ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-3540/08 от 25.11.2008 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Ульяновск

25.11.2008 г. Дело № А72-3540/08-15/183

Арбитражный суд Ульяновской области в составе: судьи О.А.Лубяновой,

при ведении протокола судебного заседания судьей О.А. Лубяновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Мясокомбинат Ульяновский»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области

об оспаривании постановления от 20.05.2008 г. № 78 о назначении административного наказания по делу № 4503-К/05-2008

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора

- Открытое акционерное общество «Торговая компания Агропромышленного комплекса «Черкизовский»

- Закрытое акционерное общество «Телесемь в Ульяновске»

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 07.12.2007г, паспорт

от ответчика – ФИО2, доверенность от 21.04.2008г, удостоверение;

от ОАО «Торговая компания Агропромышленного комплекса «Черкизовский» - не явился, уведомлен;

от ЗАО «Телесемь в Ульяновске» - ФИО3, доверенность от 24.11.2008г, паспорт

установил:

Открытое акционерное общество «Мясокомбинат «Ульяновский» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление от 20.05.2008 г. № 78 Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Ульяновской области, о назначении административного наказания по делу № 4503-К/05-2008 в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ.

В Арбитражном суде Ульяновской области рассматривалось дело №А72-3811/08-4/158 по заявлению закрытого акционерного общества «Телесемь в Ульяновске» о признании незаконным решения по делу № 4374/05-2008 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе от 11.04.2008 г. В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, ОАО «ТК АПК «Черкизовский», ОАО «Мясокомбинат «Ульяновский».

Определением суда от 10.07.2008 г. производство по данному делу приостановлено до вступления в законную силу решения по делу № А72-3811/08-4/158.

Решение Арбитражного суда Ульяновской области по делу № А72-3811/08-4/158 вынесено 25.07.2008г., в арбитражный суд апелляционной инстанции и в арбитражный суд кассационной инстанции обжаловано не было и вступило в законную силу 26.08.2008 г.

Определением от 06.11.2008 г. суд возобновил производство по делу № А72-3540/08-15/183 в порядке ст. 146 АПК РФ.

Определением суда от 06.11.2008 г. привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Открытое акционерное общество «Торговая компания Агропромышленного комплекса «Черкизовский»;

- Закрытое акционерное общество «Телесемь в Ульяновске».

Антимонопольный орган предъявленные требования не признал, считает постановление законным и обоснованным.

Из материалов дела усматривается следующее:

Определением УФАС по Ульяновской области от 11.04.2008 г. в отношении ОАО «Мясокомбинат «Ульяновский» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 КоАП РФ.

05.05.2008 Управлением федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области составлен протокол об административном правонарушении в отношении ОАО «Мясокомбинат «Ульяновский» по ст. 14.3 КоАП РФ за нарушением рекламодателем законодательства о рекламе.

В протоколе указано следующее: «В ходе контроля за соблюдением законодательства РФ о рекламе сотрудниками Ульяновского УФАС России выявили размещение рекламного модуля в газете «Телесемь» (Ульяновск) в № 4 (368) за 21-27 января 2008 года на странице 37 в разделе «Обо всем», содержащего признаки нарушения законодательства о рекламе следующего содержания:

«Ульяновский мясокомбинат. Знатная серия (мясные продукты). Акция. Выиграй тачку за шпикачку! Только с 11 января по 11 марта!

1. Купи продукцию МК «Ульяновский» и «Знатной серии» во всех супермаркетах города на сумму 1000 руб. за 2 месяца, с 11 января по 11 марта!

2. Отправь чеки по адресу: 432026, <...>, для отдела маркетинга не позднее 11 марта.

3. Стань участником акции, получи гарантированный приз – открывалка для бутылок с фирменной символикой МК «Ульяновский», при отправке нескольких писем – шансы на выигрыш увеличиваются!»

Ниже следует изображение призов: автомобиль «Лада-Калина», ЖК-телевизор, цифровой фотоаппарат, сопровождающееся надписями «Выиграй призы» и «Желаем удачи».

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, представленная в газете «Телесемь» № 4 (368) за 21-27 января 2008 года на 37 странице, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - акции, проводимой под торговыми марками МК «Ульяновский» и «Знатная серия».

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобною мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны: сроки проведения такого мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

В рассматриваемой рекламе отсутствует указание на источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения. В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Ульяновским УФАС России 18.02.2008 возбуждено дело №4374/05-2008 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, по результатам рассмотрения которого решением от 11.04.2008 реклама «Выиграй тачку за шпикачку!», размещенная в газете «Телесемь» №4 (368) за 21-27 января 2008 года на 37 странице, признана ненадлежащей.

Рассматриваемая реклама размещена в газете «Телесемь» на основании договора № 92 об оказании рекламных услуг от 09.11.2007, заключенного между ЗАО «Телесемь в Ульяновске» и ОАО «Мясокомбинат «Ульяновский».

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и
 рекламораспространитель несут ответственность за нарушение статьи 9 Федерального закона «О рекламе».

В данном случае ОАО «МК «Ульяновский» является рекламодателем, а ЗАО «Телесемь в Ульяновске» - рекламораспространителем.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ, признается ненадлежащей.

Таким образом, открытым акционерным обществом «Мясокомбинат «Ульяновский»  совершено административное правонарушение, за которое ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность».

Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя Общества. Определение УФАС по Ульяновской области об уведомлении Общества о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении получено заявителем 16.04.2008г (л.д. 99).

Постановлением Управления федеральной антимонопольной службы по Ульяновской от 20.05.2008 г. № 78 ОАО «Мясокомбинат «Ульяновский» по делу об административном правонарушении привлечено к административной ответственности по ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Заявитель просит признать незаконным и отменить оспариваемое постановление, т.к. договор на размещение указанной рекламы не заключался. В Обществе отсутствует отдел маркетинга. Имеется процессуальное нарушение – Общество не получало протокол об административном правонарушении.

Антимонопольный орган считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

ЗАО «Телесемь в Ульяновске» считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Решение Арбитражного суда Ульяновской области по делу № А72-3811/08-4/158 от 25.07.2008 г. имеет преюдициальное значение. Заказчиком указанной рекламы является ОАО «Мясокомбинат «Ульяновский» по договору от 09.11.2007г

Исследовав и оценив предс­тавленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В ходе текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудниками Ульяновского УФАС России обнаружено, что в газете «Телесемь» (Ульяновск) №4 (368) за 21-27 января 2008 года на 37 странице в разделе «Обо всем» размещен рекламный модуль следующего содержания. В верхней части рекламного модуля размещены логотипы «Ульяновский мясокомбинат» и «Знатная серия. Мясные продукты». Ниже помещена следующая информация:

«Акция. Выиграй тачку за шпикачку! Только с 11 января по 11 марта!

1. Купи продукцию МК «Ульяновский» и «Знатной серии» во всех супермаркетах города на сумму 1000 руб. за 2 месяца, с 11 января по 11 марта!

2. Отправь чеки по адресу: 432026, <...> для отдела маркетинга не позднее 11 марта.

3. Стань участником акции, получи гарантированный приз - открывалка для бутылок с фирменной символикой МК «Ульяновский», при отправке нескольких писем - шансы на выигрыш увеличиваются!».

Ниже приведены фотографические изображения призов: автомобиль «Лада-Калина», ЖК-телевизор, цифровой фотоаппарат, сопровождающиеся надписями «Выиграй призы» и «Желаем удачи!».

Рассматриваемая реклама размещена в газете «Телесемь» (Ульяновск) на основании договора №92 об оказании рекламных услуг от 09.11.2007, заключенного между ЗАО «Телесемь в Ульяновске» и ОАО «Мясокомбинат «Ульяновский». Данный факт представитель ЗАО «Телесемь в Ульяновске» в судебном заседании подтвердил.

В данном случае ОАО «Мясокомбинат «Ульяновский» является рекламодателем.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона РФ №  38-ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Информация, представленная в газете «Телесемь» (Ульяновск) №  4 (368) за 21-27 января 2008 года на 37 странице, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - акции, проводимой под торговыми марками «Мясокомбинат «Ульяновский» и «Знатная серия», условием участия в которой является приобретение товара под указанными торговыми марками.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны: 1) сроки проведения такого мероприятия, 2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия сроках, месте и порядке их получения.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона РФ «О рекламе» реклама, не
 соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является
 ненадлежащей.

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение статьи 9 Федерального закона «О рекламе».

В ст. 9 Федерального закона «О рекламе» прямо указывается на необходимость информирования потребителей рекламы о сроках проведения стимулирующего мероприятия и источнике информации об организаторе розыгрыша, правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения. При этом из смысла п. 1 ст. 9 Федерального закона «О рекламе» следует, что в рекламе, сообщающей о стимулирующем мероприятии, должен указываться не только срок приобретения определенного товара, но и остальные сроки, характеризующие хронологию проведения стимулирующего мероприятия.

Согласно Положению о проведении акции «Тачку за шпикачку!», утвержденному испол­нительным директором ОАО «Мясокомбинат «Ульяновский» 20.12.2007 г., упомянутое стимули­рующее мероприятие предполагает следующие этапы с установленными сроками их проведе­ния:

• 11 января - 11 марта 2008 года - получение писем участников акции с чеками о покупках;

• 12 марта - 28 марта 2008 года - обработка писем участников акции;

• 29 марта 2008 года в 09-00 - проведение розыгрыша призов по акции;

• 29 марта — 31 марта — обзвон победителей;

• 31 марта 2008 года - награждение победителей;

• 31 марта - 05 апреля 2008 года - победителям предоставляется возможность по­лучить призы по адресу: <...>.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о стимулирующем мероприятии, обязательным к указанию является источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигры­шей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения. При этом из смысла приведенной нормы Федерального закона «О рекламе» следует, что в рекламе данный источник должен быть указан как источник определенного перечня информации (организатор стимулирующего мероприятия, правила проведения стимулирующего мероприятия, количество призов или выигрышей по результатам стимулирующего мероприятия, сроки, место и порядок получения призов или выигрышей).

В рассматриваемой рекламе отсутствует указание на сроки проведения стимулирующего мероприятия и источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов, сроках, месте и порядке их получения.

При таких обстоятельствах дела, суд считает , что антимонопольным органом правомерно сделан вывод о наличии в действиях ОАО «Мясокомбинат «Ульяновский» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.07.2008г по делу А72-3811/08-4/158 установлено, что указанная реклама не соответствует требованиям ст. 9 ФЗ РФ «О рекламе», рекламодателем рекламы является ОАО «Мясокомбинат «Ульяновский».

Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального Кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Довод заявителя о неполучении им протокола об административном правонарушении, суд считает необоснованным. Копия протокола об административном правонарушении направлена в адрес ОАО «Мясокомбинат «Ульяновский» с определением антимонопольного органа от 05.05.2008г по делу № 4503-к/05-2008г. Указанные документы были получены представителем Общества 08.05.2008г, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 103).

Статьей 4.1 КоАП РФ установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В данном случае штраф назначен в минимальном размере.

Процессуальных нарушений, которые могли бы в силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ повлечь отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.207-211 Арбит­ражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования оставить без удовлетворения. Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о назначении административного наказания № 78 от 20.05.2008г в отношении открытого акционерного общества «Мясокомбинат «Ульяновский» по ст. 14.3 КоАП РФ оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия.

Решение арбитражного суда, не вступившее в законную си­лу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстан­ции.

Судья О.А.Лубянова