ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Ульяновск Дело № А72-3165/2011
Резолютивная часть решения объявлена 30.06.2011г.
В полном объеме решение изготовлено 01.07.2011г.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Лубяновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зориной Е.П.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
мэрии города Ульяновска
к Отделу надзорной деятельности по г. Ульяновску Управления надзорной деятельности Главного Управления министерства по чрезвычайным ситуациям России по Ульяновской области, г.Ульяновск,
об отмене постановления от 21.04.2011г.,
при участии в заседании:
от заявителя – Беляков В.В., доверенность от 10.09.2010, удостоверение;
от ответчика – Бычков А.В., доверенность от 12.01.2011г., удостоверение;
.
установил:
Мэрия города Ульяновска обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности по г. Ульяновску Управления надзорной деятельности Главного Управления министерства по чрезвычайным ситуациям России по Ульяновской области об отмене постановления от 21.04.2011.
Определением от 02.06.2011 суд удовлетворил ходатайство заявителя об уточнении требований, заявитель просит признать незаконным и отменить постановление от 21.04.2011г. Главного государственного инспектора города Ульяновска по пожарному надзору Бычкова А.В. о наложении штрафа в размере 15 000 руб.
Из материалов дела следует:
22.03.2011г. на основании поручения Первого Заместителя Председателя Правительства РФ И.И.Шувалова от 25.02.2011г. №ИШ-П4-1111, распоряжения начальника Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ульяновской области Пчелкина В.Л. от 22.03.2011г. №82 проведена внеплановая выездная проверка в отношении Мэрии г.Ульяновска. По результатам проверки отделом надзорной деятельности по г.Ульяновску составлен акт проверки №82 Федерального органа исполнительной власти (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления) от 05.04.2011г. В ходе проверки установлены следующие нарушения:
1. противопожарные расстояния от границ застройки городского поселения до лесного массива составляет менее 50 метров, фактически в пос. Ленинском Заволжского района г.Ульяновска расстояние до границ застройки зданий по ул.Фестивальной №№120,118, 116, 114, 112, 110, 108, 106, 104, 102, 100, 98, 96, 87, по ул. Лесной №№71, 71а, 73, 76, 78, 80, по ул.2-я Квартальная №№13, 14, по ул. 3-я Квартальная №№ 15, 16, по ул. 4-я Квартальная №17, по ул. Лучистая №№15, 18, по ул. Садовая №№19, 20, по ул. Цветочная №№ 21, 22, по ул. Рябиновая, 60 до лесного массива составляет 1-42 метра;
2. Противопожарные расстояния от границ застройки городского поселения до лесного массива составляет менее 50 метров, фактически в пос. Поливно Ленинского района г.Ульяновска расстояние от границ застройки зданий по ул. Поливенской дома №№ 3,22,24,26 до лесного массива составляет – 25 метров;
3. Противопожарные расстояния от границ застройки городского поселения до лесного массива составляет мене 50 метров, фактически в микрорайоне «Лесхоз» Ленинского района г.Ульяновска расстояние от границ застройки зданий по ул.Подлесной дома №14, 20, 22, 30, 32 до лесного массива составляет 20 метров; от границ застройки зданий по ул.Ветеринарная дом №9 до лесного массива составляет 20 метров;
4. Противопожарные расстояния от границ застройки городского поселений до лесного массива составляет менее 50 метров, фактически в поселке Лесная Долина Засвияжского района г.Ульяновска расстояние от границ застройки зданий до лесного массива составляет – 35 метров.
06.04.2011г. отделом надзорной деятельности по г.Ульяновску составлен протокол в отношении Мэрии г.Ульяновска.
06.04.2011г. отделом надзорной деятельности по г.Ульяновску выдано предписание в отношении Мэрии г.Ульяновска.
21.04.2011г. отделом надзорной деятельности по г.Ульяновску вынесено постановление №316 о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности в отношении Мэрии г.Ульяновска по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ и наложено административное наказание в виде штрафа в сумме 15 000 руб.
В судебном заседании представитель Мэрии г.Ульяновска поддержал заявленные требования. По мнению Мэрии г.Ульяновска пос. Лениский, пос. Поливно и пос. Лесная Долина в соответствии со статьей 25 Закона Ульяновской области от 13.07.2004г. «О муниципальных образованиях Ульяновской области» относятся к сельским населенным пунктам, находящимся за пределами городской черты. Противопожарное расстояние от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной застройкой до лесных массивов должно составлять 15 метров, а не 50, как указывает административный орган.
Представитель ответчика заявленные требования не признал. Пояснил, что поскольку поселки, в которых проводилась проверка относятся к ведению районов г.Ульяновска, значит они входят в состав муниципального образования г.Ульяновск.
Заслушав присутствующих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 25 Закона Ульяновской области «О муниципальных образованиях Ульяновской области» от 13.07.2004г. №043-ЗО муниципальное образование «город Ульяновск» наделено статусом городского округа.
Согласно статьям 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам городского округа отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Пунктом 15 статьи 19 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 метров, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой до лесных массивов – не менее 15 метров.
За нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в редакции, действовавшей на дату совершения правонарушения).
Материалами дела подтверждается, что муниципальное образование «город Ульяновск» граничит с лесным массивом.
Из текста пункта 15 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что противопожарное расстояние зависит от типа застройки городского поселения. Однако, ни из акта проверки, ни из протокола об административном правонарушении не усматривается какого типа застройка расположена в пос. Ленинском, пос. Поливно, пос. Лесная Долина, микрорайоне «Лесхоз» - индивидуальная или многоэтажная, если индивидуальная, то какой этажности.
В акте проверки от 05.04.2011г. и протоколе об административном правонарушении указано только само расстояние, отсутствуют указания на способы замеров расстояний.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Тестов С.В. показал, что замеры в пос. Ленинском производились следующим образом:
1. замеряли расстояние от забора до деревьев леса;
2. расстояние от заборов до самого дома «прикидывали на глаз»;
3. сложили два расстояния и получилось примерно 15-20 метров.
С учетом изложенного, суд считает что административным органом не представлено доказательств, подтверждающих расстояние от лесного массива до строений.
Мэрией г.Ульяновска размеры расстояний оспариваются.
Свидетель Бычков А.В. показал, что при проведении проверки в пос.Лесная Долина, микрорайоне «Лесхоз» расстояние измерялось прибором дальнометром. Однако, и в акте проверки, и в протоколе об административном правонарушении отсутствуют указания на измерительный прибор. В нарушение статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008г. №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» не представлены доказательства проведения поверки прибора.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суд, руководствуясь статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и приходит к выводу, что административный орган не представил достаточных и допустимых доказательств, подтверждающих наличие в действиях Мэрии г.Ульяновска состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 208, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление главного государственного инспектора города Ульяновска по пожарному надзору о наложении административного взыскания за нарушение требований в области пожарной безопасности от 21.04.2011 г. № о привлечении Мэрии города Ульяновска к административной ответственности по части 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В других случаях решения по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обжалуются в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья О.А.Лубянова