Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
24 июля 2012г. Дело № А72-3930/2012
Объявлена резолютивная часть 18 июля 2012г. Решение изготовлено в полном объеме - 24 июля 2012г.
Судья Арбитражного суда Ульяновской области Ипполитова Ирина Вячеславовна, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эльмуковой О.Н.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Закрытого акционерного общества «Авиастар – объединенное предприятие энергоснабжения»,
заинтересованные лица:
Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области,
Муниципальное учреждение комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области,
о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» и Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями муниципального образования «Чердаклинский район», выразившегося в необоснованном затягивании решения вопроса и не рассмотрении в установленный законом срок заявлений о предоставлении ЗАО «Авиастар-ОПЭ» земельного участка площадью 1557 кв.м., расположенного по адресу: <...>, под главной понизительной подстанцией,
об обязании Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» и Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями муниципального образования «Чердаклинский район» принять решение по заявлению ЗАО «Авиастар-ОПЭ» от 13.03.2012г. и направить ответ в адрес Общества,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, доверенность от 25.04.2011г.;
заинтересованных лиц – извещены, не явились,
установил:
Закрытое акционерное общество «Авиастар – объединенное предприятие энергоснабжения» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» и Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями муниципального образования «Чердаклинский район», выразившегося в необоснованном затягивании решения вопроса и не рассмотрении в установленный законом срок заявлений о предоставлении ЗАО «Авиастар-ОПЭ» земельного участка площадью 1557 кв.м., расположенного по адресу: <...>, под главной понизительной подстанцией, об обязании Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» и Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями муниципального образования «Чердаклинский район» принять решение по заявлению ЗАО «Авиастар-ОПЭ» от 13.03.2012г. и направить ответ в адрес Общества.
Определением от 03 мая 2012г. суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне ответчика: Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, Муниципальное учреждение комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области.
Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, Муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области явку представителя в судебное заседание не обеспечили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Из материалов дела следует:
Закрытому акционерному обществу «Авиастар-ОПЭ» на основании решения совета директоров АО «Авиастар» от 26.12.1997г. на праве собственности принадлежит оборудование, обеспечивающее трансформацию тока с напряжением 110 кВ на напряжение 10 кВ, расположенное по адресу: <...>. Общее описание совокупности указанного оборудования — Главная понизительная подстанция.
16.11.2010г. Главой администрации муниципального образования «Чердаклннский район» Ульяновской области вынесено постановление №1454 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, расположенного по адресу: <...>» и утверждена схема расположения земельного участка с разрешенным использованием — под существующей главной понизительной подстанцией (л.д. 35).
14 марта 2011 года земельный участок по адресу: <...> поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 73:21:030620:39 (л.д. 44).
20.05.11г ЗАО «Авиастар-ОПЭ» обратилось к Главе администрации Муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области с просьбой предоставить ЗАО «Авиастар-ОПЭ», зарегистрированному в Администрации Заволжского района г. Ульяновска на основании свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 73 № 000800329 от 24 августа 2002 года, свидетельства о постановке на государственный учет в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации серии 73 № 000802606 от 20 сентября 2002 года в долгосрочную аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 1557 кв. м., расположенный по адресу: <...>, с кадастровым номером. 73:21:030620:39, с разрешенным использованием: Под существующей главной понизительной подстанцией.
06.06.2011г. и.о.председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Чердаклинский район» на заявление ЗАО «Авиастар-ОПЭ» о предоставлении в долгосрочную аренду сроком на 49 лет земельного участка сообщил, что для подготовки постановления Администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области о предоставления вышеуказанного земельного участка необходимо дополнительно предоставить свидетельство о государственной регистрации права на существующую главную понизительную подстанцию.
01.12.2011г. ЗАО «Авиастар-ОПЭ» повторно обратилось к Главе администрации Муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области с просьбой предоставить ЗАО «Авиастар-ОПЭ»в долгосрочную аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 1557 кв. м., расположенный по адресу: <...>, с кадастровым номером 73:21:030620:39, с разрешенным использованием: Под существующей главной понизительной подстанцией приложением документов:
1. Выкопировка из топоплана - 3 экз.
2. Акт выбора земельного участка - 3 экз.
3. Кадастровый паспорт земельного участка - 1 экз.
4. Копии учредительных документов.
16.01.12г. и.о.председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Чердаклинский район» на заявление ЗАО «Авиастар-ОПЭ»сообщил, что в соответствии статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Для подготовки проекта постановления администрации муниципального образования «Чердаклинский район» о предоставлении земельного участка в аренду, необходимо предоставить правоустанавливающие документы на главную понизительную подстанцию.
Письмом от 30.01.2012г. ЗАО «Авиастар-ОПЭ» во исполнении письма № 25 от 16.01.2012 г. предоставил дополнительные правоустанавливающие документы к заявлению № 181/1029 от 01.12.2011 г.:
1. Выписку из Протокола № 16 заседания Совета директоров АО «Авиастар» от 26.12.1997 г.
2. Акт передачи имущества в счет оплаты уставного капитала ЗАО «Авиастар-ОПЭ» от 01.04.1998 г.
3. Акт приема-передачи основных средств ОАО «Авиастар» в оплату доли ОАО «Авиастар» в уставном капитале ЗАО «Авиастар-ОПЭ» от 24.04.1998 г.
4. Копию доверенности.
17.02.2012г. Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Чердаклинский район» сообщил, что предоставленные документы не являются основанием для предоставления земельного участка в соответствии статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
13.03.2012г. ЗАО «Авиастар-ОПЭ» обратилось к Главе администрации Муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области с заявлением, в котором просило предоставить ЗАО «Авиастар-ОПЭ» земельный участок, расположенный по адресу: <...>, кадастровый номер 73:21:030620:39 в собственность за плату либо в аренду. В заявлении ЗАО «Авиастар-ОПЭ» сообщало, что в соответствии с п. 4 ст. 34 Земельного Кодекса РФ Главой Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» было вынесено постановление № 1454 от 16.11.2010г. Об утверждении схемы расположения земельного участка, на кадастровом плане (карте) соответствующей территории, расположенного по адресу: «<...>» и утверждена схема расположения земельного участка. ЗАО «Авиастар-ОПЭ» в соответствии с п. 4 ст. 34 ЗК РФ обеспечило за свой счет выполнение в отношении указанного земельного участка кадастровых работ (силами ООО «Чердаклинское землеустроительное предприятие»), после чего обратилось с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка. 14.03.2011 г. земельный участок по адресу: <...> был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 73:21:030620:39. На земельном участке с кадастровым номером 73:21:030620:39 отсутствуют какие-либо здания, строения, сооружения, предусмотренные п. 1 статьи 36 ЗК РФ, что было выявлено при осуществлении кадастровых работ. При этом на земельном участке находится оборудование, принадлежащее на праве собственности ЗАО «Авиастар-ОПЭ», обеспечивающее трансформацию тока с напряжения 110 кВ на напряжение 10 кВ. Общее описание совокупности указанного оборудования — Главная понизительная подстанция.
13.04.2012г. Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Чердаклинский район», рассмотрев заявление ЗАО «Авиастар-ОПЭ» о предоставлении земельного участка площадью 1557 кв.м., расположенного по адресу: <...>. 22А, под существующей главной понизительной подстанцией, сообщил, что по заявлению был сформирован земельный участок и поставлен на кадастровый учёт. В соответствии статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Для подготовки проекта постановления администрации муниципального образования «Чердаклинский район» о предоставлении земельного участка необходимо предоставить правоустанавливающие документы на главную понизительную подстанцию.
Не согласившись с бездействиями Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» и Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями муниципального образования «Чердаклинский район», выразившегося в не оформлении договора аренды земельного участка площадью 1557 кв.м., расположенного по адресу: <...>, под главной понизительной подстанцией, ЗАО «Авиастар-ОПЭ» обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей лиц участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявление Закрытого акционерного общества «Авиастар – объединенное предприятие энергоснабжения» подлежит удовлетворению в отношении Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, исходя из следующих обстоятельств:
В соответствии с положениями Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ №22 от 29.04.2010 при рассмотрении спора суд должен определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела к установленным обстоятельствам.
Суд усматривает, что ЗАО «Авиастар-ОПЭ фактически просит суд в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) признать недействительным отказ Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» и Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями муниципального образования «Чердаклинский район» в предоставлении ЗАО «Авиастар-ОПЭ» в долгосрочную аренду земельного участка площадью 1557 кв.м., расположенного по адресу: <...>, под главной понизительной подстанцией.
В соответствии с п. 1. ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным Арбитражным процессуальным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 5 ст. 200 АПК РФ установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Материалами дела бесспорно доказано, что ЗАО «Авиастар-ОПЭ» является собственником оборудования, обеспечивающего трансформацию тока с напряжением 110 кВ на напряжение 10 кВ, расположенное по адресу: <...>. Общее описание совокупности указанного оборудования — Главная понизительная подстанция. Данный факт подтвержден выпиской из Протокола №16 заседания Совета директоров АО «Авиастар» от 26.12.1997г., актом передачи имущества в счет оплаты уставного капитала ЗАО «Авиастар-ОПЭ» от 24.04.1998г.
На основании ч. 3 ст. 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Если движимое имущество внесено в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал до государственной регистрации юридического лица, право собственности этого юридического лица на имущество возникает не ранее даты такой регистрации.
Если движимое имущество внесено в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал после государственной регистрации юридического лица, право собственности этого юридического лица возникает с момента передачи ему имущества, если иное не предусмотрено законом или участниками юридического лица (пункт 1 статьи 223 ГК РФ).
При внесении недвижимого имущества в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал юридического лица право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права за таким юридическим лицом в ЕГРП.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ настоящий Федеральный закон вступил в силу через шесть месяцев после официального опубликования (опубликован в "Собрании законодательства РФ" - 28.07.1997, в "Российской газете" - 30.07.1997) - 31.01.1998.
Но в сложившейся ситуации следует учесть, что передача оборудования, обеспечивающего трансформацию тока с напряжением 110 кВ на напряжение 10 кВ, расположенного по адресу: <...>, произведена в апреле 1998г., до создания в Ульяновской области учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество (учреждение создано в Ульяновской области в декабре 1998г.), что не противоречит ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. 1997г.).
Сведения о наличии установленного порядка по регистрации прав на недвижимое имущество до создания соответствующего учреждения юстиции в г. Ульяновске отсутствуют.
С мая 2011 года ЗАО «Авиастар-ОПЭ» неоднократно обращалось к Главе администрации Муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер 73:21:030620:39 в аренду с разрешенным использованием: под существующей главной понизительной подстанцией (письма № 181/363 от 20.05.11г., № 181/1029 от 01.12.2011, № б/н от 30.01.2012г., № 181/187 от 13.03.2012г.).
В ответ на заявления ЗАО «Авиастар-ОПЭ» Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Чердаклинский район» запрашивал правоустанавливающие документы на главную понизительную подстанцию. При этом, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Чердаклинский район» исходил из того, что главная понизительная подстанция является недвижимым имуществом.
В силу действия ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
Доказательства, свидетельствующие о том, что оборудование, находящееся на спорном земельном участке (составляющее объект Главной понизительной подстанции) относится к недвижимым вещам, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства – суду не представлены.
По предложению суда 17.07.2012г. произведен осмотр земельного участка площадью 1557 кв. м., расположенного по адресу: <...> с участием представителя ЗАО «Авиастар-ОПЭ» и Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Чердаклинский район».
В результате осмотра обнаружено, что на данном земельном участке находится оборудование Главной понизительной подстанции «Зенит»: трансформаторы, ЗРУ (закрытое распределительное устройство), ОРУ (отделители (или открытое распределительное устройство). Оборудование расположено на балках без наличия фундамента.
Таким образом, из акта осмотра от 17.07.2012г. следует, что на территории земельного участка площадью 1557 кв. м., расположенного по адресу: <...> отсутствуют объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Таким образом, право собственности ЗАО «Авиастар-ОПЭ» на оборудование, обеспечивающего трансформацию тока с напряжением 110 кВ на напряжение 10 кВ, расположенное по адресу: <...>. основано на законе, а обстоятельства, связанные с видом имущества – движимое или недвижимое в сложившейся ситуации не имеют значения, так как у Общества нет обязанности регистрировать свое право в целях заключения договора аренды земельного участка и требование о предоставлении документов о государственной регистрации права на существующую главную понизительную подстанцию, не основано на законе. Правоустанавливающие документы, свидетельствующие о праве собственности ЗАО «Авиастар-ОПЭ» на оборудование (выписка из Протокола №16 заседания Совета директоров АО «Авиастар» от 26.12.1997г., акт передачи имущества в счет оплаты уставного капитала ЗАО «Авиастар-ОПЭ» от 24.04.1998г.) были направлены письмом от 30.01.2012г.
Суд также учитывает, что Заявитель обратился в Администрацию Муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской областис заявлением о предоставлении земельного участка не для целей строительства.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
Положениями статьи 34 Земельного кодекса закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. В пункте 1 указанной статьи определены основные требования, которым должна отвечать данная процедура, направленные на обеспечение реализации принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Заявление ЗАО «Авиастар-ОПЭ» соответствует требованиям, установленным ст. 34 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 4 статьи 34 Кодекса орган местного самоуправления на основании заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Таким образом, совершение указанных действий в срок, определенный указанной нормой права, следует рассматривать в качестве юридической обязанности соответствующего органа.
Распоряжением Главы администрации МО "Чердаклинский район" Ульяновской обл. от 12.04.2007 N 60-р "О создании комиссии по застройке и землепользованию" с целью установления на территории муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области единого порядка предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации создана комиссия по застройке и землепользованию.
В соответствии с п. 7.1. Распоряжения Главы администрации МО "Чердаклинский район" Ульяновской обл. от 12.04.2007 N 60-р граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в границах муниципального образования "Чердаклинский район", для строительства и целей, не связанных со строительством, подают заявление на имя Главы администрации муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области.
Постановление Главы администрации муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области о предоставлении земельного участка для строительства и целей, не связанных со строительством, выдается заявителю в пятидневный срок со дня его принятия (п. 11 Распоряжения Главы администрации МО "Чердаклинский район" Ульяновской обл. от 12.04.2007 N 60-р).
Постановление Главы администрации муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области о предоставлении земельного участка является основанием для заключения муниципальным учреждением "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области, после государственного кадастрового учета такого земельного участка:
- договора аренды земельного участка;
- договора купли - продажи земельного участка;
- для государственной регистрации права аренды земельного участка в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области при передаче земельного участка в аренду на срок более одного года;
- для государственной регистрации права собственности на земельный участок в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области при передаче земельного участка в собственность (п. 12 Распоряжения Главы администрации МО "Чердаклинский район" Ульяновской обл. от 12.04.2007 N 60-р).
Решением Совета депутатов МО "Чердаклинский район" Ульяновской обл. от 29.02.2012 N 11 "Об утверждении Положения о порядке предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области" (далее – Положение) установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством, устанавливает процедуру и критерии предоставления земельных участков на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности.
В соответствии с п. 1.5. Положения земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена или находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области, предоставляются для следующих целей, не связанных со строительством:
- ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, цветоводства, пчеловодства, сенокошения, выпаса скота;
- для благоустройства территории, в том числе устройства озеленения территорий, зон отдыха населения, детских и спортивных площадок;
- земельные участки для размещения временных построек, не являющихся объектами капитального строительства (металлических гаражей без фундамента, киосков, павильонов, летних кафе, торговых палаток, контейнеров);
- размещения платных (открытых) автостоянок, открытых складов строительных материалов и конструкций;
- для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
- размещения наружной рекламы и объектов дорожного сервиса не капитального характера, туризма и отдыха населения, создания учебных полигонов, установки малых архитектурных форм (беседок, скамеек, тентов, навесов и пр.), устройства вольеров для животных.
В силу п. 1.7. Положения решение о предоставлении гражданам, юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, принимается Администрацией муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области в лице муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области" (далее - Комитет), которое обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в аренду, либо информацию о проведении торгов и публикует соответствующее информационное сообщение в газете "Приволжская правда" и на сайте муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области.
Положением о порядке предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области" предусмотрено, что Комитет в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении земельных участков в собственность или в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с принятым решением Комитет в двухнедельный срок со дня принятия указанного решения заключает договоры купли-продажи либо аренды земельных участков. Договоры купли-продажи либо аренды земельных участков регистрируются в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, за счет граждан, юридических лиц, выступающих по данным договорам покупателями, арендаторами. ( пункты 2.4. , 2.5. Положения).
Согласно п. 3.15. Положения о муниципальном учреждении "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области", утвержденным Решением Совета депутатов МО "Чердаклинский район" Ульяновской обл. от 26.12.2011 N 106 Комитет в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет, в том числе заключение договоров аренды муниципального имущества, в том числе земельных участков, находящихся на территории района.
Однако, в данном случае, суд учитывает, что цель истребования спорного участка не входит в перечень п. 1.5. Положения «О порядке предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области», утвержденного Решением Совета депутатов МО "Чердаклинский район" Ульяновской обл. от 29.02.2012 N 11, и как следствие - не входит в перечень договоров, которые Комитет вправе оформить самостоятельно без наличия постановления Главы Администрации муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области.
Таким образом, решение вопроса о возможности предоставления истребуемого земельного участка для целей не связанных со строительством, относится к компетенции Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области и решение должен принимать Глава Администрации муниципального образования "Чердаклинский район" Ульяновской области, а не Комитет. Следовательно, требование Закрытого акционерного общества «Авиастар – объединенное предприятие энергоснабжения» о признании незаконным бездействия Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями муниципального образования «Чердаклинский район», выразившегося в необоснованном затягивании решения вопроса и не рассмотрении в установленный законом срок заявлений о предоставлении ЗАО «Авиастар-ОПЭ» земельного участка площадью 1557 кв.м., расположенного по адресу: <...>, под главной понизительной подстанцией, и об обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными отношениями муниципального образования «Чердаклинский район» принять решение по заявлению ЗАО «Авиастар-ОПЭ» от 13.03.2012г. и направить ответ в адрес Общества не подлежат удовлетворению.
Следовательно, судом установлено, что в нарушение требований ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации Муниципальном учреждением Администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской областив двухнедельный срок и не приняты меры, направленные на заключение договора аренды земельного участка площадью 1557 кв.м., расположенного по адресу: <...>, под существующей «Главной понизительной подстанцией».
Данное бездействие нарушает права ЗАО «Авиастар-ОПЭ», т.к. создает правовую неопределенность в отношении вопроса о возможности получения Обществом земельного участка в аренду для осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с ч.5 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях возложения на ответчика обязанности, соответствующей закону, и позволяющей в полном объеме устранить нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности арбитражный суд считает необходимым обязать Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу принять меры, направленные на предоставление ЗАО «Авиастар-ОПЭ» в аренду земельного участка площадью 1557 кв.м., кадастровый номер 73:21:030620:39, расположенного по адресу: <...>, под существующей «Главной понизительной подстанцией».
В соответствии со ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере. Данный вывод подтвержден правоприменительной практикой, в частности Постановлением Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 7959/08 по делу N А46-6118/2007.
Руководствуясь статьями 198-201, 116 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, выразившееся в непредставлении ЗАО «Авиастар-ОПЭ» земельного участка площадью 1557 кв.м., расположенного по адресу: <...>, под существующей «Главной понизительной подстанцией», как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу принять меры, направленные на предоставление ЗАО «Авиастар-ОПЭ» в аренду земельного участка площадью 1557 кв.м., кадастровый номер 73:21:030620:39, расположенного по адресу: <...>, под существующей «Главной понизительной подстанцией».
В остальной части заявление оставить без удовлетворения.
Взыскать с Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области в пользу ЗАО «Авиастар-ОПЭ» 2000 (две тысячи) руб. расходы по государственной пошлине.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья И.В. Ипполитова