ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-2751/2018 от 20.06.2018 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Ульяновск                                                                                Дело №А72-2751/2018

«25» июня 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2018 года

Полный текст решения изготовлен 25 июня 2018 года

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Юдина П.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Павловой И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ульяновск

к Муниципальному учреждению Администрации муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Ульяновская область, р.п. Тереньга

третье лицо:

-ФИО1, Ульяновская область, с. Ясашная Ташла

о взыскании 387 198 руб. 00 коп.

при участии в заседании:

от истца – не явился, уведомлен; заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя;

от ответчика – ФИО2, доверенность от  10.01.2018;

от третьего лица – ФИО1, паспорт;

установил:

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Муниципальному учреждению Администрации муниципального образования «Тереньгульского района» Ульяновской области о взыскании бюджетных средств в сумме 647 373 руб. 00 коп., в том числе: 257 389 руб. 00 коп. – субсидия из федерального бюджета, 129 809 руб. 00 коп. – субсидия из областного бюджета Ульяновской области.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 02.03.2018 исковое заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание.

В предварительном судебном заседании 11.04.2018 представитель истца заявил ходатайство об уточнении исковых требований в связи с технической ошибкой, просил взыскать с ответчика 387 198 руб. 00 коп., в том числе: 257 389 руб. 00 коп. – субсидия из федерального бюджета, 129 809 руб. 00 коп. – субсидия из областного бюджета Ульяновской области; на исковых требованиях настаивал с учетом уточнения.

Представитель ответчика возражал против исковых требований, представил в материалы дела отзыв на исковое заявление.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 11.04.2018 ходатайство истца об уточнении исковых требований удовлетворено, предварительное судебное заседание завершено, назначено судебное заседание.

Указанным определением суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных тре­бований относительно предмета спора, ФИО1.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 10.05.2018 судебное разбирательство отложено.

В судебном заседании 05.06.2018 в соответствии со ст. 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было объявлено протокольное определение об отложении судебного заседания до 20.06.2018 до 10 час. 15 мин.

Сведения о месте и времени судебного заседания  размещены на официальном сайте Арбитражного суда Ульяновской области в сети Интернет по адресу: http://ulyanovsk.аrbitr.ru, информационно-справочном киоске  в  здании суда, и на официальном сайте «Картотека арбитражных дел» в сети Интернет по адресу:  http://kad.arbitr.ru/.

В судебном заседании 20.06.2018 представитель ответчика возражал против исковых требований.

Третье лицо считала исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

При данных обстоятельствах дело подлежит рассмотрению в отсутствие представителя истца в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд считает исковые требования следует оставить без удовлетворения.

При этом суд исходил из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса  РФ субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Пункт 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598, действовавшим в спорный период, утверждена федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (далее - Программа), одной из целей которой является улучшение жилищных условий граждан проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, обеспечение жильём категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.

Как следует из материалов дела, в целях реализации мероприятий, предусмотренных Программой, между Министерством и Администрацией муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области (далее – Администрация) заключено Соглашение от 03.06.2014 №1/18 о предоставлении субсидий бюджету муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области на реализацию мероприятий Программы на 2014-2017 года и на период  до 2020 года (далее - Соглашение).

Согласно пункта 2.1 Соглашений Министерство перечисляет в течение 2014 года субсидии в бюджет муниципального образования «Тереньгульский район»  в объёмах, согласно приложению №1 к Соглашению на основании представленных Администрацией заявок на перечисление субсидий.

Администрация муниципального образования «Тереньгульский района» Ульяновской области в рамках данных Соглашений:

в соответствии с п.2.2.2 использует субсидии и средства бюджета муниципального образования;

в соответствии с пунктом 2.2.8 обеспечивает целевое и эффективное использование субсидий перечисленных Министерством;

в соответствии с пунктом 2.2.10 обеспечивает своевременность, полноту и достоверность представляемых в Министерство документов и сведений.

В рамках реализации мероприятий Программы Администрацией было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности ФИО1 (состав 4 человека) в размере 389 984 руб. 00 коп., в том числе из средств федерального бюджета –                   257 389 руб. 00 коп., из областного бюджета – 129 809 руб. 00 коп., из средств местного бюджета – 2786 руб. 00 коп. Свидетельство о предоставлении выплаты выдано 13.08.2014. Срок оформления жилого помещения в общую собственностью всех членов семьи до 13.10.2015.

Согласно статьи 29 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее - Типовое положение), (Приложение № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года») жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты, в срок, установленный органом исполнительной власти.

Согласно пункту 2.3 постановления Правительства Ульяновской области от 27.05.2014 № 196-П «О некоторых мерах по устойчивому развитию сельских территорий Ульяновской области срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности при получении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности составляет не более 2 месяцев со дня окончания срока действия такого свидетельства.

Согласно приложению №5 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» свидетельство действует не более одного года с даты выдачи. То есть, срок для оформления жилого помещения в собственность составляет один год два месяца.

В соответствии с пунктом 14 Порядка предоставления и расходования субсидий, предусмотренных в областном бюджете Ульяновской области бюджетам муниципальных образований Ульяновской области на софинансирование мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» государственной программы Ульяновской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ульяновской области» на 2014-2020 годы, утверждённого постановлением Правительства Ульяновской области от 11.03.2015                № 97-П, в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее - Министерство) обеспечивает возврат субсидий.

В предписании Счётной палаты Ульяновской области от 11.10.2017 № 805/01-02 указано на нарушение участниками Программы статьи 12 Типового положения (в установленные сроки не были построены, введены в эксплуатацию индивидуальные жилые дома). Министерству предложено принять меры по взысканию бюджетных средств в судебном порядке.

Министерством в адрес Администрации направлено требование от 23.10.2017                 №73-ИОГВ-07-01/10129 о предоставлении копий свидетельств о праве собственности на жилые помещения вышеперечисленных получателей социальной выплаты, как подтверждающих документов о целевом и эффективном использовании полученных бюджетных средств или произвести возврат бюджетных средств в сумме 389 984 руб.  00 коп., в том числе из средств федерального бюджета – 257 389 руб. 00 коп., из областного бюджета – 129 809 руб. 00 коп., из средств местного бюджета – 2 786 руб.            00 коп. использованных не по целевому назначению, что является соблюдением претензионной формы, предусмотренной статьёй 4 АПК РФ.

Полагая, что для оформления ФИО1 жилого помещения в общую собственность всех членов семьи установленные сроки прошли, копии свидетельств о праве собственности ответчик не предоставил, денежные средства  не возвратил, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.

Исследовав доводы и возражения сторон, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности суд установил отсутствие правовых  оснований у истца  для  взыскания с администрации денежных средств, перечисленных ФИО1.

В соответствии со ст.65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. 

Истцом не представлены доказательства, подтверждающие нарушение администрацией муниципального образования условий Соглашения. Кроме того, истец не представил доказательства недостоверности или неполноты сведений, предоставленных для участия в программе.

Суд считает, что материалами дела, подтверждается использование социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в том числе, в материалы дела предоставлены договоры поставки, подтверждающие приобретение строительного материала, совместный акт освидетельствования проведения основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства, акт о приемке выполненных работ.

Также в нарушение ст.65 АПК РФ, истцом не представлены доказательства нецелевого использования денежных средств, предоставленных в виде субсидии для улучшения жилищных условий, представленные ответчиком и третьим лицом документы не опровергнуты.

Кроме того, суд принимает во внимание, что в соответствии с п.30 Программы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №598, действовавшей в спорный период, и п.29 Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 №717 (ред. от 01.03.2018) предусмотрено, что орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.

В  соответствии с пунктами 19 и 38 Типового положения граждане, получателями субсидии являются молодые семьи и молодые специалисты, имеющие право на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Сама Администрация не является получателем субсидии.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что предусмотренные договором и законом основания для возврата субсидии отсутствуют.

Учитывая изложенное, исковые требования следует оставить без  удовлетворения.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по госпошлине  возлагаются на истца, но не взыскиваются, поскольку истец действующим законодательством освобожден от уплаты госпошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федера­ции, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока с момента его принятия и может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                                                                  П.Г.Юдин