ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А72-3985/10 от 30.07.2010 АС Ульяновской области

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

  г.Ульяновск Дело №А72-3985/2010

«05» августа 2010г.

Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2010г.

Решение изготовлено в полном объеме 05 августа 2010г.

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Д.М.Замалетдиновой,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.Н.Марышевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя ФИО1

к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии города Ульяновска

к Муниципальному унитарному предприятию «Теплоком»

к Главному управлению МЧС России по Ульяновской области

3-и лица: Муниципальное учреждение «Управление «Гражданской защиты» города Ульяновска»

ОГУ «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области»

Территориальное управление Росимущества в Ульяновской области

о понуждении ГУ МЧС России по Ульяновской области исключить помещения площадью 2 095,22 кв.м., расположенные по адресу: <...>, из реестра объектов гражданской обороны

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО2, представитель по доверенности от 08.06.2010г., паспорт

от КУГИЗ – ФИО3, главный специалист-эксперт юридического отдела, по доверенности №176-02 от 09.06.2010г., паспорт

от МУП «Теплоком» - не явился (заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя)

от ГУ МЧС – ФИО4, старший юрисконсульт, по доверенности №4-11 от 12.01.2010г., удостоверение №99833 от 11.11.2009г.; ФИО5, ведущий специалист-эксперт, по доверенности №10/3 от 25.03.2010г., паспорт

от МУ «Управление «Гражданской защиты» - ФИО6, главный специалист экономически-правового отдела, по доверенности от 12.01.2010г., удостоверение

от ОГУ «Служба гражданской защиты» - ФИО7, юрисконсульт, по доверенности №165-8 от 02.03.2010г., удостоверение №121

от ТУ Росимущества – не явился (заявление о рассмотрении дела без участия представителя)

установил:

В Арбитражный суд Ульяновской области обратился индивидуальный предприниматель ФИО1 с заявлением к Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г.Ульяновска, к Муниципальному унитарному предприятию «Теплоком», к Главному управлению МЧС России по Ульяновской области о понуждении ГУ МЧС России по Ульяновской области исключить помещения площадью 2 095,22 кв.м., расположенные по адресу: <...>, кадастровый номер :73 : 24 : 021002 : 000 : 0188650001 : 100100-111400 из реестра объектов гражданской обороны.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, также привлечены Муниципальное учреждение «Управление «Гражданской защиты» города Ульяновска», ОГУ «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области» и ТУ Росимущества в Ульяновской области.

27.07.2010г. в ходе судебного заседания представитель ИП ФИО1 уточнил предмет заявленного требования. Заявитель просит суд обязать ГУ МЧС России по Ульяновской области, МУ «Управление «Гражданской защиты» города Ульяновска» и ОГУ «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области» исключить помещения площадью 2 095,22 кв.м., расположенные по адресу: <...>, с учета в качестве объектов гражданской обороны (защитных сооружений).

Суд принял заявленное уточнение в порядке ч.1 ст.49 АПК РФ.

Одновременно представитель заявителя ходатайствовал об исключении из числа ответчиков КУГИЗ мэрии г.Ульяновска и УМУП «Теплоком», определив их процессуальный статус - третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.

Суд признал заявленное ходатайство подлежащим удовлетворению в соответствии со ст.ст.40, 47 АПК РФ.

Также представитель заявителя обратился к суду с ходатайством о привлечении МУ «Управление «Гражданской защиты» города Ульяновска» и ОГУ «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области» к участию в деле в качестве соответчиков.

На основании ст.163 АПК РФ 27.07.2010г. в судебном заседании был объявлен перерыв до 30.07.2010г.

После перерыва суд рассмотрел ходатайство заявителя о привлечении соответчиков по существу и удовлетворил его в соответствии со ст.46 АПК РФ.

Уточненное требование представитель ИП ФИО1 поддержал в полном объеме. Сослался на то, что спорные помещения не отвечают требованиям, предъявляемым к объектам гражданской обороны Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. приказом МЧС РФ от 15.12.2002 №583, и постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 №1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны". Указал, что факт невозможности использования помещений в качестве защитного сооружения гражданской на данный момент подтвержден результатами экспертизы, проведенной ООО «СОСЭКС – Ульяновская ТПП». Полагает, что Инструкция МЧС РФ от 18.10.1996 №1-38-4, Госкомимущества РФ от 05.11.1996 №АР-13/7746 "О порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны" к спорным правоотношениям применяться не может, поскольку данный документ не был опубликован и зарегистрирован Минюстом РФ. По мнению представителя заявителя, исключение спорного помещения из реестра объектов гражданской обороны возможно в судебном порядке.

Представители ГУ МЧС по Ульяновской области возразили против удовлетворения заявленного требования. Указали, что подвальное помещение по адресу: <...>, площадью 2 034,98 кв.м. является объектом гражданской обороны (защитным сооружением) и находится в собственности муниципального образования «г.Ульяновск». На данный объект имеется паспорт убежища (противорадиационного укрытия) от 1995г. В журнале учета защитных сооружений гражданской обороны, который в соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области от 09.01.2008 №2-пр ведет ОГУ «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области», указанный объект числится под номером 122. Кроме того, сведения о спорном помещении как об объекте гражданской обороны, имеются в инвентаризационных ведомостях убежищ гражданской обороны, находящихся на территории г.Ульяновска и Ульяновской области. Также представители ГУ МЧС пояснили суду, что учет защитных сооружений гражданской обороны ведется на основании п.2.1 приказа МЧС РФ от 15.12.2002 №583. Списание защитных сооружений с учета возможно только в случае их непригодности, а также отсутствия технической возможности или экономической целесообразности их восстановления. При этом неготовность объекта к укрытию не может расцениваться как непригодность объекта для целей гражданской обороны. Заключение о техническом состоянии защитного сооружения в целях его списания может быть выдано только специализированной организацией, имеющей аккредитацию в МЧС России. Порядок списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны установлен Инструкцией МЧС РФ от 18.10.1996 №1-38-4, Госкомимущества РФ от 05.11.1996 №АР-13/7746, согласно которой пришедшее в негодность защитное сооружение гражданской обороны списывается с учета решением комиссии МЧС России с учетом заключения Государственной экспертизы МЧС России. Последнее выдается на основании подготовленной балансодержателем документации с необходимыми обоснованиями и выводами инвентаризационных комиссий. В полномочия ГУ МЧС России по субъектам РФ входит подготовка заключения о возможности выполнения защитных мероприятий в случае списания объекта гражданской обороны, а также проверка и направление подготовленных балансодержателем документов в Департамент гражданской защиты МЧС России. Дополнительно представители ГУ МЧС обратили внимание суда на то, что спорное помещение передано в хозяйственное ведение МУП «Теплоком», поскольку в соответствии с п.96 приложения №1 к постановлению Правительства Ульяновской области от 23.11.2007 №479дсп предприятие входит в перечень объектов, продолжающих производственную деятельность в особый период.

Представитель ОГУ «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области» с требованием заявителя также не согласился, поддержал доводы представителей ГУ МЧС о наличии особого порядка списания защитных сооружений.

Представитель МУ «Управление «Гражданской защиты» города Ульяновска» заявленное требование, как и остальные ответчики, не признал. Пояснил суду, что расположенное по адресу: <...>, убежище №3952 является защитным сооружением. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформлен в 1995г. Согласно данным проведенной инвентаризации по состоянию на 01.08.2006г. убежище общей площадью 2034, 98 кв.м. нуждается в капитальном ремонте, но это не свидетельствует о том, что спорный объект не отвечает требованиям, предъявляемым к защитным сооружениям, поэтому убежище включено в перечень защитных сооружений, признанных не готовыми к приему укрываемых, но отсутствует в инвентаризационной ведомости убежищ, не подлежащих дальнейшей эксплуатации. В актах проверки состояния защитных сооружений, представленных на смотр-конкурс в 2008 и 2009гг., также отражено, что спорный объект гражданской обороны не готов к приему укрываемых, но после капитального ремонта может использоваться по назначению в качестве защитного сооружения. Дополнительно указал, что представленная заявителем экспертиза не противоречит доводам ответчиков.

Представитель КУГИЗ требование заявителя считает необоснованным. Сослался на то, что нежилые помещения общей площадью 2095,22 кв.м. с принадлежностями включены в реестр муниципальной собственности в 1994г. с пометкой в графе «назначение помещения» - «гражданская оборона». Площадь помещений уточнялась на основании технического паспорта в 2002г. При этом данный объект изначально строился как защитное сооружение – встроенное убежище 2 класса вместимостью на 3 900 человек и числится по учету в территориальных органах управления ГО ЧС и ПБ. Факт непригодности спорных помещений для целей гражданской обороны, по мнению представителя КУГИЗ, не доказан, т.к., даже исходя из представленного заявителем экспертного заключения, в неудовлетворительном состоянии находятся только коммунальные объекты, которые могут быть отремонтированы, а несущие конструкции убежища отвечают своему функциональному назначению.

Возражения ответчиков и третьего лица изложены в отзывах (т.1 л.д.34, 42, 105, т.2 л.д.1-4, 15).

МУП «Теплоком» и ТУ Росимущества в Ульяновской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили, направили в адрес суда ходатайства о рассмотрении дела по существу в отсутствие представителей.

В ранее представленном отзыве (т.2 л.д.34-35) МУП «Теплоком» указало, что решение о передаче спорных помещений площадью 996 кв.м. принято на совещании по вопросам дальнейшего использования защитных сооружений, итоги которого отражены в протоколе от 17.06.2009г. Поскольку в настоящее время данные помещения в производственной деятельности предприятия не задействованы, УМУП «Теплоком» направило в адрес КУГИЗ мэрии г.Ульяновска письмо с просьбой принять их в муниципальную казну.

Из отзыва, поступившего от ТУ Росимущества в Ульяновской области 27.07.2010г., усматривается, что спорное помещение федеральной собственностью не является, согласно инвентаризационной описи убежищ гражданской обороны, находящихся на территории г.Ульяновска, по состоянию на 01.08.2006г. числится в качестве объекта муниципальной собственности.

Как следует из материалов дела, 30.11.2009г. предприниматель ФИО1 обратился в КУГИ г.Ульяновска с заявлением о предоставлением преимущественного права на приобретение арендуемого по договору от 23.04.2004 №5883/3951 муниципального имущества (нежилого помещения общей площадью 130 кв.м.), расположенного по адресу: <...>.

Письмом от 17.12.2009г. исх.№15739-04 КУГИ г.Ульяновска уведомил заявителя о том, что включенные в реестр муниципальной собственности нежилые помещения общей площадью 2095,22кв.м. по пр.Ульяновский, 5, и предназначенные для обеспечения гражданской обороны, переданы УМУП «Теплоком» на праве хозяйственного ведения, и указал, что собственник не имеет намерений отчуждать данное имущество

01.03.2010г. письмом №2281-11 КУГИ г.Ульяновска также сообщил заявителю, что по результатам инвентаризации от 2006г. защитное сооружение по пр.Ульяновский, 5, числится в реестре ГУ МЧС России по Ульяновской области (№122-73) и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.04.1991 №359 объекты и имущество гражданской обороны не могут быть проданы.

По утверждению заявителя, помещения по пр.Ульяновский, 5 не отвечают требованиям, предъявляемым к объектам гражданской обороны и в настоящее время отсутствует возможность использования данных помещений в качестве защитного сооружения гражданской обороны, поэтому просит обязать ГУ МЧС России по Ульяновской области, МУ «Управление «Гражданской защиты» города Ульяновска» и ОГУ «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области» исключить помещения площадью 2 095,22 кв.м., расположенные по адресу: <...>, из реестра объектов гражданской обороны (защитных сооружений) в судебном порядке.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что заявленное требование удовлетворению не подлежит. При этом судом приняты во внимание следующие обстоятельства.

Во исполнение распоряжения Главы администрации Ульяновской области от 22.07.1994 №142 постановлением мэра г.Ульяновска от 19.10.1994 №1166 (л.д.17-18, т.2) нежилые помещения площадью 1183,4 кв.м., расположенные по адресу: <...>, включены в реестр муниципальной собственности с указанием их назначения - объект гражданской обороны. В последующем площадь данных помещений уточнена с учетом данных технического паспорта от 02.04.2002г. и признана равной 2095, 22 кв.м. (постановление мэра г.Ульяновска от 09.09.2002г., л.д.21,т.2)

02.12.2002г. зарегистрировано право собственности города Ульяновска на указанные нежилые помещения (свидетельство серии 73-АТ №002297, л.д.11, т.1).

Согласно ст.6 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство РФ. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 №1309 разработан и утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее – Порядок).

В соответствии с положениями данного Порядка к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия … и иные объекты для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. Создание таких объектов в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ и согласованных с МЧС России и Министерством экономики РФ. Учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны ведут федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления на соответствующих территориях, организации, имеющие на балансе защитные сооружения гражданской обороны и МЧС России. Создание объектов гражданской обороны осуществляется за счет приспособления существующих, реконструируемых и вновь строящихся зданий и сооружений, которые по своему предназначению могут быть использованы как объекты гражданской обороны, а также строительства этих объектов. Пункт 13 Порядка предусматривает возможность использования объектов гражданской обороны в мирное время в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

В соответствии с п.п.1.2, 2.1, 2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 №583 (зарегистрировано в Минюсте РФ 25.03.2003 №4317) статус защитного сооружения гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений, заверенных органами технической инвентаризации

Материалами дела подтверждается, что на спорный объект по пр-ту Ульяновскому 5, как на объект гражданской обороны оформлен паспорт убежища (противорадиационного укрытия) №122 (л.д.106-110, т.2), в котором указаны его технические данные, перечень оборудования системы жизнеобеспечения.

Данное укрытие учтено в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны, который ведет ОГУ «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области» в соответствии с распоряжением Правительства Ульяновской области от 09.01.2008 №2-пр. Суду также представлен технический паспорт спорного объекта с поэтажными планами и экспликацией, заверенной руководителем УОГУП БТИ (л.д.26-32, т.2)

Таким образом, убежище, расположенное в подвальном помещении многоквартирного жилого дома по пр-ту Ульяновскому, д.5, имеет статус защитного сооружения гражданской обороны и установленном порядке учтено уполномоченным органом.

Порядок списания с учета объектов гражданской обороны определен Инструкцией МЧС России от 18.10.1996 №1-38-4 и Госкомимущества РФ от 05.11.1996 №АР-13/7746 «О порядке списания с учета, пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны». Согласно установленному порядку списание с учета защитных сооружений гражданской обороны допускается лишь в случае их непригодности для использования по назначению. При этом документация на списание таких сооружений готовится в соответствии с требованиями названной Инструкции, решение о списании принимается комиссией МЧС России на основании заключения Государственной экспертизы МЧС России. Названная Инструкция введена в действие письмом МЧС России от 28.01.1997 №40-2138 и согласно разъяснениям Минюста России данный документ в государственной регистрации не нуждается («Экономика и жизнь» 1997 №1).

Иной порядок списания с учета защитных сооружений гражданской обороны действующим законодательством не предусмотрен.

Согласно ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на которую сослался заявитель в заявлении от 24.05.2010г. (л.д.2-5, т.1), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Несмотря на неоднократные предложения суда (определения от 24.05.2010г., от 15.06.2010г., от 01.07.2010г.), заявитель предмет заявленного требования не уточнил, настаивает на рассмотрении требования в заявленной редакции по правилам главы 24 АПК РФ. В соответствии со ст.201 АПК РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании действий (бездействия) госорганов, органов местного самоуправления, иных органов или должностных лиц суд принимает решение о понуждении соответствующих лиц принять меры (в том числе совершить определенные действия) в целях устранения допущенного нарушения. С учетом доводов предпринимателя, изложенных в заявлении, суд считает, что фактически заявитель оспаривает бездействие ответчиков по исключению убежища из реестра объектов гражданской обороны, непригодного для использования по назначению, а требование о понуждении ответчиков исключить убежище из реестра объектов гражданской обороны расценивает как способ устранения нарушения оспариваемым бездействием.

Вместе с тем, материалами дела не подтверждается непригодность спорного объекта для использования в качестве защитного сооружения гражданской обороны. По результатам проверок состояния и использования убежищ, проведенных в 2006, 2007, 2008, 2009 годах, защитное сооружение по пр-ту Ульяновскому, 5, признано не готовым к приему укрываемых в связи с необходимостью проведения капитального ремонта. В то же время, данный объект не включен в инвентаризационную ведомость убежищ, не подлежащих дальнейшей эксплуатации.

Ссылку заявителя на заключение эксперта №026-043-02-00305 (л.д.90-93, т.2), как на основание для признания спорного объекта непригодным для использования по назначению, суд признает необоснованной, поскольку заключение о техническом состоянии защитного сооружения гражданской обороны и документацию на списание таких объектов могут выдавать только специализированные организации, имеющие аккредитацию в МЧС России.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства в совокупности, суд признает требование индивидуального предпринимателя ФИО1 необоснованным и неподлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ госпошлину по делу следует отнести на заявителя.

Руководствуясь статьями 46, 47, 49, 110, 167-170, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство заявителя об исключении Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами мэрии г.Ульяновска и УМУП «Теплоком» из числа ответчиков удовлетворить.

Считать КУГИЗ мэрии г.Ульяновска и УМУП «Теплоком» третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора.

Ходатайство заявителя о привлечении МУ «Управление «Гражданской защиты» города Ульяновска» и ОГУ «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области» к участию в деле в качестве соответчиков удовлетворить.

Ходатайство заявителя об уточнении предмета заявленного требования удовлетворить.

Требование индивидуального предпринимателя ФИО1 о понуждении ГУ МЧС России по Ульяновской области, МУ «Управление «Гражданской защиты» города Ульяновска» и ОГУ «Служба гражданской защиты и пожарной безопасности Ульяновской области» исключить помещения площадью 2 095,22 кв.м., расположенные по адресу: <...>, с учета в качестве объектов гражданской обороны (защитных сооружений) оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара).

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (г.Казань).

Судья Д.М.Замалетдинова