Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
23.04.2009 г. Дело №А 72-3257/2009
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Прохорова А.Е.
при ведении протокола судебного заседания судьей Прохоровым А.Е.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Ульяновского областного государственного учреждения социальной защиты населения в р. п. Кузоватово
к отделению государственного пожарного надзора Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Цильнинскому району Ульяновской области
3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Управление государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ульяновской области
о признании незаконным и отмене постановления о наложении административного взыскания от 03.04.2009 г. № 119
при участии в заседании:
от заявителя – Ананичева В.И., доверенность от 22.04.2009 г., паспорт
от ответчика – Понетаев А.В., доверенность от 23.04.2009 г., паспорт
от 3-его лица - Понетаев А.В., доверенность от 23.04.2009 г., паспорт
установил:
В арбитражный суд Ульяновской области обратилось Ульяновское областное государственное учреждение социальной защиты населения в р. п. Кузоватово с заявлением к отделению государственного пожарного надзора Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Цильнинскому району Ульяновской области о признании незаконным и отмене постановления о наложении административного взыскания от 03.04.2009 г. № 119 по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Ульяновской области.
Представитель заявителя факт нарушения признала, сообщила о принятии мер к его устранению. Сослалась на допущенные ответчиком процессуальные нарушения, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика и 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора заявленное требование считает необоснованным, поскольку факт допущенного заявителем нарушения подтвержден материалами дела.
Из материалов дела усматривается, что Ульяновское областное государственное учреждение социальной защиты населения в р. п. Кузоватово зарегистрировано Межрайонной инспекцией федеральной налоговой службы № 5 по Ульяновской области 25.12.2008 г. (свидетельство о государственной регистрации серия 73 № 002036245; ОГРН 1087313000851).
Проверкой соблюдения правил пожарной безопасности, проведенными уполномоченными лицами ответчика в период с 11.03.2009 г. по 19.03.2009 г. на основании распоряжения № 27 от 11.03.2009 г. установлено, что Ульяновское областное государственное учреждения социальной защиты населения в р. п. Кузоватово, в помещениях и на территории Управления департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Цильнинскому району, расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, с. Большое Нагаткино, ул. Советская, 18 нарушило Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 Утвержденные Приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003 года № 313 Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2003 года, регистрационный № 4838, а именно:
1. Приказом руководителя не установлен в учреждении соответствующий противопожарный режим:
- не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня;
- не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа;
- не определен порядок использования электронагревательных приборов;
- не определен порядок осмотра и закрытия помещений после окончания рабочего дня.
(ППБ 01-03 п. 15).
2. Приказом не назначены лица, ответственные, за пожарную безопасность помещений, электроустановок, сохранность и готовность к употреблению огнетушителей.
(ППБ 01-03 п.8.).
3. В помещениях отсутствует план (схема) эвакуации людей в случае пожара.
(ППБ 01-03 п.3, 16, ГОСТ Р 12.2.143-2002 раздел 6, 7.).
4. Не разработаны и не вывешены на видных местах
инструкции о мерах пожарной безопасности.
(ППБ 01-03 п. 6).
5. В помещениях на видных местах не вывешены аншлаги пожарной безопасности «01» и «Ответственное лицо».
(ППБ 01-03 п. 13).
6. В помещениях на видных местах отсутствуют таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны.
(ППБ 01-03 п. 13).
7. Во всех помещениях не произведен замер сопротивления изоляции токоведущих частей силовой и осветительной электросети (акт не представлен).
(ППБ 01-03 п.З ПТЭЭП п.2.12.1),
8. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности, телефонов, эвакуационные пути и выходы не обозначены знаками пожарной безопасности.
(ППБ 01-03 п.З , 27; НПБ 160-97 ГОСТ 12.4.026-76.).
9. В помещениях отсутствуют первичные средства пожаротушения – огнетушители.
(ППБ 01-03. п. 108, приложение 3.).
10. Отсутствует журнал учета огнетушителей.
(ППБ 01-03. п.108, приложение 3.).
11. Помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.
Отсутствуют дымовые и ручные пожарные извещатели.
(ППБ 01-03 п.З НПБ 110-2003).
12.В помещениях организации отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (2- го типа).
(ППБ 01-03 п.З НПБ 104-03).
13. Деревянные конструкции чердачного помещения не
обработаны огнезащитными составом.
(ППБ 01-03. п. 36.).
14. По направлению движения к гидранту отсутствует соответствующий указатель.
(ППБ 01-03 п. 90).
15. Противопожарный инструктаж проводится не по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций и в порядке, определяемом руководством организации.
(п.З ППБ 01-03; п.6 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций (далее: Обучение МПБ».).
16. Проведение противопожарного инструктажа не включает в себя ознакомление работников организаций с:
-правилами содержания территории, зданий (сооружений) и помещений, в том числе эвакуационных путей, наружного и внутреннего водопровода, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей;
-требованиями пожарной безопасности, исходя из специфики
пожарной опасности объекта;
-мероприятиями по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации зданий (сооружений), оборудования;
-правилами применения открытого огня и проведения огневых работ;
-обязанностями и действиями работников при пожаре, правилами вызова пожарной охраны, правилами применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики.
(п.З ППБ 01-03; п.8 НПБ Обучение МПБ.).
17. Не организовано проведение с работниками организации вводного, первичного на рабочем месте, повторного, внепланового и целевого противопожарного инструктажа.
(п.З ППБ 01-03; п.9 НПБ Обучение МПБ.).
18. Не организовано проведение вводного противопожарного инструктажа:
-со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы в профессии (должности);
-с сезонными работниками;
-с командированными в организацию работниками;
-с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику.
(п.З ППБ 01-03; п. 11 НПБ Обучение МПБ.).
19. Не организовано проведение вводного противопожарного инструктажа в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов.
(п.З ППБ 01-03; п. 13 НПБ Обучение МПБ.)
20.Отсутствуют программы проведения вводного противопожарного инструктажа.
(п.З ППБ 01-03; п. 14 НПБ Обучение МПБ.).
21. Вводный противопожарный инструктаж не заканчивается практической тренировкой действий при возникновении пожара и проверкой знаний персоналом организации средств пожаротушения и систем противопожарной защиты.
(п.З ППБ 01-03; п. 15 НПБ Обучение МПБ.).
22. Не организовано проведение первичного противопожарного инструктажа непосредственно на рабочем месте:
-со всеми вновь принятыми на работу;
-с переводимыми из одного подразделения данной организации в другое;
- с работниками, выполняющими новую для них работу;
-с командированными в организацию работниками;
-с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику.
(п.З ППБ 01-03; п.16 НПБ Обучение МПБ.).
23. Проведение первичного противопожарного инструктажа с работниками не осуществляется лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в каждом структурном подразделении, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации.
(п.З ППБ 01-03; п. 17 НПБ Обучение МПБ.).
24. Не разработаны программы первичного противопожарного инструктажа.
(п.З ППБ 01-03; п. 18 НПБ Обучение МПБ.).
25. Первичный противопожарный инструктаж не проводят с каждым работником индивидуально, с практическим показом и отработкой умений пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, правил эвакуации, помощи пострадавшим.
(п.З ППБ 01-03; п. 19 НПБ Обучение МПБ.).
26. Не организовано проведение повторного противопожарного инструктажа лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не реже одного раза в год, а с работниками организаций.
(п.З ППБ 01-03; п.22 НПБ Обучение МПБ.).
27. Не разработан график проведения повторного противопожарного инструктажа в соответствии с графиком проведения занятий, утвержденным руководителем организации.
(п.З ППБ 01-03; п.23 НПБ Обучение МПБ.).
28. Не организовано проведение повторного противопожарного инструктажа индивидуально или с группой работников в пределах общего рабочего места по разработанной программе первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте.
(п.З ППБ 01-03; п.24 НПБ Обучение МПБ.).
29. В ходе повторного противопожарного инструктажа не проверяются знания стандартов, правил, норм и инструкций по пожарной безопасности, умение пользоваться первичными средствами пожаротушения, знание путей эвакуации, систем оповещения о пожаре и управления процессом эвакуации людей.
(п.З ППБ 01-03; п.25 НПБ Обучение МПБ.).
30. Не организовано проведение внепланового противопожарного инструктажа:
-при введении в действие новых или изменении ранее разработанных правил, норм, инструкций по пожарной безопасности, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности;
-при нарушении работниками организации требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару;
-для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников организации;
-при перерывах в работе более чем на 30 календарных дней,
-при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах,
-при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности.
(п.З ППБ 01-03; п.26 НПБ Обучение МПБ.).
31. Внеплановый противопожарный инструктаж не проводится работником, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в организации, имеющим необходимую подготовку, индивидуально или с группой работников одной профессии.
(п.З ППБ 01-03; п.27 НПБ Обучение МПБ.).
32. Не организовано проведение целевого противопожарного инструктажа:
-при выполнении разовых работ, связанных с повышенной пожарной опасностью (сварочные и другие огневые работы);
-при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и
катастроф;
-при производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, при производстве огневых работ во взрывоопасных производствах;
-при проведении экскурсий в организации;
-при организации массовых мероприятий с обучающимися;
-при подготовке в организации мероприятий с массовым пребыванием людей, с числом участников более 50 человек.
(п.З ППБ 01-03; п.28 НПБ Обучение МПБ.).
33. Целевой противопожарный инструктаж не проводится лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в организации.
(п.З ППБ 01-03; п.29 НПБ Обучение МПБ.).
34. Целевой противопожарный инструктаж по пожарной безопасности не завершается проверкой приобретенных работником знаний и навыков пользоваться первичными средствами пожаротушения, действий при возникновении пожара, знаний правил эвакуации, помощи пострадавшим, лицом, проводившим инструктаж.
(п.З ППБ 01-03; п.30 НПБ Обучение МПБ.).
35. Руководители, специалисты и работники организации, ответственные за пожарную безопасность структурных подразделений организации не проходили обучения пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.
(п.З ППБ 01-03; п.З1 НПБ Обучение МПБ.).
36. Не организовано проведение обучения пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организации, не связанных с взрывопожароопасным производством, в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.
(п.З ППБ 01-03; п.32 НПБ Обучение МПБ.).
37. Не организовано прохождение обучению пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят:
-руководителями и главными специалистами организации или лицами, исполняющие их обязанности;
-работниками, ответственными за пожарную безопасность и проведение противопожарного инструктажа.
(п.З ППБ 01-03; п.36 НПБ Обучение МПБ.).
38. Не организовано проведение обучения по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации: -руководителей подразделений организации, руководители -работников, ответственных за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;
-работников, осуществляющих круглосуточную охрану.
(п.З ППБ 01-03; П.39НПБ Обучение МПБ.).
39. Не организовано проведение обучения по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации руководителем лицами, назначенными приказом (распоряжением) руководителя, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.
(п.З ППБ 01-03; п.40 НПБ Обучение МПБ.).
Допущенные нарушения отражены в акте № 27 проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 19.03.2009 г.
Заявителю выдано предписание № 27/20/1-39 от 19.03.2009 г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности, которое заявителем не оспорено.
По факту нарушений в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 19.03.2009 г., которым подтвержден факт допущенных правонарушений.
Постановлением от 03.04.2009 г. № 119 заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме 10.000 руб.
Суд считает, что представленными доказательствами подтверждено совершение заявителем правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, вина заявителя усматривается в неполном выполнении обязанностей, возложенных на заявителя указанными выше правилами и нормами пожарной безопасности, в отсутствии надлежащего контроля за соблюдением правил пожарной безопасности, санкция наложена ответчиком в пределах, установленных законодательством. Процессуальных нарушений, которые могли бы в силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ повлечь отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Суд не принимает доводы представителя заявителя о допущенных ответчиком процессуальных нарушениях, как основании для отмены оспариваемого постановления. Проверка проводилась в отношении заявителя на основании распоряжения руководителя ответчика от 11.03.2009 г. с 11.03 2009 г. по 19.03 2009 г. Акт проверки составлен 19.03.2009 г. с участием полномочного представителя заявителя Ханафиевой А.Н., действовавшей на основании доверенности от 18.03.2009 г., которая подписала его без замечаний. По материалам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 19.03.2009 г. с участием полномочного представителя заявителя Ханафиевой А.Н., который подписан ей без замечаний и вручен ей.
О месте и времени составления протокола заявитель был уведомлен письмом от 17.03.2009 г. № 76-25-364. То, что акт проверки составлен 19.03.2009 г., а уведомление о составлении протокола направлено заявителю 17.03.2009 г. не может являться процессуальным нарушением, влекущим отмену оспариваемого постановления. Суд принимает довод представителя ответчика о том, что все нарушения были выявлены к 17.03.2009 г., в связи с чем заявителю было направлено уведомление о дате и месте составления протокола. То, что протокол об административном правонарушении был составлен немедленно в день окончания проверки, то есть 19.03 2009 г., соответствует требованиям законодательства о составлении протокола немедленно после выявлении нарушений.
Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
С учетом степени потенциальной опасности совершенного правонарушения охраняемым общественным интересам суд не находит оснований считать нарушение, связанное с невыполнением Правил пожарной безопасности, малозначительным с применением ст.2.9 КоАП РФ.
Вместе с тем суд, оценивая наличие смягчающих вину обстоятельств, учитывает, что правонарушение совершено заявителем впервые, заявитель признал и осознал допущенное нарушение, принял меры к его устранению. Заявитель является бюджетной организацией и не связан с извлечением прибыли. Какого-либо материального ущерба правонарушением не причинено.
При указанных обстоятельствах суд в соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ суд считает возможным оспариваемое постановление изменить в части вида административного взыскания, установив его в виде предупреждения.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, ст.ст.207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд
Р Е Ш И Л :
Изменить постановление отделения государственного пожарного надзора Управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Цильнинскому району Ульяновской области от 03.04.2009 г. № 119 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ Ульяновского областного государственного учреждения социальной защиты населения в р. п. Кузоватово в части вида административного взыскания, установив его в виде предупреждения.
В остальной части оспариваемое постановление оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Судья Прохоров А. Е.