ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-2997/10 от 08.07.2010 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г.Ульяновск Дело №А72-2997/2010

«14» июля 2010г.

Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2010г.

Решение изготовлено в полном объеме 14 июля 2010г.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Д.М.Замалетдиновой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Марышевой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

заинтересованное лицо: Управление государственного пожарного надзора ГУ МЧС по Ульяновской области

3-е лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области

о признании незаконным представления №1194-2-4 от 25.12.2009г.

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, начальник отдела правового обеспечения и судебной защиты Управления Росреестра по Ульяновской области, по доверенности от 13.04.2010г., паспорт

от УГПН – ФИО2, государственный инспектор, по доверенности №13 от 11.05.2010г., удостоверение №32956 от 25.02.2010г.

от Управления Росреестра по Ульяновской области - ФИО1, начальник отдела правового обеспечения, по доверенности №06 от 12.05.2010г., паспорт

установил:

В Арбитражный суд Ульяновской области обратилась Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) с заявлением о признании незаконным представления Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС по Ульяновской области №1194-2-4 от 25.12.2009г.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Представитель Росреестра заявленное требование поддержал в полном объеме. Сослался на то, что в нарушение ч.1 ст.29.13 КоАП РФ в оспариваемом представлении не указаны причины административного правонарушения и условия, которые способствовали его совершению. По мнению представителя заявителя, избранная ответчиком мера (выделение денежных средств УФРС по Ульяновской области) не обоснована, т.к. Росреестр не несет обязанности по содержанию помещений, занимаемых УФРС по Ульяновской области. Также представитель заявителя полагает, что указанная мера избрана государственным пожарным инспектором с превышением полномочий и без учета того, что финансирование расходов на содержание территориальных органов Росреестра осуществляется в переделах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом. При этом решение вопроса о размере таких ассигнований относится к исключительной компетенции главного распорядителя средств федерального бюджета.

Представитель УГПН по Ульяновской области с требованием заявителя не согласился, оспариваемое представление считает законным и обоснованным. Пояснил суду, что 17.12.2009г. инспекторами по пожарному надзору была проведена плановая проверка выполнения требований пожарной безопасности в помещениях, занимаемых УФРС по Ульяновской области. В ходе проверки было выявлено 87 нарушений. По результатам проверки УФРС по Ульяновской области привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, Управлению выдано предписание на устранение выявленных нарушений. При этом, с учетом пояснений руководителя УФРС по Ульяновской области, органом пожарного надзора было принято во внимание, что финансирование Управления осуществляется за счет средств федерального бюджета, в связи с чем в качестве меры административного наказания было избрано предупреждение, а срок устранения нарушений, требующих финансовых затрат, определен до 01.10.2010г. С учетом данного обстоятельства, в целях устранения причин, способствовавших совершению правонарушения (отсутствие необходимых денежных средств), оспариваемое представление направлено в адрес надлежащего лица, поскольку именно Росреестр является главным распорядителем бюджетных средств, за счет которых осуществляется финансирование УФРС по Ульяновской области.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области поддержал требование заявителя. Дополнительно указал, что информация об отсутствии денежных средств, необходимых для устранения выявленных нарушений, была доведена на совещании у начальника УГПН ГУ МЧС по Ульяновской области. В той части, где устранение нарушений не требует значительных затрат (около 40%), необходимые работы выполнены.

Возражения УГПН по Ульяновской области и доводы Управления Росреестра по Ульяновской области изложены в отзывах (л.д.51-53).

01.07.2010г. на основании ст.163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 08.07.2010г.

Как усматривается из материалов дела, в период с 01.12.2009г. по 17.12.2009г. на основании распоряжения №357 от 17.11.2009г. (л.д.23-25) Государственными инспекторами г.Ульяновска по пожарному надзору проведена плановая выездная проверка по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях, занимаемых УФРС по Ульяновской области.

В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона РФ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ №313 от 18.06.03г., Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 №315, Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 №323, а именно:

г. Ульяновск

ул. Локомотивная, 158

Требования к первичным средствам пожаротушения

1.

Не проведена проверка работоспособности сети противопожарного водопровода (пожарных кранов) на предмет обеспечения требуемым по нормам расхода воды на нужды пожаротушения, которые проводятся не реже двух раз в год (весной и осенью).

ППБ 01-03 п.89

2.

Пожарные шкафы не выполнены из листовой стали любой марки толщиной не менее 1,0 ... 1,5 мм.

ППБ 01-03 п. 3., НПБ 151-2000 п. 4.4.

3.

На обводной линии внутреннего водопровода не установлена задвижка с электроприводом, автоматически открываемая от кнопок установленных у пожарных кранов

ППБ 01-03 п.3, СНиП 2.04.01-85* п.1.1.7*

Требования к путям эвакуации

4.

Существующие планы эвакуации не соответствуют ГОСТ Р 12.2.143-2002.

ППБ 01-03 п.3, 16;

5.

Высота ступеней лестничных маршей выполнены различной высоты (с 3-го на 2-й этаж ступени от 6 до 17 см., с 2-го на 1-й этаж ступени от 12 до 20,5 см., с 1-го к центральному эвакуационному выходу ступени от 14 до 18 см.).

ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п.6.28*;

6.

Двери, ведущие из коридоров в лестничные клетки не оборудованы устройством самозакрывания и уплотнением в притворах

п.34 ППБ 01-03 СНиП 21-01-97 п. 6.18*

7.

На путях эвакуации 1 –го этажа устроен турникет.

ППБ 01-03 п.53

8.

Под лестничными маршами цокольного этажа устроены помещения для внутренних операций.

ППБ 01-03 п. 40

9.

В лестничных клетках здания не оборудовано эвакуационное освещение.

ППБ 01-03 п.3, 51 СНиП 23-05-95 п.7.62

10.

Ширина общего коридора на 1-м этаже составляет 0,48м, при этом требуется не менее 1 м. Так как двери помещений на 1-м этаже открываются в общий коридор, ширина коридора равна ширине коридора уменьшенную на ширину дверного полотна (1.,28м. – 0,8 м.= 0,48м.).

ППБ 01-03 п.3, 51, СНиП 21-01-97* п.6.26*

11.

Ширина общего коридора на 2-м этаже составляет 0,56м, при этом требуется не менее 1 м. Так как двери помещений на 2 -м этаже открываются в общий коридор, ширина коридора равна ширине коридора уменьшенную на ширину дверного полотна (1,36м. – 0,8 м.= 0,56м.).

ППБ 01-03 п.3, 51, СНиП 21-01-97* п.6.26*

12.

Ширина общего коридора на 3-м этаже левого крыла составляет 0,63м, при этом требуется не менее 1 м. Так как двери помещений на 3-м этаже левого крыла открываются в общий коридор, ширина коридора равна ширине коридора уменьшенную на ширину дверного полотна (1,50м. – 0,87 м.= 0,63 м.).

ППБ 01-03 п.3, 51, СНиП 21-01-97* п.6.26*

13.

С цокольного этажа не предусмотрен 2 –й эвакуационный выход.

ППБ 01-03 п. 3;

14.

Дверь на путях эвакуации в коридоре правого крыла, цокольного этажа, а также вторая дверь запасного эвакуационного выхода с цокольного этажа не выполнены открывающимися по направлению выхода из здания.

ППБ 01-03 п. 52.

15.

Стены общего коридора на 1-м этаже отделаны горючим материалом, панелями ПВХ и виниловые обои (сертификат пожарной безопасности не представлен).

ППБ 01-03 п.3, 53 СНиП 21-01-97* п.6.25*

16.

В общих коридорах на 2 и 3 этажах в качестве покрытия пола используется горючий материал с неизвестными показателями пожарной опасности (линолеум, сертификат пожарной безопасности на который отсутствует – документ не представлен).

ППБ 01-03 п. 3,53; СНиП 21-01-97* п.6.25*

Требования к зданиям и помещениям.

17.

Для помещений складов и архивов, не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности по методике установленной НПБ 105-03, а также класс зоны по ПУЭ.

ППБ 01-03 п.33

18.

В архивах, серверной, и складах двери не выполнены с пределом огнестойкости не менее EI 30 сертифицированными в области пожарной безопасности (сертификат не предоставлен).

ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п.7.4 п.5.14 т.2; приказ МЧС России от 08.07.02г. № 320

19.

Ширина дверей лестничных клеток на 1 и 3 этажах выполнена менее 0,9 метра (по факту 0,78м на 1 этаже, на 3 этаже по факту 0, 87м).

ППБ 01-03. п. 3; СНиП 21-01-97* п. 6.16; 6.29

20.

Помещения № 309; № 310; № 311; №312 не оборудованы дымовыми пожарными извещателями автоматической пожарной сигнализацией.

ППБ 01-03 п.3, СНИП 21-01-97* п.7.29, НПБ 110-03 т.3

21.

В помещениях не установлена система оповещения и управлении эвакуации людей в случае пожара 2-го типа (тонирующий сигнал, световые табло «ВЫХОД») с включением от командного импульса, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации.

ППБ 01-03 п.3., НПБ 104-03 т.2.; п. 1; п.3.3.

22.

Люк выхода на кровлю выполнены с пределом огнестойкости менее требуемого EI 30.

ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97*.

23.

Лестница, предназначенная для сообщения между цокольным этажом и первым этажом не ограждена противопожарными перегородками 1–го типа с устройством тамбур-шлюза с подпором воздуха при пожаре.

ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 7.23*

24.

Лестничная клетка №2 не имеет выход наружу на прилегающую к зданию территорию непосредственно или через вестибюль, отделенный от примыкающих коридоров перегородками с дверями.

ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6.34; СНиП 2.08.02-89п.1.97.

25.

Система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре из части помещений и коридора первого этажа без естественного освещения не предусмотрена.

ППБ 01-03 п. 3; СНиП 41-01-2003 п.8.2.

26.

Помещения склада в цокольном этаже и помещения на территории устроенные под склад оборудованы автоматической пожарной сигнализацией с использованием устаревших тепловых извещателей, замена на новые более эффективные дымовые извещатели не произведена.

ППБ 01-03 п. 3; НПБ 110-03 п. 3

27.

Автомобильные боксы не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

ППБ 01-03 п.3, НПБ 110-03

28.

Функциональное назначение помещений, конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения выполнены без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке.

п.3; п.38 ППБ 01-03, п.1.7* п.4.3 СНиП 21-01-97*

29.

Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах здания не подвергнуты эксплуатационным испытаниям, которые должны содержаться в исправном состоянии. И испытываться не реже одного раза в пять лет.

ППБ 01-03 п.41

Требования к электрооборудованию

30.

Аппарат, предназначенный для отключения электроснабжения архива №2 (склада), располагается внутри помещения.

ППБ 01-03 п. 507.

ул.К. Маркса, 29

Требования к первичным средствам пожаротушения

31.

На обводной линии внутреннего водопровода не установлена задвижка с электроприводом, автоматически открываемая от кнопок, установленных у пожарных кранов

ППБ 01-03 п.3, СНиП 2.04.01-85* п.1.1.7*

32.

Не проведена проверка работоспособности сети противопожарного водопровода (пожарных кранов) на предмет обеспечения требуемым по нормам расхода воды на нужды пожаротушения, которые проводятся не реже двух раз в год (весной и осенью).

ППБ 01-03 п.89

33.

Пожарные шкафы не выполнены из листовой стали любой марки толщиной не менее 1,0 ... 1,5 мм.

ППБ 01-03 п. 3., НПБ 151-2000

34.

В здание пожарный кран (1 этаж) установлен на высоте более 1,35 м. над полом помещения.

ППБ 01-03 п.3, СНиП 2.04.01-85

35.

В ШП на 1 этаже, пожарный рукав не присоединен к крану.

ППБ 01-03 п. 91

Требования к путям эвакуации

36.

Периллы на лестничной площадке обшиты горючим материалом (ДВП).

ППБ 01-03 п.3, 53 СНИП 21-01-97* п.6.25*

37.

Вторая дверь основного эвакуационного выхода не выполнена открывающейся по направлению выхода из здания.

ППБ 01-03 п. 52.

38.

Ширина общего коридора на 1-м этаже составляет 0,69 м, при этом требуется не менее 1 м. Так как двери помещений на 1-м этаже открываются в общий коридор, ширина коридора равна ширине коридора уменьшенную на ширину дверного полотна (1,49 м. – 0,8 м.= 0,69 м.).

ППБ 01-03 п.3, 51, СНИП 21-01-97* п.6.26*

39.

Ширина общего коридора на 2-м этаже составляет 0,65м, при этом требуется не менее 1 м. Так как двери помещений на 2 -м этаже открываются в общий коридор, ширина коридора равна ширине коридора уменьшенную на ширину дверного полотна (1,45 м. – 0,8 м.= 0,65м.).

ППБ 01-03 п.3, 51, СНИП 21-01-97* п.6.26*

40.

Существующие планы эвакуации не соответствуют ГОСТ Р 12.2.143-2002.

ППБ 01-03 п.3, 16;

41.

В коридорах в качестве покрытия пола используется горючий материал с неизвестными показателями пожарной опасности (линолеум, сертификат пожарной безопасности на который отсутствует – документ не представлен).

ППБ 01-03 п. 3,53; СНиП 21-01-97* п.6.25*

Требования к зданиям и помещениям.

42.

Не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения.

ППБ 01-03 п.3, 36; СНИП 21-01-97* разд.7

43.

Воздуховод в месте пересечения противопожарной преграды (стены) отделяющих помещения архива от коридора не оборудован огнезадерживающим клапаном.

ППБ 01-03 п. 3, СНиП 41-01-2003 п. 7.11.1

44.

Воздуховод, проложенные транзитом через общий коридор в архив не обеспечен пределом огнестойкости не менее 0,5 часа.

ППБ 01-03 п. 3, СНиП 41-01-2003 п. 7.11.9

45.

Не проведены чистка вентиляционных систем способами, исключающими возможность возникновения взрыва и пожара.

ППБ 01-03 п.3, ГОСТ 12.4.021-75

46.

В архиве и помещении серверной двери не выполнены с пределом огнестойкости не менее EI 30 сертифицированными в области пожарной безопасности (сертификат не предоставлен).

ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п.7.4 п.5.14 т.2;

47.

Для помещений архива, не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности по методике установленной НПБ 105-03, а также класс зоны по ПУЭ.

ППБ 01-03 п.33

48.

На окнах 1-го этажа повсеместно установлены глухие решетки.

ППБ 01-03 п. 40

ул. Гончарова, 54.

49.

Для отделки путей эвакуации применены горючие материалы (стены отделаны фанерой, для покрытия пола применен линолеум)

ППБ 01-03 п. 3., 53., СНиП 21-01-97* п.6.25

пл. Горького, 4.

50.

С этажа не выполнен 2-й эвакуационный выход.

ППБ 01-03 п. 3., СНиП 21-01-97*

пр-т Л. Комсомола, 39

51.

Световые табло «Выход» не подсоединены к автономному источнику питания.

п. 3 ППБ 01-03

СНиП 23-05-95

52.

Провода соединительных линий системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре проложены в пластмассовом кабельканале.

п.3 ППБ 01-03; п.3.9 НПБ 104-03*

53.

Контрольно-приемный прибор автоматической пожарной сигнализации не оборудован резервным питанием на случай отключения электроэнергии.

п.3 ППБ 01-03;

п.14.1НПБ 88-2001

54.

Помещение дежурного персонала, ведущего круглосуточное дежурство, не оборудовано аварийным освещением, включающимся автоматически при отключении основного освещения.

п. 3 ППБ 01-03;

п. 12.56 НПБ 88-2001

55.

Планы эвакуации людей при пожаре не соответствуют требованиям ГОСТ Р12.2.143-2002.

ГОСТ Р 12.2.143-2002.

ул. Пионерская, 14

56.

Провода соединительных линий системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре проложены в пластмассовом кабельканале.

п.3 ППБ 01-03;

п. 3.9 НПБ 104-03*

57.

Планы эвакуации людей при пожаре не соответствуют требованиям ГОСТ Р12.2.143-2002.

ГОСТ Р

12.2.143-2002.

г. Димитровград

ул. 3-го Интернационала 80

58.

В помещениях архива эксплуатируется вводной эл. щит не выгороженный противопожарными перегородками.

ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97*

59.

Аппараты отключения электроснабжения не вынесены за пределы архива.

п. 57, п. 507 ППБ 01-03

ул. 3-го Интернационала 82

60.

Не выполнена проверка качества огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли.

п. 36 ППБ 01-03

61.

На путях эвакуации 2-го этажа на полу постелен линолеум с неустановленными показателями пожарной опасности, на стенах поклеены обои.

ППБ 01-03 п. 3,53; СНиП 21-01-97* п.6.25*

62.

Планы эвакуации людей при пожаре не соответствуют требованиям ГОСТ Р12.2.143-2002.

п.3 ППБ 01-03,

63.

Двери на путях эвакуации 1-го этажа открываются не по ходу эвакуации из здания.

ППБ 01-03 п. 52, 53;

64.

Дверные полотна помещения архива (2-ой этаж) имеют предел огнестойкости менее EI 30.

ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97* п.7.4 п.5.14

Барышский отдел

<...>

65.

На окнах помещений установлены глухие металлические решетки.

ППБ-01-03 п.40

66.

В помещении отдела для отделки стен, покрытий пола на путях эвакуации (общий коридор) применены горючие материалы.

ППБ-01-03 п. 53

р.п. Кузоватово, ул. 50 лет Октября

67.

Помещение не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией.

ППБ 01-03 п.3., НПБ 110-03 табл. 1, п.14

68.

Помещение не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа.

ППБ 01-03 п.3; п.5.1, таб. 2 НПБ 104-03.

Карсунский отдел

р.п. Карсун, ул. Куйбышева, 40

В архиве установлен общий электро рубильник.

ППБ 01-03 п.57,60, 507

Сенгилеевский отдел

<...>

70.

Дверь архива не выполнена противопожарной с пределом огнестойкости, не менее ЕI 60 (0.6 часа) (не сертифицирована)

п.3 ППБ 01-03, п. 5.14* СНиП 21-01-97*, СНиП 2.08.02-89*.

71.

Металлические балки перекрытия не обработаны огнезащитным составом в кабинете делопроизводства.

ППБ 01-03 п. 3; СНиП 21-01-97*

р.п. Тереньга

72.

Помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.

п.3 ППБ 01-03. п.6.1.НПБ 110-03

Чердаклинский отдел

<...>

73.

Помещения отдела не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации.

ППБ 01-03 п. 3., НПБ 110-03 табл. 1 п. 6.1

74.

Помещения отдела не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа.

ППБ 01-03 п.3; п.5.1, таб. 2 НПБ 104-03.

Инзенский отдел

<...>

75.

Не выполнен монтаж автоматической пожарной сигнализации (лестничная клетка, подсобные помещения, коридор).

табл.1, п.7.2 НПБ 110-03; п.3, ППБ 01-03

76.

Ширина эвакуационного выхода на лестничную клетку занижена и выполнена менее 0,8 м, фактически 0,72 м.

ППБ 01-03 п3 СНиП 21-01-97*

77.

Допускается отделка полов в коридорах на путях эвакуации людей пожароопасными отделочными материалами (линолеум) с более высокой пожарной опасностью по группе воспламеняемости.

п.3 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п. 6.25*

78.

Отделка стен на путях эвакуации, в коридорах выполнена горючими материалами.

(пластиком, сведения о показателях пожарной опасности которого отсутствуют, сертификаты не предоставлены).

п. 53 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97* п.6.25*

79.

Лестничные марши внутренней лестничной клетки выполнены из деревянных конструкций.

п.3, 53 ППБ 01-03, СНиП 21-01-97*

80.

Электропроводка, проложенная под подвесным потолком, не смонтирована в металлической трубе или специальном коробе, не предоставлен акт скрытых работ.

ППБ 01-03 п.3. ПУЭ п. 7.1.38.

Новоспасский отдел

<...>

81.

В Новоспасском отделе дверной проем в помещение архива не оборудован противопожарной дверью с пределом огнестойкости не ниже EI 60.

п.3 ППБ 01-03, п.7.4, 7.20 СНиП 21-01-97*

82.

В помещениях Новоспасского отдела для покрытия пола на эвакуационных путях в общем коридоре использовано изделие из горючего материала в виде линолеума.

п.3, 51 ППБ 01-03, п.6.25* СНиП 21-01-97*

<...>

83.

В помещении отсутствует автоматическая пожарная сигнализация

п.3 ППБ 01-03, НПБ 110-03 п.14

84.

В помещении отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей в случае возникновения пожара

п.3 ППБ 01-03, НПБ 104-03 п. 5.1

Радищевский отдел

<...>

85.

Соединение жил электропроводов во всех местах соединения выполнены без применения (прессовки, пайки, болтовых соединений).

п. 57 ППБ 01-03, 2.1.21 ПУЭ;

86.

Дверь архива не выполнена противопожарной с пределом огнестойкости, не менее ЕI 30.

ППБ 01-03 п. 3; СНИП 21-01-97*

Ульяновский отдел

<...>

87.

Дверь архива не выполнена противопожарной с пределом огнестойкости, не менее ЕI 30.

п.3 ППБ 01-03, п. 5.14* СНиП 21-01-97*, СНиП 2.08.02-89*.

Указанные нарушения отражены в акте проверки №357 от 17.12.2009г. (л.д.27-35).

По результатам проверки 17.12.2009г. в отношении Управления Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области составлен протокол №299 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, выразившемся в нарушении требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

21.12.2009г., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, главный государственный инспектор Ульяновской области по пожарному надзору вынес постановлениео признании УФРС по Ульяновской области виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и выдал Управлению предписание №357/260/01-87 об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.06.2010г. (л.д.15-18, 36-48). При этом, принимая во внимание объяснения законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, а также руководителя Управления, изложенные 21.12.2009г. на совещании у начальника УГПН ГУ МЧС России по Ульяновской области, о том, что для устранения выявленных нарушений требуются существенные материальные затраты, а выделение необходимых средств напрямую зависит от сформированного Росреестром бюджета на 2010г., (л.д.50), а также то, что вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ Управление осознало, административный орган счел возможным не налагать штраф, ограничившись предупреждением.

Вместе с тем, выявив условия, способствовавшие совершению Управлением административного правонарушения, - отсутствие целевого финансирования, 25.12.2009г. главный государственный инспектор Ульяновской области по пожарному надзору направил в адрес уполномоченного органа – распорядителя бюджетных средств, выделяемых для финансирования Росреестра и его территориальных подразделений, представление №1194-2-4 с указанием на необходимость решить вопрос о выделении денежных средств, необходимых для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности на объектах управления УФРС по Ульяновской области.

Посчитав, что данное представление не соответствует части 1 статьи 29.13 КоАП РФ и нарушает его законные права и интересы, Росреестр обжаловал его в судебном порядке.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о подведомственности данного спора арбитражному суду, поскольку представление № 1194-2-4 от 25.12.2009г. относится к ненормативным правовым актам, невыполнение которого может повлечь для заявителя юридически значимые последствия, что усматривается из содержания данного представления.

Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ для признания незаконным оспариваемого представления необходимо в совокупности наличие двух обязательных условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд считает, что в данном случае названные условия отсутствуют.

Согласно статьям 1, 6 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ "О пожарной безопасности" государственный пожарный надзор в Российской Федерации (деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности) осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (к их числу отнесены структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности).

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 №820 "О государственном пожарном надзоре" Главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители также наделены правом осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 23.34 и части 1 статьи 28.3 КоАП РФ главные государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, их заместители вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в области пожарной безопасности, предусмотренных частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и рассматривать дела данной категории.

На основании части 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

То есть к компетенции органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, относится право вносить представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Более того, в рамках предоставленных им полномочий органы ГПН и государственные инспектора по пожарному надзору по результатам проведенных проверок принимают меры в отношении:

руководителей федеральных органов исполнительной власти;

руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

руководителей органов местного самоуправления;

собственников имущества;

лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций;

лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности (пункт 6 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами обязательных требований пожарной безопасности", утв. Приказом МЧС РФ от 01.10.2007 №517).

Одновременно с этим органы ГПН информируют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов надзора на соответствующей территории (пункт 8.3 Административного регламента).

При этом, комплексный анализ норм статей 18, 19, 37 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ "О пожарной безопасности" позволяет сделать вывод о том, что право органов пожарной безопасности на осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности обеспечивается обязанностями организаций по соблюдению требований пожарной безопасности, а также выполнению предписаний, постановления и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.

В рассматриваемом случае судом установлено и Управлением Росреестра по Ульяновской области не оспаривается, что административным правонарушением, для устранения причин которого внесено оспариваемое представление, является несоблюдение требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях, занимаемых управлением Росреестра на территории Ульяновской области. Причину, по которой данные нарушения не могли быть устранены до проведения органом пожарного надзора плановой проверки (отсутствие в статье расходов средств на обеспечение пожарной безопасности, и, как следствие, необходимость внесения изменений в бюджет) указал непосредственно руководитель УФРС по Ульяновской области в своих пояснениях от 21.12.2009г. (л.д.50).

Однако полномочиями, необходимыми для финансирования мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности в зданиях и помещениях регистрационной службы, территориальное управление не обладает, поэтому представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не может быть направлено в адрес названного лица.

Вместе с тем, Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 №457, установлено, что непосредственно Росреестр в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации:

руководит деятельностью своих территориальных органов, анализирует их деятельность и разрабатывает меры по ее совершенствованию (пункт 5.15);

проводит в подведомственных организациях проверки финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса, а также разрабатывает меры по совершенствованию деятельности подведомственных организаций (пункт 5.16);

осуществляет функции главного администратора доходов бюджета и главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных федеральных государственных учреждений, а также на реализацию возложенных на них функций (пункты 5.13, 5.19);

представляет Министру экономического развития РФ предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования центрального аппарата Службы, ее территориальных органов и подведомственных федеральных государственных учреждений (пункт 9.3.6);

утверждает смету расходов на содержание Службы в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете (пункт 9.4.2);

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете (пункт 10 Положения).

Таким образом, учитывая корреспондирующие полномочия органа исполнительной власти (Росреестра) по отношению к подчиненным ему территориальным управлениям и отсутствие финансовой самостоятельности последних по расходованию бюджетных средств при наличии обязанности по своевременному обеспечению пожарной безопасности в зданиях и помещения, которыми территориальные органы уполномочены владеть, пользоваться и распоряжаться, в том числе в соответствии с действующими договорами оперативного управления, аренды, суд считает, что оспариваемое представление направлено заявителю в рамках полномочий, предоставленных органам государственного пожарного надзора федеральным законодательством для предупреждения причинения вреда.

Применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела, направление представления с указанием на необходимость решить вопрос о выделении денежных средств, необходимых для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности на объектах управления УФРС по Ульяновской области, непосредственно тому лицу (Росреестру), в чьи полномочия входят функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориальных органов Службы, является законным и обоснованным.

Принимая во внимание изложенное, ссылку заявителя на несоответствие оспариваемого представления требованиям действующего законодательства, в частности части 1 статьи 29.13 КоАП РФ и нарушении его прав и законных интересов, суд признает необоснованной.

Доводы заявителя об отсутствии у Росреестра прав на занимаемые территориальными органами нежилые помещения и соответственно обязанности по их содержанию противоречат материалам дела. Из представленных суду документов усматривается, что часть нежилых помещений предоставлена территориальному органу в аренду (г.Димитровград, ул.III Интернационала, д.80, д.82, <...> <...> р.<...> д.3…), часть – в безвозмездное пользование (<...> р.<...>, р.<...>, <...>, …), часть нежилых помещений находится в оперативном управлении (<...>, р.<...>).

В государственных контрактах аренды муниципального нежилого помещения от 31.12.2008г. (№№ 4/36, 3/37, 2/38, 106-08/КС, 105-08/КС), договорах аренды от 01.01.2009г., от 19.03.2009г. предусмотрена обязанность арендатора по соблюдению противопожарных и иных правил, предъявляемых при пользовании имуществом, в том числе по выполнению в установленные сроки предписаний Госпожнадзора (иных контролирующих органов). В договорах о передаче имущества в безвозмездное пользование также предусмотрена обязанность территориальных органов обеспечивать противопожарный режим. Согласно договору №339 от 08.09.2009г. (<...>) арендатор обязан осуществлять за свой счет текущий и капитальный ремонт арендуемого имущества, нести полную ответственность за противопожарное состояние объекта (обеспечить установку охранно-пожарной сигнализации).

В силу статьи 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества вправе им владеть, пользоваться и распоряжаться. Соответственно данное учреждение обязано соблюдать требования и правила пожарной безопасности.

С учетом изложенного правовые основания для удовлетворения требования Росреестра отсутствуют.

Госпошлину по делу следует отнести на заявителя, однако последний от ее уплаты освобожден, поэтому госпошлина в данном случае не взыскивается.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 200, 201 Ар­битражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требование Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) о признании незаконным представления Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС по Ульяновской области №1194-2-4 от 25.12.2009г. оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара).

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (г.Казань).

Судья Д.М.Замалетдинова