ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-3435/17 от 15.06.2017 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ульяновск

15 июня 2017 года                                                                               Дело №А72-3435/2017

Арбитражный суд  Ульяновской  области  в  составе судьи  М.В. Страдымовой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.А. Николаевой,

рассматривает в открытом судебном заседании заявление Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Отдела инспекций ЯРБ в НИИАР, г.Димитровград Ульяновской области,

к Федеральному государственному унитарному предприятию «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» (ИНН 5838009089, ОГРН 1027739034344), г.Москва,

о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,

при участии:

от заявителя – Коротков С.А., удостоверение ТО № 23-0026, доверенность от 09.01.2017 № 47;

от ответчика – Карасев А.Ю., паспорт, доверенность № 319/95/2017-ДОВ от 17.03.2017;

установил:

Волжское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Отдела инспекций ЯРБ в НИИАР (далее – Инспекция) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» (далее – Предприятие) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением от 22.03.2017 суд установил, что данное заявление подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, в связи с чем, для сторон были установлены сроки для представления в суд и друг другу доказательств по делу.

Определением от 18.05.2017 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.

В судебном заседании представитель заявителя на требованиях настаивает. В обоснование своего заявления Инспекция указала на нарушение Предприятием   лицензионных требований и условий при осуществлении эксплуатации стационарного объекта и сооружений, предназначенных для захоронения радиоактивных отходов:  численность работников филиала "Димитровградский ФГУП "НО РАО" не поддерживается на уровне, достаточном для выполнения выявленной деятельности по эксплуатации стационарного объекта и сооружений, предназначенных для захоронения радиоактивных отходов. ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» нарушило требования пункта 2.2.2 лицензии   от 26.06.2014 регистрационный номер ГН-03-304-2894. 20.03.2017 в отношении ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» был составлен протокол об административном правонарушении №ВУ-ПР-018-2017.

Представитель Предприятия в удовлетворении заявленных требований просит отказать. Полагает, что фактическая численность работников может отличаться от учтановленной, не учтена возможность совмещения рабочих профессий. ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» заключен договор с АО "ГНЦНИИАР" на комплексное оказание  услуг по эксплуатации ПГЗ ЖРО от 01.02.2017 на мониторинг окружающей среды, отбору проб и иные работы. Полагает, что в связи с тем, что в результате ранее проведенной проверки (в период с 02.12.2016 по 06.12.2016) неподдержание численности работников Предприятия было установлено, в связи с чем срок привлечения  к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ истек.

Как следует из материалов дела, 15 марта 2017 года по адресу: Ульяновская область, г.Димитровград, ул.Осипенко, д. 1А, офис 1, при проведении плановой проверки в режиме постоянного государственного надзора в отношении Федерального государственного унитарного предприятия «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами», его филиала «Димитровградский» выявлено:

В пункте 1.10 устава ФГУП «НО РАО» от 23.12.2016 № 1/1306-П указано: «Предприятие имеет филиалы». Одним из филиалов является «Димитровградский». Место нахождения филиала: ул. Осипенко, д. 1А, офис 1, г. Димитровград, Ульяновская обл., Российская Федерация, 433502.

ФГУП «НО РАО» Ростехнадзором выдана лицензия на право эксплуатации стационарного объекта и сооружений, предназначенных для захоронения радиоактивных отходов. Срок действия лицензии - до 29 июля 2018 года. Объект, на котором или в отношении которого осуществляется деятельность: стационарные объекты и сооружения, не относящиеся к ядерным установкам, радиационным источникам ипредназначенные для захоронения радиоактивных отходов филиалом «Димитровградский» ФГУП «НО РАО».

Неотъемлемой частью лицензии являются условия действия лицензии (далее -УДЛ ГН-03-304-2894), содержащие обязательные требования.

Пунктом 2.2.2. указана обязанность лицензиата: «поддерживать численность и квалификацию работников, обладающих соответствующим уровнем образования, подготовки на уровне, достаточном для выполнения заявленной деятельности».

Численность работников филиала определена ОАО «ВНИПИпромтехнологии» и представлена в проектной документацией Арх. № А-726-14: «ПУНКТ ГЛУБИННОГО ЗАХОРОНЕНИЯ ЖИДКИХ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ «ОПЫТНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПОЛИГОН» (г. Димитровград, Ульяновская обл.) РАЗДЕЛ 10.1 ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 110/245-ОБЭ».

Сведения о количестве обслуживающего персонала, необходимого для эксплуатации зданий, строений, сооружений представлена в п. 6 проектной документации Арх. № А-726-14. В результате проведенной проверки установлено, что численность работников филиала «Димитровградский» ФГУП «НО РАО» не поддерживается на уровне, достаточном для выполнения заявленной деятельности:

            -в Цехе по эксплуатации ПГЗ ЖРО: отсутствуют слесарь по ремонту и обслуживанию КИПиА (1 человек) и электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования (2 человека);

            -в Отделе по радиационной, промышленной, пожарной безопасности и охране труда: отсутствует дозиметрист (1 человек);

            -в Геологическом отделе: отсутствуют главный геолог (1 человек) и инженер по ремонту и обслуживанию приборов КИПиА (1 человек).

         Указанные обстоятельства  являются нарушением п. 2.2.2. УДЛ ГН-03-304-2894.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из  государственных органов материалы содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а не за какое-либо отдельное нарушение, предусмотренное положениями и нормами, регулирующими вид деятельности, который осуществляется привлекаемым лицом. В рассматриваемом случае правонарушение является оконченным в случае выявления факта нарушения условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно п. 1.3. Устава ФГУП «НО РАО», предприятие является коммерческой организацией и согласно п. 2.1. Устава ФГУП «НО РАО» целью деятельности предприятия является получение прибыли.

ФГУП «НО РАО» Ростехнадзором выдана лицензия от 26.06.2014 № ГН-03-304-2894 на право эксплуатации стационарного объекта и сооружений, предназначенных для захоронения радиоактивных отходов. ФГУП «НО РАО» утвер­ждены мероприятия от 30.06.2014 № 319-Ф03/59/1 «по выполнению требований условий действия лицензии № ГН-03-304-2894 от 26.06.2014». В п. 2 Мероприятий указано мероприятие по поддержанию численности и квалификации работников, обладающих соответствующим уровнем образования, подготовки на уровне, достаточном для выполнения заявленной дея­тельности: «обеспечивать поддержание численности и квалификации работников: филиала «Димитроеградский» ФГУП «НО РАО», обладающих соответствующим уровнем образова­ния, подготовки на уровне, достаточном для выполнения заявленной деятельности».

Численность персонала для персонала фи­лиала «Димитровградский» ФГУП «НО РАО» определена специализированной организацией АО «ВНИПИпромтехнологии» с соблюдением требований лицензии Ростехнадзора  № ГН-10-111 -2935 от 16.09.2014.

В ходе проведенной проверки установлено наличие вакантных должностей, что является нарушением УДЛ.

Предприятие в своих доводах ссылается на то, что проверяющим органом не учтена возможность совмещения рабочих профессий.

Согласно представленным в материалы дела должностным инструкциям, в должностных обязанностях инженера по ремонту и обслуживанию КИПиА цеха по эксплуатации ПГЗ ЖРО филиала «Димитровградский» ФГУП «НО РАО, начальника отдела РППБ и ОТ филиала «Димитровградский» ФГУП «НО РАО», ведущего специалиста геоло­гического отдела филиала «Димитровградский» ФГУП «НО РАО», главного геолога ФГУП «НО РАО» не представлены обязанности по совмещению профессий, взаимозаменяемости и расширению зоны обслуживания рабочих мест. Процент необходимого времени по исполне­нию основных обязанностей (прямых и совместных) составляет 100 %. Следовательно, вы­шеперечисленные работники ФГУП «НО РАО» не имеют возможности совмещения рабочих профессий, взаимозаменяемости и расширения зоны обслуживания рабочих мест по вакант­ным должностям и профессиям, имеющимися в филиале «Димитровградский» ФГУП «НО РАО». Совмещение рабочих профессий, взаимозаменяемость и расширение зоны обслужива­ния рабочих мест по вакантным должностям и профессиям, имеющимися в филиале «Димитровградский» ФГУП «НО РАО» работниками филиала «Димитровградский» ФГУП «НО
РАО» возможно только за счет неполного выполнения своих должностных обязанностей.
             Заключенный с  АО«ГНЦ НИИАР» договор на комплексное оказание услуг от 01.02.2017, на который ссылается Предприятие, даёт право ФГУП «НО РАО» иметь меньшую численность персонала, указанную Проектной документации. Однако, состав (перечень) оказываемых услуг, описание оказываемых услуг и объем оказываемых услуг, указанные в подразделах 2.1; 2.2; 2.3 «Технического задания к Договору на комплексное оказание услуг», не соответствуют перечням обязанностей, которые должны выполняться работниками, отсут­ствующими в штатном расписании: дозиметристом, слесарем по ремонту и обслуживанию контрольно-измерительных приборов и автоматики, инженером по ремонту и обслуживанию приборов КИПиА, главным геологом. Основные обязанности (перечень задач, действий и процессов), которые должны выполняться вышеперечисленными работниками, указаны в приложенных должностных инструкциях. В актах, выполненных АО «ГНЦ НИИАР» работ по договору комплексного обслуживания за 1 квартал 2017 года, представленные в материалы дела, отсутствуют работы, кото­рые должны выполняться работниками, отсутствующими в штатном расписании.

В отношении доводов Предприятия о том, что указанное нарушение было выявлено ранее, суд,  исследовав материалы дела, приходит к следующему.

По результатам проверки в мае 2016 года Волжским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора было выдано предписание № ПР-ДМ-17-16 от 31.05.2016, согласно которому в срок до 01.12.2016 предписано: «Представить обоснованиедостаточности существующих ор­ганизационных структур и штатного расписания филиала «Димитровградский» уровню и достаточному для выполнения заявленной деятельности». Письмом от 08.11.2016 исх. №319-Ф30/3686 в адрес отдела инспекций ЯРБ в НИИАР Волжского МТУ по надзору за ЯРБ направлен комплект документов, подтверждающих факт устранения нарушений, указанных в пп. 2 и 6 предписания № ПР-ДМ-17-16, в  том числе и требуемое обоснование достаточности существующих организационных структур и штатного расписания филиала «Димитровградский» уровню, достаточному для выполнения заявленной деятельности.

В режиме постоянного государственного надзора с 02 по 06 декабря 2016 года проведе­на проверка выполнения пунктов 2 и 6 предписания № ПР-ДМ-17-16, срок исполнения кото­рых истек 01.12.2016. При проверке представлена «Проектная документация. Раздел 10.1» в которой обоснована достаточность существующих организационных структур и штатного расписания филиала «Димитровградский» уровню, достаточному для выпол­нения заявленной деятельности.Предписание № ПР-ДМ-17-16 выполнено в установлен­ный срок. 

В режиме постоянного государственного надзора с 10 по 20 марта 2017 года проведена проверка и выявлено нарушение п.2.2.2. УДЛ ГН-03-304-2894 - ФГУП «НО РАО» не выпол­няет обязанности лицензиата по поддержанию численности, что и послужило поводом обращения в суд.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждается совершение Предприятием административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.

Указанное административное правонарушение допущено в результате непринятия своевременных и достаточных мер со стороны руководства ФГУП «НО РАО» по выполнению требований условий действия лицензии.

Срок давности привлечения Предприятия к административной ответственности не истек.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

В соответствии с ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждениеили наложение административного штрафа на юридических лиц от  30 000 рублей до  40 000 рублей.

Ранее Предприятие привлекалось к административной ответственности решением Арбитражного суда Ульяновской области от  22.07.2016 по делу №А72-8516/2016.

В судебном заседании Предприятие вину признало, предоставило гарантийное письмо от 08.06.2017 №319-3/1948, направленное в Инспекцию.  

Ранее при проведении проверки Предприятия также было выявлено неподдержание численности работников, количество вакантных должностей было значительно больше. К моменту рассмотрения настоящего дела в суде из шести вакантных должностей на одну должность техника принят сотрудник, четверым выдали направление на предварительный (периодический) медицинский осмотр. Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися материалами дела.

Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы Предприятия, привлекаемого к административной ответственности, суд считает, что вменяемое Предприятию правонарушение само по себе не причинило существенного вреда публичным интересам и не создало значительной угрозы охраняемым общественным отношениям; отсутствуют доказательства причинения вреда и каких-либо наступивших негативных последствий, носят организационный характер.

Эффективность правоприменительной системы в правовом государстве основывается не на тяжести наказания, а на его неотвратимости.

Суд считает, что возбуждением дела об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст.3.1 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.

Суд, исследовав материалы дела, в соответствии с требованиями, содержащимися в статьях 65, 71 АПК РФ, Европейской конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 и Протоколов к ней, судебных актах Европейского суда, обязательных для Российской Федерации, Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, о разумном балансе публичного и частного интересов, оценивая характер и степень общественной опасности административного правонарушения, допущенного ответчиком, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, считает возможным освободить ФГУП «Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами» от административной ответственности, применив положения ст.2.9 КоАП РФ, в связи с малозначительностью правонарушения и ограничиться устным замечанием.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2015 по делу №А49-11340/2014; постановление ФАСПО от 07.02.2006 по делу №А12-19433/05-С15.

Руководствуясь статьей 2.9 Кодек­са Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                        Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном пунктом 4.1 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                     М.В.Страдымова