ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Ульяновск Дело № А72-3371/2022
11.07.2022
Резолютивная часть решения объявлена 06.07.2022.
В полном объеме решение изготовлено 11.07.2022.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Лубяновой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кришталевич С.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Муниципального казённого учреждения "Управление делами администрации города Ульяновска" (432017, Ульяновская область, Ульяновск город, ФИО1 улица, 7, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (432970, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о признании недействительным решения от 17.12.2021 (в полном объеме изготовлено 22.12.2021) по делу №073/01/16-593/2021,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Администрация города Ульяновска (432017, Ульяновская область, Ульяновск город, ФИО1 улица, 7, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 18.11.2002, ИНН: <***>),
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания Альпы" (432008, Ульяновская область, Ульяновск город, Горького площадь, дом 4, офис 17, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 26.09.2006, ИНН: <***>),
при участии в заседании:
от Заявителя – ФИО2, доверенность от 25.05.2022, диплом, паспорт,
от УФАС по Ульяновской области – ФИО3, доверенность от 08.06.2021, диплом, паспорт; ФИО4, доверенность от 15.11.2021, диплом, удостоверение
от Администрации города Ульяновска – не явились, извещены,
от ООО «СК Альпы» - ФИО5, доверенность от 14.12.2021, диплом, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казённое учреждение "Управление делами администрации города Ульяновска" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 17.12.2021 (в полном объеме изготовлено 22.12.2021) по делу №073/01/16-593/2021.
Из материалов дела усматривается: 10.08.2021 МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» разместило на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» 10 закупок малого объема на выполнение работ по ремонту кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска в соответствии с локальными сметными расчетами:
1.№ 3248866 - НМЦ 487 922,20 рублей;
2.№ 3248795 - НМЦ 387 968,40 рублей;
3.№ 3248704 - НМЦ 598 216,20 рублей;
4.№ 3248648 - НМЦ 598 216,20 рублей;
5.№ 3248494 - НМЦ 599 665,80 рублей;
6.№ 3248088 - НМЦ 589 203,80 рублей;
7.№ 3248060 - НМЦ 589 203,80 рублей;
8.№ 3247592 - НМЦ 574 163,00 рублей;
9.№3247587 - НМЦ 586 402,60 рублей;
10.№ 3245496 - НМЦ 435 365,40 рублей.
Указанные закупки малого объема не состоялись в связи с тем, что не было подано ни одной заявки на участие.
В связи с тем, что закупки не состоялись, заказчик заключил прямые договоры в соответствии с п.4 ч. 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о контрактной системе) на выполнение работ по ремонту кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска с ООО «Строительная компания Альпы», а именно:
1) закупке №3248866 соответствует договор № 239 от 12.08.2021, цена договора 487922,20 рублей;
2) закупке № 3248795 соответствует договор № 238 от 12.08.2021, цена договора 387968,40 рублей;
3) закупке № 3248704 соответствует договор № 237 от 12.08.2021, цена договора 598216,20 рублей;
4) закупке № 3248648 соответствует договор № 236 от 12.08.2021, цена договора 598216,20 рублей;
5) закупке № 3248494 соответствует договор № 235 от 12.08.2021, цена договора 599665,80 рублей;
6) закупке № 3248088 соответствует договор № 233 от 12.08.2021, цена договора 589203,80 рублей;
7) закупке № 3248060 соответствует договор № 234 от 12.08.2021, цена договора 589203,80 рублей;
8) закупке № 3247592 соответствует договор № 231 от 12.08.2021, цена договора 574163,00 рублей;
9) закупке № 3247587 соответствует договор № 232 от 12.08.2021, цена договора
586402,60 рублей;
10) закупке № 3245496 соответствует договор № 230 от 12.08.2021, цена договора 435365,40 рублей.
13.09.2021 в УФАС по Ульяновской области поступило обращение УФСБ России по Ульяновской области на действия администрации города Ульяновска, содержащие в себе, по их мнению, возможное нарушение антимонопольного законодательства.
На основании указанного заявления УФАС по Ульяновской области издал приказ от 15.10.2021 №138 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п. 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» со стороны Администрации города Ульяновска, МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» и ООО «Строительная компания Альпы».
22.12.2021 УФАС по Ульяновской области приняло решение:
1.Признать действия администрации города Ульяновска, МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» и ООО «СК «Альпы», выразившиеся в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, направленного на недопущение и ограничение конкуренции при выполнении строительных работ по ремонту кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска, нарушением п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2.Предписание не выдавать.
3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по статье 14.32 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным решением, МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заявитель указывает следующее: Муниципальное казенное учреждение «Управление делами администрации города Ульяновска» не может быть субъектом деяния, предусмотренного частью 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции». Статьей 16Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрен специальный субъектный состав: федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
Муниципальное казенное учреждение «Управление делами администрации города Ульяновска» не осуществляет функции государственных и/или муниципальных органов, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации,не осуществляет отдельные полномочия государственных и/или муниципальных органов власти, не является получателем бюджетных средств для реализации таковых полномочий.
Администрация города Ульяновска не является стороной по сделке, согласование договоров не носит обязательный характер, а было проведено лишь по причине издания распоряжение №254-р от 28.07.2021 года, и было необходимо для подтверждения финансирования.
В свою очередь, Учреждение для максимальной открытости закупки разместило на сайте электронной торговой площадки информацию о намерениях заключить договоры на проведение работ, что в силу действовавшего законодательства не требовалось. По причине отсутствия заявок (получения единственной заявки от ООО «Строительная компания Альпы»), Учреждение в дальнейшем обратилось за разрешением заключить договора.
Действующее законодательство не содержит понятие дробление закупок.
В соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе заказчики выбирают способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе, путем проведения конкурентных процедур или осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Перечень случаев для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Так, согласно пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при условии соблюдения лимитов объемов закупок, установленных указанными пунктами части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться на суммы до трехсот тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного объема закупок и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей, а для отдельных заказчиков, указанных в пункте 5 части 1 стати 93 Закона о контрактной системе - до шестисот тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
Более того, при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, Закон о контрактной системе не содержит иных ограничений.
С учетом изложенного, по мнению ФАС России, само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не является нарушением требований Закона о контрактной системе (например, заключение трех договоров от 25.10.2019 на поставку бумаги формата А4 с единственным поставщиком на сумму 290 000 рублей каждый), если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения (статья 16 Закона о защите конкуренции).
УФАС по Ульяновской области требования не признает, считает решение законным и обоснованным. В решении по делу отражено, что администрация города Ульяновска обладала всеми необходимыми сведениями о незаконности заключаемых между Учреждением и Обществом договоров и способствовала их заключению и реализации. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что одной из сторон заключенного антиконкурентного соглашения является Администрация города Ульяновска.
Действующее законодательство не содержит понятие дробление закупок. В приведенных заявителем пунктах письма ФАС России от 14.11.2019 N ИА/100041/19 "О порядке применения пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Письмо ФАС России от 14.11.2019) указано, что неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика не является нарушением требований Закона о контрактной системе. При этом Ульяновское УФАС России отмечает, что в указанном выше письме дополнительно указано, что данные действия не будут являться нарушением, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения.
Кроме того, в письме ФАС России от 14.11.2019 указано, что действия заказчиков по заключению нескольких контрактов на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в целях закупки работ/услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполнение которых предусмотрено единой проектной документацией, либо в рамках конкретного раздела проектной документации, фактически являются уходом от проведения конкурентных процедур и нарушают требования Закона о контрактной системе, а также могут быть квалифицированы как нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.
ООО "Строительная компания Альпы" считает, что требования подлежат удовлетворению. Опубликование информации о проведении закупок в целях ремонта кровли Администрации Ленинского района г.Ульяновска осуществлялось МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» публично, в соответствии с действующим законодательством.
При этом Администрация города Ульяновска, как и ООО «СК Альпы» не влияли и не могли влиять на публичные процедуры, проводимые МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска».
Договоры подряда заключены ООО «СК Альпы» после проведения публичных процедур, как с единственным заказчиком. Работы по договорам подряда выполнены в установленные сроки и с надлежащим качеством, приняты и оплачены.
Факт заключения договоров подряда сам по себе не может свидетельствовать о нарушении сторонами статьи 16 Закона о защите конкуренции при отсутствии каких-либо доказательств наличия соглашения либо согласованных действий, запрещенных этой нормой.
Помимо факта заключения данных договоров подряда, каких-либо иных выводов о наличии между Администрацией города Ульяновска, МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» и ООО «СК Альпы» соглашений либо согласованных действий, запрещенных статьей 16 Закона, антимонопольным органом в заключении не приведено и доказательства таких обстоятельств не представлены.
При вынесении решения комиссия УФАС по Ульяновской области не исследовала всесторонне и полно собранные по данному делу доказательства.
Представитель Администрации г.Ульяновска в судебное заседании не явился, отзыв суду не представлен.
Согласно сведений ЕГРЮЛ деятельность Администрации Ленинского района г.Ульяновска (ОГРН <***>) 06.06.2022 прекращена путем реорганизации в форме присоединения. Правопреемником является Администрация г.Ульяновска.
Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенных норм следует, что для признания действия (бездействия) незаконным необходима совокупность двух обстоятельств: несоответствие решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статье 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно частям 1 и 2 статьи 24 указанного Закона заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 данного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В статье 93 Закона о контрактной системе предусмотрены случаи осуществления закупки у единственного поставщика без использования конкретных способов определения поставщиков.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей
Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017, в тех случаях, когда требуется проведение публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
Искусственное "дробление" единой закупки на множество закупок, в целях исключения публичных процедур, не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур.
Материалами дела подтверждается, что административное здание, расположенное по адресу: <...> (ранее был адрес ул. Советская,6), является объектом культурного наследия (памятник истории и культуры) регионального значения «Гимназия Якубович. Начало ХХв.».
На дату заключения спорных договоров указанное здание было передано Администрации Ленинского района г.Ульяновска на праве оперативного управления.
10.08.2021 МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» разместило на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» 10 закупок малого объема на выполнение работ по ремонту кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска в соответствии с локальными сметными расчетами:
1.№ 3248866 - НМЦ 487 922,20 рублей;
2.№ 3248795 - НМЦ 387 968,40 рублей;
3.№ 3248704 - НМЦ 598 216,20 рублей;
4.№ 3248648 - НМЦ 598 216,20 рублей;
5.№ 3248494 - НМЦ 599 665,80 рублей;
6.№ 3248088 - НМЦ 589 203,80 рублей;
7.№ 3248060 - НМЦ 589 203,80 рублей;
8.№ 3247592 - НМЦ 574 163,00 рублей;
9.№3247587 - НМЦ 586 402,60 рублей;
10.№ 3245496 - НМЦ 435 365,40 рублей.
Указанные закупки малого объема не состоялись в связи с тем, что не было подано ни одной заявки на участие.
В связи с тем, что закупки не состоялись, заказчик заключил прямые договоры в соответствии с п.4 ч. 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на выполнение работ по ремонту кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска с ООО «Строительная компания Альпы», а именно:
1. закупке №3248866 соответствует договор № 239 от 12.08.2021, цена договора 487922,20 рублей;
2.закупке № 3248795 соответствует договор № 238 от 12.08.2021, цена договора 387968,40 рублей;
3. закупке № 3248704 соответствует договор № 237 от 12.08.2021, цена договора 598216,20 рублей;
4 .закупке № 3248648 соответствует договор № 236 от 12.08.2021, цена договора 598216,20 рублей;
5. закупке № 3248494 соответствует договор № 235 от 12.08.2021, цена договора 599665,80 рублей;
6. закупке № 3248088 соответствует договор № 233 от 12.08.2021, цена договора 589203,80 рублей;
7. закупке № 3248060 соответствует договор № 234 от 12.08.2021, цена договора 589203,80 рублей;
8. закупке № 3247592 соответствует договор № 231 от 12.08.2021, цена договора 574163,00 рублей;
9. закупке № 3247587 соответствует договор № 232 от 12.08.2021, цена договора
586402,60 рублей;
10.закупке № 3245496 соответствует договор № 230 от 12.08.2021, цена договора 435365,40 рублей.
Суд считает, что антимонопольный орган правомерно пришел к выводу, что при заключении вышеуказанных договоров Администрацией города Ульяновска, МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» и ООО «СК «Альпы» достигнуто антиконкурентное соглашение, направленное на недопущение и ограничение конкуренции при выполнении строительных работ по ремонту кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска, что является нарушением п. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по следующим основаниям.
МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" письмом от 02.08.2021 №472 на имя заместителя Главы города - руководителя аппарата администрации города Ульяновска обратилось с просьбой о планировании бюджета и передачи лимитов в размере 5 220 000 руб. на текущий ремонт покрытия крыши административного здания по адресу: <...>. В приложении к данному письму указана, в том числе, локальная смета от 02.08.2021 на текущий ремонт покрытия крыши административного здания.
При анализе представленной сметы и сопоставлении ее со сметами, являющимися приложениями к заключенным договорам с ООО «СК «Альпы», антимонопольным органом установлено следующее:
1.Установлено, что локальный сметный расчет № 1 (новая локальная смета от 05.08.2021) к договору № 239 от 12.08.2021 (приложение № 1 к договору № 239) содержит в себе выполнение таких работ, как ограждение кровель перилами в количестве 0,58 и ограждение кровель перилами с установкой снегозадержателей в количестве 0,86. Данные работы имеют идентичное наименование, описание, объем и стоимость, как в локальной смете от 02.08.2021.
2.Установлено, что локальные сметные расчеты № 1 к договорам № 238, № 237, № 236 и № 235 от 12.08.2021 содержат в себе выполнение таких работ, как устройство кровель из оцинкованной стали без настенных желобов в количестве 1,55; 2,39; 2,39; 1,55 соответственно. В сумме данные объемы выполнения работ составляют 8,03, что аналогично объему, установленному в локальной смете от 02.08.2021. К тому же, данный вид работ имеет идентичное наименование, описание, общий объем и общую стоимость, как в локальной смете от 02.08.2021.
3.Установлено, что локальный сметный расчет № 1 (новая локальная смета от 05.08.2021) к договору № 237 от 12.08.2021 (приложение № 1 к договору № 237) на выполнение работ по ремонту кровли администрации Ленинского района города Ульяновска (цена договора 598 216,20 рублей) и локальный сметный расчет № 1 (новая локальная смета от 05.08.2021) к договору № 236 от 12.08.2021 (приложение № 1 к договору № 236) на выполнение работ по ремонту кровли администрации Ленинского района города Ульяновска (цена договора 598 216,20 рублей) имеют абсолютно идентичные показатели (наименование работ и затрат, количество и стоимость единиц материалов, затраты труда рабочих). При этом на указанных сметах в правом верхнем углу имеется отметка о том, что сметы являются приложением к разным (соответственно № 237 и № 236) договорам.
Руководителем аппарата администрации города Ульяновска на имя главы города Ульяновска были направлены письма за исх. от 12.08.2021 № 73-24/3401вн и от 12.08.2021 № 73-24/3400вн о согласовании закупок работ по ремонту кровли с ООО «Строительная компания Альпы» на сумму 598 216,20 рублей и 598 216,20 рублей соответственно. На служебных записках Глава города ФИО6 проставил резолюцию от 12.08.2021. Данные служебные записки с проставленным согласованием главы города поступили в МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» лишь 16.08.2021 (вх. 2278 и 2277), о чем имеется соответствующий штамп с записями и записями в журнале входящей корреспонденции. Соответственно, заключить данные договоры 12.08.2021 МКУ «Управление администрации города Ульяновска» с соблюдением закона не могло, т.к. информация о согласовании данных сделок поступила позднее.
4.Установлено, что локальные сметные расчеты № 1 к договорам № 235, № 234, № 233 и № 232 от 12.08.2021 содержат в себе выполнение таких работ, как изоляция покрытий и перекрытий изделиями из волокнистых и зернистых материалов насухо в количестве 6, 42, 42 и 26 соответственно. В сумме данные объемы выполнения работ составляют 116, что аналогично объему, установленному в локальной смете от 02.08.2021. К тому же, данный вид работ имеет идентичное наименование, описание, общий объем и общую стоимость, как в локальной смете от 02.08.2021.
5.Установлено, что локальный сметный расчет № 1 (новая локальная смета от 05.08.2021) к договору № 233 от 12.08.2021 (приложение № 1 к договору № 233) на выполнение работ по ремонту кровли администрации Ленинского района города Ульяновска (цена договора 589 203,80 рублей) и локальный сметный расчет № 1 (новая локальная смета от 05.08.2021) к договору № 234 от 12.08.2021 (приложение № 1 к договору № 234) на выполнение работ по ремонту кровли администрации Ленинского района города Ульяновска (цена договора 589 203,80 рублей) имеют абсолютно идентичные показатели (наименование работ и затрат, количество и стоимость единиц материалов, затраты труда рабочих). При этом на указанных сметах в правом верхнем углу имеется отметка о том, что сметы являются приложением к разным (соответственно № 233 и № 234) договорам.
Руководителем аппарата администрации города Ульяновска на имя главы города Ульяновска были направлены письма от 12.08.2021 № 73-24/3398вн и от 12.08.2021 № 73-24/3397вн о согласовании закупок работ по ремонту кровли с ООО «Строительная компания Альпы» на сумму 589203,80 рублей и 589203,80 рублей соответственно. На служебных записках глава города ФИО6 проставил резолюцию от 13.08.2021. Данные служебные записки с проставленным согласованием главы города поступили в МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» лишь 16.08.2021 (вх. 2275 и 2274), о чем имеется соответствующий штамп с записями и записями в журнале входящей корреспонденции. Соответственно, заключить данные договоры 12.08.2021 МКУ «Управление администрации города Ульяновска» с соблюдением закона не могло, т.к. согласование главы города на заключение договоров отсутствовало, а информация о согласовании поступила гораздо позднее.
6.Установлено, что локальный сметный расчет № 1 к договору № 231 от 12.08.2021 содержит в себе такие работы, как устройство слуховых окон в количестве
3, огнебиозащитное покрытие деревянных конструкций составом «Пирилакс» любой модификации при помощи аэрозольно-капельного распыления для обеспечивания первой группы огнезащитной эффективности по НПБ 251 в количестве 23,797, антисептик-антипирен «Пирилакс сс-2» для древесины в количестве 766,26. Указанные работы и материалы в идентичности наименований, показателей, количества и сумм содержатся в локальной смете от 02.08.2021.
7. Установлено, что локальный сметный расчет № 1 к договору № 230 от 12.08.2021 содержит в себе такие работы, как разборка деревянных элементов конструкций крыш стропил со стойками и подкосами из брусьев и бревен в количестве 0,18; разборка деревянных элементов конструкций крыш мауэрлатов в количестве 0,12; разборка мелких покрытий и обделок из листовой стали поясков, сандриков, желобов, отливов, свесов и тп. в количестве 0,12; разборка покрытий кровель из листовой стали в количестве 0,83; демонтаж: утепление покрытий керамзитом (очистка кровли от старого утеплителя) в количестве 174; разборка деревянных перекрытий оштукатуренных в количестве 0,8. Указанные работы и материалы в идентичности наименований, показателей, количества и сумм содержатся в локальной смете от 02.08.2021.
С учетом вышеизложенного антимонопольный орган правомерно пришел к выводу, что сметы от 05.08.2021, являющиеся приложениями к договорам на ремонт кровли здания Администрации Ленинского района города Ульяновска, являются составной частью сметы от 02.08.2021. Таким образом, при заключении всех договоров на ремонт кровли была использована единая смета, предназначенная для ремонта всей кровли здания, однако разделенная на меньшие площади для соответствия критерию суммы по заключению договора с единственным поставщиком (в размере 600 000,00 рублей).
Заказчиком работ, по которым заключены договора от 12.08.2021, являлось МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» в отсутствие правомочий владения и пользования здания по ул. Спасская,6. Распоряжение №437 Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска о принятии в муниципальную казну муниципального образования «город Ульяновск» нежилого административного здания Администрации Ленинского района города Ульяновска от администрации Ленинского района города Ульяновска и передаче из муниципальной казны муниципального образования «город Ульяновск» на праве оперативного управления МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» принято 27.08.2021, то есть после заключения договоров на выполнение работ по ремонту кровли.
Таким образом, на 12.08.2021 заказчиком на выполнение данного вида работ МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» не могло выступать.
Довод заявителя о том, что оно было уверено в том, что здание будет передано им, антимонопольный орган правомерно отклонил, поскольку фактически на момент организации закупок, заключения договоров МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» не имело никакого права пользования, владения, распоряжения зданием Администрации Ленинского района города Ульяновска.
Согласно плану-графику закупок товаров, работ, услуг МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» на 2021 финансовый год объем финансового обеспечения, в том числе планируемых платежей, на закупки в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе составлял 3 297 550 рублей. Однако, согласно перечню договоров, заключенных учреждением в 2021 году в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, учреждение превысило данный годовой объем финансового обеспечения уже в мае 2021 года и изменения в данный план-график не вносились. Таким образом, заключение 10 договоров на выполнение работ по ремонту кровли Администрации Ленинского района города Ульяновска не было запланировано и не включалось в имеющийся объем финансового обеспечения на 2021 год. Доказательства, подтверждающее обратное суду не представлены.
Фактически заключенные договоры №№ 230, 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, 238, 239 по сути, являются единой сделкой - выполнением ремонта кровли здания администрации Ленинского района города Ульяновска, предмет которой был умышленно разделен на 9 договоров для формального соблюдения требований п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Представитель МКУ "Управление делами администрации города Ульяновска" в судебном заседании пояснил, что деление именно на 10 закупок было произведено исходя из суммы, которая бы позволяла заключить договор на выполнение работ с единственным поставщиком.
Администрацией Ленинского района города Ульяновска в период с 2012 года по 2021 год периодически направлялись письма главам города Ульяновска о выделении денежных средств на ремонт кровли здания. В данных письмах всегда указывалось, что здание, расположенное по адресу: <...>, является объектом культурного наследия (памятник истории и культуры) регионального значения «Гимназия Якубович. Начало ХХв.».
Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлен особый порядок проведения ремонтных работ для соответствующих объектов. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (часть 6 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
ООО «СК «Альпы» не имеет лицензии на право работы с объектами культурного наследия.
С учетом вышеизложенного, Администрация города Ульяновска обязана была приостановить неправомерное заключение договоров на ремонт здания Администрации Ленинского района города Ульяновска.
Уведомления (в количестве 10) о проведении закупок малого объема были размещены на электронной торговой площадке. Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что ранее единым лотом закупка никогда не выставлялась.
Оператор электронной площадки ООО «РТС-тендер» пояснил, что сроки подачи предложений (заявок) по вышеуказанным процедурам определялись самим заказчиком при создании закупок на площадке. Срок подачи предложений (заявок) во всех закупках был установлен от 40 минут до 1 часа. Суд считает, что срок подачи заявок в размере от 40 минут до 1 часа является крайне малым для выявления перечня конкурирующих субъектов, построения конкурентной модели проведения закупки и экономии бюджетных средств.
Довод ООО «СК «Альпы» о получении уведомления от электронной торговой площадки о проведении соответствующих закупок правомерно отклонено УФАС по Ульяновской области, поскольку согласно тому же ответу оператора электронной торговой площадки уведомления о проведении закупок №№ 3248866, 3248795, 3248704, 3248648, 3248494, 3248088, 3248060, 3247592, 3247587, 3245496 в адрес ООО «СК «Альпы» оператором (ООО «РТС-тендер») не направлялись.
Довод ООО «СК «Альпы» о том, что общество не смогло подать заявку на закупку по техническим причинам, так же правомерно был отклонен УФАС по Ульяновской области, поскольку согласно ответа оператора электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер», ООО «СК «Альпы» 10.08.2021 (день проведения закупок) не осуществляло действий в личном кабинете или попыток входа в личный кабинет. Кроме того, электронная торговая площадка указала, что ООО «СК «Альпы» не осуществляло изменений электронной цифровой подписи в период с 01.01.2021 по 10.11.2021.
В ходе судебного заседания суд обозревал сайт https://www.rts-tender.ru. При входе на указанный сайт минуя личный кабинет можно увидеть информацию о заказчике закупки. Однако, подробное описание работ отсутствует, вид работ указан следующим образом – выполнение работ по ремонту кровли здания Администрации Ленинского района города Ульяновска в соответствии с локальным сметным расчетом. Локальная смета на выполнение работ не открывается.
Материалами дела подтверждается, что ООО «СК «Альпы» подали заявление о заключении с ними договоров на выполнение работ по ремонту кровли на бумажном носителе 11.08.2021, при этом 10.08.2021 ООО «СК «Альпы» не выходило на электронную торговую площадку, Общество не знакомилось на электронной площадке с видами работ, которые необходимо проводить.
Согласно распоряжению Администрации города Ульяновска от 28.07.2021 № 254-р «О некоторых мерах по оптимизации расходов бюджета муниципального образования «Город Ульяновск» с 01.08.2021 приостановлены закупки за счет средств бюджета муниципального образования, в том числе работы по капитальному и текущему ремонту административных помещений. Таким образом, МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» было обязано согласовать сделку с Администрацией г.Ульяновска.
Администрация города Ульяновска на дату выделения бюджетных средств, на дату размещения электронных аукционов, на дату получения согласовании о заключении договоров с ООО «СК «Альпы» обладало информацией о том, что МКУ «Управление делами администрацией города Ульяновска» не наделено соответствующими полномочиями о заключении подобных договоров, поскольку не существовало должного акта о переходе прав на здание администрации Ленинского района.
Вышеуказанное взаимодействие субъектов (МКУ МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска», Администрация г.Ульяновска, ООО «СК «Альпы») свидетельствует о наличии соглашения между ними, направленное на достижение единой цели, запрет на который установлен п.4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
С учетом вышеизложенного, УФАС по Ульяновской области правомерно пришло к выводу, что заключение договоров от 12.08.2021 невозможно было без заключения предварительного устного соглашения между сторонами и согласия Администрации города Ульяновска на оплату договоров, заключенных в отсутствие законных оснований, и свидетельствуют о намерении лиц избежать проведения конкурентных процедур, заключив контракт с единственным поставщиком. В результате ООО «Строительная компания Альпы» получило единоличный доступ к выполнению работ по максимально возможной цене без участия в конкурентной борьбе, в то время как в географических границах Ульяновской области имеется сформировавшийся конкурентный рынок строительных работ.
Для осуществления ремонта кровли здания Администрации Ленинского района города Ульяновска заказчику необходимо было организовать электронный аукцион с соответствующим предметом, в связи с тем, что сумма выполненных работ по всем договорам превысила установленную законодательством сумму для закупки у единственного поставщика.
МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска», заключив договоры с ООО «Строительная компания Альпы» без проведения торгов и в нарушение Закона о контрактной системе, создала преимущественные условия деятельности одному хозяйствующему субъекту, необоснованно сократив число подрядчиков, которые могли бы участвовать в торгах и конкурировать за получение контракта, в том числе снизить цену закупки.
Заключение договоров в обход публичных процедур предполагает наличие вины всех сторон соглашения, поскольку оно заключено в целях недопущения конкуренции и получения права на выполнение строительных работ в приоритетном порядке.
Подобный порядок заключения договоров оказывает негативное влияние на деятельность конкурентов рассматриваемого рынка, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Так как учредителем МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» является Администрация города Ульяновска, а также то, что администрация города Ульяновска, в лице главы города ФИО6, согласовывала заключение договоров с ООО «Строительная компания Альпы», а также то, что администрация города Ульяновска обладала сведениями о том, что на 12.08.2021 отсутствовало распоряжение Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска о переходе прав на нежилое здание администрации Ленинского района, администрация города Ульяновска обладала всеми необходимыми сведениями о незаконности заключаемых договоров и способствовала их заключению и реализации.
Поскольку в реализации антиконкурентного соглашения принимали участие Администрация города Ульяновска (орган местного самоуправления) и ООО «СК «Альпы» (хозяйствующий субъект), то независимо от статуса МКУ «Управление делами администрации города Ульяновска» действия перечисленных субъектов не подлежат иной квалификации, кроме как по ст. 16 Закона о защите конкуренции.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение УФАС по Ульяновской области является законным и обоснованным.
Довод заявителя о том, что он не может быть субъектом деяния, суд считает несостоятельным, поскольку основ на неверном толковании норм действующего законодательства.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение УФАС по Ульяновской области является законным и обоснованным.
С учетом вышеизложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы на оплату госпошлины суд оставляет на заявителе.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, с направлением жалобы через Арбитражный суд Ульяновской области.
Судья О.А.Лубянова