОВИЛ:

ТСЖ «Народный контроль» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области о признании недействительным акта проверки №Д-432 от 20.02.2012г. и предписания №Д-432 от 20.02.2012г.

Представитель Государственной жилищной инспекции Ульяновской области просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Из материалов дела следует:

ТСЖ «Народный контроль» (далее по тексту Товарищество) зарегистрировано 20.03.2009г. Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Ульяновска в едином государственном реестре юридических лиц (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 73 № 002270127).

Согласно устава Товарищества членами товарищества могут быть физические и юридические лица, являющиеся собственниками помещений, а также органы государственной власти, представляющие интересы собственника.

Протоколом от 27.12.2010 года общего собрания членов Товарищества избрано правление в составе ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, которое избрало председателем правления Товарищества ФИО9

22 июля 2011 года и 26 июля 2011 года протоколами внеочередного собрания членов Товарищества в многоквартирном доме №108 по ул. 12 Сентября членом правления дома избран ФИО3

01.10.2011 года ФИО9 освобождён от обязанностей председателя правления Товарищества по его заявлению.

03.10.2011г. ФИО3 был включён в состав правления от дома №108 по ул. 12 Сентября на основании решения общего собрания членов Товарищества в связи с самоотводом ФИО5, члена правления от дома №108 по ул. 12 Сентября, избранного общим собранием членов Товарищества 27.12.2010 г.

24.10.2011г. решением правления ФИО3 был избран председателем правления Товарищества. Свидетельство на право собственности квартиры №9684 от 15.12.1990г. по адресу г.Ульяновск, ул.12 Сентября д.108 кв.242.

16.01.2012 года ФИО11 обратился в Товарищество с просьбой представить ему заверенные копии документов товарищества, и принять в члены Товарищества. В связи с тем, что ФИО11 не были представлены документы, подтверждающие его право собственности на жилое помещение в доме, находящегося в управлении Товарищества, в предоставлении документов Товарищество и приёме в члены Товарищества ФИО11 отказано.

18.01.2012 года ФИО11 обратился в прокуратуру Ленинского района г. Ульяновска и Государственную жилищную инспекцию Ульяновской области с целью дачи заключения (или разъяснения) о законности деятельности ФИО3 в качестве Председателя правления Товарищества.

25.01.2012 года прокуратура Ленинского района г. Ульяновска перенаправила обращение ФИО11 в рамках подведомственности Государственной жилищной инспекции Ульяновской области.

13 февраля 2012 года главным специалистом-экспертом Государственной жилищной инспекции Ульяновской области на основании распоряжения о проведении внеплановой проверки от 13.02.12 № Д-432 проведена проверка в отношении Товарищества по адресу: ул. Минаева д.44.

В ходе проверки зафиксированы следующие нарушения:

- Не представлены документы, подтверждающие права собственности ФИО3 на жилое (нежилое) помещение, входящее в состав Товарищества;

- Не представлено заявление ФИО3 о вступлении в члены товарищества собственников жилья Товарищества;

- Не представлено доказательство самоотвода члена правления от дома №108 по ул. 12 Сентября ФИО5, вместо которого выбран ФИО3;

- Отсутствует доказательство уведомления членов Товарищества о проведении внеочередных общих собраний членов Товарищества от 22 июля 2011 года, 23 июля 2011 года, 24 июля 2011 года, 25 июля 2011 года, 26 июля 2011 года, 27 декабря 2011 года;

- Отсутствуют реестры членов Товарищества, принявших участие в голосовании на собраниях от 22 июля 2011 года, 23 июля 2011 года, 24 июля 2011 года, 25 июля 2011 года, 26 июля 2011 года, 27 декабря 2011 года;

- Внеочередное общее собрание Товарищества, проведённое в форме заочного голосования с 10.07.2011 года по 21.07.2011 года в многоквартирном доме №108 по ул.12 Сентября, проведено с нарушением требований законодательства РФ, а именно: общее собрание членов Товарищества проведено отдельно взятому многоквартирному дому №108 по у. 12 Сентября;

- Протокол №2 (сводный) от 26.07.2011 внеочередного общего собрания членов Товарищества, проведенного в форме заочного голосования с 10.07.2011 года по 21.07.2011 года, выполнено с нарушениями требований законодательства РФ, а именно: жилищным кодексом не предусмотрено проведение сводных собраний членов Товарищества и оформление сводных протоколов;

- Протокол №1 от 27.12.2010 года общего собрания членов Товарищества проведённое в форме заочного голосования с 06.12.2010 года по 25.12.2010 выполнено с нарушением требований законодательства РФ, а именно по третьему вопросу «Определение количества голосов собственника равным его доле в общем имуществе, умноженное на тысячу;

- Отсутствуют решения (бюллетени) заочного голосования членов Товарищества к протоколам общих собраний членов ТСЖ, проведённым: 23 июля 2011 года, 24 июля 2011 года, 25 июля 2011 года, 26 июля 2011 года, 27 декабря 2011 года.

По результатам проверки составлен акт проверки от 20.02.2012г. №Д-432.

20.02.2012 Государственной жилищной инспекции Ульяновской области выдано предписание № Д-432.

Не согласившись с актом проверки ипредписанием Государственной жилищной инспекции Ульяновской области № 432-Д от 20.02.2012 года Товарищество обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявленное требование подлежит удовлетворению частично, исходя из следующих обстоятельств:

20.02.2012 Государственной жилищной инспекции Ульяновской области выдано предписание № Д-432. Товариществу собственников жилья пунктами «1», «2», «3» предписано представить документы, а именно:

- документы подтверждающие права собственности ФИО3 на жилое (нежилое) помещение входящее в состав Товарищества;

- заявление ФИО3 о вступлении в члены Товарищества;

- доказательство самоотвода члена правления от дома №108 по ул. 12 Сентября ФИО5, вместо которого выбран ФИО3.

Однако целью выдачи предписания является исправление выявленных нарушений. Пункты «1», «2», «3» предписания направлены на сбор документов.

В соответствии с п.1 ч.5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица Государственной жилищной инспекции по Ульяновской области вправе запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.

Поскольку, пункты «1», «2», «3» предписания от 20.02.2012г. №Д-432 направлены на сбор документов, а не на исправление выявленных в ходе проверки нарушений то включение данных пунктов в предписание противоречит статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ
 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и в этой части предписание от 20.02.2012 года №Д-432 не может быть признано действительным. Кроме того, суд учитывает, что доказательство вручения Товариществу требования (запроса) о представлении инспектору Государственной жилищной инспекции конкретных документов (по п. «1», «2», «3» предписания) отсутствует.

В соответствии с ч.1 ст.146 "Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом) либо иным способом, предусмотренным решением общего собрания членов товарищества или уставом товарищества. Уведомление направляется не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания.

В данном случае проверкой установлено, что доказательства уведомления, реестры почтовых корреспонденций в Товариществе отсутствуют.

Проверяющему органу фактически не представлено никаких доказательств в подтверждение избрания членов правления ТСЖ и его председателя в установленном законом и Уставом порядке.

Пунктом 13.10.4 Устава Товарищества предусмотрено:

общее собрание правомочно (имеет кворум), если на нём присутствуют члены Товарищества или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов членов Товарищества. В случае отсутствия на общем собрании кворума инициатор собрания назначает новую дату, время и место проведения общего собрания.

С учётом действия указанного пункта Устава Товарищество обязано проводить собрание и оформлять протоколы всего Товарищества, а не по отдельным домам.

В соответствии с п.18.2. Устава:

в случае принятия решения о голосовании в форме опроса (заочного голосования) постоянному хранению подлежат протоколы общих собраний членов Товарищества с листами голосования, письменные решения членов Товарищества.

Учитывая, что факт несоблюдения Товариществом ст.146 ЖК РФ, п.13.10.4 и п.18.2 Устава доказано материалами проверки. Суд считает, что Государственная жилищная инспекция Ульяновской области законно и обосновано, вынесла предписание с требованием до 22.05.2012 года:

1. Провести мероприятия по обеспечению соблюдения обязательных требований при выборе председателя членов правления Товарищества ФИО3 и членов правления Товарищества.

2. Представить документацию:

- доказательства уведомления членов Товарищества о проведении внеочередных общих собраний членов товарищества собственников жилья «Народный контроль» от 22 июля 2011 года, 23 июля 2011 года, 24 июля 2011 года, 25 июля 2011 года, 26 июля 2011 года, 27 декабря 2011 года;

- реестры членов товарищества собственников жилья «Народный контроль», принявших участие в голосовании на собраниях от 22 июля 2011 года, 23 июля 2011 года, 24 июля 2011 года, 25 июля 2011 года, 26 июля 2011 года, 27 декабря 2011 года;

- Внеочередное общее собрание товарищества собственников жилья «Народный контроль», проведённое в форме заочного голосования с 10.07.2011 года по 21.07.2011 года в многоквартирном доме №108 по ул.12 Сентября, проведено с нарушением требований законодательства РФ, а именно: общее собрание членов Товарищества, проведено отдельно взятому многоквартирному дому №108 по ул. 12 Сентября;

- Протокол №2 (сводный) от 26.07.2011 внеочередного общего собрания членов Товарищества, проведенного в форме заочного голосования с 10.07.2011 года по 21.07.2011 года, выполнено с нарушениями требований законодательства РФ, а именно: жилищным кодексом не предусмотрено проведение сводных собраний членов ТСЖ и оформление сводных протоколов;

- Протокол №1 от 27.12.2010 года общего собрания членов Товарищества проведённое в форме заочного голосования с 06.12.2010 года по 25.12.2010 выполнено с нарушением требований законодательства РФ, а именно по третьему вопросу «Определение количества голосов собственника равным его доле в общем имуществе, умноженное на тысячу;

- решения (бюллетени) заочного голосования членов Товарищества к протоколам общих собраний членов Товарищества, проведённым: 23 июля 2011 года, 24 июля 2011 года, 25 июля 2011 года, 26 июля 2011 года, 27 декабря 2011 года.

По сути, предписание от 20.02.2012 года №Д-432 направлено на восстановление, розыск утраченных документов, либо на проведение общего собрания Товарищества, которое либо подтвердило бы ранее вынесенные решения, либо избрало членов правления в установленной Уставом порядке. По уставу председателя выбирают члены правления.

Суд считает, что данное предписание обосновано материалами дела и не противоречит закону.

Доводы заявителя о том, что основания для проведения внеплановой проверки отсутствовали, суд находит необоснованными.

Согласно ч.2 ст.10 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателе при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008г. №294-фз основаниями для проведения проверки является: поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о факте нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. В данном случае внеплановая проверка была проведена на основании обращения поступившего в адрес Государственной жилищной инспекции Ульяновской области ФИО11 от 18.01.2012г. №90, об№90, обращения поступившего из прокуратуры Ленинского района г. Ульяновска от 01.02.2012г. №241.

Ссылка заявителя на тот факт, что ФИО11 в момент обращения не являлся собственником квартиры №246 расположенной в многоквартирном доме №22 по ул. Карла Либнехта не имеет принципиального значения, так как, право собственности ФИО11 на жилое помещения по адресу <...> возникло до проведения Государственной жилищной инспекцией Ульяновской области проверки.

Полномочия Государственной жилищной инспекции Ульяновской области проводить проверки и выдавать соответствующие предписания предусмотрены п.2 ч.5 статьи 20 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

В требовании о признании недействительным Акта проверки от 20.02.2012 года №Д-432 производство по делу подлежит прекращению исходя из следующих обстоятельств.

В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане и юридические лица в Арбитражном суде вправе обжаловать ненормативный акт, т.е. акт, имеющий властно-распорядительный характер.

Акт проверки по своему назначению не несёт в себе никаких властно-распорядительных функций.

По сути, это доказательство, которым зафиксированы определённые обстоятельства.

При исследовании материалов дела суд должен оценить это доказательство на достоверность недостоверность (действительность-недействительность).

При определённых статьёй 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" суд при оценке доказательств может прийти к выводу о недействительности материалов проверки. Но обжалование акта проверки как самостоятельного ненормативного акта в арбитражном суде законодателем не предусмотрено.

В соответствии с ч.1 статьи 150 Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. При данных обстоятельствах производство в этой части определения прекратить.

При подаче заявления Товарищество не уплатило государственную пошлину. В соответствии со статьёй 333.37 НК РФ Государственная жилищная инспекция по Ульяновской области является государственным органом и освобождена от уплаты государственной пошлины. При данных обстоятельствах взысканию государственной пошлины в доход федерального бюджета не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 150-151, 198-201 Арбит­ражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Производство по заявлению ТСЖ «Народный контроль» о признании недействительным акта проверки от 20.02.2012 №Д-432 года прекратить.

Признать недействительными пункты «1», «2», «3» предписания Государственной жилищной инспекции Ульяновской области от 20.02.2012г. №Д-432.

В остальной части заявление ТСЖ «Народный контроль» оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную си­лу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья И.В. Ипполитова